Комиссия по градостроительству и земельным отношениям. Комиссия по земельному вопросу: функции, состав, полномочия

19 июня на мобильный телефон 20-летнего московского активиста, координатора движения "Архнадзор" Андрея Новичкова позвонили. Звонящий не представился, но сообщил, что он из правительства Москвы. Поводом для звонка оказались документы, опубликованные Новичковым и его товарищами на сайте Фронде.Тв, - протоколы заседаний Градостроительно-земельной комиссии Москвы (ГЗК). Звучит скучно и малопонятно, но, судя по всему, обнародование этих самых протоколов не на шутку перепугало чиновников. По крайней мере, мужчина из мэрии стал угрожать Новичкову и требовал убрать публикацию. Новость быстро разлетелась по СМИ. Факт угроз только подхлестнул интерес к опубликованному.

Андрей Новичков согласился рассказать подробности Активатике.

- Андрей, что за угрозы поступили в ваш адрес?

- Мэрия боится, что народ будет протестовать ?

Разумеется. Поэтому такой уровень секретности у этих документов. Даже при Лужкове такого не было - по крайней мере, через депутатов или через суд можно было получить всю документацию по строительству. А сейчас - нет. Поэтому, в общем-то, мы были готовы к такой реакции с их стороны, к угрозам.

- А конкретно - что означают эти угрозы?

А это - сиди думай. Открыто сейчас не принято угрожать, а такими "намеками". Ну, первое, что приходит в голову, - это, конечно, фабрикация дел против нас. Ну или там могут подкараулить в подъезде, к примеру...

- Что планируете делать по этому поводу?

Мы обсуждали с юристами и, скорее всего, будем подавать заявление в полицию. Конечно, они, как обычно, скажут, что это никакие не угрозы. Но для нас главное - зафиксировать данный факт.

Скажу лишь, что мэрия своего не добилась. Мы не будем удалять никакие документы, а источник информации - зная, что ему угрожает опасность - теперь уж точно не раскроем.

Пока готовился материал, стало известно, что Андрей Новичков обратился в полицию с заявлением об угрозах.

30 октября 2014 года состоялось заседание комиссии (ГЗК) под председательством Мэра г. Москвы г-на С.С. Собянина. В п. 34 «О проекте градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 8, стр. 1,2,3,4; стр. 3-13, 18, Кадашевский тупик, д. 3», посвященном известной проблеме застройки квартала 401, где расположен храм 17 века Воскресения Христова в Кадашах и три исторических городских усадьбы.

Комиссия решила «согласиться с оформлением градостроительного плана земельного участка по вышеуказанному адресу. При видимом благополучии решения, прикрытого предыдущим постановлением Правительства Москвы 775-ПП от 19.12.2012 г., на самом деле предпринимается решительная попытка закончить давно затянувшееся дело застройки в пользу частного застройщика, который намеревается с лихвой возместить свои убытки прошлых лет за счет огромной стоимости строений вблизи Кремля.

С виду все хорошо: предусматривается «сохранение объекта культурного наследия…» и т.д. Все необходимые «вежливые» фразы об охране наследия сказаны. Однако несколько пунктов сразу показывают антизаконную, скрытую суть решения. Прежде всего, комиссия утверждает объем площади объекта - 13 500 кв. м при высоте задуманных зданий -14,5 метров. И тут же сообщается, что «общая площадь существующих объектов - 5 700,9 кв.м.»! То есть, застройщик увеличивает существующую площадь более чем в два раза! Законодательство допускает только регенерацию в исторических параметрах (ФЗ-73, ст. 34, п. 2: «Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия»).

Каждому ясно, что такое увеличение площади возможно лишь при явном нарушении исторических параметров, скрытых от общественности. Однако, они достаточно известны специалистам, поскольку этот вопрос обсуждается очень давно. Историческая высота застройки до ее незаконного сноса в 2003-2010 годах не превышала 10 метров, так как вся застройка состояла исключительно из двухэтажных зданий. Так что высота 14,5 м, утверждаемая «экспертами» комиссии, абсолютно не соответствует действительности и придумана для извлечения прибыли. Данное противоречие является существенным нарушением ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (Девятый Арбитражный апелляционный суд, Постановление № 09АП-29606/2010-АК от 16 февраля 2011 г., Дело № А40-150012/09-122-1135).

