Что такое датчик массового расхода воздуха (дмрв) и «с чем его едят»? Расходомер воздуха - что это такое? Принцип действия

При выходе из строя датчика массового расхода воздуха будет нарушена работа системы впрыска, а значит и функционирование двигателя машины в целом. При появлении признаков неисправности ДМРВ самый простой способ диагностики установить вместо контроллера заведомо рабочее устройство.

[ Скрыть ]

Что такое ДМРВ и его назначение

В автомобиле этот контроллер представляет собой устройство, использующееся для оценки объема воздуха, который поступает в мотор. Датчик относится к классу регуляторов электронного механизма управления силовым агрегатом. Первое, на что влияет ДМРВ — работа системы впрыска. Устройство предназначено для определения и регулирования воздушного потока, который поступает в цилиндры двигателя с целью формирования горючей смеси. Контроллер в авто может использоваться совместно с датчиками уровня давления воздуха и температуры, которые применяются для изменения его показаний.

Где он находится?

Регулятор можно увидеть под капотом. Независимо от модели транспортного средства, датчик устанавливается во впускном тракте, после воздушного фильтрующего устройства. Фиксация контроллера осуществляется на воздуховоде.

Канал «В гараже у Сандро» рассказал о диагностике, а также расположении расходомеров в автомобилях ВАЗ.

Принцип работы

Принцип действия ДМРВ может быть основан на подсчете вихрей Крамана либо смещении ползунка потенциометра посредством лопасти, установленной на потоке подачи воздуха.

Первый вариант считается более надежным, поскольку не оснащается подвижными элементами конструкции. В данном случае устройство подсчитывает вихри Крамана, появляющиеся в ламинарном потоке воздуха. На пути последнего в качестве сопротивления используются специальные препятствия с острыми кромками. С них срывается воздушный поток, который линейно зависит от своей скорости. Контроллер такого типа работает исключительно в случае, если в воздухе есть турбулентность.

Канал «StarsAuto» рассказал о конструктивных особенностях, а также принципе действия автомобильных расходомеров.

Если датчик оборудован измерительным потенциометром, то он функционирует по принципу смещения ползунка. Его рабочая лопасть оснащается пружинкой и устанавливается в потоке расходуемого воздуха мотором. Если он увеличивается, происходит пропорциональное смещение лопасти. Поток имеет пульсирующий характер, соответственно, для снижения эффекта пульсаций лопасть контроллера соединяется с демпфером. С ней также связан ползунок потенциометра, который при работе датчика смещается на уровень, пропорциональный объему воздушного потока.

Этот элемент конструкции выполняется на керамической поверхности, где установлены резисторные элементы делителя напряжения. Их выводы располагаются в ряд и покрываются специальным резистивным слоем. Ползунок устройства прижат к контактной составляющей. Благодаря этому уровень напряжения на нем соответствует величине в точке контакта с резистивным слоем. Если лопасть меняет свое положение, происходят перемещения элементов, что приводит к истиранию ползунка.

Конструкция ДМРВ

Конструктивно датчик массового расхода воздуха включает в себя шесть элементов:

  • рабочая плата устройства;
  • пластиковый корпус;
  • радиаторный элемент;
  • чувствительная составляющая в виде проволоки либо никелевой сети;
  • патрубок, по которому проходит воздушный поток;
  • сеточки на выпуске и впуске устройства.

К чувствительному компоненту обязательно должен быть подведен ток, иначе он не сможет нагреваться. При работе устройства средняя температура нити должна составить 75-100 градусов.

Фотогалерея «Конструкция ДМРВ»

Нитевое устройство с платой внутри Пленочный расходомер для авто

Наиболее популярные неисправности ДМРВ

Основные признаки неисправности ДМРВ:

  1. О неполадках расходомера может сообщить индикатор Чек Энджин, появляющийся на приборной панели в салоне авто.
  2. В зависимости от типа устройства и машины на контрольном щитке может появиться значок, свидетельствующий о низком уровне сигнала ДМРВ.
  3. Силовой агрегат стал работать с перебоями. При отключении датчика машина глохнет или обороты двигателя начинают прыгать в большую либо меньшую сторону. Мощность ДВС снижается, автомобиль с трудом берет разгон, особенно двигаясь в гору.
  4. Повышение расхода топлива.
  5. При переключении скоростей на коробке передач двигатель произвольно останавливается.

Неисправный датчик можно определить по целостности корпуса. Наличие повреждений на нем, а также на гофрированной магистрали, может сообщить о неполадках в работе контроллера. Речь идет о патрубке, который соединяет регулятор с дроссельной заслонкой. Если во время функционирования двигатель произвольно глохнет, это может сообщить о неисправностях в работе линии питания.

