Влияние внешних факторов на рост и развитие растений

Вариант 7

А1. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

1) организменный

2) биоценотический

3) биосферный

4) популяционно-видовой

А2. Нуклеиновые кислоты, в отличие от крахмала, содержат атомы

1) азота и фосфора

2) водорода и кислорода

3) калия и кальция

4) серы и магния

A3. Наследственная информация в клетках грибов заключена в

А4. Новые соматические клетки в многоклеточном организме животного образуются в результате

3) овогенеза

4) сперматогенеза

А5. Прокариоты — это организмы,

1) клетки которых не имеют оформленного ядра

3) состоящие из одинаковых клеток и не имеющие тканей

4) которые не имеют клеточного строения

А6. У большинства животных с прямым развитием из яйца появляется организм,

1) по строению похожий на родителей

2) значительно отличающийся от родителей

3) способный к автотрофному питанию

А7. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску цветков гороха, называют

1) сцепленными

2) рецессивными

3) доминантными

4) аллельными

А8. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

А9. Явление полиплоидии обусловлено

1) поворотом участка хромосомы на 180°

2) кратным увеличением наборов хромосом

3) наличием в хромосоме двух хроматид

4) уменьшением числа отдельных хромосом

А10. Назовите признак, характерный только для царства Бактерий.

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, размножаются

3) в клетках есть оформленное ядро

4) в клетках отсутствует оформленное ядро

A ll. На развитие растений используется энергия, которую организм получает в результате

1) роста и деления клеток

2) транспорта воды и минеральных веществ

3) расщепления органических веществ при дыхании

4) поглощения веществ из окружающей среды

А12. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству

1) розоцветных

2) бобовых

3) капустных

4) лилейных

А13. Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего,

1) покрыта оболочкой из клетчатки

2) выполняет все функции организма

3) выполняет определенную функцию

4) представляет собой самостоятельный организм

А14. Кожное и лёгочное дыхание характерно для

2) крокодилов

4) лягушек

1) гортани

2) носоглотке

4) ротовой полости

А16. Образование мочи у человека происходит в

1) мочеточниках

2) мочевом пузыре

3) нефронах

4) почечной вене

А17. В процессе энергетического обмена

1) из глицерина и жирных кислот образуются жиры

2) синтезируются молекулы АТФ

3) синтезируются неорганические вещества

4) из аминокислот образуются белки

А18. Пример рефлекса, приобретённого в течение жизни, —

1) сужение зрачка на ярком свету

2) выделение слюны у собаки на запах мяса

3) чихание при попадании пыли в носоглотку

4) рвотный рефлекс у человека

А19. При вывихе в суставе

1) повреждается суставный хрящ

2) нарушается целостность мышечной ткани

3) повреждается надкостница в головках костей, образующих сустав

4) суставная головка выходит из суставной впадины

А20. Сохранению признаков вида в природе способствует

1) изменчивость

2) мутагенез

3) метаболизм

4) наследственность

А21. Материалом для естественного отбора служит изменчивость

1) сезонная

2) мутационная

3) определённая

4) фенотипическая

А22. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

1) клеточное строение организмов

2) наличие сходных систем органов у позвоночных

3) сходство зародышей позвоночных животных

4) сходство процессов жизнедеятельности у животных

А23. Доказательством единства человеческих рас является

1) одинаковый набор хромосом

2) приспособленность к жизни в различных климатических условиях

3) наличие атавизмов

4) наличие рудиментов

А24. Увеличение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов, относят к факторам

1) антропогенным

2) биотическим

3) абиотическим

4) ограничивающим

А25. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

1) злаки, осоки

2) бактерии и грибы

3) мышевидных грызунов

4) насекомых, питающихся растениями

А26. Обмен химическими элементами между организмами и неорганической средой, различные стадии которого происходят внутри экосистемы, называют

1) круговоротом веществ

2) экологической пирамидой

3) пищевыми цепями

4) саморегуляцией

А27. Полипептидная цепь, свернутая в клубок, — это структура белка

1) первичная 3) третичная

2) вторичная 4) четвертичная

А28. В ходе пластического обмена происходит

1) окисление глюкозы

2) окисление липидов

3) синтез неорганических веществ

4) синтез органических веществ

А29. Генотип потомства является точной копией генотипа родителей при

1) половом размножении

2) размножении семенами

3) вегетативном размножении

4) оплодотворении яйцеклетки

АЗО. Проявления модификационной изменчивости признака зависят от генотипа, поэтому её пределы ограничены

1) нормой реакции 3) случайными мутациями

2) условиями среды 4) конвергенцией

А31. Гетерозис выражается в

1) превосходстве гибридов по ряду свойств над родительскими формами

2) подавлении действия генов одного из родителей генами другого родителя

3) кратном увеличении числа хромосом

4) наследовании признаков родительских форм

А32. Растения семейства лилейных можно узнать по строению

1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька

2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизменённого корня

3) цветков трёхчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизменённых подземных побегов

