За сколько государство покупает электроэнергию у населения. Какие есть способы предотвращения отдачи излишков солнечной электроэнергии в сеть? В Европе и США

Благодаря изменениям в украинском законодательстве теперь граждане наравне с организациями могут продавать энергию, генерируемую их альтернативным источником, по специальным зеленым тарифам.

Что такое зеленый тариф?

Это особая тарифная сетка, согласно которой правительство от имени государственной компании «Энергорынок» приобретает у коммерческих организаций и частных лиц электрическую энергию, генерированную с применением восстанавливаемых источников – солнца (солнечные панели), ветра (ветряки), биологических веществ (биотопливо), а также воды (небольших гидроэлектростанций).

Такой тариф на солнечную электроэнергию от частных лиц обеспечивает возможность оптимальной эксплуатации конструкций солнечных батарей для снабжения электричеством жилых строений и повышения их рентабельности. Владельцам индивидуальных домов государство всегда платит за избыток электроэнергии, поставленный в наружную энергосеть.

Закон о зеленом тарифе

Теперь тарифная ставка привязана к европейской валюте.

Для частных домохозяйств разрешенная мощность по зеленому тарифу на электроэнергию в Украине составляет 30 кВтвместо прежних 10 кВт.

Предприятиям разрешено пользоваться оборудованием любых производителей, а не только местных, как прежде. Но при использовании украинских комплектующих можно получить доплату к основной ставке. Так, если в установке имеется 30-50% комплектующих, выпущенных в Украине, ставка повышается на 5-10%.

Основной целью создания зеленого тарифа было поощрение развития новейших типов энергоресурсов и создание благоприятных условий для инвесторов, вкладывающих средства в технологии использования восстанавливаемых источников электроэнергии. Для владельцев частных домов главными плюсами установки солнечных панелей будет возможность сэкономить на электричестве от центральной энергосети, быстрая окупаемость приборов для энергосбережения, и дополнительный доход за продажу избытков энергии.

В Украине тарифная сетка для электрической энергии, выработанной с применением разных восстанавливаемых источников, установлена в законодательном порядке и приведена в соответствующем Законе. Принятая программа рассчитана на период до 2030 г.

Чем выгоден зеленый тариф?

Экономия на потреблении электрической энергии – основная цель и компаний, и обычных граждан. Стремление сократить затраты заставляет их отыскивать разные нестандартные методы выработки электричества и его перераспределения. Наиболее легким из данных методов считаются солнечные панели. Однако электричество в домохозяйствах в течение года используется неравномерно, и пик энергопотребления приходится на зиму.

При этом солнечные батареи, напротив, генерируют в несколько раз больше электроэнергии весной и летом. В результате в летнее время появляется избыток генерируемого электричества, не находящий применения в условиях частного домохозяйства. Как правило, специальный элемент – инвертор – выключает установку, но может случиться и так, что избыток электроэнергии поступит в наружную энергосеть, а установленный счетчик посчитает ее как потребленную жильцами, что приведет к дополнительным расходам вместо экономии. Разумеется, монтаж солнечных батарей в расчете на неполное применение вырабатываемого ими электричества и параллельная оплата его избытков, задаром поставляемых Облэнерго, трудно назвать выгодным решением.

Сколько можно сэкономить на зеленом тарифе?

На практике применение энергии солнца говорит о том, что на данном этапе в Украине такая энергия пока обходится дороже, чем электричество «из розетки», в том числе и в случае если домохозяйство находится в группе потребления от 800 кВт/час в месяц. Выходит парадоксальная ситуация – люди ставят панели с целью энергосбережения, но в итоге несут еще большие расходы. Для решения данной проблемы и был введен зеленый тариф. Его суть в том, что продажа электроэнергии, вырабатываемой солнечными установками, идет по более высокой цене, с лихвой окупающей затраты на ее выработку. Разумеется, закон имеет ограниченное влияние, поскольку такая тарифная сетка применяется лишь к избытку электроэнергии, выработанной установкой, но не использованной в доме. Чем меньше энергопотребление домохозяйства, и чем выше производительность панелей, тем больше доходы от продажи электроэнергии, и тем быстрее окупаются сделанные вложения.