Если устройство контроля количества и распределения воздуха неисправно, то симптомы поломки могут быть схожи с ошибками в работе воздушного фильтра.

Причины, из-за которых устройство выходит из строя:

  • датчик не подключен к электросети машины;
  • обрыв либо повреждение цепи питания;
  • к неполадкам в работе контроллера может привести появление сбоев в функционировании блока управления двигателем;
  • неправильное подключение сигнальных кабелей либо их обрыв;
  • окисление либо повреждение контактных элементов.

Диагностика ДМРВ

Если аналогичного датчика нет, то существуют другие способы проверить работоспособность расходомера:

  • визуальная диагностика;
  • проверка во время движения;
  • определение соответствия прошивки;
  • диагностика тестером.

Визуальный осмотр

Перед тем как проверить устройство этим методом, его надо демонтировать из посадочного места. Для этого от корпуса воздушного фильтрующего элемента отсоединяются патрубки. Изнутри контроллер должен быть сухим, наличие следов моторной жидкости и конденсата не допускается. Зачастую устройство ломается по причине несоблюдения интервалов замены воздушного фильтра, в результате чего грязь остается на чувствительной составляющей. Это приводит к тому, что контроллер выдает некорректные показания.

Если на внутренней полости контроллера имеются следы моторной жидкости, это говорит о высоком уровне давления смазки в силовом агрегате. Причина может заключаться в засорении вентиляции картерного устройства. При проверке необходимо удостовериться в том, что уплотнительный элемент расположен в нужном месте, где устанавливается гофра. Эта часть могла застрять в корпусе воздушного фильтрующего устройства. При данной проблеме в двигателе происходит подсос воздуха, который попадает внутрь с пылью и загрязняет регулятор.

Диагностика в движении

Необходимо отключать штекер с цепью питания от датчика и запускать двигатель, а потом отсоединять колодку. На приборной панели появится индикатор Чек Энджин. Минимальные обороты мотора должны увеличиться до 1500 в минуту. Если двигатель стал работать более стабильно после отключения устройства, это говорит о его неисправности. Датчик необходимо заменять.

Пользователь Игорь Белов рассказал о нескольких методах диагностики расходомера, в том числе о проверке во время движения.

Соответствие ДМРВ прошивке ЭБУ

Чтобы проверить соответствие прошивки, надо взять пластину толщиной 1 мм и поднести ее под упор заслонки, это приведет к изменению оборотов мотора. Затем производится отключение колодки с проводами от контроллера. Если двигатель машины не остановился, то причина в прошивке микропроцессорного модуля, регуляторе холостых оборотов без расходомера в аварийном режиме.

Проверка ДМРВ мультиметром

Для диагностики производится активация зажигания, но силовой агрегат заводить не нужно. Контактом красного щупа на тестере надо прикоснуться к первому кабелю (желтая расцветка), а черный идет на массу (зеленый контакт). Для соединения не рекомендуется применение острых предметов, поскольку это приведет к появлению погрешности в показаниях. Такой способ диагностики позволит определить уровень напряжения между проводниками.

О состоянии датчика позволят узнать показания:

  • от 0,99 до 1,01 В — параметры нового контроллера;
  • 1,01 — 1,02 В — регулятор в отличном состоянии, менять не нужно;
  • 1,02 — 1,03 В — в целом удовлетворительное состояние устройства;
  • 1,03 — 1,04 В — срок эксплуатации контроллера почти исчерпан, скоро потребуется замена;
  • 1,04 — 1,05 В — неудовлетворительное состояние датчика, пора менять устройство.

Диагностика тестером может быть выполнена не на всех типах расходомеров. Предварительно диагностический режим мультиметра надо настроить на измерение величины постоянного тока и выставить максимальный параметр в 2 V. К контроллеру подводится четыре кабеля, каждый из которых обозначается определенной расцветкой.

Начиная от ближнего проводника к ветровому стеклу:

  • желтый контакт предназначен для вхождения импульса расходомера;
  • белый либо серый кабель используется в качестве выходного канала напряжения питания;
  • зеленый контакт - это масса или заземление;
  • черный кабель, оснащенный розовой полоской, отвечает за выход к основному реле.

Расцветка контактов на ДМРВ может быть разной, но расположение проводов всегда идентичное.

Канал «Простое мнение» рассказал о выполнении диагностики расходомера с использованием тестера.

Что делать при низком уровне сигнала ДМРВ?