4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов

АЗЗ. Клетки соединительной ткани

1) многоядерные, имеют поперечную исчерченность

2) располагаются рыхло, между ними много межклеточного вещества

3) мелкие, веретенообразной формы, имеют миофибриллы

4) плотно прилегают друг к другу

А34. К рецепторам сумеречного зрения относят

1) палочки

2) хрусталик

3) колбочки

4) стекловидное тело

А35. Дрейф генов — это

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

2) перемещение особей из одной популяции в другую

4) результат естественного отбора

А36. Хвощ, в клетках которого накапливается кремний, выполняет в биосфере функцию

1) биохимическую

2) газовую

3) концентрационную

4) окислительно-восстановительную

В 1. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют

1) цитоплазму

2) ядро, покрытое оболочкой

3) молекулы ДНК

4) митохондрии

5) плотную оболочку

6) эндоплазматическую сеть

В 2. Двигательные нейроны

1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов

2) передают возбуждение мышцам

3) передают возбуждение вставочным нейронам

4) передают возбуждение к железам

5) передают возбуждение на чувствительные нейроны

6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах

В 3. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

В4. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания.

СРЕДА ОБИТАНИЯ

2) наземно-воздушная

A) обыкновенная беззубка

Б) большой прудовик

B) голый слизень

Г) осьминог

Д) виноградная улитка

В5. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

ВИД РЕФЛЕКСА

1) безусловный

2) условный

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА

A) обеспечивает инстинктивное поведение

Б)обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида

B) позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни

Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

В6. Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.

ВИД ПРОЦЕССА

1) фотосинтез

2) гликолиз

ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА

A) происходит в хлоропластах

Б) состоит из световой и темновой фаз

B) образуется пировиноградная кислота

Г) происходит в цитоплазме

Д) конечный продукт — глюкоза

Е) расщепление глюкозы

В7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.

A) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

B) Двудольные

Г) Паслён чёрный Д) Паслён

В8. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.

A) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки

Б) проникновение ДНК вируса в клетку

B) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса

Г) синтез вирусных белков

Д) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

Е) формирование новых вирусов

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

I. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

СЗ. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

С5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Сб. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.


Дыхание растений- представляет процесс, соответствующий дыханию животных. Растение поглощает атмосферный кислород, а последний воздействует на органические соединения их тела таким образом, что в результате появляются вода и углекислота. Вода остается внутри растения, а углекислота выделяется в окружающую среду. При этом происходит уничтожение, трата органического вещества; следовательно, Д. прямо противоположно процессу ассимиляции углерода. До известной степени его можно уподобить окислению и горению вещества.

Наиболее простой механизм обмена газами у водорослей, которые не имеют тканей и органов, а воздух непосредственно проникает в каждую клетку. У мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных воздух проходит более сложный путь. Через устьица он поступает в межклетники, которые пронизывают все растения, а оттуда - в клетки.
У наземных растений устьица, как правило, расположены на нижней стороне листа, а у живущих в воде - на верхней, так как нижней стороной он лежит на поверхности воды. Поступление воздуха в листья регулируется периодическим открыванием и закрыванием устьиц.


Внутрь стволов деревьев и кустарников, покрытых толстой пробкой или корой, воздух поступает через отверстия - чечевички. Хорошо видны чечевички у березы, они крупные (до 15 см) и имеют вид узких темных поперечных полосок.

У ряда болотных растений затруднено поступление воздуха в корни, так как в насыщенной влагой почве мало воздуха. У этих растений сформировались приспособления, обеспечивающие нормальный газообмен. Так, у некоторых растений образовались дыхательные корни, которые выступают над поверхностью воды, например у растений мангровых лесов.
Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода клетками и тканями растений и осуществляется при участии различных ферментов. Вначале сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы) под действием ферментов распадаются на более простые, которые при участии кислорода расщепляются до конца, т.е. до образования углекислого газа и воды. При этом освобождается энергия, которая используется растением (а также любым живым организмом) на процессы жизнедеятельности: поглощение из почвы воды и минеральных веществ, их передвижение, рост, развитие, размножение.

В освобождении энергии, заключенной в органических веществах, состоит главное значение дыхания. По существу, при дыхании освобождается солнечная энергия, которую растение использовало в процессе фотосинтеза на образование органических веществ и таким путем запасло ее. В процессе дыхания окисление сложных органических веществ до углекислого газа и воды происходит постепенно и энергия освобождается небольшими порциями. Если бы энергия освобождалась вся сразу, тогда клетка сгорела бы.

Дыхание, подобно другим процессам жизнедеятельности, зависит от факторов среды: температуры, влажности, содержания кислорода, степени освещенности и др. Для протекания процессов дыхания требуются определенные температурные условия, причем они разные у каждого вида растений и его органов. У большинства растений для дыхания наиболее благоприятна температура 25 - 30°С. У некоторых видов растений дыхание происходит и при отрицательных температурах, хотя этот процесс протекает очень слабо. Например, почки лиственных и иглы хвойных деревьев дышат и при температуре - 20 - 25°С. У арктических растений даже при низких температурах интенсивность дыхания высокая.
Наиболее интенсивно дышат молодые органы и ткани растений, находящиеся в состоянии активного роста. Цветение и плодоношение сопровождаются усилением дыхания развивающихся цветков и плодов, что связано с образованием новых органов и тканей, обладающих высоким уровнем обмена веществ.

Интенсивность дыхания растений зависит от содержания воды в клетках.