Размер зеленых тарифов

Тарифная сетка для индустриальных солнечных электростанций:

Год введения в эксплуатацию Стоимость в евро за 1 кВт
2015 0,17
2016 0,16
2017-2019 0,15

Для учета льготного тарифа разрешено устанавливать одно- и трехфазные электросчетчики украинских производителей.

Размер тарифа для организаций рассчитывается путем умножения имеющейся розничной стоимости энергии на коэффициент:

4,4 - для объектов, размещенных на крышах и фасадах строений, мощностью до 100 кВт.
4,6 - для установок, размещенных на крышах строений, мощностью свыше 100 кВт.
4,8 - для наземных объектов.

Давайте посчитаем. Допустим, мощность установки – 200 кВт, а ее годовая производительность – 266,28 МВт. Затраты на ее приобретение составят 247.000 евро, а период окупаемости – 5 лет.

В результате объект будет приносить 47 930 евро ежегодно, и 927 000 евро за расчетный период эксплуатации (25 лет).

Тарифная сетка по зеленому тарифу для граждан:

Период действия Стоимость в евро за 1 кВт
1 июля 2015 – 31 декабря 2015 0,2
1 января 2016 – 31 декабря 2016 0,19
1 января 2017 – 31 декабря 2019 0,18
1 января 2020 – 31 декабря 2024 0,16
1 января 2025 – 31 декабря 2030 0,14

Набор качественных панелей суммарной мощностью в 10 киловатт обойдется вам в минимум 12 тыс. евро. Согласно статистике, в столице подобная конструкция в среднем генерирует свыше 11 тысяч киловатт ежегодно.

Многочисленные исследования показали, что среднестатистическое годовое энергопотребление дома размером не более 300 кв. м. равно 4000 кВт.

Отсюда следует, что при монтаже на крыше солнечных батарей суммарной мощностью 10 киловатт такой дом за 12 месяцев поставит в общую энергосеть 7500 кВт электричества. В случае если собственник данного строения перешел на льготную ставку зеленого тарифа в 2015 г., его доходы будут равны:

(7500*0,2) - 15% = €1275

Также нельзя забывать, что собственник данного домовладения в течение всего года не тратил средств на оплату энергии. Принимая во внимание тот факт, что руководство нашей страны старается уравнять цену электричества для граждан и организаций, базовой ценой 1 киловатта сетевой энергии можно считать 1,68 гривны.

А значит, за год можно сэкономить:

4000*1,68 = 6720 гривны (~285 евро)

Вычислим примерный период окупаемости такого рода конструкции:

12500/(1275+285) = 8,1 лет

В результате проведенных вычислений мы выяснили, что затраты окупятся за 8 лет.

Полезно учесть:

С учетом того, что в настоящий момент цена 1 киловатта по льготной тарифной сетке существенно превосходит цену сетевого киловатта, основной целью собственников солнечных батарей является сокращение энергопотребления. Следствием этого будет продажа больших объемов электричества по более высокой цене, а значит, панели окупятся намного раньше.

Но и в случае если разница между объемом потребленной и сгенерированной энергией мала, либо отрицательная (к примеру, в зимнее время), солнечные панели будут обеспечивать экономию сетевого энергопотребления независимо от того, на какой час приходится его пик, ведь размер разницы высчитывается по окончании текущего месяца. В такой ситуации не имеет значения, что, к примеру, в прохладную погоду в ночное время без перерыва работали обогреватели, и практически целый месяц не выглядывало солнце. Однако несколько ясных дней дадут возможность возместить потребленную электроэнергию, или даже немного заработать, выйдя в плюс.

Процедура оформления зеленого тарифа

Оформление зеленого тарифа для юридических лиц:

Разработка технико-экономического обоснования.
Регистрация юридического лица и прав собственности на земельный участок.
Создание проектной документации.
Подписание договора о подсоединении к энергосетям.
Подключение.
Получение сертификата ГАСКа либо декларации о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
Утверждение тарифа.
Подписание договора купли-продажи электроэнергии.

