Оригинальные дома без углов (12 фото)


Со всем пиететом относясь к народной мудрости, мы вынуждены признать: поговорка «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится» в своей первой части больше неактуальна. Все чаще жители разных стран строят круглые, овальные и сферические здания, избегая углов.

1. Проект «Скайдом»


Трудно представить, что еще пять лет назад здесь стоял рядовой дачный домик родом из СССР - усовершенствованная бытовка. Однако так все и было. Во времена застоя этот участок обживала пара врачей с детьми. Потом дети выросли, мир изменился, а домик пришел в негодность.

Два года понадобилось хозяйке участка Ольге Кочуневой, чтобы решиться на новое строительство. Возможно, вырос бы здесь среднестатистический коттедж, если бы на глаза землевладелице не попалась статья про сферические дома. И вот - первый дом-купол в Подмосковье.

Ольга, врач-реабилитолог, изначально хотела обустроить необычный летний дом, где бы напрочь забывался город и удавалось восстановить силы за выходные. Шарообразная форма жилища отвечала всем запросам хозяйки: большая гостиная, высокий потолок, спальни для Ольги и семьи ее сына. Рядом живет семья дочери, так что людей в доме-шаре всегда много.

2. Проект Kevin Cooper Garden Design


Вы наверняка уже видели эту фотографию. И правда, мысли о карете Золушки или, на крайний случай, персонажах «Секретных материалов» возникают сами собой. На деле все прозаичнее.

Этот частный сад спроектировали ландшафтные дизайнеры из компании Кевина Купера, базирующейся в Северной Ирландии. Специализация Кевина - красивые деревья, а не дома. Эффектный домик в виде сферы - это крытая беседка. Павильон мобильный, его можно легко переставить. Внутри - стол, электричество, круговой диван на 14 посадочных мест, отделение для бытовой или аудиовидеотехники.

3. Проект Castle Douglas, Dumfries & Galloway, архитектурное бюро Echo Living


Овальная избушка на высоких деревянных ножках - своеобразный «дом на дереве», только не для детей, а для влюбленных. Это уединенное, полностью автономное жилище в глухом горном лесу. Отличное место для тех, кому хочется сбежать от всего мира и наслаждаться обществом друг друга.

Дом состоит из трех взаимосвязанных капсул-облаков - в двух из них находится жилое пространство, в третьей располагаются генераторы и батареи, заряжающиеся от солнца.

Вместо больших окон, через которые неизбежно уходило бы тепло, архитектор Сэм Бут предложил сделать много маленьких окон-бойниц, через которые открываются фрагменты пейзажа. Правда, большое панорамное окно есть над кроватью - можно смотреть на звезды.

4. Проект архитектора Леона Мейера


Джулиан Голдклэнг и его жена Дезире обожают 60-е годы. Когда им предложили купить круглый дом, построенный в 1967 году Леоном Мейером, они не раздумывали. Сразу же видно - это дом мечты.

Архитектор Леон Мейер в 50-70-х годах прошлого века построил целую серию круглых домов в районе залива Сан-Франциско. Тот, что достался Джулиану и Дезире, называется «Ноланд». Внешне это вертикально стоящий цилиндр с круглой зигзагообразной крышей, будто сложенной гармошкой. Площадь жилища - более 100 квадратных метров. Здесь есть гостиная, кухня, две спальни и две ванных комнаты. Новые хозяева, естественно, обставили дом мебелью и разными безделушками родом из 60-х.

5. Проект Randy Colwell бюро Monticello Custom Homes and Remodeling


Круглых зерновых бункеров в американском штате Миссури полно. В них местные фермеры сушат пшеницу и кукурузу, а семья Макдауэлл - живет. Марк и Келли - дизайнеры, муж занимается мебелью, жена - интерьерами.

Изначально пара хотела соорудить из старого бункера гостевой домик, позже план поменялся - бункер купили новый, а дом сделали не гостевой, а хозяйский. Металлический цилиндр с конусовидной крышей является центром здания и собственно жилой зоной, вокруг расположены разные подсобные помещения. Общая площадь комплекса - почти 200 квадратных метров.