Чем меньше воды в клетках, тем слабее идет в них дыхание. Очень слабо дышат сухие семена. С увеличением влажности дыхание семян возрастает в сотни и тысячи раз. Это отрицательно сказывается на хранении семян, так как они сильно разогреваются и погибают. Повышение интенсивности дыхания имеет огромное биологические значение для прорастания семян, поскольку усиление дыхания сопровождается освобождением большого количества энергии, необходимой для роста и развития зародыша.

На дыхание растений влияет содержание кислорода в окружающей среде. Угнетение дыхания начинается при уменьшении содержания кислорода до 5%. Недостаток кислорода испытывают подземные органы (корни и корневища) растений, обитающих на заболоченных и глинистых почвах.


Густая растительность. Фото: Mike Baird


В растениеводстве применяются различные агротехнические приемы для улучшения дыхания корней. Так, проводят комплексную обработку посевов машинами, чтобы сократить число обработок и уменьшить уплотненность почвы. Специальными культиваторами почву рыхлят и таким путем улучшают доступ воздуха к корням, при этом срезают сорняки, подкармливают культурные растения. Сильно увлажненные земли осушают, создают дренаж.
На дыхание растений влияет и свет, хотя дышат они днем и ночью, на свету и в темноте. Свет вызывает повышение температуры растения, отчего дыхание его усиливается. У светолюбивых растений дыхание более интенсивное, чем у теневыносливых.
Изменения в окружающей среде, связанные с деятельностью человека, также воздействуют на дыхание растений. Отрицательно влияют на дыхание вредные примеси, пыль, выделяемые промышленными предприятиями.

Аэробное дыхание

Аэробное дыхание – это окислительный процесс, в ходе которого расходуется кислород. При дыхании субстрат без остатка расщепляется до бедных энергией неорганических веществ с высоким выходом энергии. Важнейшими субстратами для дыхания служат углеводы. Кроме того, при дыхании могут расходоваться жиры и белки.

Аэробное дыхание включает два основных этапа:
- бескислородный, в процессе, которого происходит постепенное расщепление субстрата с высвобождением атомов водорода и связыванием с коферментами (переносчиками типа НАД и ФАД);
- кислородный, в ходе которого происходит дальнейшее отщепление атомов водорода от производных дыхательного субстрата и постепенное окисление атомов водорода в результате переноса их электронов на кислород.
На первом этапе вначале высокомолекулярные органические вещества (полисахариды, липиды, белки, нуклеиновые кислоты и др.) под действием ферментов расщепляются на более простые соединения (глюкозу, высшие карбоновые кислоты, глицерол, аминокислоты, нуклеотиды и т.п.) Этот процесс происходит в цитоплазме клеток и сопровождается выделением небольшого количества энергии, которая рассеивается в виде тепла. Далее происходит ферментативное расщепление простых органических соединений.

Анаэробное дыхание

Анаэробное дыхание. Некоторые микроорганизмы способны использовать для окисления органических или неорганических веществ не молекулярный кислород, а другие окисленные соединения, например, соли азотной, серной и угольной кислот, превращающиеся при этом в более восстановленные соединения. Процессы идут в анаэробных условиях, и их называют анаэробным дыханием.
У микроорганизмов, осуществляющих такое дыхание, конечным акцептором электронов будет не кислород а неорганическое соединения – нитриты, сульфаты и карбонаты. Таким образом, различия между аэробным и анаэробным дыханием заключается в природе конечного акцептора электронов.



Казалось бы, настроение - что тут важного?
Современная квантовая физика определяет, что человек устроен гораздо сложнее, чем предполагалось до сих пор. Ученые выяснили, что наши мысли материальны; они строят наше мировоззрение и определяют нашу жизнь. Плохое настроение, раздражительность, негативные мысли могут вызвать даже заболевание организма человека. Изменить образ мыслей - нелегкая задача, но это необходимо для вашего здоровья и здоровья окружающих вас растений. Попытайтесь смотреть на окружающий мир с добротой и вниманием, не скупитесь на улыбку и доброе слово, обращенное к людям, растениям или живой природе.