Оформление зеленого тарифа для граждан:

Покупка и установка солнечных панелей на фасаде или кровле дома.
Предъявление уведомительного письма и схемы подключения.
Согласование схемы с Облэнерго.
Получение счета на оплату услуг Облэнерго.
Ввод узла в эксплуатацию в течение 5 дней после прохождения оплаты.
Заключение договора купли-продажи электроэнергии.

Reconomica представляет обобщающую статью о солнечной энергетике. Оценка такого шага как установка своей станции, оценка плюсов станции, а также сведения о продаже электроэнергии. Выгодно это или нет?

Относительно недавно на Украине появилось такое понятие, как “зеленый тариф”. Если вкратце, это поощрительная мера от государства всем физлицам, желающим сделать реальный финансовый вклад в экологию. О том, как это работает на практике, мы попросили рассказать одного из первых пользователей системы на Украине. Кстати, аналогичный законопроект планируется принять и в России до конца 2018 года, так что мотайте на ус!

Здравствуйте, меня зовут Виктория. Меня давно донимал вопрос о возможности какой-либо экономии на тарифах, росту которых уже нет предела. Переход на более экономичное освещение, а также использование энергоэффективных бытовых приборов особых изменений не принесли. И вот, спустя какое-то время, я нашла самый оптимальный выход из ситуации.

Альтернативная энергетика и как на ней заработать

В наше время данный вопрос очень актуален, так как тарифы на электричество чрезвычайно высокие и уменьшаться, по-видимому, не намерены. Вы, скорее всего, слышали понятие «Альтернативная энергетика». Данное выражение имеет несколько объяснений, но все они тесно связаны с такими вещами:

  • Энергия солнца
  • Энергия ветра
  • Энергия воды
  • Энергия земли

Данная схема наглядно демонстрирует элементы солнечной станции

Солнечная энергия в быту

Сегодня расскажу Вам про одну из таких, а именно – Солнечная энергия.
Уже достаточно долгое время существуют солнечные батареи, которые принимают солнечные лучи и генерируют их в электричество при помощи преобразователя. Данное сопряжение батарей и преобразователя называют солнечной станцией.
Рассмотрим на моём примере. У меня среднее потребление электричества - около 2 кВт в час. Следовательно, мне требуется солнечная станция мощностью в 2 кВт, которая мне обошлась в солидную сумму - 1800$. Солнечные батареи были установлены на крыше, а преобразователь - внутри дома.

Так вот, уже прошло около четырёх лет с момента покупки станции, и она уже полностью окупила мою инвестицию в прошлом. Спросите как?

“Зеленый тариф” - что это и как к нему подключиться

В нашей стране существует такое понятие как “Зеленый тариф” (Закон от 04.06.2015 № 514-VIII), который позволяет продавать Вашу личную электроэнергию, выработанную Вашей солнечной или ветровой электростанцией. Например, моя прибыль за три года с такой станции составила более 1 720$!

Процесс оформления “Зеленого тарифа” крайне прост. Нужно всего лишь подать заявление на его подключение в Ваше Обл энерго и немного подождать, пока его одобрят. Вся эта процедура у меня заняла примерно 2 недели.

Государство в таких вещах само идёт Вам навстречу! Ведь заинтересованность их в установке солнечной станции на Вашем участке тоже присутствует. С каждой установленной в нашей стране солнечной станцией и любым другим альтернативным источником энергии, мы разгружаем электростанции .

На сегодняшний день можно продавать электроэнергию за 0,18 Евро за 1 кВт . Очевидно, что заработок по нему привязан к курсу Евро, а это - большой плюс. Принятие закона о “зеленом тарифе” является решением Мировой Конвенции, поэтому надёжность в данном проекте лежит на плечах целой Европы.
Но все-таки есть некие ограничения при подключении “Зеленого тарифа” . Физические лица могут оформлять “Зеленый тариф” только при условии, что мощность электростанции будет не более 30 кВт. А так же хотела бы отметить, что получаемый доход от продажи энергии облагается налогом в размере 15%

Если за 1 кВт заявленная сумма 0,18 Евро, то с налогами будет 0,15 Евро.

