Снятие и складирование плодородного слоя почвы. Большая энциклопедия нефти и газа

Биологический этап рекультивации

Биологический этап рекультивации осуществляется землепользователями за счет средств предприятий, нарушающих эемельные угодья. Биологическая рекультивация осуществляется с использованием тра-кторов с прицепами, полунавесных и навесных плугов, гидрофицированных лущильников, борон, культиваторов, рыхлителей, а также прицепных и навесных фрез, катков и машин для приготовления и внесения минеральных и органических удобрений. В комплекс мероприятий входит также посев трав, и посадка первичных культур, для чего используют различные сеялки, ямокопатели и лесопосадочные машины. Уход за посевами и посадками, в том числе орошение и полив, выполняются при помощи дождевальных и поливочных машин. Сбор урожая - косилками и комбайнами. Для конкретных условий выбирают оптимальный набор техники для биологической рекультивации.

В последние годы в угольной промышленности получает распростране-ние микробиологический способ рекультивациипородных отвалов для исполь-зования их под сельскохозяйственные угодья и в санитарно-гигиеническом направлении. Сущность данной технологии заключается в повышении биологи-ческой активности отвальных грунтосмесей путем сплошнго внесения на пове-рхность отвалов активной почвенной микрофлоры, адаптированной к местным условиям. При этом повышаются биогенность пород и количество полезных микроорганизмов, способствующих мобилизации потенциального плодородия субстрата и накоплению в рекультивируемых грунтах органического веществаиэлементов питания в доступной для растений форме. В отличие от традицион-ных приемов рекультивации данный способ осуществляется непосредственно на рекультивируемых грунтах после их детального агрохимического микробиологического обследования, причем образование продуктивного грунта, как показывает опыт,проходит в 2 - 3 раза быстрее.
Опыт показывает, что рекультивированные земли могут использоваться в сельскохозяйственном производстве для выращивания всех сельскохозяйствен-ных культур и обеспечивать урожайность не ниже, чем на старопахотных зем-лях.

Землевание это комплекс работ по снятию, транспортированию и нане-сению плодородного слоя почвы и потенциально-плодородных пород на мало-продуктивные угодья с целью их улучшения.

Под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и аграрными свойствами. Почвенный слой харак-теризуется комплексом агрохимических, физико-механических и биологических показателей: содержание гумуса и питательных веществ (фосфора, калия, азота), кислотностью, содержанием водорастворимых сульфатов натрия, магния и хлоридов, плотностью, влагоемкостью, водопроницаемостью содержанием фракций менее 0,01 мм, видовым составом и количеством микроорганизмов и многими другими показателями. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания и нанесения на рекультивируемые земли устанавливается ГОСТ 17.4.2.02-83. «Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания».



При строительстве сооружений по недропользованию на плодородных землях и землях сельскохозяйственного назначения в процессе проведения подготовительных работ к монтажу оборудования снимается и отдельно хранится плодородный слой для последующей рекультивации территории.

Снятие плодородного слоя почвы производится, как правило, бульдозерами или автогрейдерами.

В случае ценных сельскохозяйственных угодий, садов, мелиорируемых и других ценных земель, нецелесообразно отводить на таких землях дополнительно полосы для временного складирования почвы. В таких случаях плодородная почва вывозится на специально отведенные для этого территории и складируется в штабеля.

При разработке сосредоточенных карьеров, резервов, подготовке тер-риторий для промышленных площадок, баз, складов и др., плодородный слой почвы сдвигается в штабеля, высота которых не должна превышать 10 м, а угол откоса - не более 30 градусов. Штабеля плодородной почвы распола-гаются на сухих грунтах.

Предприятия, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультиви-руемые земли или на малопродуктивные угодья.

Объемы снятия плодородного и потенциально плодородного слоя почв (Н) вычисляются по формулам

Н= V× S ; H = M× S × d (5.20)

где М – глубина снятия плодородного слоя почвы, S – площадь почвенного контура или группы контуров с одинаковыми глубиной и качеством снижаемого плодородного слоя, м 2 ; d - плотность плодородного слоя, т/м 3 .

Нормы снятия плодородного слоя для основных типов и подтипов почв глинистого и суглинистого состава приведены в ГОСТ 17.5.3.06-85.

Нормы снятия плодородного слоя не устанавливаются, если они не пригодны для землевания малопродуктивных угодий и не соответствуют требованиям ГОСТ 17.5.3.05-84.