Вся эта положительная энергия будет возвращена вам, как запущенный бумеранг. Запустите злое - вернется злое, запустите доброе - вернется доброе.Не забывайте об этом. Именно поэтому, наиболее эффективное действие оказывают те оздоровительные системы, в которых заложено три компонента: положительные мысли, оздоровительные упражнения и лечение травами (растениями). Кроме полезных для организма веществ, содержащихся в растениях: витаминов, фитонцидов, экстрактивных веществ и т.п. (всего более 200 активных соединений), выполняющих питательную и защитную функции, важен еще энергетический аспект их воздействия. Это воздействие основано на том, что растения способны усваивать и передавать информацию, которая нужна каждой клетке нашего организма для поддержания жизни. Энергия - это и есть информация.
Примером информационного (энергетического) воздействия на организм человека может служить гомеопатия, официально признанная как медицинское направление в 1997 г.
Многие думают, что принимать лекарство в гомеопатической дозе - это значит принимать совсем маленькую дозу лекарства. На самом деле в гомеопатическом препарате часто почти не содержится исходного лекарственного вещества, всего несколько молекул. Такой гомеопатический препарат передает лишь информацию о его лекарственных свойствах, которая записывается на воду, либо на сахар. Чем больше разведение гомеопатического препарата, тем сильнее его действие. И применение гомеопатических лекарств доказывает, что при приеме таких препаратов в организм вводится лишь информация о веществе, а не само вещество. Информация (энергия) с растений и их тканей, растительных и минеральных веществ (соединений) считывается водой и сахаром, запоминается и передается нашему организму, как информация основы жизни - жизненной энергии, или естественных гармоничных вибраций.
Но существует и обратная связь человека с растениями посредством психической энергии (энергии наших мыслей). Мысли - это настрой (камертон), произнесенные мысли (слова) - это вибрации. Поэтому нашими мыслями (настроем), или словами (звуковыми вибрациями), а также музыкой (тоже звуковые вибрации) можно влиять на рост, развитие и самочувствие растений. Вот несколько примеров такого влияния.
1. Приятная, гармоничная музыка способствует росту и развитию растений и их продуктивности (увеличивается урожай). Опыты ученых показали, что когда в присутствии растений звучит классическая, духовная, народная музыка или пение, они растут значительно лучше. «Тяжелая» музыка - рок, панк, техно очень плохо влияет на растения, вплоть до их увядания.
2. Растения любят общение, с ними необходимо разговаривать. Растения очень активно реагируют на звуковые вибрации хороших ласковых слов, обращенных к ним. Плохие слова, или угрозы, высказанные в адрес растений, очень сильно их угнетают, как и намерение причинить им вред. Поэтому, прежде чем делать обрезку растений (срезать листочки, цветы или усы), обязательно поговорите с растениями, успокойте, объясните им свои намерения, и попросите разрешения это сделать. Иначе растения запомнят вас, как источник угрозы, и будут негативно реагировать на каждое ваше приближение к ним. И вы станете для них источником негативного влияния.
3. Растения любят, когда их гладят. Но гладить растения - это не значит прикасаться рукой к листочкам или стеблю. Нужно проводить рукой по воздуху вдоль поверхности листьев и стебля на расстоянии 5-10 см. Такие манипуляции подпитывают растения жизненной энергией. Ученые предполагают, что растения впитывают энергию человека, наполняя ею свою «сущность» (ауру, или энергетическую оболочку), когда это необходимо. Это не энергетический вампиризм, а необходимость получить информацию. Хотя существуют растения - энергетические вампиры (тропические); они выделяют дурманящие вещества, вызывающие сонливость у проходящего мимо человека. Человек, чувствуя усталость, присаживается, и растения забирают у него энергию.
Перед тем как «гладить» растения, руки необходимо активировать, чтобы они стали более чувствительными и энергетически заряженными. Для этого встаньте прямо, закройте глаза, потрите несколько раз ладонью о ладонь, чтобы руки согрелись. После этого начинайте медленно разводить руки в стороны, держа ладони параллельно. В зависимости от степени вашей чувствительности, вы сможете почувствовать при этом, что между рук, как будто натягиваются тоненькие энергетические ниточки. Затем начинайте сводить руки вместе; при этом вы сможете почувствовать легкое сопротивление. Повторив это несколько раз, можно приступать к поглаживанию
растений активированными руками. Попробуйте гладить растение каждый день вышеописанным способом, и вы увидите, что оно станет расти лучше; сами вы при этом не будете испытывать ухудшения самочувствия или недомогания. Но если такое случится, прекратите опыты, возможно, у вас очень слабая энергетика. Попробуйте ее поправить при помощи энергии биодинамических растений, например, таких как кедр или других.

Одно из основных условий существования всех растений – свет. Ведь только на свету в листьях в результате фотосинтеза образуются сложные органические вещества, необходимые для роста и развития живого организма. Для образования органических веществ (сахара и крахмала) из углекислого газа и воды нужна энергия, и хлоропласты получают ее в виде энергии солнечного луча.

В зеленом листе происходит и процесс дыхания, то есть окисление органического вещества, образовавшегося при фотосинтезе. Он совершается круглые сутки, фотосинтез же – только днем на свету, но намного интенсивней, чем дыхание. Окисляясь, органическое вещество, выделяет ту энергию, которую оно получило от солнечного света в момент своего образования. Эта энергия используется растением для роста, развития и других процессов жизнедеятельности.

Таким образом, энергия, поглощенная растением при фотосинтезе, не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую: световая – в химическую, химическая – в механическую или тепловую. Так в жизни растения осуществляется один из законов природы – закон сохранения энергии.

Зеленый лист – источник жизни на нашей планете. Хлоропласты листа – это единственная в мире лаборатория, в которой из простых неорганических веществ – воды и углекислого газа создаются с помощью энергии солнечного луча сложные органические вещества – сахар и крахмал.

Фотосинтез в зеленом листе

Чем больше солнечных лучей усвоят растения, тем полнее энергия Солнца будет использована для жизни на Земле.

Требования к свету у растений не одинаковые и зависят от происхождения того или иного вида. Африканские алоэ и молочаи, например, привыкшие в пустыне к палящим лучам солнца, нуждаются в большой освещенности, а аспидистре, растущей в сумраке тропических лесов Индокитая, яркий свет ни к чему.

Потребность растений к интенсивности освещения меняется в различные фазы. В период цветения она выше, чем в фазу распускания почек. Ростовые органы менее требовательны к свету, чем репродуктивные (цветковые), но при хорошем освещении ростовые процессы активизируются.