Ещё один важный фактор - это прописанные в нашем законе пункты о ежегодном снижении дохода от продажи своего электричества. На сегодняшний день сумма в целых 0,18 Евро - очень высока и стимулирует людей к переходу на альтернативные источники энергии, хоть и ярко выраженным коммерческим намёком. Однако, есть одно обстоятельство касательно снижения суммы по которой Вы получаете прибыль от продажи, а именно:

При подключении “Зеленого тарифа”, Вы заключаете договор с государством на целых 13 лет, без каких-либо изменений в курсе, по которому получаете деньги за проданное электричество. Другими словами, установив сегодня солнечную станцию, Вы обеспечите себя прибылью в 0,18 Евро за каждый проданный кВт, аж до 2030 года!

Есть также пару нюансов при подключении “Зеленого тарифа”.

  1. Выделенная мощность на Ваш дом должна соответствовать той мощности станции, которую хотите установить.
  2. Подключение “Зеленого тарифа” требует покупки и установки специального счётчика, который будет отслеживать каждый проданный Вами кВт электроэнергии, а также Облэнерго смогут за этим следить. К Вам больше никто не будет приходить и снимать показания с Вашего счётчика, что, без сомнения, является ещё одним преимуществом.

Солнечные батареи не наносят ущерб внешнему виду здания, наоборот - делают архитектуру футуристичной

Солнечные батареи - хорошая ли это инвестиция?

Об этом способе заработка я узнала в интернете. Особо не замечала такой тенденции в своём окружении, да и вообще, мало кто слышал о солнечных батареях. Ну а на сегодняшний день уже два моих знакомых планируют сделать такую же установку, один из которых даже находится в процессе подготовки всех необходимых документов. Думаю, Вы согласитесь, что покупка своей солнечной электростанции - это одно из наиболее выгоднейших вложений на сегодняшний день, которое в будущем может окупиться далеко не один раз, ведь срок службы солнечных батарей более 25 лет !

Уже сегодня на частных домах можно встретить не только крыши, устеленные солнечными батареями, но и даже целые поля. Несомненно, солнечная энергетика очень бурно начинает развиваться в нашей стране, в то время, как в Европе каждый дом, обустроенный своей личной солнечной электростанцией является абсолютной нормой, что, естественно, сказывается на окружающей среде, а также на экологии в целом. Ведь постоянное потребление ресурсов нашей планеты, несёт за собой негативные последствия, которые нам в помощь приходят альтернативные источники энергии. Несомненно, за этим стоит инновационное и экологически чистое будущее.

Стоит ли мне возиться с установкой солнечных панелей и подключением “зеленого тарифа”?

В конце хотелось бы сказать, что данный способ довольно-таки действенный. Большинство людей устанавливают солнечные станции исключительно для получения прибыли по “Зеленому тарифу”. Гектары, засеянные солнечными батареями – это не только хорошая инвестиция, но и целый бизнес, который стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов. Но результат, как Вы уже понимаете, стоит тех средств.

Россияне смогут продавать электричество, полученное с помощью солнечных панелей или ветрогенераторов. Излишки выработанной энергии у населения будут выкупать основные региональные поставщики. Правила покупки уже утвердило правительство, а соответствующий федеральный закон должен появиться к январю. Аналитики ожидают роста рынка устройств микрогенерации до 30% за год. Можно ли заработать на таком производстве электричества? Выяснял Алексей Соколов.


В середине февраля вице-премьер Аркадий Дворкович дал правительству поручение разработать план по стимулированию микрогенерации – получению энергии из воздуха или света устройствами малой мощности, до 15 квт. Такое ограничение сразу исключило из плана поддержки малые предприятия и фермерские хозяйства. Отдельно в документе прописали, что в предложение не включены многоквартирные дома.