При хранении гумусового слоя теряется часть органического вещества и азота. В зависимости от влажности, температуры в первые годы хранения теряется 0,05 – 0.1% гумуса, однако в последующие годы потери его снижаются.

Наиболее интенсивно окисление гумуса, находящегося в рыхлом состоянии происходит при температуре 15-25° С и влажности 20-25 %. Интенсивность разложения снижается при влажности 5-10%, температуре 0-5° и уплотнении (снижение воздухопроницаемости).

Плодородный слой почвы может храниться в течение 10 лет и более. Хранить его необходимо в штабелях круглой или квадратной формы высотой 10-15 м. Для предохранения штабеля от водной и ветровой эрозии поверхность его планируется и засевается травами.

Участки, предназначенные для хранения плодородного слоя почвы должны располагаться на ровных, возвышенных и сухих местах. Запрещается организовывать склады в оврагах, балках, или местах скопления больших объемов воды.

При снятии, транспортировании, хранении и нанесении снятой почвы происходят ее потери и снижаются качественные характеристики.

Потери почвы от неполноты ее выемки зависят от мощности и условий залегания почвенного слоя, а также техники и технологии ведения работ. При малой мощности почвенного слоя и неспокойном его залегании потери и разубоживание достигают значительной величины. Допустимые потери от неполноты ее выемки устанавливаются проектом и определяются по формуле

где Q п – масса почвенного слоя, подлежащая снятию, т; Q ф – масса фактически снятого слоя почвы, определяемая маркшейдерскими замерами, т.

Потери почвы при транспортировании определяются по нормативам для сыпучих грузов. При автотранспортных перевозках в благоприятных условиях они составляют 1 –1,2 % и более в зависимости от условий и срока хранения.

Для сохранения физико-химических свойств почвы высота буртов при складировании не должна превышать 5 м, для потенциально-плодородных почв 10 м. Качество почвы на складах определяется по данным агрохимических и миробиологических анализов.

Качественные потери почвы характеризуются разубоживанием и ухудшением структурных, агрохимических и микробиологических свойств ее в процессе выемки, перемещения и хранения. Разубоживание почвы харак-теризуется коэффициентом разубоживания:

где B 1 , В 2 , В 3 - масса породы, примешанной к почве при ее выемке, хранении, при нанесении на спланированную поверхность при рекультивации, т.

Количественные потери и качественные изменения характеризуются коэффициентом извлечения почвы

где Q ф, Q ф - соответственно масса фактически снятой и подлежащей снятию почвы, т; С ф, С п - соответственно содержание гумуса в фактически перемешанной почве и в почве в %, находящейся в нетронутом слое.

Снятие растительного грунта. Плодородный слой почвы, включая дерново-растительный слой, должен быть снят на всей площади, занимаемой насыпями, выемками, резервами, карьерами и другими сооружениями дорожного комплекса. Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. Качественные показатели и нормы снятия плодородного слоя почвы установлены ГОСТ 17.5.3.06-85.

Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров штабелей складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой 1,0-1,5 м, устанавливаемые через 20-25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ — бороздой (плугом или рыхлителем).

В целях предупреждения поломки или засыпки установленные ранее знаки выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами «в шатер», или обозначить специальными вешками. После окончания снятия плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.

Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления леса, до начала срезки рыхлят слой или вспахивают многокорпусными плугами.

Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.

Плодородный слой почвы срезают и перемещают в места складирования бульдозерами или автогрейдерами, применяя следующие схемы работ:

при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют челночную схему поперечного перемещения грунта по отношению к оси дороги;

при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 30-40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси, а затем с ее другой половины, по так называемой, поперечной или поперечно-участковой схеме движения;

при больших объемах работ по снятию почвенного слоя (толстый слой, большая ширина дорожной полосы) сначала производят срезку почвы с перемещением автогрейдером или бульдозером с поворотным отвалом в продольные валы, из которых позднее грунт перемещают бульдозерами за пределы дорожной полосы. При этом поперечное перемещение почвы на половине ширины дорожной полосы производят косыми проходами бульдозера (под углом к продольной оси дороги), чтобы при каждом проходе обеспечивалась полная загрузка бульдозера, соответствующая его мощности. Такая схема называется продольно-поперечная.