6. Проект Grain Bin Residence дизайнера Nick Pancheau, AIA


Если вы думаете, что в США есть только один жилой зерновой бункер, вы ошибаетесь. Их не меньше десятка. Кейт Моррис, бывшая учительница рисования, мечтала жить в таком с детства. И воплотила мечту в реальность: отец Кейт ушел из жизни, завещав ей 25 акров пустынных прерий в Монтане, и она сразу же приобрела большой бункер, полагая, что быстро превратит его в дом без посторонней помощи.

Восемь лет бункер стоял без дела, пока учительница не вышла на пенсию. В какой-то момент она вспомнила про своего бывшего ученика, который стал архитектором. Он согласился помочь.

Бункер разделен на два этажа. Внизу - мастерская, гостевая ванная и технические помещения, на втором этаже - гостиная, кухня, спальня и хозяйский санузел.

7. Проект Go Glamping


Джим Миллиган и Никола Микин мечтали об эффектном загородном доме, где можно жить в полной гармонии с природой. Чтобы реализовать свою мечту, им пришлось поселиться в березовых зарослях на самом краю западного побережья Шотландии.

Прочный сборный дом стоит на деревянной платформе. Внешне он напоминает купол, в стальных ячейках - мембрана из переработанного ПВХ со сроком службы 25 лет. Часть ячеек сделаны прозрачными, а часть - глухими, с покрытием против ультрафиолета. Внутри - открытое пространство с разными функциональными зонами. Одно из самых притягательных мест в доме - кедровая ванна с панорамным окном. Там есть на что посмотреть. С обрыва видны не только воды Атлантики, но и средневековый замок, возле которого проходили съемки фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль».

8. Проект Оmnidome


Еще один серийный проект купольного дома под названием Domehouse придумали южнокорейские архитекторы. Не смотрите на его инфантильный вид, особенно в таком фруктово-ягодном варианте. Эта каркасная конструкция из стекловолокна выдержала испытания арктическими ветрами и тропическими ливнями.

Легкий мобильный дом собирается за четыре часа, не промокает и не боится ржавчины. Изначально производители предлагали использовать такие дома в качестве аварийного и туристического жилья или для коммерческих целей - например, на выставках. Но оказалось, многие люди готовы жить в этих «шариках» круглый год. Диаметр полусферы - шесть метров, высота - 3,7 метра, площадь - 30 квадратных метров.

9. Проект Platform 5 Architects


Эта садовая беседка в форме завитка - многофункциональное помещение. С одной стороны - кабинет в саду, который хозяйка построила, чтобы писать книгу. С другой - открытый сарай для хранения садового инвентаря. Теперь понятно, почему постройку шутливо назвали Shoffice - от соединения английских слов «лопата» и «офис».

Архитектор Патрик Мичелл, проектировавший завитушку, учел все пожелания заказчицы - ей, прежде всего, не хотелось, чтобы строение напоминало сарай. Мичелл соорудил двухслойную конструкцию - обшил решетчатый каркас деревянными рейками, внутри встроил небольшой письменный стол, шкаф и полочки. Застекленный фронтон позволяет без помех обозревать внешнее пространство. Хозяйские дети облюбовали для игр уютную деревянную террасу.

10. Проект Helliwell + Smith | Blue Sky Architecture


Холли и Пол Макнелли когда-то жили в городе и держали книжный магазин, пока на глаза им не попались фотографии из парковой резервации Галф-Айлендс. Живописные пейзажи пленили книготорговцев так сильно, что скоро пара перебралась на остров Сидни, выстроив себе дом с видом на залив.

У дома необычная планировка: сверху он напоминает атриум круглой формы с открытым двором. Все жилые и нежилые помещения закольцованы. Через стеклянные стены проникает максимум солнечного света. Дом имеет три спальни, две ванных, кабинет, кухню-гостиную и, само собой, большую библиотеку. Кроме того, тут нашлось место для деревообрабатывающего цеха Пола, где он производит мебель.

11. Проект DWYER DESIGN


Дом под названием Radius House был построен более 50 лет назад, но и сегодня выглядит очень современно. Своей необычной формой он обязан архитектору Даниэлю Либерману, одному из первых евангелистов «зеленого» строительства и многоразового использования материалов.