При такой проблеме производится диагностика:

  • наличия либо отсутствия напряжения питания, а также надежность подключения устройства к массе;
  • уровня сопротивления между контактным элементом 5 (на схеме) разъема и массой, этот показатель должен составить от 4 до 6 кОм.

Проблема может заключаться в:

  • некачественном контакте;
  • неверной трассой жгута с проводкой;
  • износе либо повреждении жилы кабеля или изоляционного слоя;
  • плохом соединением устройства с заземлением;
  • подключении к колодке более мощных потребителей энергии.

Диагностика устройства включает в себя следующие этапы:

  1. Проверяется качество контакта между выводами 7 и 12 на разъеме системы впрыска, а также датчика. Выполняется визуальная проверка состояния колодки на предмет правильности соединения. Проблема может заключаться в повреждении замков либо использовании поврежденных контактных элементов. Возможно плохое качество подключения проводника к колодке.
  2. Надо удостовериться в том, что трасса жгута не нарушена. Проблемы могут возникнуть, если жгут с кабелями уложен рядом с высоковольтными проводами.
  3. Выполняется проверка целостности жгута, на нем не допускаются повреждения. Если визуально элемент целый, необходимо попробовать пошевелить его и одновременно следить за показаниями диагностического оборудования.
  4. Также проверяется засорение воздушного фильтрующего устройства. Если требуется, производится его замена.

При наличии тестера проверить исправность датчика массового расхода воздуха можно так:

  1. Ключ в замке прокручивается, чтобы отключить зажигание. Необходимо отсоединить разъем с проводами от контроллера.
  2. Затем зажигание включается, но силовой агрегат не запускается.
  3. С помощью тестера выполняется диагностика уровня напряжения между контактными элементами на разъеме. Между выходами 2 и 3 эта величина должна составить выше 10 вольт, между 3 и 4 — 5 В, а между заземлением и третьим контактом — 0 В. Если полученные показатели другие, требуется устранить обрывы на линии и избавиться от замыкания на массу.
  4. Затем зажигание в автомобиле отключается. С помощью мультиметра выполняется диагностика уровня сопротивления между пятым контактом и заземлением на колодке.

Схема подключения расходомера к микропроцессору

Если полученное значение составляет около 4,6 кОм, то сам регулятор неисправен. Проблема может заключаться в его некачественном соединении. При уровне сопротивления в 0 Ом проблема заключается в замыкании на землю четвертого контакта либо неисправности датчика. Если полученное значение составило более 100 кОм, это говорит об обрыве провода 4Ж или поломке регулятора.

Что делать при высоком уровне сигнала ДМРВ?

При данной проблеме также надо проверить наличие напряжения на цепи питания и качество соединения датчика с заземлением. Производится диагностика параметра и на пятом контакте разъема.

Проверка выполняется так:

  1. Производится отключение зажигания. От устройства надо отсоединить разъем с проводами.
  2. Зажигание включается, мотор не заводится.
  3. С помощью мультиметра выполняется диагностика напряжения на колодке. Полученные показания должны быть такими же, как и при низком уровне сигнала датчика.
  4. Затем производится замер сопротивления, тестер предварительно надо настроить в соответствующий режим. Измерение осуществляется между пятым контактным элементом и заземлением. Если полученное значение составляет 0 В, то регулятор неисправен и подлежит замене. Другие параметры будут указывать на замыкание проводника 4Ж к источнику питания.

Как самостоятельно произвести очистку датчика?

Путем чистки и промывки контроллера расхода воздуха можно восстановить его работу.

В частности, придется поработать с чувствительным элементом датчика — эта часть при работе расходомера всегда загрязняется.

Выбор очистителя

Для выполнения задачи необходимо приобрести очистительное средство:

  1. Ликви Моли. Очиститель датчика массового расхода воздуха это бренда стоит недешево. Но его применение позволяет эффективно удалить загрязнения и восстановить работу устройства. Использование очистительных средств Ликви Моли может осуществляться на ДМРВ, работающих на бензиновом или дизельном ДВС.
  2. Технический или медицинский спирт. Данный вариант является одним из самых старых и эффективных. Химические свойства спирта позволяют качественно удалить грязь с чувствительной части датчика.
  3. Очиститель карбюраторного двигателя. Один из самых бюджетных и эффективных способов восстановить работу контроллера.
  4. Средство Жидкий ключ. Допускается к применению не только на ДМРВ, но и в целях очистки других узлов и механизмов.
  5. WD-40. Позволяет удалить не только грязь, но и следы ржавчины.