При удалении почвенного грунта с площадей большой ширины используется схема с образованием валов-штабелей в контуре сооружения. До начала последующего вида работ почвенный грунт должен быть вывезен в установленные проектом места складирования автотранспортом с погрузкой погрузчиками.

При вертикальной планировке площадей и полос с травяным покровом шире 50 м допускается сбор почвенного грунта в поперечные валы в пределах контура с последующим распределением по спланированной захватке.

Штабели почвенного грунта размещаются с учетом рельефа местности и других местных условий при ширине полосы до 25 м, как правило, с одной стороны; при большей ширине — с двух сторон с разрывами для проезда строительных машин, стока поверхностных вод. В лесных массивах, на пашнях и других ценных землях хранение почвенного грунта осуществляют на специально выделяемых для этих целей площадях.

При снятии, складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие его потери (размыв, раздувание), а также снижение его качества (смешивание с подстилающими слоями, корнями, лесоотходами, загрязнение и т. п.). При сроке складирования более года поверхность валов почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.

Основные мероприятия по подготовке основания земляного полотна. До начала возведения насыпи подготовленная поверхность основания должна быть спланирована бульдозером. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные заглубления, в которых может застаиваться вода, заполняют послойно с уплотнением до требуемой плотности для основания (СНиП 2.05.02-85, табл. 22). Для обеспечения водоотвода на горизонтальных участках придается поперечный уклон от оси не менее установленного для поверхности покрытия.

При использовании в качестве основания сильносжимаемых недренирующих грунтов (торф, ил, глины малой плотности и др.), а в насыпи — дренирующих грунтов — при выравнивании следует создавать в средней части строительный подъем, величина которого должна быть больше величины расчетной осадки основания, предусмотренной проектом.

Уплотнение грунтового основания низких насыпей и грунтовых слоев под низом рабочего слоя дорожной одежды в выемках и нулевых местах выполняется в случаях, предусмотренных СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85. Грунты основания уплотняют непосредственно перед отсыпкой вышележащих слоев грунта или слоев дорожной одежды (аэродромного покрытия).

Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого применяемыми средствами, излишний слой грунта следует удалить бульдозером и проводить уплотнение нижележащего слоя. После уплотнения и разравнивания нижнего слоя удаленный грунт возвращают и уплотняют до требуемой плотности.

При реконструкции дорог с использованием существующей насыпи растительный грунт с обочин и откосов реконструируемой насыпи удаляют и перемещают на границу полосы отвода для последующей рекультивации. При невозможности использования его биологических свойств распределяют в основании дополнительной части. Перед отсыпкой дополнительных слоев поверхность старой насыпи должна быть разрыхлена на глубину 10-15 см с уплотнением совместно с последующим слоем. Необходимость разборки и удаления слоев старой дорожной одежды устанавливается проектом.

До начала работ по возведению насыпи водопропускные и коммуникационные трубы, как правило, должны быть закончены полностью и засыпаны с обеих сторон на ширину не менее 4 м с каждой стороны, сверху — слоем толщиной, не менее указанной в проекте, с послойным уплотнением до требуемой плотности. При этом перемещение и разравнивание грунта, а также уплотнение катками выполняется продольными по отношению к трубе проходами машин при одновременном наращивании насыпи с обеих сторон. Необходимо постоянно осуществлять контроль за приближением машины к стенке трубы с целью избежания ее сдвига или возможного разрушения. Толщина слоя грунта поверх трубы, при которой возможно уплотнять грунт засыпки и пропускать машины и транспорт, должна быть указана в проекте трубы, но не менее предусмотренной действующими нормами.

В ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя установлено, что снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий. При этом плодородный слой почвы, снятый при строительстве линейных сооружений, мелиоративных объектов должен быть использован без его складирования и хранения для рекультивации нарушенных строительством земель и на прилегающих малопродуктивных угодьях.

Целесообразность снятия плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы и их смеси устанавливают в зависимости от уровня плодородия почвенного покрова конкретного региона, природной зоны, типов и подтипов почв и основных показателей свойств почв: содержания гумуса, показателя концентрации водородных ионов (рН солевой вытяжки, водного раствора), содержания поглощенного натрия по отношению к сумме поглощенных оснований, сумме водорастворимых токсичных солей, сумме фракций менее 0,01 мм). Снятие таких слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.

Согласно обследованиям, проведенным Ознобихиным В.И. (БПИ ДВО РАН), в районе прохождения трассы почвообразующие породы представлены озерно-аллювиальными отложениями.