Даниэль раньше других смекнул, что здание с панорамными окнами по периметру и стеклянной крышей получает больше солнечной энергии, чем обычное. А значит, можно сэкономить на отоплении и электричестве. Наконец, архитектор тянулся к органическим формам, а в природе углы встречаются редко. В итоге на зеленых холмах Калифорнии в окружении секвой появился круглый дом с каркасом из древесины местных пород и различными деталями вторичной переработки - элементами мостов и даже военных самолетов. Недавно дом пережил серьезную реконструкцию, но нынешние его владельцы, Эндрю и Ким Тодд, пощадили концепцию Либермана.

Проект «Скайдом»
Проект Kevin Cooper Garden Design


Вы наверняка уже видели эту фотографию - подборку вроде «14 сказочных садов мира» не публиковал только ленивый. И правда, мысли о карете Золушки или, на крайний случай, персонажах «Секретных материалов» возникают сами собой. На деле все прозаичнее.
Этот частный сад спроектировали ландшафтные дизайнеры из компании Кевина Купера, базирующейся в Северной Ирландии. Специализация Кевина - красивые деревья, а не дома. Эффектный домик в виде сферы - это крытая беседка. Павильон мобильный, его можно легко переставить. Внутри - стол, электричество, круговой диван на 14 посадочных мест, отделение для бытовой или аудиовидеотехники.
Проект Castle Douglas, Dumfries & Galloway, архитектурное бюро Echo Living


Овальная избушка на высоких деревянных ножках - своеобразный «дом на дереве», только не для детей, а для влюбленных. Это уединенное, полностью автономное жилище в глухом горном лесу. Отличное место для тех, кому хочется сбежать от всего мира и наслаждаться обществом друг друга.
Дом состоит из трех взаимосвязанных капсул-облаков - в двух из них находится жилое пространство, в третьей располагаются генераторы и батареи, заряжающиеся от солнца.

Вместо больших окон, через которые неизбежно уходило бы тепло, архитектор Сэм Бут предложил сделать много маленьких окон-бойниц, через которые открываются фрагменты пейзажа. Правда, большое панорамное окно есть над кроватью - можно смотреть на звезды.

Проект архитектора Леона Мейера


Джулиан Голдклэнг и его жена Дезире обожают 60-е годы. Когда им предложили купить круглый дом, построенный в 1967 году Леоном Мейером, они не раздумывали. Сразу же видно - это дом мечты.
Архитектор Леон Мейер в 50-70-х годах прошлого века построил целую серию круглых домов в районе залива Сан-Франциско. Тот, что достался Джулиану и Дезире, называется «Ноланд». Внешне это вертикально стоящий цилиндр с круглой зигзагообразной крышей, будто сложенной гармошкой. Площадь жилища - более 100 квадратных метров. Здесь есть гостиная, кухня, две спальни и две ванных комнаты. Новые хозяева, естественно, обставили дом мебелью и разными безделушками родом из 60-х.
Проект Randy Colwell бюро Monticello Custom Homes and Remodeling


Круглых зерновых бункеров в американском штате Миссури полно. В них местные фермеры сушат пшеницу и кукурузу, а семья Макдауэлл - живет. Марк и Келли - дизайнеры, муж занимается мебелью, жена - интерьерами.
Изначально пара хотела соорудить из старого бункера гостевой домик, позже план поменялся - бункер купили новый, а дом сделали не гостевой, а хозяйский. Металлический цилиндр с конусовидной крышей является центром здания и собственно жилой зоной, вокруг расположены разные подсобные помещения. Общая площадь комплекса - почти 200 квадратных метров.
Проект Grain Bin Residence дизайнера Nick Pancheau, AIA


Если вы думаете, что в США есть только один жилой зерновой бункер, вы ошибаетесь. Их не меньше десятка. Кейт Моррис, бывшая учительница рисования, мечтала жить в таком с детства. И воплотила мечту в реальность: отец Кейт ушел из жизни, завещав ей 25 акров пустынных прерий в Монтане, и она сразу же приобрела большой бункер, полагая, что быстро превратит его в дом без посторонней помощи.
Восемь лет бункер стоял без дела, пока учительница не вышла на пенсию. В какой-то момент она вспомнила про своего бывшего ученика, который стал архитектором. Он согласился помочь.

Бункер разделен на два этажа. Внизу - мастерская, гостевая ванная и технические помещения, на втором этаже - гостиная, кухня, спальня и хозяйский санузел.