Пошаговая инструкция

Ремонт датчика массового расхода воздуха своими руками осуществляется так:

  1. Прежде чем снять датчик, отключается зажигание и отсоединяется клемма от аккумулятора. В моторном отсеке с расходомера демонтируется разъем.
  2. К устройству подключен патрубок, он также ослабляется и отсоединяется. С помощью гаечного ключа выкручивается болт, фиксирующий механизм на воздушном фильтре, в частности, на его корпусе.
  3. Производится извлечение устройства из гофры. В зависимости от модели авто для этого могут потребоваться разные инструменты, в том числе ключи-звездочки. Выкручиваются саморезы, фиксирующие приспособление, а затем производится снятие расходомера из места посадки.
  4. Если на устройстве имеются следы масла, их обязательно надо удалить. Чтобы произвести очистку, используется одно из вышеописанных средств.
  5. Сами датчики на расходомере обычно выполнены в виде проволоки, расположенной на сеточке. Используя очиститель, надо осторожно обработать чувствительную составляющую. Нельзя повредить пленку. Когда место загрязнения будет очищено, необходимо подождать около 10 минут, чтобы средство подействовало.
  6. Если грязи на устройстве слишком много, то целесообразно повторить процедуру очистки несколько раз. Для обеспечения быстрого испарения средства можно использовать компрессор либо насос. Но слишком высокое давление может привести к разрушению чувствительного элемента расходомера.

Фотогалерея

Снятие датчика и его замена

На ресурс эксплуатации устройства влияет чистота воздушного потока, который через него проходит. Поэтому при использовании расходомера необходимо не допустить образования отложений на его рабочей поверхности. Для этого рекомендуется периодически проверять функционирование воздушного фильтрующего устройства. При необходимости датчик надо регулярно менять. Если автомобиль эксплуатируется в крупном и загрязненном городе, то замену детали нужно выполнять чаще, чем это указано в регламенте по обслуживанию авто.

ДМРВ - это датчик массового расхода воздуха. Он расположен в системе питания двигателя, во впускном тракте, и считается важнейшим среди основных приборов и узлов в системе впрыска любого силового агрегата. Как и любой другой узел автомобиля и любая деталь, ДМРВ может выйти из строя. Давайте рассмотрим основные признаки неисправности ДМРВ, а также узнаем принцип действия и функциональность этого оборудования.

Что такое ДМРВ?

Этот прибор очень необходим для того, чтобы определять объем воздуха, которым заполнятся камеры сгорания, когда двигатель работает. Датчик обычно устанавливается после воздушного фильтра в системе питания.

В автомобильный силовой агрегат при движении подается 1 объем горючего, а также 14 равных частей воздуха. Так готовится правильная топливно-воздушная смесь. Это является залогом правильной работы мотора в наиболее оптимальных для него режимах. При любом нарушении этого соотношения владелец автомобиля будет наблюдать или повышенный расход топлива, или снижение мощности силового агрегата, или и то и другое сразу. Если знать признаки неисправности ДМРВ, то легко выявить поломку прибора.

ДМРВ необходим для того, чтобы точно отмерять необходимое количество воздуха. Это количество рассчитывается в самом датчике, а затем отсылается в ЭБУ, где на основании этих данных будет рассчитан необходимый объем топлива.

Чем больше водитель жмет педаль акселератора, тем больше воздуха поступит в камеры сгорания. Датчик фиксирует количество и посылает ЭБУ специальную команду для увеличения объема впрыскиваемого горючего. Если автомобиль будет работать или двигаться более равномерно, тогда нужно будет небольшое количество воздуха. Для это и нужен ДМРВ. Он с максимумом точности отмеряет нужные объемы воздуха для работы мотора.

Замер объема воздуха - это значит определение той нагрузки, которая будет приложена к мотору. Когда идет нажатие на педаль акселератора, то открывается дроссельная заслонка и увеличивается объем получаемого воздуха.

Как работает ДМРВ?

Этот прибор представляет собой небольшой проводок, изготовленный из платинового сплава. Размер этого шнура всего 70 МКМ. Он установлен в специальной трубке, которая располагается перед дроссельной заслонкой.

Эта проволочка под потоком воздуха охлаждается. Чтобы регулировать температуру между ней и потоком воздуха, на проволоку подается электричество. Уровень заряда можно регулировать. Чем больше проволочка обдувается, тем большее количество электричества подается.

Из-за постоянного использования этот провод постоянно покрывается грязью. Но в современных датчиках установлена система самоочистки. Грязь - это одна из причин, по которой устройство выходит из строя, однако есть и другие признаки неисправности датчика ДМРВ. Хоть конструкция прибора максимально проста и надежна, но он также выходит из строя. Единственный его недостаток - это непригодность к ремонту. Если датчик вышел из строя, его просто заменяют на новый.

