Французский регулярный парк. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: характерные черты и подбор растений

В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди , перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами , пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

Чтобы представить сад регулярного стиля, вспомните Петергоф, Версаль, Королевский сад в Ганновере и другие подобные ландшафтные сооружения с четкими, симметричными линиями и аккуратными формами, правильными геометрическими линиями и множеством беседок. В регулярном садовом стиле приветствуются фонтаны и тенистые аллеи и отрицаются всяческие новомодные элементы с экстравагантным дизайном.

Что такое регулярный стиль в ландшафтном дизайне и его фото

Регулярный стиль - порядок и изысканность, четкость и аккуратность линий, красота симметричного рисунка. Красотой пейзажного стиля лучше всего любоваться в больших парках, но и в малом саду возможна свободная планировка. О противопоставлении в европейской ландшафтной архитектуре пейзажного и регулярного стилей написано много. Теперь уже никто не увидит в подстриженном деревце «невольника с золотой цепью» (Карамзин), победу разума над природой или символ абсолютной монархии, мы будем любоваться правильной геометрией кроны и изысканным орнаментом партера. Мы применяем в своих садах элементы обоих стилей, стараясь так воздействовать на «принадлежащую» нам природу, чтобы превратить ее в произведение садового искусства.

Ухаживать за регулярным садом непросто, но, пожалуй, не намного сложнее, чем за садом ландшафтной планировки или природным, хотя методы работы у садовников разные. В регулярном саду нужно стричь живые изгороди и деревья, выстригать причудливые фигуры, выращивать и сажать однолетники в партеры, выпалывать сорняки, но если не ухаживать за миксбордерами или вольно растущими природными цветниками, они тоже быстро перестают создавать то впечатление, ради которого были посажены. Ощущение дикости и запущенности сада в природном стиле - это только иллюзия, он требует особого, но тоже тщательного ухода, никакой сад не может сам о себе заботиться, хотя в регулярном саду огрехи ухода особенно заметны и сразу бросаются в глаза.

Хорошо представить, такое регулярный стиль в ландшафтном дизайне, помогут фото, представленные ниже:

Образцом регулярного стиля в ландшафтном дизайне считается Версаль. Грандиозный по размаху, непревзойденный в своей помпезной красоте, он был достоин великого властителя. Многие венценосные особы пытались создать нечто подобное, наш знаменитый Петергоф, блестящий образец регулярного стиля в России, был задуман как великолепное произведение садового искусства, не уступающее Версалю. Нельзя не восхищаться его дворцами, фонтанами, сложным узором партеров.

Атрибуты регулярного стиля в ландшафтном дизайне

Каковы же атрибуты регулярного стиля и его отличительные особенности? Оформление такого сада невозможно без живых изгородей разной высоты и причудливых топиарных форм, созданных с помощью искусной стрижки, и, конечно, партеров. Тисовая живая изгородь невозможна в Петербурге и Москве, роль французского самшита в России играет липа, «липовый шпалерник».

Ещё один необходимый атрибут участка в регулярном стиле, его композиционный центр - это жилая постройка. Где-то это усадебный дом, а где – то и самый настоящий дворец. Перед ним располагается партер - плоская ровная часть сада (от французского par terre - на земле).

Как видно на фото, в регулярном стиле все дорожки сада - прямые, лучшая форма цветника - прямоугольник. Небольшие регулярные сады были в большинстве русских усадеб, к дому примыкал регулярный французский партер (парадная часть), который переходил в английский пейзажный парк. Может быть, это образ русского сада?

Такой чудо-сад в регулярном ландшафтном стиле посадил и вырастил в деревне Богданиха близ города Иваново Николай Павлович Дементьев. После завершения строительства дома он задумал благоустроить 60 соток вокруг него. Техническое образование приучило к самостоятельному обучению, он проштудировал литературу по ландшафтному дизайну и принял решение делать сад в регулярном стиле. К созданию сада именно в таком духе его подтолкнул и дом в стиле русской усадебной классики.

Чтобы создать гармоничный сад, надо обладать знаниями, фантазией и вкусом. Уход за ним - дело еще более сложное и трудоемкое, требующее ежедневного труда, знаний, терпения и, конечно, любви и таланта. Этим садом можно любоваться в любую погоду его облик меняется от сезона к сезону.