Факторы окружающей среды, особенно свет, действуя на развивающиеся листья, могут оказывать существенное влияние на их окончательные размеры и толщину. У многих видов листья, выросшие при высокой освещенности (световые), мельче и толще, чем теневые, сформировавшиеся при меньшем количестве света. Увеличение толщины световых листьев связано с усиленным развитием паренхимы. Хотя у обоих типов листьев интенсивность фотосинтеза одинакова при низкой освещенности, теневые листья не приспособлены к яркому свету и, следовательно, фотосинтезируют в таких условиях гораздо слабее световых.

Поскольку освещенность в различных частях кроны деревьев весьма не одинакова, здесь можно обнаружить крайние формы листьев обоих типов. Световые и теневые листья встречаются также у кустарников и травянистых растений. Образование того или иного типа можно стимулировать, выращивая растения при определенной освещенности.

2. 2Отношение растений к разной степени освещенности.

По отношению к свету растения условно делят на 3 большие группы – светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

К первой группе относятся растения пустынь – кактусы и другие суккуленты. Ко второй – различные папоротники (птерис, пеллея) или хвойные (туя, криптомерия). К третей группе - тенелюбивые (ель,мхи).

Иногда, даже по внешним признакам легко определить, к какой группе относится растение. Обычно, теневыносливые виды отличаются темно-зеленой окраской листьев (аспидистра, иглица).

2. 3. Приспособленность растений к освещению

Листья всех растений образуют «листовую мозаику». Листовая мозаика - расположение листьев растений в одной плоскости, обычно перпендикулярной направлению лучей света, что обеспечивает наименьшее затенение листьями друг друга. Листовая мозаика - результат неравномерного роста черешков листьев и листовых пластинок, которые тянутся к свету и заполняют каждый освещенный промежуток. В связи с этим часто изменяются величина, и даже форма листьев. Листовая мозаика - важное приспособление к максимальному использованию рассеянного света и может образоваться при любом типе листорасположения - спиральном, супротивном, мутовчатом.

Живые существа приспосабливаются к окружающим условиям внешней среды. Многие животные, будучи подвижными, могут в какой то мере менять окружающую обстановку, то есть перемещаться в пространстве в поисках пищи, разыскивая убежище. Растение, напротив, с появлением первого корня становится неподвижными. Однако оно способно реагировать на разные изменения внешней среды и приспосабливаться к ним.

Ростовая реакция, вызывающая изгибание или искривление частей растения в сторону внешнего стимула, определяющего направление движения, или от него, называется тропизмом. Если движение направлено к стимулу, говорят о положительном тропизме, если в обратную сторону – об отрицательном.

Листья и цветки многих растений в течение суток могут поворачиваться, ориентируясь перпендикулярно или параллельно солнечным лучам. Это явление имеет особое название гелиотропизм (положительный или отрицательный). Движение листа гелиотропного растения не является результатом ассиметричного роста. В большинстве случаев в движении участвуют подушечки у основания листьев или листочков. Некоторые черешки имеют свойства подушечек вдоль всей длины или большей ее части.

Различают два типа гелиотропизма. При одном листовые пластинки поворачиваются таким образом, что в течение всего дня остаются перпендикулярно к прямым солнечным лучам. Такие листья получают больше квантов, вовлекаемых в фотосинтез и, имеют большую скорость фотосинтеза в течение всего дня, чем « не следящие» за солнцем или парагелиотропные листья. Среди обычных растений, у которых наблюдается положительный гелиотропизм листьев, можно назвать хлопчатник, сою, люпин и подсолнечник.

В засушливые периоды некоторые гелиотропные растения активно уклоняются от прямого солнечного света, ориентируя свои листовые пластинки параллельно солнечным лучам. Кроме того, что такая ориентация скорее уменьшает поглощение света, чем увеличивает его, она снижает температуру листа, и потерю воды, способствуя выживанию в засушливые периоды. Существует оригинальное растение с отрицательным гелиотропизмом – это так называемое растение-компас. Оно располагает свои листья ребром к зениту. Следовательно, при прохождении солнца через меридиан данной местности, то есть во время наибольшей инсоляции листовые пластинки лежат параллельно падающим лучами, поэтому не страдают от нагревания.

Положительный гелиотропизм Отрицательный гелиотропизм

Итак, освещенность является одним из жизненноважных факторов для роста и развития растения. От этого фактора зависит важнейший процесс образования органических веществ – фотосинтез, который является источником жизни на нашей планете. В результате разной степени освещенности растения выработали специальные приспособления, такие как разное расположение листовой мозаики и явление гелиотропизма. Мною были проведены исследования, доказывающие данные выводы.

3. Экспериментальная часть.

3. 1. Проведение исследований.

Опыт 1. Для исследования были взяты семена фасоли, разделены на две части и помещены во влажные марлевые салфетки в два блюдца. Опыт проводился при комнатной температуре, при постоянной влажности и при различной освещенности. Одно блюдце находилось при естественной освещенности, а второе – при полном отсутствии света.