ДМРВ ВАЗ - признаки неисправности и диагностика

При выходе из строя этого датчика, скорее всего на приборной панели будет гореть лампа «Проверьте двигатель» (Check Engine).

Также обязательно мотор потеряет в своих характеристиках мощности и динамических характеристиках. Также среди основных признаков - повышенные аппетиты мотора и трудный запуск ДВС.

Способы диагностики ДМРВ

Существует несколько вариантов для проверки ДМРВ. Признаки неисправности обнаружатся практически сразу. Давайте рассмотрим их вместе.

Первый способ - отключение датчика

Этот способ проверки самый простой. Его сможет сделать каждый владелец автомобиля. Первым делом нужно отключить датчик. Чтобы это сделать, нужно просто отсоединить разъем. Затем следует завести мотор. В результате контроллер ЭБУ перейдет в аварийный режим. А подача топливной смеси будет регулироваться лишь при помощи дроссельной заслонки. Холостой ход будет в районе 1500 оборотов. После этого требуется сделать заезд на машине. Если автомобиль прибавил в динамических характеристиках разгона, тогда есть смысл искать признаки неисправности ДМРВ.

Второй способ - с помощью мультиметра

Прежде чем выполнить эти диагностические мероприятия, нужно заметить, что это будет работать лишь с ДМРВ Bosch. Прежде чем выполнять проверку, выставьте на вашем мультиметре предел в 2 В, а затем переведите аппарат в работу с постоянным напряжением.

Включите зажигание, а красный провод присоедините к желтому на колодке. Черный провод подсоедините к зеленому. В этот момент двигатель не должен работать. Измеряйте напряжение

Если показания от 1,01 до 1,02, тогда все отлично. Мультиметр показывает напряжение до 1,03 - волноваться не о чем, это допустимо. Предельный уровень - это 1,05. Если выше, тогда можно опять же искать причину поломки.

Внешние признаки неисправности ДМРВ ВАЗ 2110

Это третий способ диагностики датчика. Для определения его исправности осмотрите со всей тщательностью внутренние полости воздушного патрубка, где смонтирован ДМРВ. Для того чтобы это сделать, вам понадобится фигурная отвертка. Ослабьте хомут и отсоедините гофрированную трубу. Поверхность гофры должна быть максимально сухой, без масляной пленки.

Следует отметить, что основные признаки неисправности ДМРВ - это грязь на рабочей поверхности. Она образуется из-за того, что не был вовремя заменен воздушный фильтр. Масляный налет скажет водителю о высоком уровне масла в смазочной системе или же о неправильной работе маслоотсекателя. С этими признаками датчик может еще работать, но скоро выйдет из строя.

Далее нужно полностью снять ДМРВ. Признаки неисправности вы найдете после визуального осмотра устройства. Для проведения этой операции понадобится ключ на 10. Выкрутите два винта и достаньте устройство из корпуса воздушного фильтра. С датчиком выйдет резиновое уплотнение. Если уплотнение осталось в корпусе - это основной признак скорой поломки.

Основные симптомы

Итак. Если у вас проблемы с ДМРВ, признаки неисправности могут быть самыми разными. Среди них можно выделить провалы на разгоне, отсутствие тяги, снижение мощности. Появляется стойкое ощущение, что машина просто «не едет». Если при нажатии на газ отсутствует должная реакция, тогда это один из признаков. Большой расход топлива - это тоже сигнал для диагностики этого датчика. Когда ваша машина при переключении с передачи на передачу останавливается, есть смысл проверить датчик ДМРВ. ВАЗ 2110 признаки неисправности имеет такие же, как и у остальных автомобилей.

Если у вас возникают трудности с запуском холодного двигателя, если работа мотора нестабильна, если обороты самопроизвольно растут или, наоборот, уменьшаются, если возникают детонации при нагрузках - это все является сигналами для проверки и диагностики датчика.

Очистка датчика

Если вы наблюдаете признаки неисправности ДМРВ, тогда можно попробовать очистить прибор.

К слову, это самый дорогой датчик из всех в линейке переднеприводных автомобилей ВАЗ. Но если у вас он вышел из строя, не спешите его менять. Есть небольшой шанс на восстановления его «здоровья». Для процесса очистки понадобится специальная жидкость, которая применяется для чистки карбюратора. Также пригодятся ключи типа «звездочка». Отвинтите хомут, а также два болта на «10». Снимите патрубок и доставайте датчик. Побрызгайте жидкостью на проволочку и трубку. Работайте с предельной аккуратностью, подождите, пока эта жидкость полностью испарится и оставьте устройство высохнуть.