Также Регулярный сад, Французский сад — тип парка, возникший в Западной Европе в конце 16 в. Он унаследовал симметричное планировки садов эпохи Возрождения вдоль главной оси при покорении всех частей ансамбля единому художественному замыслу. Сады барокко активно вмешиваются в среду, по-своему используют рельеф местности, водные ресурсы, лесные массивы, растения. Также активно используются парковые здания, скульптуры, цветники при сохранении иерархии, особого порядка построения сада.

Исторические этапы

  • Барочный сад итальянского типа
  • Барочный сад французского типа
  • Сады позднего барокко

Истоки

Истоки европейских садов барокко видят в миниатюрных садах мусульманской Испании. Использовав гидротехнические навыки древних римлян и образную систему садов Передней Азии, в мусульманской Испании создали свой тип сада. Наиболее известные образцы, созданные в Гранаде, Кордове, Толедо, большая часть которых уничтожена.

Обычно это небольшие сады, распланированы геометрически, с тропинками, цветами, небольшими зданиями. Предпочтение отдавалось вечно зеленым растениям или растениям и кустам душистым. Сады становятся неотъемлемой частью дворцов чиновников, окружающих дворцовые здания или становятся украшением внутренних двориков. К элементам мусульманского сада Испании добавили бассейны с водой и небольшие фонтаны. Подобные сады связывали с садами мусульманского рая и даже аллегорией Корана. Наиболее прославленные образцы подобных садов среди сохранившихся и отреставрированных в Испании —

  • сады Хенералифе,
  • сады Альгамбры.

Средневековые сады в Европе

Сады Мусульманской Испании вызвали восторг у западноевропейских дипломатов, купцов и знатных путешественников, начался этап заимствований. Характерные черты мусульманских садов Испании канонизируют (геометрическое планировки, тяга к симметрии, использование вечнозеленых растений, небольшие фонтаны). Возникают первые образцы миниатюрных садов вблизи средневековых замков и в двориках монастырей. Но в Западной Европе ценят декоративную составляющую подобного сада и никак не связывают ни с мусульманским раем, ни с аллегорией Корана. Тенденция разъединения и нового идейного содержания усиливается в десятилетия воинствующего противостояния двух религиозных систем мусульманства и католицизма.

Компромиссные формы возникли только в капиталистической Испании 19 века, когда наконец пришло осознание чрезвычайной художественной ценности сооружений и садов мусульманской суток. Начался этап восстановления садов и реставрации сооружений той же Альгамбры и Генералифе — без ссылок на Коран, а как на еще одну составляющую необычного культурного достояния.

Творческое продолжение

В средневековой Европе культура сада получила творческое продолжение и усложнение. Удлиненный бассейн с водой (как в Альгамбре) распространения не получил, а возродится только в эпоху барокко. Но в двориках замков и монастырей возникают свои образцы садов с собственно созданными узорами, которые постоянно обогащаются и усложняются. Долгий срок существования замковых и монастырских садов, войны и смены мод не способствовали сохранению этих садов. Но средневековые миниатюры и зарисовки зафиксировали вид таких садов. И они были частично воссозданы в 19-20 веках.

    Худ. Абел Гриммер. «Садоводы », 1607 год, Антверпен.

    Сад и лабиринт, замок Риво, Франция

    Сад и декоративный огород замка Виландри, Франция.Восстановление.

Барочный сад итальянского типа (конец 16-17 вв.)

Барочный сад итальянского типа — логическое продолжение сада эпохи Возрождения. Сады Возрождения были еще небольшие по размерам, лишенные великолепия. Использовали фонтан со скульптурой, скамьи, боскеты, горшки с Лимоновым деревьями. Над всем доминировал дворец или вилла. Террасы еще не покорены единому художественному замыслу, друг другу и дворца. Теснота в городских крепостных стенах не позволяла создавать сады в городах и они возникают на окраинах (сады Боболи во Флоренции) или в сельской местности.

Западноевропейские сады имеют итальянское корни. Уже в садах Древнего Рима знали о фигурном вистригання растений, о большом значении воды в саду (ручьи, каналы, фонтаны), в садах ставили скульптуры и строили первобытные павильоны. В Средневековье сады упростили и по функциям, и по планировкой. Лучшие черты древнеримских садов возродили итальянцы эпохи возрождения. Садоводом-практиком был уже поэт Франческо Петрарка, хотя сады его времени еще сохраняли упрощенное планировки. Осложнения планировки и нагрузки новым содержанием пришло вместе с обращением к ландшафтной архитектуры высоко одаренных деятелей Высокого Возрождения. Донато Браманте так реконструировал внутренние дворы Ватикана, что из трех его террас можно было наблюдать за церемониями в нижнем дворе. Построение на единой оси, симметрия, величие пропорционування, партеры и ступеньки садов Браманте произвели на современников огромное впечатление. Принципы Донато Браманте были творчески развиты. И уже новые римские дворцы и загородные помещения князей церкви превращены в дворцово-парковые ансамбли (Вилла Мадама Рафаэля Санти, вилла Джулия Джакомо да Виньолы). В грандиозные, феерические ансамбли преобразованы итальянские сады в помещениях Ипполито дьЕсте, в семьи Альдобрандини (Вилла Альдобрандини), предшествовавших огромном саду в Версале.