Опыт 2. Полученные проростки были посажены в промаркированные под №1, №2 и №3 горшки с грунтом. Горшок №1 был установлен в помещение, полностью лишенное света, горшок №2 – на подоконник в условия естественной освещенности солнечным светом, где лучи света падали из окна под определенным углом, а горшок №3 был помещен в условия искусственного освещения лампой дневного света, где лучи падали на горшок вертикально сверху. Температурные условия и влажность для всех горшков были одинаковыми. За проростками,развивающимися в горшках №1, №2 и №3 проводилось ежедневное наблюдение, отмечалось влияние освещенности на интенсивность окраски проростков, а также сравнивались скорость роста и развития проростков во всех трех горшках.

Опыт 3. Было проведено наблюдение за направлением роста проростков фасоли при различном направлении освещенности (горшки №2 и №3). Отмечались угол отклонения от вертикали и направление развития проростков, находящихся в горшке №2, на который солнечные лучи падали из окна под углом, и в горшке №3, на который лучи света лампы падали вертикально сверху.

3. 2. Результаты исследований.

Опыт 1. На вторые сутки семена в обоих блюдцах набухли и увеличились в размере примерно в два раза. На третьи сутки в блюдце, находящемся на свету «проклюнулись» первые проростки. В блюдце, находящемся в темном помещении прорастание семян началось на четвертые сутки.

Вывод. Таким образом, свет воздействует на семена фасоли как стимулятор, ускоряя их прорастание.

Опыт 2. При ежедневном наблюдении за ростом проростков фасоли во всех трех горшках отмечались следующие результаты:

В горшке №1 отмечался бурный рост стеблей вертикально вверх. Стебли не имели окраски, имели минимальную толщину. Листья проростков окрашены в бледно-желтый цвет, их развитие было замедлено.

В горшках №2 и №3 скорость роста стеблей была несколько меньше, но стебли были толще в диаметре, имели интенсивную зеленую окраску. Развитие листьев было более интенсивным, чем в горшке №1, листья хорошо развитые, мясистые, имели насыщенную ярко-зеленую окраску.

Вывод. Освещенность напрямую влияет на скорость роста и развития проростков: при отсутствии освещенности (горшок №1) стебли растут значительно быстрее, «тянутся к свету», но проростки и листья на них слабые и лишены окраски; фасоль, растущая при интенсивной освещенности (горшки №2 и №3) имеет хорошо развитые стебли и листья, а также ярко-зеленый цвет. Таким образом, энергия света преобразуется в энергию роста растений.

Опыт 3. В горшке №2 у проростков,на которых свет падал из окна под определенным углом, отмечалось изгибание стеблей в сторону источника света. В горшке №3, где свет падал вертикально сверху, стебли проростков остались прямые.

Вывод. При проведении исследований наблюдалось явление фототаксиса, при котором проростки росли в сторону света.

4. Выводы по работе.

1. Свет может как ускорять, так и тормозить прорастание семян.

2. Недостаток или отсутствие света приводит к изменению и утрате зелёной окраски листьев и стеблей проростков.

3. Недостаток света может вызвать интенсивный рост проростков, при этом их стебли будут тонкими и непрочными.

4. При проведении исследований проявилось явление фототаксиса - направленный на источник света рост проростков.

Таким образом, зная, что свет является одним из важных факторов, необходимых для фотосинтеза, можно влиять на интенсивность этого процесса. Практически это важно для успешного выращивания культурных и сельскохозяйственных растений, например, комнатных декоративных растений, при содержании домашних оранжерей и теплиц. Правильная организация освещённости выращиваемых растений будет способствовать лучшему росту и развитию растений,повышению урожайности овощных культур.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

Роменская Екатерина Евгеньевна

Класс 4«А», МБОУ СОШ № 10 г Когалыма

Бурунова Александра Михайловна

научный руководитель, педагог II категории, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10», г Когалыма

Введение

Представим, что на свете не осталось ни одного растения. Что же тогда случится? То, что некрасиво будет, - это полбеды. А вот то, что без растений мы не сможем жить - это, действительно, очень плохо. Ведь у растений есть один очень важный секрет!

В листьях растений происходят удивительные превращения. Вода, солнечный свет и углекислый газ - тот, который мы выдыхаем, превращаются в кислород и органические вещества. Кислород необходим нам и всем живым существам для дыхания, а органические вещества - для питания. Так что можно сказать, что в растениях находится настоящая химическая лаборатория по производству жизненно необходимых веществ.

Растения используются человеком не только как источник питания, но и как сырье для разных отраслей промышленности: пищевой, текстильной, бумажной, химической и другой.

Так как значение растений очень важно для жизнедеятельности человека, поэтому очень важно, чтобы урожай культурных растений были стабильно высокими. Учитывая все выше сказанное и определив для себя актуальную проблему исследования, мы хотели бы проанализировать какие факторы влияют на рост и развитие растений, а, следовательно, и на увеличение урожая.

Мы поставили перед собой цель - изучение условий прорастания семян растений на примере гороха посевного.

Для реализации цели мы поставили перед собой следующие задачи:

· выяснить морфо-физиологические особенности гороха посевного;

· выяснить, какие условия нужны для роста и развития растения

· узнать новое и интересное из жизни растений.

Совместно с руководителем исследования мы определили предмет и объект исследования.