Озерно-речные отложения преобладают в равнинной части территории трассы и по увалистым ее частям. По гранулометрическому составу это средние глины с преобладанием иловатых и пылеватых частиц. Вследствие плотного сложения, тяжелого гранулометрического состава, озерно-речные отложения слабоводопроницаемы. На них развиты луговые глеевые почвы.

Луговые глеевые почвы залегают на плоских низинных равнинах, в долинах и поймах рек, по днищам балок, а также в межувальных седловинах. Формируются на озерно-речных отложениях в условиях длительного переувлажнения. Поверхность почв покрыта разнотравно-вейниковой, осоково-вейниковой с примесью разнотравья растительностью. Большая часть покрыта фитогенными кочками, кустарниками и редким мелколесьем. Мощность гумусового горизонта составляет 11-14 см в маломощных, 17-23 см - в среднемощных разновидностях. Гранулометрический состав среднесуглинистый. С глубиной отмечается его утяжеление до средней глины в почвообразующей породе (глинистой фракции содержится 68,4%). Преобладающие частицы в верхних горизонтах - мелкий песок и крупная пыль, в нижних - мелкая пыль.

Луговые оподзоленно-глеевые почвы формируются на слаборасчлененных равнинах, занимающих повышенные участки микроповышений, в нижних частях шлейфов увалов. Залегают в комплексе с луговыми глеевыми почвами или отдельными контурами. Характерной особенностью почв является наличие в почвенном профиле слабо выраженного оподзоленного горизонта. Средняя мощность гумусового горизонта составляет 22 см. Гранулометрический состав тяжелосуглинистый. Луговые оподзоленно-глеевые почвы формируются в условиях длительного переувлажнения, вызванного атмосферно-грунтовыми водами, вследствие чего почвы обладают неблагоприятным водным режимом.

Распространенность почв на придорожной территории отражена на почвенной карте, приведенной в приложении. Согласно карте, на начальном участке прохождения дороги развит комплекс луговых глеевых среднемощных почв, далее - луговые оподзоленно-глеевые среднемощные почвы. На участках прохождения по селитебной зоне отмечаются нарушенные селитебные почвы; в поймах водотоков - аллювиальные глеевые почвы.

Ось проектируемого участка в плане проложена с частичным использованием существующего земляного полотна и существующей полосы отвода.

Конструкция земляного полотна, крутизна откосов насыпи и выемки назначены применительно к конкретному участку местности, в увязке с рельефом, местными грунтово-геологическими и гидрологическими условиями, на основании типовых поперечных профилей земляного полотна.

Устойчивость земляного полотна на участках использования существующих дорог обеспечивается за счет рыхления откосов существующей насыпи.

Существующее асфальтобетонное покрытие киркуется с последующей транспортировкой его на свалку.

Откосы насыпей высотой до 3 м приняты крутизной 1:4, откосы насыпей высотой от 3 до 6 м приняты крутизной 1:1,5, свыше 6 м - с переменной крутизной 1:1,75, 1:2.

Крутизна откосов выемок назначена в зависимости от грунтов, слагающих откосы, и их глубины. Откосы выемок в обыкновенных грунтах назначены крутизной 1:1,5.

Откосы земляного полотна насыпей и выемок укрепляются посевом трав по надвинутому слою ранее снятого плодородного грунта.

На землях, занимаемых в постоянное и временное пользование, снимается плодородный слой. Плодородный грунт складируется на полосе временного отвода вдоль дороги до момента его применения. При этом выполняются мероприятия по сохранению плодородия почв и недопущения смыва частиц плодородного грунта (за счет устройства водоотвода, пологих откосов), по исключению загрязнения его мусором и горюче-смазочными материалами. Плодородный слой используется в полном объеме для шумозащитного озеленения, укрепительных работ и рекультивации.