На создание реальных садов и парков начали активно влиять сборки и учебники с фотографиями по созданию декоративных садов. Соответствующие учебники с гравюрами планов были напечатаны в самой Италии (Себастьяно Серлио, IV книга по архитектуре, 1537), в Великобритании (Томас Хилл, 1536 год), в Нидерландах (Ганс Вредеман де Врис, 1583) и другие.

Вилла Джулиа в Монте, арх. Виньоли (1550-1555) и парк Священный лес

Виньоли вместе с архитектором Амманати строят виллу для папы римского Юлия Третьего (Джулио итальянской, отсюда и название). Небольшая по размерам, вилла уже настоящий садово-парковый ансамбль. Построение на единой оси, строгая симметрия всех частей, подчинение террас зданиям, имеет покорения и партер (сад). Нашли свое место полукруглые ступени, нимфей, грот, фонтан, присущие садам барокко. От предыдущих суток этот сад взял небольшие размеры и обособленность от окружающей среды (сад скрывают каменные стены-ограждения).

Виньоли также дал образец перестройки крепости бастионного типа на ренессансный дворец нового типа с садом (замок-дворец Капрарола вблизи Витербо).

    арх. Виньоли. 1-й внутренний двор виллы Джулия

    арх. Виньоли. План Виллы Джулия, Рим

    Дворик виллы с Нимфея, старинная гравюра

    Дворик виллы с Нимфея, фото

Вилла Альдобрандини в Фраскатти, арх. Дж.делла Порта

Образцом развитого барочного сада итальянского типа стал ансамбль виллы Альдобрандини в Фраскатти под Римом. Архитектор виллы стал и главным садовником. Джакомо делла Порта (1537-1602) использовал горный склон для создания террас, на которых распланировал и дворец Альдобрандини, и сад. Горный ручей стал украшением каскада, переходил в большой нимфей, равный по размерам самой вилле. Парковая терраса виллы стала театральной залом нимфы, украшенного скульптурами, гротом, лепкой. Грохот воды оживлял все это нагромождение архитектуры и скульптур.

Противоположный фасад виллы удивлял грандиозными размерами и овальными ступенями величественных размеров, увеличивали и без того большой фасад.

Садово-парковая скульптура итальянских мастеров

    Пьетро Баратта, «Аллегория Архитектуры», 1722.

    Пьетро Баратта, «Слава воинов»

Дворец и сад Вальдштейна, Прага

К ранним садов итальянского типа относится и сад, возле дворца Вальдштейна в Праге. Полководец из Австрии, Альбрехт Вальдштейн, приобрел несколько участков земли с домами с целью построить свой дворец. Безжалостно сломали здания, освободили пространство и … Оказалось, что участок несимметричная, без водоемов, мало деревьев и не там, где надо. Владелец пригласил мастеров из Италии, перед которыми была нелегкая задача создать симметричный барочный ансамбль на несимметричной участке.

Итальянцы еще в эпоху позднего Возрождения научились работать с несимметричными участками. Самым удачным было планировки пятиконечного двора дворца Боргезе с созданием партера и аллей, перспективы которых заканчивались фонтанами.

Дворец для Вальдштейна в 1623-30 гг. Строили итальянцы Джованни Пьерони и Андреа Спецца, над барочным садом работал Никколо Себрегонди. Полностью симметричным дворец и сад не стали. Но подчеркивание осей ансамбля и планировки сада стали первым совершенным образцом барокко в Праге.

Подгорецкий замок, Украина

Известно, что странный сад Подгорецкий замок создал мастер-садовник из Рима. Сад был распланирован с северной стороны на террасах, которых три. Наименьшая из террас у замка было три-частное партер (сад) и растительного узора. Ступеньки на вторую террасу поддерживала аркада, которая создавала галерею и служила гротом. Кажется, все возможные средства украсить сад, использованные здесь. В центре стоял фонтан. Несколько партеров украшала мраморная скульптура мастеров Италии.