Объект исследования - горох посевной

Предмет исследования - условия прорастания гороха посевного

В своей гипотезе , предполагаем, что растениям для роста и развития необходимы вода, воздух, оптимальная температура, питательные вещества, свет.

Методы исследования: наблюдение, опыт, анализ, обзор литературных источников.

Теоретическая часть

1.1. Горох посевной - морфо-физиологическая характеристика

ГОРОХ (Pisum ) - однолетнее, самоопыляющееся травянистое растение семейства Бобовые, зерновая бобовая культура (приложение 1 рис. 1).

Родиной гороха считают Юго-Западную Азию, где он возделывался еще в каменном веке, в России горох известен с незапамятных времен.

Корневая система гороха стержневого типа, хорошо разветвленная и глубоко проникает в почву. Горох, как и все бобовые растения, обогащает почву азотом. На его корнях и в зоне корней развиваются полезные микроорганизмы способные усваивать атмосферный азот и оказывающие существенное влияние на накопление в почве азота, необходимого для питания растений. Стебель у гороха травянистый, простой или ветвящийся, достигающий длины до 250 см. Может быть полегающим 50-100 см или кустовым, у которого стебель неветвящийся высотой 15-60 см, с короткими междоузлиями и скученными цветками в пазухах верхушечных листьев.

Листья сложные, непарноперистые. Черешки листьев оканчиваются усиками, цепляющимися за опору и удерживающие растение вертикально.

Цветки в основном белые или фиолетовые различных оттенков, мотылькового типа, расположены по 1-2 в пазухах листьев. У штамбовых форм встречаются цветоносы с 3-7 цветками, часто собранные в соцветия. Цветение начинается через 30-55 дней после посева. Плод гороха - боб, в зависимости от сорта имеет различную форму, размер и окраску. В каждом бобе содержится 4-10 семян, расположенных в ряд. Форма и цвет семян разнообразная, поверхность их гладкая или морщинистая. Окраска кожуры семян соответствует окраске цветков данного растения. Строение семени гороха приведено на рисунке 2 в Приложении 1.

Горох в России всегда был самым популярным из бобовых растений: его нетрудно выращивать, урожай он даёт богатый, насыщает отлично и не требует сложной кулинарной обработки. Кроме того, в нашей стране давно известны целебные свойства гороха, которые обусловлены его богатым составом: в нём очень много полезных веществ, но особенно он отличается количеством витаминов и минералов, в том числе и очень редких (Приложение 1, рис.1,2)

1.2. Влияние абиотических факторов на развитие и рост растений

Влияние света на рост растений

Влияние света на растения просто огромно. Без солнечного света невозможна жизнь ни одного растения, он необходим им для нормального развития. Так под влияние света на растения, в листья растения происходят различные химические реакции под названием фотосинтез (рис. 1 Приложение 2), во время которого растение потребляет из воздуха углекислый газ и воду, а возвращает кислород. Благодаря углекислому газу в растении образуются новые ткани. Без фотосинтеза рост растений не возможен. Кроме того свет нужен для того, что бы у растения была энергия.

Некоторые растения очень быстро приспосабливаются к недостатку света. Но, тем не менее, проявляются симптомы, говорящие о том, что растению недостаточно света. Когда растению не хватает света, рост растения замедляется. А листья вытягиваются вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше.

Если появляются новые листочки, они намного меньше, чем должны были бы быть. А нижние листья желтеют и отмирают. Но самое неприятное, растение будет мало цвести, а цветочки будут бледнее, а бутоны будут плохо развиваться и опадать.

Влияние тепла

Тепло наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. По требовательности к теплу среди культур выделяют следующие группы.

· Морозостойкие и зимостойкие. Рост у этих растений начинается при температуре 1 градус, они переносят заморозки до –10 градусов. Оптимальная температура для роста и развития - 15-20 градусов тепла.

· Холодостойкие. Семена этих культур прорастают при 2-5 градусов тепла. Температура выше 25 градусов угнетает растения.

· Теплолюбивые. Семена этих культур прорастают при 12-15 градусов. Температуры ниже 15 градусов и выше 30 градусов угнетают растения. При 0 градусов они погибают.

· Жаростойкие выдерживают температуры выше 40 градусов.

Недостаток тепла задерживает рост растений. Низкие температуры могут вызвать не только повреждение их наземной части, но и подмерзание корней. Особенно сильно при этом страдают молодые растения, они развиваются слабыми и нередко погибают.

При температурах выше оптимальных возможна гниль верхушки.

Потребность в тепле может изменяться даже в течение суток. Так, ночью растения не расходуют энергию на фотосинтез, следовательно, потребность в тепле низкая. Кроме того, снижается расход питательных элементов на дыхание. Следовательно, ночью благоприятная температура воздуха для растений должна быть на 5-7 С ниже, чем днем.

Влияние воды

Вода - необходимое условие для роста и развития любой флоры

Вода поступает в почву с осадками из воздуха, с грунтовыми водами и при поливе. Однако излишняя влага вытесняет из почвы воздух и отрицательно влияет на рост и развитие культур. На почвах переувлажненных или с близким стоянием грунтовых вод растения плохо развиваются.