Проект Go Glamping


Джим Миллиган и Никола Микин мечтали об эффектном загородном доме, где можно жить в полной гармонии с природой. Чтобы реализовать свою мечту, им пришлось поселиться в березовых зарослях на самом краю западного побережья Шотландии.
Прочный сборный дом стоит на деревянной платформе. Внешне он напоминает купол, в стальных ячейках - мембрана из переработанного ПВХ со сроком службы 25 лет. Часть ячеек сделаны прозрачными, а часть - глухими, с покрытием против ультрафиолета. Внутри - открытое пространство с разными функциональными зонами. Одно из самых притягательных мест в доме - кедровая ванна с панорамным окном. Там есть на что посмотреть. С обрыва видны не только воды Атлантики, но и средневековый замок, возле которого проходили съемки фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль».
Проект Оmnidome


Еще один серийный проект купольного дома под названием Domehouse придумали южнокорейские архитекторы. Не смотрите на его инфантильный вид, особенно в таком фруктово-ягодном варианте. Эта каркасная конструкция из стекловолокна выдержала испытания арктическими ветрами и тропическими ливнями.
Легкий мобильный дом собирается за четыре часа, не промокает и не боится ржавчины. Изначально производители предлагали использовать такие дома в качестве аварийного и туристического жилья или для коммерческих целей - например, на выставках. Но оказалось, многие люди готовы жить в этих «шариках» круглый год. Диаметр полусферы - шесть метров, высота - 3,7 метра, площадь - 30 квадратных метров.
Проект Platform 5 Architects


Эта садовая беседка в форме завитка - многофункциональное помещение. С одной стороны - кабинет в саду, который хозяйка построила, чтобы писать книгу. С другой - открытый сарай для хранения садового инвентаря. Теперь понятно, почему постройку шутливо назвали Shoffice - от соединения английских слов «лопата» и «офис».
Архитектор Патрик Мичелл, проектировавший завитушку, учел все пожелания заказчицы - ей, прежде всего, не хотелось, чтобы строение напоминало сарай. Мичелл соорудил двухслойную конструкцию - обшил решетчатый каркас деревянными рейками, внутри встроил небольшой письменный стол, шкаф и полочки. Застекленный фронтон позволяет без помех обозревать внешнее пространство. Хозяйские дети облюбовали для игр уютную деревянную террасу.
Проект Helliwell + Smith | Blue Sky Architecture


Холли и Пол Макнелли когда-то жили в городе и держали книжный магазин, пока на глаза им не попались фотографии из парковой резервации Галф-Айлендс. Живописные пейзажи пленили книготорговцев так сильно, что скоро пара перебралась на остров Сидни, выстроив себе дом с видом на залив.
У дома необычная планировка: сверху он напоминает атриум круглой формы с открытым двором. Все жилые и нежилые помещения закольцованы. Через стеклянные стены проникает максимум солнечного света. Дом имеет три спальни, две ванных, кабинет, кухню-гостиную и, само собой, большую библиотеку. Кроме того, тут нашлось место для деревообрабатывающего цеха Пола, где он производит мебель.
Проект DWYER DESIGN


Дом под названием Radius House был построен более 50 лет назад, но и сегодня выглядит очень современно. Своей необычной формой он обязан архитектору Даниэлю Либерману, одному из первых евангелистов «зеленого» строительства и многоразового использования материалов.
Даниэль раньше других смекнул, что здание с панорамными окнами по периметру и стеклянной крышей получает больше солнечной энергии, чем обычное. А значит, можно сэкономить на отоплении и электричестве. Наконец, архитектор тянулся к органическим формам, а в природе углы встречаются редко. В итоге на зеленых холмах Калифорнии в окружении секвой появился круглый дом с каркасом из древесины местных пород и различными деталями вторичной переработки - элементами мостов и даже военных самолетов. Недавно дом пережил серьезную реконструкцию, но нынешние его владельцы, Эндрю и Ким Тодд, пощадили концепцию Либермана.

Создатель театральных фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма», художественный руководитель театра «Практика», продюсер более двадцати спектаклей, в том числе в Большом и Мариинском театрах, во МХАТе, преподаватель Школы-студии МХАТ, режиссер, издатель… Представлять Эдуарда Боякова можно бесконечно долго. Он — сложная геометрическая фигура с точки зрения душевной и пространственной организации, эдакий многогранник.