Третью террасу украшал зеленый массив с просеками, которые использовались для прогулок. Сад изувечили через войны и небрежность людей, скульптуры вывезли. На 2009 год сад нуждается в реставрации.

    Южный фасад замка.

    Вторая терраса бывшего сада, Подгорецкий замок

Ранний регулярный парк во Франции 16 века

Один из первых регулярных садов был создан во Франции возле замка Сен Жермен. Скромный тогда сад был изюминкой Нового дворца, построил для короля архитектор Филибер Делорм. Делорм практиковал в Риме, где собственными глазами видел регулярные сады Италии. Теперь он перенес новую для Франции аттракции на территорию своей страны.

Заимствования культуры декоративных садов из Италии шло двумя путями:

  • их изучали и копировали французские визитеры в Италию,
  • (Еще скромные) сады за планировкой предлагали итальянцы, приглашенные на работу во Францию. Так, декоративные сады с регулярным планировкой предлагал в собственных изданиях Себастьяно Серлио, болонский архитектор и теоретик, приглашенный на работу в Фонтенбло.

Большой по размерам сад барокко возник и у королевского замка Блуа. Средневековое, запутанное планировки зданий не позволило создать симметричную, осевых построение ансамбля. Поэтому регулярный парк замка Блуа расположен сбоку и имеет как симметричные, так и несимметричные участки. Первоначальное состояние сада барокко в Блуа зафиксировал Андре Дюсерсо около в 1575 году.

    Себастьяно Серлио. Декоративный сад в замке дьАнси ле Фран, к 1579

    Замок и сад Ане

    Жак Риго гравюра ок. 1675, регулярный парк в Блуа в 16 в.

    Замок и регулярный парк в Блуа ок. 1575

Барочный сад французского типа, 17 в

Барочном саду французского типа присущи все черты барочного сада Италии. Здесь и использование террас, и партеров, и водных ресурсов. Но французские сады розплановувалы на небольших холмах, а террасы не были так высоки, как в Италии. Во Франции любили партеры и придумали несколько их разновидностей: партер сухой, водный, партер со скульптурой, партер с арабесками (сложными узорами). Природу активно покоряли геометрическим фигурам (выстригания кустов под конус, шар, стену), ставки в виде зеркал, русла рек в виде прямых каналов и др. Все это подчинено главной доминанте сада- дворца вельможи или короля. Именно во Франции 17 в. сложился завершен тип садово-паркового ансамбля, получил название сада французского типа. Создателем сада французского типа был гениальный садовник Андре Ленотр (1613-1700). Этот тип садов и имел распространение от Великобритании в Россию.

Первым совершенным образцом сада французского типа во Франции стал сад замка Во-ле-Виконт. Его грандиозным продолжением с преувеличениями и гигантоманией был Версаль.

Сады голландского барокко

Сады голландского барокко многое последовали от эпохи Возрождения. Оставаясь в пределах барочной стилистике, сады Голландии имели значительные национальные особенности, не потеряли ренессансной камерность, небольшие размеры и назначения для досуга семьи и ее близких. В середине XVI века в Германию из Турции дипломат Бусбек привез тюльпаны. Уже 1559 новыми цветами любовались жители города Аугсбург. Цветок быстро распространилась по Западной Европе, а в Голландии приобрела эпидемический захвата и невиданной популярности. Их выращиванием занимались как ботинки и аристократы, так и крестьяне, рыбаки и даже наемники. Здесь возникла специализированная биржа тюльпанов, где продажа редких сортов вызвал ажиотаж как на продажу экзотики. Ботаники и любители деятельно занимались выведением новых сортов. Когда какой-то садовник получил тюльпан необычного темно-фиолетового (почти черного) цвета, в городе Гарлем (Нидерланды) устроили праздник. Новый тюльпан пронесли триумфальным шествием, а принц Оранский приветствовал садовника и дал тому в награду 100.000 гульденов. (Сравнение. Четырехэтажный дом Рембрандта в Амстердаме стоил 13.000, а продали его за — 11.000 гульденов).