Пока прибор высыхает, снимите дроссельный узел. Вы увидите налет внутри дроссельного узла. Его нужно убрать с помощью жидкости. Эта грязь является причиной неполадок всей системы. Из-за нее и появляются проблемы с ДМРВ, признаки неисправности ВАЗ 2115, которые беспокоят начинающих на автомобильных форумах.

Тросик газа не снимайте. Положите узел на тряпочку и обработайте особенно грязные участки жидкостью. Не забудьте промыть регулятор холостого хода и пространство под ним.

После этого скорее всего все признаки проблем с ДМРВ уйдут, конечно, при условии, что датчик не имеет механических повреждений. Поэтому не ждите, пока у вас появятся первые признаки таких проблем, а сделайте такую профилактику на ближайших выходных. Это не займет у вас много времени, а ваш автомобиль будет дышать по-настоящему. Вы не узнаете свой двигатель. Он будет гораздо лучше заводиться, улучшится его тяга, вы заметете повышение мощности вашего двигателя.

Проводите такие профилактики регулярно, и ваш автомобиль скажет вам спасибо.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или расходомер) является важной деталью автомобиля, от исправной работы которой зависит мощность двигателя и его расход топлива. Обнаружить его можно под капотом машины, где он располагается между воздушным фильтром и воздушным патрубком, направленным к дроссельной заслонке. Задачей ДМРВ является измерение количества воздуха, проходящего в цилиндры, и передача данной информации электронному блоку управления, то есть «мозгам» машины. На основе данных датчика массового расхода воздуха блок управления принимает решение о необходимости увеличения или уменьшения подачи воздуха в горючую смесь.

При выходе из строя датчик массового расхода воздуха практически никогда не ремонтируется, а просто меняется на новый. Его устройство довольно простое, и он состоит из корпуса, в который помещен прибор для измерения затрат воздуха – термоанемометр. Достаточно повредить диагностическое устройство в процессе демонтажа ДМРВ или его очистки, и потребуется замена всего датчика. Выйти из строя он может также при большом сроке службы, но убедиться в его неисправности можно только после проверки.

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха

Перед тем как приступать к проверке ДМРВ, необходимо понять по первичным симптомам, что он неисправен. О проблемах с датчиком могут говорить следующие симптомы:


Приведенные выше симптомы указывают, что воздух подается в горючую смесь не в том объеме, в котором необходимо. При этом данная проблема может наблюдаться не только при выходе из строя ДМРВ. В частных случаях неисправность может быть связана с отсутствием питания датчика по электропроводке или при появлении трещин в соединительных шлангах.

Как проверить ДМРВ на исправность

Имеется несколько основных методик проверки датчика массового расхода воздуха, которые позволяют убедиться в его неисправности.

Проверка ДМРВ в движении

Самый простой способ диагностики расходомера – это анализ работы двигателя при принудительном отключении датчика. Проверка происходит следующим образом:


Проверка ДМРВ мультиметром

Диагностировать проблему с датчиком можно при помощи мультиметра. Для этого необходимо сперва разобраться с конструкцией устройства и его «распиновкой», то есть распайкой проводов по плате. Из датчика массового расхода воздуха выходит 4 провода. В зависимости от модели ДМРВ и производителя, их цвета могут различаться, но в большинстве случаев они следующие:

  • Розовый (или розово-черный): провод к главному реле;
  • Зеленый: провод к заземлению;
  • Серый: провод к питанию;
  • Желтый: вход сигнала.

Для проверки датчика массового расхода воздуха мультиметр необходимо выставить в режим измерения постоянного напряжения и установить предел до 2 Вольт. Далее потребуется включить зажигание, но не заводить мотор. Когда это будет сделано, подключите красный щуп мультиметра к входу сигнала датчика (желтому проводу), а черный щуп к заземлению (зеленому проводу). Сделать это можно не «оголяя» провода, просунув щупы диагностического устройства сквозь резиновый уплотнитель разъема.

По результатам измерения можно сделать выводы о состоянии датчика:


Некоторые современные бортовые компьютеры позволяют смотреть напряжение на датчике массового расхода воздуха. В таких ситуациях можно обойтись без мультиметра.

Визуальный осмотр ДМРВ

Опытные автомобилисты могут определить неисправность датчика массового расхода воздуха по его внешнему виду. Первым делом необходимо снять ДМРВ, а далее его внимательно осмотреть. Признаками неисправности является попадание жидкости в воздушный патрубок и датчик ДМРВ (или наличие механических повреждений).