Способность различных видов почв впитывать и сохранять влагу неодинакова. Лучше всего набирают воду песчаные почвы, так как в них самое большое пространство между частицами, но вследствие этого и удерживать ее они не способны. Глинистые почвы из-за своей плотной структуры и незначительных пространств между твердыми частицами впитывают влагу много хуже и медленно избавляются от ее избытка. Идеальным вариантом являются гумусные почвы, которые хорошо впитывают влагу и, удерживая ее внутри, и доставляют к корням растений.

Кроме того, почвенная влага является регулятором температуры и поддерживает ее баланс. Чем больше увлажнена почва, тем медленнее она нагревается и медленнее охлаждается.

Влияние воздуха

Почти всем растениям для жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха они потребляют кислород и углерод. Интенсивность дыхания растений в разные периоды развития неодинакова. Особенно энергично дышат прорастающие семена. Отметим, что дышат все органы растения, в том числе и корни. Листья и стебли в кислороде недостатка не испытывают, но корни, особенно на плотных почвах, часто подвержены кислородному голоданию. Следовательно, почву необходимо поддерживать в рыхлом состоянии. При неблагоприятных для дыхания условиях наступает кислородное голодание, иногда приводящее к ослаблению, заболеванию и гибели растений. Подобные неприятности возможны при длительном затоплении участков водой, образовании ледяной корки и т. п. Значит, должно быть, постоянное обеспечение доступа воздуха в почву и поддержание достаточного содержания в ней углерода. Для этого почву постоянно рыхлят и вносят большие дозы органических удобрений.

2 Практическая часть. Методика исследования

Материал и методика исследования

Для того чтобы понаблюдать за влиянием внешних факторов на рост и развитие растений мы использовали семена гороха. Для проведения эксперимента мы поместили проросшие семена в разные условия, с целью исследования влияния этих условий на их рост и развитие.

Место проведения исследования: г. Когалым

Сроки проведения: март 2013 года

Оборудование: семена гороха, стаканы с почвой, магнит, вода, холодильник, ручка, линейка, фотоаппарат.

2.1 Значение воды, света, температуры на прорастания и рост семян

Для решения поставленных задач были проведены следующие опыты:

Опыт № 1 : чтобы доказать необходимость воды и воздуха в прорастании семян, был поставлен следующий опыт.

Берем 3 емкости, на дно каждой кладем семена гороха по 10-15 штук.

Емкость № 1 оставляем сухой; емкость № 2 заполняем водой до краев (т. е. без доступа воздуха); в емкость № 3 - наливаем воды столько, чтобы она смачивала семена, но не покрывала их полностью.

Через 3 дня смотрим результат:

Емкость № 1 - осталось без изменения;

Емкость № 2 - семена набухли, но не проросли;

Емкость № 3 - семена дали ростки

Смотри приложение 3.

Результат первого опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.

Опыт № 2 : помимо влаги и воздуха на рост растений влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт.

Берем 2 стакана, сажаем в них по 1 проросшему семени гороха, поливаем водой.

Стакан № 1 оставляем в комнате (t=23-25)

Стакан № 2 ставим в холодильник (t=4-6)

Через 5-6 дней смотрим результат:

Стакан № 1 - горох пророс и выпустил несколько дополнительных листьев;

Стакан № 2 - остался без изменений.

Следовательно, для роста растений необходима определенная температура. Семена одних растений при прорастании требуют много тепла (огурцы, кукуруза), другие мало (пшеница, рожь). С этими особенностями семян связаны разные сроки посевов (пшеницу и рожь сеют ранней весной; кукурузу и огурцы - поздней весной, когда почва уже прогрелась) (приложение 4).

Опыт № 3 : чтобы доказать влияние света и магнитного поля на рост и развитие растений, был поставлен следующий опыт.

Проросшие семена были посажены в 3 горшка с почвой и были заданы следующие условия:

горшок № 1 - темное теплое место, полив - отстоявшейся водой.

горшок № 2 - светлое теплое место, полив - отстоявшейся водой.

горшок № 3 - светлое теплое место, полив - отстоявшейся водой+ под дно горшка поместили магнит.

Результаты опыта:

Горшок № 1: растения взошли позднее, чем в горшках № 2,3 на 6 дней. Имеют вытянутую форму, стебли слабые, окраска бледная, желто-зеленая.

Горшок № 2: растения взошли раньше чем в горшке № 1, имеют большое количество листьев, растения крепкие, ярко-зеленого цвета.

Горшок № 3: растения взошли раньше чем в горшке № 1, имеют большое количество листьев, растения крепкие, ярко-зеленого цвета.

Результат третьего опыта доказывает, что для наилучшего роста и развития растений необходима совокупность внешних факторов (света, тепла, влаги, кислорода воздуха, минеральных солей), влияние магнитного поля не отмечено (приложение 5).

Заключение

Подводя итоги проделанной мной работы, можно сказать, что поставленная мною цель работы и задачи выполнены. Я пришла к следующим выводам, что:

· для прорастания семян необходимы воздух и вода;

· для роста растений необходима определенная температура;

· для наилучшего роста и развития растений необходима совокупность внешних факторов (света, тепла, влаги, кислорода воздуха, минеральных солей), влияние магнитного поля не отмечено.

Список литературы:

1.Серебрякова Т.И., Еленевская А.Г., Гуленкова М.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники.

2.Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.

3.Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ 2004 г.

4.Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.