Все остальные обладатели ветрогенераторов и солнечных панелей получили возможность продавать излишки полученной электроэнергии. По данным газеты «Коммерсантъ», правила покупки уже утвердило правительство, а план одобрил господин Дворкович.

Покупатели излишков – главные региональные энергетические компании. А вот цена зависит от места, где произвели электричество. В большинстве регионов уже проведены электросети, там установлены и местные тарифы. На них будут ориентироваться покупатели энергии. Например, в Европейской части России и на Урале стоимость составит 1,95 руб. за киловатт в час, в Сибири – 1,3 руб.

Есть и так называемые изолированные зоны – места, куда еще не протянули провода. Там цена будет равняться минимальной стоимости производства одного киловатта электричества.

Без специальной поддержки от государства заработать на такой энергии не получится, полагает научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии Татьяна Ланьшина: «Если говорить о мировом опыте, то там микрогенерация развивалась в основном с помощью сильного субсидирования со стороны государства и достигла достаточно больших объемов. В наших условиях будет достаточно сложно работать. Следует принимать во внимание то, что потребителю нужно будет изначально вложить несколько сотен тыс. руб. в эту систему. Если не будет каких-то специальных банковских продуктов, то многим людям будет сложно».

Например, для частного дома со стандартным набором бытовых приборов без излишеств вполне достаточно генераторов двух-трех киловатт электроэнергии в час. Установка двух киловаттных ветрогенераторов такой мощности обойдется в 100 тыс. руб. минимум за отечественный вариант и в 200 тыс. руб. за иностранный. На солнечные панели в два киловатта придется потратить более 150 тыс. руб., на киловаттную ветро-солнечную систему – 160 тыс. руб. Это только для собственного использования, притом в условиях крайне нестабильной погоды.

Наибольшие шансы обеспечить электричеством дом и даже заработать есть у жителей районов, где нет электросетей и куда дорого везти дизельное топливо, полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов: «Для частника это может быть интересно просто потому, что там тарифы выше. Но даже там, я более чем уверен, люди не смогут окупить установку солнечных панелей и ветряков. Они развалятся быстрее, чем люди смогут вернуть свои деньги даже за счет продажи электроэнергии на оптовый рынок. Частник, если и ставит ветряк, то исключительно для того, чтобы самому сэкономить. В наших условиях это достаточно рисковое дело».

Подобные проекты населения могут окупиться лишь через десятки лет, и это при сроке службы солнечных панелей до 30 лет, а ветрогенераторов – до 20-ти. В правительстве отмечают, если у граждан получится продавать излишки энергии, то им не придется платить налог на прибыль от полученных доходов.

Разработкой федерального закона о микрогенерации занимаются Минэнерго, Минэкономики и ФАС.

Что такое розничный рынок в электроэнергетике.

В этой статье мы попытались доступно изложить основные принципы порядка покупки электроэнергии потребителем у поставщиков. Здесь рассмотрено следующие вопросы:

  • чем характерен рынок электроэнергии и мощности и каковы его отличия от оптового рынка электроэнергии и мощности ;
  • что такое розничный рынок электроэнергии и мощности;
  • какие субъекты действуют на розничном рынке (кто такие участники рынка электроэнергии), чем они отличаются от субъектов оптового рынка электроэнергии (участников оптового рынка электроэнергии);
  • чем определяются их взаимоотношения;
  • какой порядок осуществляется ценообразование на рынках электроэнергии (в т.ч. на розничном рынке электроэнергии).

Розничный рынок электрической энергии (розничные рынки электроэнергии и мощности).

В рамках розничного рынка электрической энергии продается электроэнергия, которая была куплена на оптовом рынке электроэнергии и мощности ОРЭМ.
Основной нормативный документ, определяющий порядок работы на розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии» утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (правила розничного рынка электроэнергии 2012) взамен ранее действующих «Основных Положений функционирования розничных рынков в переходный период, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31 августа 2006 года.