Создатель театральных фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма», художественный руководитель театра «Практика», продюсер более двадцати спектаклей, в том числе в Большом и Мариинском театрах, во МХАТе, преподаватель Школы-студии МХАТ, режиссер, издатель… Представлять Эдуарда БОЯКОВА можно бесконечно долго. Он — сложная геометрическая фигура с точки зрения душевной и пространственной организации, эдакий многогранник.
Квартира, в которой живет Бояков, под стать ему: нарушающая привычное понимание о жилище. Здесь и репетиционная точка, и библиотека с длинными, как в школе, стеллажами, и закрытая от посторонних глаз комната для медитаций. Кстати, все это умещается на территории… без единого угла. «Вот такой фэн-шуй», — шутит Эдуард, показывая на округлую стену.
«Я очень люблю свой дом, — признается Бояков. — И очень люблю вспоминать, как я нашел эту квартиру и как к ней пришел. В моей жизни были другие дома. И знаете, что любопытно? Все мои квартиры оказывались у вокзала до поры до времени. В Дагестане я жил недалеко от вокзала, в Воронеже снимал квартиру тоже рядом с шумным вокзалом, а когда приехал в Москву, то моя первая квартира также оказалась у вокзала.
Честно говоря, это был странный поступок и странный выбор — жить там, где очень суетливо и людно, но, с другой стороны, я всегда выбирал дома по архитектурным критериям. В Москве я просто не мог пройти мимо шикарного сталинского дома — он был немного похож на торт. Тот факт, что рядом с домом вокзал, меня совершенно не смутил. Главное — был найден дом! Знаете, что еще интересно? Однажды ко мне в гости пришел сын Высоцкого Аркадий. Он походил-походил по квартире, а потом сказал: „Эдуард, представляешь, а когда-то отец хотел купить именно эту квартиру“. Такое вот совпадение… Та квартира возле вокзала была пышной по интерьеру: лепнина на потолках, ампир, все очень броское, даже пафосное. А за окном — вокзал, шум, гам. Через какое-то время мне захотелось жить в более тихом и спокойном месте, и я стал подыскивать новый дом. Вот так возникло это пространство. У меня было несколько критериев при выборе дома — много света и тишина. Квартира удовлетворяет всем требованиям — здесь пятнадцать окон и тихо-тихо… Вы наверняка обратили внимание, что дом спрятан от дороги в тихом дворике, между Пушкинской и Патриаршими, и никакой шум сюда не проникает».
Самая главная комната в доме — гостиная. Свободное, не захламленное лишними вещами пространство, светлые стены и потолок, отсутствие углов.
«От театра до моего дома идти всего пару минут. Иногда я с актерами здесь провожу репетиции, — рассказывает Эдуард Бояков. — Эта гостиная много чего помнит, например, настоящий „квартирник“ от Гребенщикова. Здесь же рождался новый проект Ивана Вырыпаева с Ингеборгой Дапкунайте. Я очень люблю, когда ко мне приходят мои друзья — Владимир Сорокин, Наталья Андрейченко, Максим Суханов, Андрей Смоляков».
Эту картину подарил дизайнер Андрей Шаров. На картине — двое вкушают сладкую дольку арбуза. По признанию Боякова, арбуз — очень цельный образ, символизирующий, что пока ты не вскроешь что-то, не познаешь его суть. Ведь внешне арбуз не выдает свой внутренней сладости и сочности.
Кстати, у Эдуарда Боякова и Андрея Шарова есть совместный проект — спектакль «Небожители» по пьесе Игоря Симонова в театре «Практика» и с Андреем Смоляковым в главной роли.
Особая территория в доме Эдуарда Боякова — библиотека. Стеллажи с книгами стоят, как в школе, рядами и с обозначением авторов по буквам. «И сколько стоит абонемент в вашу библиотеку?» — интересуюсь я. «Здесь клубная система и очень серьезные читатели, — отвечает Бояков. — Я всю жизнь таскал за собой уйму книг. Перевозил их с одной квартиры на другую. У каждого человека свое понимание дома. Мой дом там, где живут мои книги и моя женщина». Кстати, в личной жизни Эдуарда Боякова не так давно произошли значительные перемены — он женился. Его супруга Настя Рогозина пока живет на два дома. «Увы, часть гардероба и библиотеки еще в ее квартире на Остоженке, — улыбается Эдуард, — но я собираюсь строить совместное жилище для нас с Настей». И параллельно расширять эту квартиру: в планах Боякова сделать выход на крышу и построить мансарду. Благо весь четвертый этаж в доме, где живет Эдуард, полностью в его распоряжении.
Библиотеку и гостиную соединяет окно-аквариум. Через него видны книги и рыбки. Как ни смотри — из библиотеки или из гостиной. Немаловажно, что окно-аквариум дает ощущение двойного света. А золотая рыбка, по признанию Эдуарда, осуществляет все желания.
Весь интерьер и дизайн в своей квартире Эдуард Бояков разработал самостоятельно, без привлечения специалистов. Ванную комнату он декорировал деревянными панелями, оставил максимум света и дополнил зелеными растениями. Получилось очень уютно и стильно.
Зона так называемого общественного доступа вмещает в себя просторную гостиную, кабинет и библиотеку. Примечательно, что в доме Боякова очень маленькая кухонька, по размерам больше напоминающая кладовку. В квартире нет обеденного стола, и это наводит на мысль о том, что хозяин питается пыльцой или святым духом. Гастрономическое восприятие мира — это не про Боякова. «Почему это я ничего не ем? Ем, — смеется Бояков. — Люблю фрукты, овощи, принимаю специальные витамины, варю очень вкусный кофе, для друзей провожу чаепития по старинной китайской традиции. Но дома практически не готовлю».
Эдуард Бояков страстно увлечен Африкой. Жаркий континент покорил его с первой же поездки. Он часами может говорить об извилистых улочках Занзибара, самобытном африканском искусстве и сафари. Гостиную Боякова украшает уникальная картина африканского художника Тингатинга — лев с человеческими глазами. Отличительная особенность живописи Тингатинга — изображение хищников непременно с добрым взглядом. Причем все звери в ярких, сочных красках. В прихожей Боякова есть такой веселый жираф от учеников Тингатинга.