Огромная площадь будет получена еще и путем заполнения крохотного участка земли тесной массой новых построек, абсолютно не соответствующих исторической планировке. Ведь специалистам на самом деле хорошо известно, что в квартале 401 рядом с храмом были расположены только три усадьбы с участками, которые называются «приусадебными». Это подтверждено и современным межеванием в 2007 году. Всем известно, что по закону, строительство допускает только регенерацию утраченных зданий, в данном случае - усадеб, которые, конечно, не дают столь большой площади. Вот и весь секрет. К тому же комиссия предусматривает еще и какой-то «снос диссонирующих объектов». Что это за «диссонирующие объекты», кто определил их таковыми - остается тайной. И не удивительно - несмотря на закон и требования общественности, проект застройки не обсуждался на общественных слушаниях, как того опять-таки требует закон.

Вопреки результатам исследований, проведенных по кварталу 401 еще в 1990 году (Историко-аритектурное обследование центра г. Москвы, район обследования Замоскворечье, квартал 401, Моспроект-2 Мастерская №17) и в 2000 году (Историко-архитектурный опорный план. Территория церкви Воскресения в Кадашах, Моспроект-2 Мастерская №17), указывается, что существующая застройка «не представляет историко-культурной ценности». И такое утверждается про самый центр Москвы, на заповедной зоне Кремля, в охранной зоне! Также утверждается, что историческая застройка «характеризуется низкой степенью сохранности исторической структуры», но при этом не принимается во внимание, что она была незаконно и целенаправленно разрушена в течение 2003-2010 годов в интересах застройщика. Слово «регенерация» даже не употреблено ни одного раза! Но указано, что допускаются некие «объекты размещения» произвольного объема. Таким образом, кто-то хочет «втихую» под носом у Кремля, где восстанавливаются древние монастыри, нажиться на незаконном строительстве в заповедной зоне Кремля! Ясно, что при таких решениях от заповедной зоны величайшего для России духовного, исторического, культурного центра ничего не остается, даже при восстановлении древних кремлевских обителей. Что же касается г-на Собянина, то он не специалист в данной области и волей-неволей должен доверять своим помощникам, которым не дорого историческое наследие столицы. А исторический город - не просто улица… К чему такое положение дел может привести, нетрудно догадаться. Ну что ж, если нашему народу нужна собственная история, пусть он сам ее защищает. А если не может защитить - значит, собственная история никому не нужна. Только без истории нет у нас и будущего, потому что будущее не строится на пустом месте, нужно уважать предков и беречь их память. И для нормального человека это дороже денег.

Уверенны, при проведении подлинной научной реставрации указанного квартала в архитектурном стиле 17 века, приспособлении зданий купеческих усадеб под современные нужды, т.е. гостиничные апартаменты в русском стиле, арендные помещения, конференц-залы, детские учреждения и т.д. Москва могла бы приобрести туристический кластер, музей архитектуры под открытым небом и получить исключительную финансовую выгоду в бюджет столицы.

Речь идёт о Протоколах межведомственной Градостроительно-земельной комиссии – постоянно действующего органа Правительства Москвы, где на еженедельных заседаниях под председательством Сергея Собянина принимаются решения о строительстве на всей территории столицы. Именно на основании этих документов уничтожены и продолжают массово уничтожаться исторические здания и зелёные насаждения, легализуется самострой и определяются «стартовые площадки» под скандально известную .

Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) создана в ноябре 2010 года по инициативе Сергея Собянина и официально была призвана функционировать как рекомендательный орган, рассматривающий вопросы в области строительства в Москве. Но очень быстро эта комиссия стала работать в закрытом режиме, принимая решения о тотальном изменении облика всей столицы, без участия представителей научной, экспертной, краеведческой и экологической общественности. На деле комиссия не рекомендует, а обязывает органы государственной власти в сфере архитектуры, экологии, защиты культурного наследия реализовывать те или иные проекты.

За 8 лет существования ГЗК :

принято сотни решений о сносах исторических зданий и новом строительстве на их месте, среди них — Дома Привалова на Садовнической улице, усадьба Мельгунова на старом Арбате, ДК Серафимовича в Среднем Тишинском переулке, дома купца Михайлова на Большой Дмитровке, Таганская АТС на Покровском бульваре, усадьба Неклюдовой на Малой Бронной, военный госпиталь Красного креста на Красноказарменной улице, доходные дома на улице Варварка и ещё сотни и сотни адресов.