На массовом фоне небольших частных садов с регулярным планировкой выделялись роскошные садово-парковые ансамбли богачей и кучки голландских аристократов. Эти сады занимали значительную площадь и ориентировались на известные французские образцы — но без их гигантомании. В этих образцах были и партеры (водные, сетевые), и скульптуры, и фонтаны, но их количество было ограничено. Дворец занимал геометрический центр участка и через него же проходила центральная ось участка, если за образец брался французский сад. Но национальной особенностью часто была асимметрия в расположении помещения обладателя, его боковое расположение, а сад был дополнительные участки, где кроме цветов выращивали душистые травы, овощи, фруктовые деревья. В видпочивальний зоне обустраивали зеленые кабинеты, каждый с собственным наполнением (душистые травы, фонтан, ягодные кусты, плодовые деревья). Центральная аллея ни была широкой, хотя хорошо сочетала кабинеты между собой. Парадными были небольшие участки партеров, голландский сад не гнался за парадностью, а предпочитал уединенности.

Служило уединенности и именно планировки. Трехлучевой планировки в Версале имело целью раскрытия широкой перспективы на королевский дворец, покорял себе сад. Диагональные аллеи голландских садов, наоборот, обустраивали подальше от усадебного имения и часто они не раскрывали перспектив на сооружение. Только уникальные знатные дома в Голландии последовали французским образцам, оставаясь скорее исключениями или вариантами с иностранными влияниями.

Сады голландцев быстро стали сюжетами для картин. Многочисленные гравюры садовой тематики создавали Ганс Вредеман де Врис и его сын. Метода голландских садоводов имела широкое распространение в северных странах Европы, повлияв на декоративное садоводство Восточной Англии, Дании, Швеции, Прибалтики, а впоследствии и Московии. Андре Молле написал трактат по садоводству («Сад наслаждений») для королевы Швеции Кристины на основе голландского опыта. Регулярный парк (Летний сад (Санкт-Петербург)), что распланировали в новой столице по приказу Петра I, был распланирован именно по голландским образцам, которые так любил царь. Голландцем был и первый его садовник — Ян Роозен.

    Дворец Хейс тен Босх, план ансамбля.

    Дворец и сад Хет Лоо.

    Дворец и сад Хейс тен Нейбург

    Сетевое партер сада в Хет Лоо.

Барочный сад в Англии

Распространение барочных садов в Англии имело свои особенности. Во-первых, это была пышная забава богачей-землевладельцев и королевской семьи, потому что нуждалась отвода значительных земельных участков под партеры и части регулярных парков. Во-вторых, барокко не пользовалось популярностью в Англии, срок существования которого был весьма ограниченным, особенно в британской архитектуре и в британском декоративном садоводстве. В-третьих, барочное садоводство Великобритании было два истоки — барочные сады католической Франции и барочные сады протестантской Голландии.

Опыт барочных садоводов католической Франции невозможно было проигнорировать через его чрезвычайные достижения и бурное развитие, который повлиял на садоводство ряда европейских и американских стран. А прославленный француз-паркостроитель Андре Ленотр даже получил заказы на создание нескольких садов в Великобритании, чем дело тихо и закончилась. Ближе к вкусам английских аристократов были сдержанные барочные сады протестантской Голландии, влияния которой усилились в годы правления короля Вильгельма Оранского, голландца по происхождению. Значительное распространение в садах барокко Англии получили серпантины троп и лабиринты, которые имели прочную традицию еще с британского средневековья, вообще довольно влиятельного на консервативные вкусы консервативных в быту англичан. И лабиринты, и серпантины троп были полезны тем, что на ограниченном земельном участке предоставляли возможность сколь угодно долго гулять. Даже короткий срок барочного садоводства отразился в создании нескольких местных изданий с предложениями планировки лабиринтов и различных серпантинов.

Но срок моды на барочные сады в Аглии стремительно шло, потому что с начала-середины 18 в. англичане перехватили художественную инициативу у французов и предложили собственный образец сада — английский сад или пейзажный парк. В мещанской Англии это не требовало армии садоводов и слишком дорогих материалов на строительство парковых павильонов. Здесь рано научились считать деньги, даже потраченные на популярные сады. Поэтому садоводческие издания типа Бетти Лэнгли 1726 опоздали и быстро стали анахронизмом и стремительно ушли в историю. В Британии быстро приобрела мощи тенденция разрушать и уничтожать сады барокко, переплановуючы их на дешевые пейзажные. Была сохранена относительно малая часть садов барокко, преимущественно в больших усадьбах или у королевских замков как признак престижа и роскоши. Еще меньшая часть садов барокко была реставрирована по историческим планам в 20 в.

    Регулярный парк у Лонглит хаус.