На розничном рынке электроэнергии и мощности могут осуществлять деятельность следующие субъекты (участники рынка электроэнергии):

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т.е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании , энергоснабжающие организации ;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Термин потребитель электроэнергии ни у кого вопросов не вызывает и понятен всем, однако кто такие гарантирующий поставщики, независимые энергосбытовые организации, производители электроэнергии на розничном рынке сетевые организации и системный оператор понятно далеко не всем. Именно поэтому предлагает рассмотреть более подробно эти категории субъектов розничного рынка.

Энергосбытовые компании

Продажу электроэнергии конечным потребителям осуществляют энергосбытовые компании. К энергосбытовым компаниям относятся гарантирующие поставщики электроэнергии , независимые энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации.

Гарантирующий поставщик электрической энергии (ГП) - это энергосбытовая организация, в обязательства которой входит заключение договора с любым, кто к ней за этим обратился. При этом заявитель должен находиться в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика. Таким образом, статус гарантирующего поставщика электроэнергии ГП предполагает, что потребитель не окажется заложником ситуации, когда ему откажут в заключении договора все независимые энергосбытовые организации откажут потребителю в заключении договора. Договоры, которые заключаются межу потребителем и ГП являются публичными, т.е. условия этих договоров (порядок ценообразования и другие существенные условия) регламентируется Правительством РФ.

Каждый ГП работает в своей установленной определенной зоны деятельности. Вне пределов границ зоны деятельности ГП может выступать как независимая энергосбытовая компания. Вне пределов зоны своей деятельности он может выступать как энергосбытовая организация. Границы зоны деятельности разных ГП не пересекаются. Эти границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Региональные энергетические комиссии, департаменты по тарифам и ценам и т.д.).

Независимые энергосбытовые компании в отличие от ГП не обязаны заключать договоры с любым потребителем и, как правило, заключают договоры только с крупными потребителями, которых выгодно обслуживать.

Производители электрической энергии, не являющиеся участниками оптового рынков (не имеют статуса генерирующие компании оптового рынка электроэнергии)

Производители электроэнергии независимо от величины установленной мощности с одновременным выполнением условий, что такие производители не должны продавать всю электроэнергию на оптовом рынке, имеют право реализовать произведенную электроэнергию на розничном рынке. Такие производители электроэнергии называются производители электрической энергии розничного рынка.

Эти производители электроэнергии имеют право продавать выработанную электроэнергию как потребителям, которые находятся в том же субъекте РФ, что и производитель электроэнергии, так и производителю электроэнергии.

  • Договор между потребителем и энергосбытовой компанией может вступить в силу только с даты начала оказания услуг по передаче электрической энергии;
  • При этом, договор оказания услуг по передаче электроэнергии исполняются сетевой компанией только при условии наличия заключенного договора купли-продажи электроэнергии между потребителем и энергосбытовой компанией;
  • Договоры между потребителем и энергосбытовой компанией чаще всего содержат условие, по которому эти договоры автоматически продлеваются на следующий год при условии, что ни одна из сторон в месячный срок не заявит о расторжении договора.
  • потребитель имеет право расторгнуть договор при условии погашения задолженности выполнении иных обязательных требований.

При выявлении потребления электроэнергии при отсутствии заключенного договора (бездоговорное потребление электроэнергии) или при присоединии потребителя к электросети самовольно, сетевая компания вводит ограничение поставок электроэнергии в отношении таких потребителей.
Для заключения договора энергоснабжения с юридическим лицом или купли-продажи электроэнергии потребитель направляет в адрес гарантирующего поставщика заявку с приложением ряда документов, гарантирующий поставщик обязан рассмотреть заявку и в течение 30 дней предоставить потребителю проект договора, подписанный со стороны гарантирующего поставщика. Подробнее о процедуре заключения договора можно узнать в разделе "Заключение договора энергоснабжения ". А вот можно скачать типовой договор энергоснабжения. Получить информацию о том как заключить договор энергоснабжения можно .