Реально ли в России построить «круглый» дом из монолитного бетона? В чем плюсы домов без темных углов? Как они выглядят внутри? И как ставить мебель в доме с «круглыми» стенами?
Недавно довелось побывать на «экскурсии» по одному из строящихся в Подмосковье купольных домов компании «ЛотосДом». Ездил я туда по работе, и сразу скажу, что для Инфопортала Зеленограда , для которого я готовил статью о доме, это был рекламный материал*. Тем не менее, у меня лично нет никаких обязательств по размещению этого материала в своем блоге и делаю я это исключительно из-за того, что считаю эту необычную тему достойной вашего внимания. У меня нет также цели убедить вас в превосходности этих домов, однако и задачи критически оценить аргументы «производителя» таких построек я себе тоже не ставлю. Поэтому повествование будет вестись в формате «за что купил, за то и продаю». Итак, с формальностями и предисловиями разобрались. Поехали!..

Дом, в котором мы побывали, расположен в Клинском районе Подмосковья, причем за Клином и даже за Высоковском. Путь на машине от Зеленограда до этого глуховатового места занял полтора часа. Стоит дом в одном из коттеджных поселков, заметно выделяясь среди окружающих строений.

Снаружи за счет закругления стен на втором этаже он выглядит компактнее, чем внутри.

В тот момент, когда мы в нем были, готовность объекта составляла 70-80%, здесь велись отделочные работы.

Войдя в дом и миновав небольшую прихожую и вход в санузел, оказываемся в просторном закругленном помещении площадью около 60 кв. метров.

Суммарная поэтажная площадь центрального купола — 128,6 кв. метра. На втором этаже — три жилых комнаты и еще один санузел.

Чтобы было понятно, покажу план дома. С учетом двух пристроек по бокам (мы к ним еще вернемся), общая площадь дома составляет 160 «квадратов».

А вот небольшая видеоэкскурсия по дому, чтобы было проще ориентироваться.

Нашим гидом по «круглому» дому стал гендиректор компании «ЛотосДом» Сергей Прелов. Он не первый год работает в строительстве. Начинал, разумеется, с обычных «прямоугольных» домов. Однажды, думая над тем, как победить их недостатки, Сергей наткнулся на круглую форму и понял, что она просто своей геометрией снимает все вопросы, которые перед ним стояли. Так он стал убежденным сторонником купольных домов.