разрешена застройка более 500 парков и зелёных зон , включая «Парка Дружбы» на Речном вокзале, парка «Дубки», парка «Торфянка», лесопарка «Кусково», парка на Живописной улице.

отданы под реконструкцию, а фактически под полный или частичный снос , сотни зданий, представляющих архитектурную и мемориальную ценность, включая Дом Болконского из «Войны и мира» на Воздвиженке, плавательный бассейн олимпийского комплекса «Лужники», доходные дома Кузнецова и Королёва в Ордынском тупике, усадьба Соколова-Сибирякова в Вознесенском переулке, исторический квартал на Софийской набережной, напротив Кремля.

легализовано более тысячи объектов самовольного строительства на территории всей Москвы. Вместо того, чтобы принимать меры административного и уголовного воздействия к лицам, возводящих здания без разрешений, комиссия через непродолжительное время штампует решения «о сохранении объектов, обладающих признаками самовольного строительства».

Заседание ГЗК. Фото: mos.ru

Вопреки требованиям статьи 24 Конституции Российской Федерации, решения Комиссии держаться в строжайшем секрете и не предоставляются гражданам. Отказывают в ознакомлении и депутатам разных уровней. Таким образом, о решениях, которые принимаются на заседании, физически невозможно узнать. Лишь иногда пресс-служба градоначальника сообщает о некоторых событиях комиссии, оставляя за кулисами тысячи решений, принятых вопреки мнению жителей города и профессионального сообщества.

О непрозрачности и неподотчетности комиссии в 2016 году заявлял и Совет по правам человека при президенте России, который призвал её упразднить . Тогда же с призывом ликвидировать ГЗК выступило на митинге и общественное движение «Архнадзор», однако против высказались крупные девелоперы.

Информационное издание «Фронде ТВ» уверено, что так быть не должно . Любые решения, принимаемые властями, должны быть доступными и обсуждаться с гражданами. Эти документы предоставил нам чиновник Правительства Москвы, и сегодня мы публикуем все Протоколы ГЗК с момента её основания в 2010 году по май 2018 года.

Беглый анализ этих документов позволяет установить, что ГЗК работает как конвейер . Заседания проходят каждую неделю, и на каждом заседании рассматривается несколько десятков вопросов, иногда – более ста. Эти вопросы включают в себя все строительные проекты Москвы, в том числе решения о застройке площадью несколько миллионов квадратных метров. При этом каждое заседание комиссии длится обычно не более часа. То есть на рассмотрение одного вопроса тратится в среднем около минуты.

Так, например, заседание ГКЗ 14 апреля 2012 года продолжалось 50 минут, было рассмотрено 64 вопроса. А заседание ГЗК 27 декабря 2013 года продолжалось 35 минут, при этом было рассмотрено 75 вопросов. Рассмотрение каждого из вопросов заняло ровно 28 секунд . За это время невозможно даже озвучить решение, не то что обсудить его.

Но это даже не самое интересное. Из полученных документов становится ясно, что после подписания протоколов в них могут абсолютно произвольным образом вноситься правки , серьезно изменяющие проект в интересах застройщиков. Среди таких изменений: уменьшение площади детского сада почти в 2 раза; уменьшение количества машиномест в 10 раз; увеличение высоты застройки почти в 3 раза; изменение назначения земельного участка с «благоустройства и озеленения» на «размещение торгового объекта» и даже «инициирование внесения изменений в федеральные законы».

В середине июля 2016 года в Положение о ГЗК (градостроительно-земельной комиссии) города Москвы был внесен ряд изменений. При этом мало кто из участников строительного сектора знает, для решения каких задач создана комиссия, какие она имеет полномочия, в каких случаях проводятся заседания по земельным вопросам. Этим аспектам и посвятим внимание в статье.

Итак, главной целью создания ГЗК является быстрое решение проблем, связанных с градостроительной деятельностью, а также вопросами земельной сферы. Также в полномочия комиссии входит решение вопросов в отношении строительства и капитального ремонта зданий, в том числе и относящихся к объектам культурного наследия.

Обсуждения проводятся в формате заседания, результатом которого является составление протокола и принятие определенного решения. При этом все решения, которые принимает земельная комиссия, набирают силу только после подписания итогового документа. Особенность ГЗК в том, что она рассматривает вопросы только в границах имеющейся компетенции, без выполнения задач, возлагаемых на правительство города Москвы и области.