    Хэмптон Корт, регулярный сад.

    Регулярный парк в Хэмптон Корт.

    Джон Ванбру, замок Ховард, проект.

Ритмы барокко и аритмия пейзажных садов

Сады барокко отличались от пейзажных садов как идейной направленности, так ярко воспроизводимым ритмом. Ритм задавали выстриженными растениями, отдельными декоративными скульптурами или вазами, впадинами в вистрижених стеной кустов. Ритм был присущ как большом регурярному сада монарха, так и малом клочке земельного участка у садового павильона. Индивидуальный ритм задавали уже при создании чертежей будущего сада.

    Аллея в Шенбрунн, Австрия. Горшкова культура

    Регулярный парк Бельведер. Искусственный каскад с ритмом угловых скульптур и террас каскада. Вена.

    Дворец Клаусхольм, ритм растениями по-за фонтаном. Германия

    Ритм парковых беседок в живом заборе из растений в Шенбрунн, Австрия.

    Ритм берсо, галереи с растениями. Летний сад (Санкт-Петербург)

Регулярный парк демонстрировал подчиненность природы богатом и влиятельном монарху или вельможи, был фактическим продолжением роскошных залов, только под открытым небом, с живыми растениями и немногими практическими функциями. Ведь овощи и фрукты, цветы и лекарственные растения монарх или вельможа получал от других, специализированных участков. Симметрия, ритм и геоментизм господствовали в барочном саду, чем невольно противостояли дикой природе. Регулярный парк было легко испортить, оставив только вистригання растений.

Монополизирован аристократией и Кароль регулярный парк стал растратная предприятием с собственной армией прислуги, как и большой дворец.

Напротив, именно аритмия и копирования элементов пейзажей были присущи пейзажным садам и паркам. Последние имели другое идейное наполнение — тихих погулянок, намеков на прошлое, сумму и воспоминаний. Смех, подвижные игры и движения становились в таком саду лишними и вытеснялись на его обочине. Такой сад трудно испортить, потому вистригання растений не практикуют. В таком саду насаждают плодовые деревья и ягодники, спокойно пасут скот или выращивают домашних птиц на прудах, полезно по экономическим соображениям. Впоследствии оказалось, что пейзажный парк спокойно обслуживал великого владельца не хуже геметризований регулярный парк, но без армии садоводов, без признаков покорения природы и лишней кучи денег на его содержание.

Сады позднего барокко

Сады позднего барокко можно рассмотреть на примерах из Российской империи. Привлечение к образцам западноевропейской культуры и западноевропейского барокко произошло в конце 17 в. Недостаток своих мастеров побудила к приглашению мастеров зарубежных.

На первом этапе образцами для садов Петербурга служили небольшие барочные сады Голландии, по образцам которых распланировано даже большой Летний сад в Петербурге. После посещения Франции и Версалю, царь Петр I обратился к садам французского типа. В Петербург пригласили даже ученика гениального Ленотра — Леблон. За короткий срок работы (три года) Леблон не успел реализовать ни одного из своих планов, но значительно поднял уровень чертежей и планировок садов в Петербурге. Сами сады позднего барокко в России это смесь различных находок разных стран.

Величественными образцами садов барокко в Петербурге стали парк Меншиковский дворец на Васильевском острове (не существует), Нижний парк в Ораниенбауме (реставрируется), Петергоф (дворцово-парковый ансамбль), парк в Стрельне у Константиновского дворца (реставрирован), сады Царского Села.

Образцом барочного сада в Москве есть и сад в усадьбе Шереметева Кусково, самый большой среди тех, что сохранились (ныне музей-усадьба).

Старейший из садов барокко в Подмосковье был создан в усадьбе вельможи Якова Брюса Глинки. Усадьба сохранена и используется как санаторий. Сад регулярного типа с прудами, но без соблюдения симметрии и разрушенными парковыми сооружениями, требует восстановления.

Среди лучших образцов регулярных садов Подмосковья-сад усадьбы С. Г. Чернышева Ярополец, находится в разрушенном состоянии, как и дворец.

    Летний дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге; 1 716, гравер О.Зубов

    Усадьба Меншикова с Посольским дворцом и парком; 1715, гравер О.Зубов.

    Загородный дворцово-парковый ансамбль Катерингоф; 1 716, гравер О.Зубов.

Сад позднего барокко в Олесько

К образцам садов позднего барокко в Украине принадлежит сад в монастыре капуцинов возле замка Олесько. Автор проекта монастыря — архитектор из Подолья Мартин Добравского.