Кстати, давайте разберемся с формой. Существует так называемая форма Фулера — грубо говоря, верхняя часть мяча. Если строить дома такой формы, то они будут казаться приплюснутыми, а стены будут иметь слишком сильный наклон. Компания Сергея Прелова строит сферы, которые можно сравнить по форме с яйцом, причем не с «попкой» яйца, а с так называемой битной частью. Поэтому их дома более вытянуты вверх, а стены, во всяком случае на первом этаже, практически вертикальные. Так что нет никакой проблемы в том, чтобы подойти вплотную к окну или повесить на стену картину (к вопросу о мебели еще вернемся).

Эту форму придумал архитектор Виталий Гребнев. В 2006 году он построил купольный дом в подмосковной Салтыковке (микрорайон Балашихи). Дом благополучно стоит до сих пор. :)

Вот ролик о нем.

Сергею Прелову, правда, пришлось побиться над тем, чтобы удешевить технологию производства. Он вообще настоящий фанат своего дела и хочет вести массовое жилищное строительство, а не возводить единичные эксклюзивные дома. В итоге придумали вариант с пневмоопалубкой — все необходимое для заливки купола оборудование помещается в обычную «Газель». Если вкратце, то технологию можно описать так: после заливки фундамента строители надувают на нем шар и «закидывают» его бетоном; получившийся монолитный бетонный купол обшивают «каменной ватой», а затем покрывают (таркретируют) дополнительным наружным слоем бетона. Дальше в сфере вырезаются окна и двери, и начинается работа с коммуникациями и внутренним пространством. Нагляднее всего это показано на видео.

Стоимость дома рассчитывается по формуле «30 тысяч рублей за 1 кв. метр без отделки» или «40 тысяч рублей за 1 кв. метр с отделкой». Жилая площадь самого большого купола (диаметром 9 метров) составляет 128,6 кв. метров, самого маленького (диаметром 4,5 метра) — 16 кв. метров. Сергей Прелов уверяет, что никаких скрытых стоимостей у них нет.

Помимо сфер диаметром 4,5 и 9 метров в арсенале «ЛотосДома» есть еще купола диаметром 6 и 7,5 метра. Они могут в любых сочетаниях комбинироваться между собой, так что проекты домов ограничены только возможностями и фантазиями заказчиков. На сайте «ЛотосДома» можно найти фантастические проекты вроде этого...

Но в реальности дом, в котором мы находимся (центральный «купол» диаметром 9 метров и две сферы по 4,5 метра) — пока самый масштабный из проектов, реализованных компанией Сергея Прелова. Вот компьютерная визуализация подобного проекта (впрочем, в нашем доме двери и окна расположены по-другому).

Как вы наверняка сразу заметили, первый и второй этажи в доме, в котором мы находимся, разделены перекрытием с вырезом круглой формы. От этой «дырки» (как и от прозрачного купола на «крыше») можно и отказаться, но это ухудшит естественное освещение первого этажа, нарушит циркуляцию воздуха, которая обеспечивает более высокую энергоэффективность «круглых» домов по сравнению с «прямоугольными», да и просто лишит дом одной из своих главных фишек. Один из потенциальных заказчиков компании Сергея Прелова, наоборот, рассматривает как вариант идею посадить на первом этаже дерево — чтобы оно росло через отверстие на второй этаж. Вот это авангард!

Высота потолка на первом этаже — три метра, на втором — не менее четырех. От пола первого этажа до верхней части купола — 7,6 метра.

Главное преимущество «круглого» дома перед «прямоугольным», по словам Сергея Прелова, заключается в его большей энергоэффективности и, как следствие, более дешевой эксплуатации. Поверхность шара на 25% меньше поверхности куба такого же объема — следовательно меньше тепла выходит через стены. Из-за формы сферы теплый воздух в ней распределяется равномерно, не забиваясь в углы на втором этаже (поэтому так важна «дырка» между этажами), а значит обогреть такой дом проще. К тому же, в случае с постройками «ЛотосДома» мы имеем дело с монолитными бесшовными конструкциями, в которых не может быть никаких щелей и зазоров. Ну и, наконец, обтекаемая форма шара снижает ветровую нагрузку, минимизируя потери от холодных ветров. В общем, как утверждает Сегей Прелов, камин в таком доме можно ставить только для красоты.
Когда мы находились в доме, там работали три небольшие тепловые пушки, которыми строители сушили стены, и было действительно довольно тепло (при минусовой температуре за окном). Мы довольно быстро сняли верхнюю одежду.