В процессе заседания могут рассматриваться различные вопросы, внесение которых — задача Председателя. Функции заместителей могут выполнять руководители подгрупп по различным вопросам. Ответственность за проведение заседания и оформление протокола несет секретарь.

Какие функции возлагаются на ГЗК?

Один из ключевых вопросов — функции, которые берет на себя земельная комиссия. В процессе проведения собраний специалисты по направлениям принимают решения о внесении корректировок в генплан Москвы и области. Также ГЗК имеет право одобрять следующие проекты:

  • Схем территориального и отраслевого сектора, благодаря которым гарантируется выполнение градостроительных мероприятий в пределах существующих госпрограмм города.
  • Правил пользования землей, мероприятий по застройке Москвы, а также внесения корректировок в документацию.

Кроме того, градостроительная комиссия принимает решения в отношении одобрения:

  • Проектов природоохранных зон, относящихся объектам культнаследия. Здесь же определяются режимы использования земельных наделов в непосредственной близости к упомянутым выше объектам города Москвы и области.
  • Списков наделов земли, права которых могут быть переданы посредством организации аукционов (торгов) с последующим возведением объектов в жилищном секторе.
  • Проектов планирования территории столицы до вступления в силу правил пользования землей, а также сооружений города Москвы.
  • Правил пользования землей, а также сооружениями в черте столицы, которые подготавливаются по заявлениям граждан и представителей компаний (юрлиц). В частности, речь идет об объектах ИЖС, земель с/х пользования, а также участков, находящихся за пределами ЦАО города Москвы.

Кроме перечисленных выше функций, ГЗК берет на себя и ряд других задач — оценка градостроительного потенциала столицы, рассмотрение, а также одобрение (отклонение) проектов развития сети туалетов общественного пользования, остановка разработки проекта на застройку участков и так далее.

Кроме глобальных вопросов, касающихся территории (сооружений) города Москвы и области, на заседаниях решаются и более «мелкие» проблемы (в том числе и финансового плана). К таковым стоит отнести решения, касающиеся применения штрафных санкций, изменения сроков возведения (реконструкции) объектов, расторжения (прекращения) срока действия арендных соглашений, установка сервитутов и так далее. По каждому из вопросов проводятся заседания и составляются протоколы.

Как следствие, градостроительная комиссия города и области берет на себя широкий спектр задач, связанных с принятием решений в строительной сфере. Сюда же относятся работы, связанные с инвестиционной деятельностью. Также принимаются решения в отношении подготовки и условий оформления концессионных договоров.

К полномочиям ГЗК относится принятие решений в отношении соглашений, оформляемых с предпринимателями и гражданами о перечислениях средств города на возведение (реконструкцию) сооружений (домов, автомобильных дорог).

Как работает комиссия?

Градостроительная комиссия — постоянно функционирующий орган города Москвы и области, деятельность которого ведется с учетом действующего регламента, а решения подтверждаются протоколом и утверждаются председателем. Частота заседаний жестко не фиксируется, они могут проводиться по мере необходимости два раза в месяц (минимум). Стоит отметить, что градостроительная комиссия ГЗК должна принимать решения только при количестве участвующих членов от 50% и более. В противном случае принятые на заседаниях решения не имеют силы.

Что нужно знать о решениях ГЗК?

Отдельное внимание стоит уделить вопросам принятия решений градостроительно-земельной комиссии. Так, заседания, касающиеся объектов города Москвы и области, проводятся при условии четкого следования законодательству РФ. Кроме того, вопрос считается решенным в случае согласия присутствующих членов. При наличии разногласий по тем или иным вопросам решение выносится посредством проведения голосования и занесения результатов в протокол. Если проводится голосование, то решение принимается при наличии большего числа голосов. В ситуации, если мнения разделились поровну, то последнее слово остается за председателем ГЗК. В случае отсутствия председателя главное слово остается за заместителем.

По результатам заседания секретарь оформляет протокол, где и отмечаются принятые решения. В течение десяти суток с момента проведения заседания протокол должен быть подписан секретарем (ответственным лицом). После оформления документа его копия направляется секретарем в уполномоченные органы столицы (области). На отправку есть трое суток со дня утверждения протокола. Выписки из документа должны направляться на базе запроса, составленного в письменной форме.