Строительство продолжалось в 1737-1739 годах. В комплексе председательствовал костел. Мур до трех метров высотой окружал монастырский двор, сущий план которого напоминал тринавна одноапсидный церковь, где был главный алтарь и четыре часовни. На местах алтарей в саду построили пять каменных часовен. По осям монастыря сделали парковые тропинки. В саду были стриженые обои, партер (сад), два бассейна с водой. Несколько суровые внешние формы монастыря без пышного декора, волнистых фасадов и колонн были удачно дополнены садовыми растениями (среди которых были и лекарственные), фруктовыми деревьями. Перед фасадом костела скульптор Леблан установил три каменные скульптуры святых, которым присущи черты рококо. Выстриженные растения, скульптуры на волнистых постаментах и ​​черты рококо в скульптурах — признаки позднего барокко, более характерны светском дворца с регулярным садом, чем монастырю.

Сохранено планировки сада, скульптуры на барочных постаментах и ​​небольшие размеры сада дали возможность отреставрировать барочный сад и возможность вернуть ему вид, близкий к первоначальному. Комплекс архитектурных сооружений монастыря используется Львовской галереей искусств.

Перечень садов барокко Украины

  • Итальянский парк (Подгорица)
  • Замковый сад (Жовква)
  • Сад монастыря капуцинов (Олесько)
  • Святоюрский парк (Сад собора святого Юра, Львов)
  • регулярный парк Вишневецкого замка в пределах бастионов крепости (известный по планам 18 в., перепланирован в пейзажный парк)
  • Хомутец, усадьба Муравьевых-Апостолов

    Сад при епископском дворце и соборе св. Юра, Львов

    Дворцово-парковый ансамбль дома-дворца Алексея Разумовского, г.. Козелец.

    Замковый сад, Жовква.

    Регулярный парк, Ляшки Носовка

    Ляшки Носовка, театр в парке.

    Нежинская гимназия высших наук, к 1820 Регулярный сад переходного периода.

Неправедный осуждение садов барокко

Теоретики пейзажного садоводства позже много говорили о антифеодальную, а не монархическую суть пейзажного парка. Активная, часто агрессивная геометрия планировки и активное вмешательство в развитие и рост кустов и деревьев относились в вину садам барокко. Было полностью забыто, что регулярный парк был монополизирован королевской властью во Франции 17 века. Именно из Франции пошла мода на покорение природы в саду — королю, вельможи, человеку вообще. Но регулярный парк возник в Италии во времена, когда был сложившимся институт абсолютизма, олицетворенный в должности короля. Поэтому регулярный парк не нес вины за преступления королевской (абсолютной) власти.

Частично спасителем небольших садов с регулярной планировкой был даже Хамфри Рептон (1752-1818), более известный как теоретик и практик пейзажного садоводства Англии. На припалацовий территории Хамфри Рептон оставлял и террасу, и балюстрады, и цветники, и регулярная планировка — признаки барокко в пейзажном среде английского парка. Элементы регулярной планировки без гигантомании Версаля заняли почетное место в новейшие времена в развитии парков у спортивных площадей в 20 веке.

Дух антифеодальной свободы английских садов был распространен только на планирование садов и отказ от выстригания деревьев. Английский сад с первых лет существования начал так же активно обслуживать абсолютную власть в той же Британии 18 века, как и французский парк в Версале 17-го. Порочный круг замкнулся.

Но это старательно не замечали ни в либеральной Британии, ни в королевской Франции, ни в Российской империи, ни в немецких княжествах и тому подобное.

Его называют классическим, формальным, геометрическим, садом в стиле барокко, а ещё французским парком, хотя все эти названия довольно сомнительны. Особенно последнее, ведь корни регулярного парка – не в пышном и страстном французском барокко, а в итальянском Ренессансе. В эпохе, впитавшей в себя отчетливость, ясность и безупречность античной культуры.

История

В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.

Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.

Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.

Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.

Версаль

Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.

Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.

Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.

На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?

Концептуальные особенности регулярного стиля

Планировка

Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.

Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.

Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.

Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.

Перспектива

Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.

Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.

Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.

А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.

Боскеты

Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.

Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».

Аллеи

В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.

А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.

Топиар

Топиар - это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.

Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.

Водоёмы

Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.

Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.

Гроты

Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.

Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.

Скульптуры

Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.

«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.

Зодчество и сценичность

Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.

При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.

Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.

Деревья и цветы

До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.