Электричества для освещения дома тоже требуется меньше, чем в «прямоугольном» здании — благодаря наличию прозрачного купола, большому количеству окон и отсутствию темных углов.

Окон, кстати, в стандартный проект 9-метровой сферы заложено 13 штук. Причем располагать их можно практически как угодно. На практике некоторые заказчики даже отказываются от части окон. Например, в этом доме, их на два меньше.

Ну, давайте вернемся к интерьерам дома. Это одна из комнат на втором этаже.

А эта другая. Как вы уже поняли, комнаты разделены перегородками, которые местами образуют те самые вертикальные плоские поверхности, подходящие для установки рядом с ними шкафов.

Для менее высокой мебели сгодятся и другие стены. На примере стопки ламината Сергей Прелов показал нам, что, ставя прямоугольную кровать к «круглой» стене в таком доме, на самом деле совсем не теряешь места.

Впрочем, нельзя, конечно, не признать, что к расстановке мебели и дизайну помещений все-таки придется подойти ответственно. Дырка в полу, к слову, разумеется, будет ограждена перилами.

Теперь посмотрим на пристройки. В одной из них будет гостевая спальня. Площадь — 16 кв. метров. На базе таких сфер «ЛотосДом» делает, в частности, гриль-беседки, в которых мангал с открытым огнем располагается по центру, а люди — вокруг него. Такую беседку тоже можно «вмонтировать» прямо в дом.

А в другой пристройке хозяева этого дома решили устроить сауну с предбанником и душевой.

Собственно парилка. Говорят, благодаря наличию свода эффективность протопки «просто бешеная».

А вообще у Сергея Прелова есть проект банного комплекса, который должен состоять из большой центральной сферы, где расположился бы бассейн, и нескольких пристроек поменьше, где были бы разные виды саун и парилок. Кроме того, «ЛотосДом» разработал для потенциальных инвесторов проект «круглого ресторана». Мысль Сергея такова: многие компании тратят кучу усилий, чтобы выделиться среди конкурентов и привлечь потребителя, а в случае постройки такого здания сама архитектура поможет им в этом. Тезис, на мой взгляд, звучит вполне здраво. Я сам, например, при прочих равных с удовольствием остановился бы в «круглом» отеле.
Насколько такие дома перспективны на рынке жилья, судить не берусь. Как ни крути, а решение построить такой дом требует определенной смелости и готовности взяться за решение некоторых проблем (ну, хорошо, можно назвать их особенностями) с планировкой. Тем не менее, разумеется желаю Сергею Прелову как человеку, искренне увлеченному своим проектом и уверенному в его превосходности, всяческих успехов.

В завершение расскажу две забавные истории про сей объект. Говорят, пока в бетонном куполе не прорезали окна, соседи по поселку устраивали настоящее паломничество на стройплощадку, чтобы выяснить, что это такое. Прораб даже шутил, что надо поставить табличку с надписью: «Это жилой дом, в нем будут окна, он двухэтажный, площадь 128 кв. метров».
А вторая история — о сотруднике компании Сергея Прелова, у которого по дороге на объект сел телефон. Точной дороги он не знал, воспользоваться навигатором или позвонить коллегам не мог. Остановился в деревне и за неимением других вариантов вышел из машины и спросил у первого же встречного: «Вы случайно не знаете, где тут строят круглый дом?» А до цели, между прочим, было еще около пяти километров и два поворота. Но строитель тут же получил исчерпывающий ответ с точным маршрутом. :)
В общем, дом уже стал местной достопримечательностью. То ли еще будет после окончания строительства, когда он по задумке заказчика должен приобрести вид букета из трех цветков лотоса, цветущих посреди каменного озера. Надеюсь, ближе к лету нас позовут посмотреть на него в законченном виде.

*Автором фото в этом посте является мой коллега по Инфопорталу Зеленограда Василий Повольнов. По договоренности между заказчиком рекламного материала и исполнителем фото имеют «водяные знаки» в виде логотипа компании-застройщика (видимо, из тех соображений, чтобы их не использовали в своих целях конкуренты). Соответственно, я не вправе в личных целях использовать эти картинки без логотипов.