Гарантирующий поставщик имеет право отказать в заключении договора, только потребитель находится вне границ зоны его деятельности.

Розничный рынок электроэнергии и мощности

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Ценообразование на рынках электроэнергии достаточно сложный и многогранный вопрос. Его особенности заключаются в следующем:
Потребителям, относящимся к категории «население и приравненное к населению» электроэнергия на розничном рынке отпускается только по регулируемым ценам (тарифам).

Остальным потребителям электроэнергия отпускается следующим образом:

А) В ценовых зонах (большая часть субъектов РФ) - продажа осуществляется по нерегулируемым ценам.

Б) Неценовые зоны - продажа осуществляется регулируемым тарифам

Регулируемые цены (тарифы)

Регулируемые цены (тарифы) на рынка электроэнергии и мощности устанавливаются на основании разработанного Министерством экономического развития и одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Федеральная Служба по тарифам РФ (ФСТ РФ) для каждого субъекта РФ устанавливает диапазон регулируемых тарифов (коридор) для потребителей, относящихся к группе «население и приравненные к нему категории».

В рамках установленного ФСТ РФ диапазона, местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (региональные службы по тарифам (РСТ) или комитеты по тарифам и ценам) субъектов РФ устанавливают тарифы на электроэнергию для потребителей, относящихся к группе «население и приравненные к нему категории». Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии , с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями.
Для неценовых зон оптового рынка применяются принципы трансляции цен оптовго рынка, которые определены в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (правила функционирования розничных рынков электроэнергии).

При этом, цены, которые рассчитывают энергосбытовые компании являются регулируемыми.

Ценообразование для потребителей в неценовых зонах оптового рынка электроэнергии производится следующим образом :

Регулируемые цены на электроэнергию для потребителей электроэнергии неценовых зон оптового рынка электроэнергии (как для первой неценовой зоны оптового рынка электроэнергии , так и для второй неценовой зоны оптового рынка электроэнергии) устанавливаются на основании плановых величин потребления электроэнергии по региону, которые утверждены на весь будущий год в документе под названием «Сводный прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии в рамках единой энергосистемы». Однако фактическое потребление не совпадает с плановым, по причине того, что Системный оператор (отвечает на надежность в Энергосистеме), руководствуясь принципами минимизации стоимости производства электроэнергии задает график производства электроэнергии для объектов генерации, который не совпадает с величинами из Сводного прогнозного баланса. В связи с этим покупка недостающих объёмов производится по другим, нерегулируемым ценам (тарифам) на электроэнергию. В связи с этим, у гарантирующего поставщика возникают дополнительные обязательства перед генерирующими компаниями по оплате приобретенной электроэнергии, которые не покрываются оплатами потребителей по регулируемым ценам. Именно эти отклонения распределяются пропорционально на всех потребителей электроэнергии неценовых зон дополнительно к стоимости электроэнергии предъявленной потребителями по регулируемым ценам.

Кроме того, в отношении потребителей с присоединённой мощностью свыше 750 кВа (с максимальной мощностью свыше 670 кВт) введено обязательное планирование своего почасового потребления. В связи с этим в случае появления отклонений в плане от факта потребления электроэнергии, такие потребители обязаны оплачивать стоимость отклонений, определенной для гарантирующего поставщика на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Если потребитель планирует точно, то стоимость таких отклонений минимальна. Потребители с мощности менее 750 кВа не планируют свое почасовое потребление электроэнергии.

Хотите узнать как снизить стоимость электроэнергии и выйти на оптовый рынок электроэнергии, но так, чтобы потом не сожалеть об этом? Читайте эту статью

Нерегулируемые цены

На розничных рынках, в ценовых зонах гарантирующие поставщики осуществляют продажу электроэнергии потребителям по нерегулируемым ценам на электрическую энергию (за исключением населения), но не выше предельных уровней нерегулируемых цен. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.
Более подробно о порядке ценообразования на розничном рынке указан в разделе сайта «