Задачи участников комиссии

Каждый из членов градостроительно-земельной комиссии берет на себя выполнение определенных задач. Так, к функциям председателя стоит отнести руководство работой ГЗК. Если руководителя нет, то его функции берет на себя заместитель. Кроме непосредственно руководящей функции, председатель (заместитель) руководит работой комиссии, распределяет обязательства между членами, утверждает подготовительный регламент, передает свои функции другим членам комиссии (при необходимости).

Не менее важные вопросы — составление повестки заседания и ведение протокола. Эти вопросы лежат на ответственном секретаре. Полномочия могут передаваться руководителям рабочих подгрупп.

Существует также Комитет по Москве и области, который обеспечивает воплощение в реальность инвестиционных проектов в строительном секторе, а также контролирует долевое строительство.

Определенные функции берут на себя и рабочие группы. В их полномочия может входить подготовка и организация заседаний. При этом создается несколько разных подгрупп — градостроительная комиссия по вопросам инвестиционной, градостроительной и прочих видов деятельности. В состав таких комиссий входят руководители различных органов в строительном секторе (территориальных, функциональных и отраслевых).

Протокол заседаний, проведенных каждой из подгрупп, должен быть утвержден председателем градостроительной комиссии. Регулирование работы подгрупп производится на основании действующих положений.

К полномочиям рабочих групп ГЗК по Москве и области стоит также отнести проведение подготовительных работ в отношении проектов решений, решение вопросов, касающихся реализации инвестиционных проектов и так далее.

Функция контроля исполнения решений ГЗК лежит на секретаре, который берет на себя выполнение еще ряда задач:

  • Предоставление данных о реализации решений Комиссии в секторе показателей (относительных и абсолютных), влияющих на общую ситуацию в социологическом и экологическом секторе.
  • Организация оперативных совещаний в вопросах, касающихся реализации решений комиссии. При этом данные о проведении совещаний предоставляются на заседаниях ГЗК вместе с данными о выполнении тех или иных решений.

Положение о работе комиссии может корректироваться, но только по указанию Правительства Москвы.

Озаботились тут отсутствием в открытом доступе протоколов градостроительно-земельной комиссии г.Москвы.

Был направлен запрос в Правительство г.Москвы о предоставлении протоколов градостроительно-земельной комиссии г.Москвы (ГЗК) за 2012г., а также о публикации всех протоколов на официальном сайте Правительства г.Москвы.

На заседаниях ГЗК принимаются наиболее важные решения в сфере строительства г.Москвы, в том числе касающиеся инвестиционных контрактов.

Протоколы ГЗК нигде не публикуются и недоступны широкому кругу заинтересованных лиц.

Основанием для предоставления такой информации и публикации ее на официальном сайте Правительства г.Москвы http://www.mos.ru/ или портале открытых данных Правительства г. Москвы http://data.mos.ru/ (портал создан специально для доступа к открытым данным города) явились положения ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», которые обязывают органы государственной власти предоставлять предоставлять по запросу гражданина любую информацию, находящуюся в распоряжении органа государственной власти, за редким исключением.

В своем ответе на запрос о предоставлении информации от 27.03.2013г. № 77-23-108/3-1, заместитель председателя Комитета Правительства г.Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов А.Н. Понятова сообщила со ссылкой на п. 3.5.6. Положения о ГЗК, утвержденного Постановлением Правительства г.Москвы № 1019-П « » , что протоколы ГЗК можно получить только направив запрос непосредственно секретарю ГЗК.


В соответствии с п. 3.1. Постановлением Правительства г.Москвы № 1019-П « О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы » комиссия является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы, то есть не является самостоятельным органом государственной власти.

Таким образом, протоколы ГЗК должно представлять Правительство г.Москвы и для этого нет необходимости направлять запрос секретарю ГЗК.

Кроме того, такой подход явно противоречит ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Мы конечно запрос в адрес секретаря ГЗК направим, но скорее всего, встанет вопрос на нашей заинтересованности в получении данной информации.

На заметку заинтересованным лицам, пока можете пытаться получить протоколы таким образом.

Вопрос о размещении протоколов ГЗК на официальном сайте Правительства г.Москвы остался без ответа.

Так как ответ Правительства г.Москвы был направлен только после направления второго запроса с нашей стороны, а первый был проигнорирован, сейчас Генеральная прокуратура РФ рассматривает нашу жалобу на бездействие Правительства г.Москвы.

Я думаю, рано или поздно добьемся публикации протоколов ГЗК.

Продолжение следует.