Чаще всего жидкость может оказаться в датчике по следующим причинам:

  • Повышенный уровень масла в картере. В такой ситуации в датчик попадает масло;
  • Забитый маслоотбойник системы вентиляции картера;
  • Несвоевременная замена воздушного фильтра, из-за чего грязь попадает на термоанемометр ДМРВ.

Самым простым и надежным способом диагностировки проблем с датчиком массового расхода воздуха является его замена на рабочее устройство. Например, можно снять подходящий рабочий датчик с другого автомобиля, установить его и убедиться, что стабилизировалась работа двигателя. В такой ситуации можно сразу идти покупать новый датчик без диагностики его мультиметром или другими способами.

В данной статье поговорим про ДМРВ - датчик массового расхода воздуха, расскажем что это такое, основной принцип работы и обслуживание.

Что это такое?

ДМРВ - это датчик массового расхода воздуха. Он служит для определения количество воздуха, идущего на заполнение цилиндров при работе двигателя. Датчик установлен во впускном тракте после воздушного фильтра и является одним из главных при работе системы впрыска.

Как он работает? В двигатель приблизительно должно попадать за один такт 1 часть топлива и 14 частей воздуха, тогда мотор будет работать в оптимальном режиме. Если нарушить это взаимоотношение, будет или уменьшение мощности двигателя или перерасход топлива.

ДМРВ необходим, чтобы измерять идеальное количество поступившего в двигатель воздуха. Он рассчитывает количество воздуха и после этого отсылает информацию главному компьютеру, который на основании этих данных уже рассчитывает количество необходимого топлива.

Чем больше вы жмете на педаль газа, тем больше воздуха поступает в двигатель. ДМРВ это фиксирует и дает команду главному компьютеру увеличить количество топлива. Если вы едете равномерно, то расход воздуха не большой, а значит и расход топлива будет также небольшим. И за этим следит датчик массового расхода воздуха, который измеряет количество воздуха, поступившего в двигатель. Датчик устанавливается между воздушным фильтром и впуском двигателя.

Измерить количество воздуха, поступившего в двигатель, - значит, определить нагрузку двигателя. Когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка открывается и количество всасываемого воздуха увеличивается. Мы говорим: нагрузка увеличилась. И наоборот, педаль отпустили - нагрузка уменьшилась. Всё это задача для ДМРВ.

Как работает и обслуживание

Датчик состоит из провода из платины диаметром 70 мкм, установленного в измерительной трубке, расположенной перед дроссельной заслонкой. Работа основана на принципе постоянства температуры. При эксплуатации платиновый провод ДМВР неизбежно загрязняется. Для предотвращения загрязнения после выключения двигателя провод в течение 1с накаляется до температуры 1000 С. При этом вся налипшая на него грязь сгорает. Этот процесс контролируется электронным блоком управления .

Датчик расхода воздуха прост и надежен в эксплуатации, но это не означает, что его ремонт нужно производить самостоятельно. В случае его поломки лучше обратиться к специалистам и если датчик расхода воздуха перестал работать - его меняют на новый. Невозможность ремонта - это недостаток ДМРВ , ведь стоимость нового велика.

Недостатком также является, что он измеряет объем поступающего воздуха. Поскольку для определения потребного количества топлива требуется определение массы воздуха, необходима корректировка показаний датчика в соответствии с плотностью воздуха. Для решения этой проблемы в воздухозаборник рядом с датчиком расхода ставят датчик температуры воздуха. Одним из направлений модернизации ДМРВ является - датчик измерения давления.

Датчик массового расхода воздуха очень требователен к состоянию воздушного фильтра. У него загрязняются платиновые спирали. Промыть их можно с помощью очистителя карбюратора, но если сделать это неправильно - придется покупать новый.

В современных автомобилях с впрысковыми двигателями, за приготовление рабочей смеси отвечает электроника. Качество рабочей смеси зависит от соотношения, в котором смешивается топливо с воздухом. В зависимости от количества воздуха, проходящего через дроссельную заслонку, электронный блок управления двигателем определяет, сколько горючего необходимо подать в цилиндры. Для определения количества воздуха, поступающего в двигатель, применяется датчик массового расхода воздуха или ДМРВ ; в некоторых источниках встречается название «волюметр».

«Где находится ДМРВ?» — интересуются неопытные автовладельцы. Указанный датчик устанавливается во впускном воздушном тракте сразу за воздушным фильтром, к блоку управления он подключается при помощи шестиконтактной колодки.

В теории, процесс измерения количества проходящего через дроссельную заслонку воздуха, не представляет особой сложности. Если нажать на педаль газа, заслонка открывается, и воздуху будет проще попасть внутрь, при отпускании, наоборот, всасывается намного меньше воздуха. Однако мотор работает постоянно в разных режимах, водитель то нажимает, то отпускает педаль газа, причем, постоянно по-разному, к тому же во впускном тракте возникают завихрения, поэтому на деле задача будет в разы сложнее.