Регулярный ландшафтный стиль сегодня

Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».

Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами

От внешнего вида приусадебного участка зависит многое. Не секрет, что пребывание на природе снимает стресс, успокаивает, умиротворяет и заряжает организм чистой энергией. Участок, где ландшафтный дизайн тщательно продуман, выполнен в одном стиле, а растения выглядят ухоженными и пышными, всегда будет поднимать настроение, позволяя обрести утраченное душевное равновесие. Многие задумываются над тем, какой стиль выбрать для оформления своего сада. Если вы – любитель четких симметричных композиций, правильных геометрических форм и порядка в жизни и в природе, возможно, регулярный стиль в ландшафтном дизайне – ваш вариант.

Следует отметить, что для регулярного сада потребуется большой участок, на котором можно создать композиции, способные продемонстрировать всю красоту этого стиля.

Характерные черты и особенности регулярного сада

Очень популярны осевые композиции. Они, как правило, формируются вокруг центральной оси – аллеи, дорожки. Часто в центре оси располагается водный объект – пруд или фонтан. По обе стороны от центральной оси формируются симметричные композиции – газоны и клумбы правильной формы, аллеи и аллейки с кустами и деревьями с подстриженными кронами.

Пример осевой композиции на небольшом участке. По обе стороны от центральной дорожки расположены геометрически правильные симметричные газоны, на которых рядами высажены растения, деревья на участке расположены в особой симметрии, образующей интересное сочетание

Боскет – неотъемлемая составляющая регулярного парка. Боскет представляет собой группу кустарников или деревьев, посаженных определенным образом. Особым образом подстриженные растения могут образовывать нечто вроде зеленой беседки или комнаты, завесы, скрывающей посетителей от посторонних глаз, имитировать различные геометрические формы или даже некоторые архитектурные формы – арки, колонны, башенки.

Выделяют две разновидности боскетов:

  1. так называемый кабинет, где растения высажены по периметру;
  2. искусственная роща представляет собой группу декоративных кустарников или деревьев, которые высажены на газоне:

Пример кабинета в регулярном парке - стриженные кусты образуют зеленую стену, в нишах которой расположены арки, установлены статуи. В центре кабинета - симметричная композиция в виде клумбы. В своем саду тоже можно сделать подобную завесу из кустарников и газона, образующую уютный уголок

Небольшая искусственная рощица, для создания которой можно использовать и декоративные растения в кадках

Регулярный сад немыслим без аккуратных газонов правильной формы, именно они во многом придают такому саду парадный и благородный облик.

История садово-паркового искусства насчитывает не одну сотню лет, уже в 16 веке садовники создавали великолепные регулярные сады и парки, окружавшие императорские дворцы. Во многом этот стиль так и остался непревзойденным, и сегодня удивляя четкостью, изяществом, роскошью и благородством линий.

Конечно, создать настоящий регулярный парк на сравнительно небольшом участке не представляется возможным, но можно использовать некоторые характерные элементы – симметричную посадку растений на геометрически правильных газонах, расположенных вдоль центральной аллеи, или несколько дорожек, расходящихся прямыми линиями от водоема или клумбы.

Два примера образования композиции вокруг центральной дорожки: 1) с помощью арки и симметрично расположенных кустарников; 2) с помощью центральной клумбы и обрамляющей ее гравийной дорожки

Можно высадить цветы на клумбах таким образом, чтобы они образовывали рабатки. Рабатка представляет собой вытянутый прямоугольный цветник, где различные цветы высажены в определенном порядке, образуя красивые узоры. Такая цветочная грядка будет прекрасно смотреться по бокам или между садовых дорожек.

Особым образом высаженные цветы образуют красивые узоры на клумбе и газонах, делая их похожими на пестрый ковер

Регулярный стиль сада предполагает также и использование скульптур или скульптурных украшений в античном стиле. Например, если центральная аллея в вашем саду довольно широкая и протяженная, ее украсят две статуи, расположенные в начале аллеи друг напротив друга. Можно использовать вазы на постаментах, или одну большую вазу в середине центральной клумбы.

Классические скульптуры - украшение регулярного парка, они дополняют композицию, живописно выглядят на фоне роскошной зелени

А также, в классическом регулярном парке обязательно имеется верхняя точка, откуда виден партер – газоны, цветники, высаженные в определенном порядке деревья. Такой сад особенно красив с высоты. В частном доме такой точкой может быть балкон.

Предлагаем вам к просмотру интересное видео