Какими бывают ДМРВ

В зависимости от строения выделяют несколько типов датчиков массового расхода воздуха. Наиболее часто встречаются:

  • механические (флюгерные);
  • ультразвуковые;
  • термоанемометрические (последние применяются, в частности, на автомобилях ВАЗ).

Устройство и принцип работы ДМРВ

Движущихся частей в датчике массового расхода воздуха нет. Благодаря этому повышается срок его службы. Принцип его работы следующий. Чувствительным элементом первых датчиков, разработанных формой Bosch, является платиновая проволока или никелевая сетка. К элементу подводится электрический ток, который нагревает его. Если система проволочная, то термоэлемент будет нагреваться до температуры на 100 градусов выше температуры входящего воздуха, температура сетки из никеля на 75 градусов выше температуры входящего воздуха.

Входящий поток воздуха охлаждает чувствительный элемент, следовательно, для поддержания его температуры необходим больший ток. По тому, насколько увеличился ток, блок управления двигателем определяет, какое количество воздуха поступает в двигатель. Некоторые ДМРВ выдавали частотные выходные сигналы, т.е. у них изменяемой величиной была частота выходных импульсов. Такие датчики массового расхода воздуха применялись в двигателях автомобилей ВАЗ, оснащенных контроллером «Январь-4.1».

Современные ДМРВ, устанавливаемые, в том числе на автомобили ВАЗ, имеют более сложное устройство. Вместо проволоки или сетки, в качестве чувствительного элемента они имеют тонкую пленку, на которой размещены температурные датчики и нагревательный элемент. Принцип работы ДМРВ автомобилей ВАЗ немного другой. В центре пленки находится зона подогрева, степень ее нагрева контролируют термодатчики. По обе стороны пленки расположены два дополнительных термодатчика, т.е. один находится прямо на пути воздушного потока, а второй скрыт за пленкой. Когда автомобиль стоит на месте, температура обоих датчиков одинакова, при движении первый датчик охлаждается входящим потоком воздуха, а второй имеет практически неизменную температуру. Разница температур термодатчиков прямо пропорционально зависит от массы всасываемого воздуха.

Какой ДМРВ лучше

Каждый датчик имеет свои достоинства и недостатки, поэтому однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Проволочный датчик массового расхода воздуха обладает высокой надежностью. Это его основное достоинство, способное перекрыть все недостатки, в числе которых более низкая точность измерений, по сравнению с пленочным ДМРВ, и невозможность зарегистрировать обратный поток воздуха.

Пленочный датчик, который устанавливается на современные двигатели ВАЗ, благодаря наличию двух термодатчиков, способен зарегистрировать обратный воздушный поток (если температура второго датчика ниже, чем первого), кроме того, точность его измерений очень высока. Главный недостаток датчика – он боится грязи и влаги, поэтому если автовладелец желает бесперебойной работы датчика, ему необходимо тщательно следить за состоянием воздушного фильтра.

Можно ли ездить без ДМРВ

Нередко случается, что датчик массового расхода воздуха выходит из строя. Поскольку не для каждого автомобиля его можно запросто пойти и купить, многие автовладельцы задаются вопросом: «А можно ли ездить без ДМРВ?»

Если отключить ДМРВ, блок управления переходит в аварийный режим работы. Топливно-воздушная смесь готовится в зависимости от положения дроссельной заслонки, в результате возрастает расход горючего, а частота вращения коленвала не опускается ниже 1500 об./мин.

Кстати, таким способом можно проверить исправность датчика. Если машина при его отключении становится резвее, значит, ДМРВ неисправен.

Взаимозаменяемость ДМРВ для автомобилей ВАЗ

Некоторые владельцы автомобилей ВАЗ интересуются, что будет, если установить другой ДМРВ взамен штатного, и насколько безопасно такое усовершенствование.

Датчики массового расхода воздуха разрабатываются под определенный двигатель, и имеют разные выходные напряжения при одинаковом воздушном потоке. Поэтому, если установить не тот датчик, который нужен, ЭБУ не сможет правильно интерпретировать его показания. Результатом будет, как минимум, увеличение расхода топлива, как максимум – мотор просто не будет работать.

Все же при крайней необходимости, если штатный датчик нигде не удается найти, можно «перепрошить» под параметры ДМРВ, предназначенного для другого двигателя ВАЗ. Однако делать это следует крайне осторожно, поскольку велика вероятность полностью вывести ЭБУ из строя.