Объемы снятия и использования плодородного грунта отражены в таблице 12 и показаны на Рисунке 8 Снятие плодородного слоя на участке автомобильной дороги Владивосток - порт Восточный. Первого участка км 0 - км 3.5 расположенного в Приморском крае и Рисунке 9 Надвижка плодородного слоя на участке автомобильной дороги Владивосток - порт Восточный. Первого участка км 0 - км 3.5 расположенного в Приморском крае

Таблица 12

Объемы снятия и использования плодородного грунта

Место снятия

плодородного грунта

Использование плодородного грунта

под насыпью

озеленение

шумозащита и благоустройство

на кольце транспортной развязки

укрепительные работы

откосы насыпи

на съездах №№1, 2, 3, 4

дно и откосы кюветов и выемок

на примыканиях

рекультиваци-онные работы

засыпка ям после корчевки

на съездах к АЗС

временная полоса вдоль дороги

на подъезде к г.Артем

брошенные участки сущ. дороги

Рисунок 8 Снятие плодородного слоя на участке автомобильной дороги

Рисунок 9 Надвижка плодородного слоя на участке автомобильной дороги

В период строительства для предотвращения повреждения земель предусматривается:

Использование для проезда строительной техники сети существующих дорог;

Соблюдение границ постоянного и временного отводов при работе техники;

Своевременный вывоз строительных отходов на свалку.

Завершение строительных работ предусматривает рекультивацию временно занимаемых площадей с обратной надвижкой плодородного слоя и посевом трав.

Площадь рекультивации временно занимаемых площадей составляет 3,9 га.

Работы по рекультивации включают в себя технический и биологический этапы:

Технический этап:

Снятие и складирование плодородного слоя;

Разборка участков существующих дорог;

Очистка рекультивируемой территории от отходов и строительного мусора, с их последующим вывозом на свалку;

Планировка (выравнивание) рекультивируемой поверхности;

Надвижка плодородного грунта;

Биологический этап:

Посадка деревьев и кустарников на временной полосе со стороны жилой застройки.

Посев трав по надвинутому слою ранее снятого плодородного грунта.

Нормы снятия плодородного и потенциально плодородного слоев почв (H), в, вычисляют по формуле:

где M - глубина снятия плодородного слоя почвы, м;

S - площадь почвенного контура или группы почвенных контуров с одинаковой глубиной и качеством снимаемого плодородного слоя почвы, .

Таблица 13

Ведомость снятия плодородного слоя почвы

Протяжение, м

Толщина слоя, м

Объём, мі

Примечание

Объем снятия плодородного слоя почвы составил 34890 .

С целью сохранения плодородного слоя почвы от перемешивания с нижележащим минеральным грунтом снятие необходимо провести послойно.

Следующим этапом рекультивации предусмотрена рубка древесно-кустарниковой растительности в полосе отвода, разборка железобетонных, кирпичных и деревянных конструкций, дорожного покрытия, срезка и выемка грунта в следующих объемах:

лесопорубочные остатки, срезанный кустарник и пни (5 класс опасности) - 174,28м3;

бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (5 класс опасности) - 1774,8 м3;

бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (5 класс опасности) - 47,25м3;

отходы асфальтобетона в кусковой форме (4 класс опасности) - 2531,6 м3.

излишки грунта (5 класс опасности) - 116816,65 м3;

дрова (5 класс опасности) - 503 м3;

мусор строительный от разборки зданий (4 класс опасности) - 5,72 м3

отходы кирпича (5 класс опасности) - 1665 м3

Общий объем строительных отходов - 123518,3 м3.

Кроме этого, в процессе работ образуются твердые бытовые отходы (4 класс опасности) от вахтовых поселков строителей в размере 343,25 м3.

Суммарный объем отходов, планируемых к размещению на полигоне ТБО, достигнет 123,862 тыс. м3.

Стоимость размещения отходов на полигоне ТБО, из расчета 292 руб. 50 коп. за 3 м3 отходов, составит: 123,862/3х292,5=12076,54 тыс.руб.

Площадь нанесения плодородного слоя почвы под временно занимаемую территорию вдоль автодороги составляет 3,90 га. После нанесения плодородного слоя почвы производится окончательная планировка поверхности с сохранением естественного рельефа поверхности. Уклон поверхности сохраняется естественный.

Таблица 14

Объемы работ по нанесению плодородного слоя

Наименование работ

Количество

Примечание

Подъезд к г.Артему

на откосы кюветов и выемки - 3335 м3

Земляное полотно:

на дно и откосы кюветов - 674 м3;

на рекультивируемые площади вдоль дороги - 3130 м3;

на засыпку ям после корчевки - 150 м3;

Кольцо транспортной развязки

на откосы кюветов и выемки - 1830 м3

на откосы насыпи - 980 м3

на рекультивируемые площади вдоль дороги - 967 м3

на откосы кюветов и выемки - 560 м3

на откосы насыпи - 780 м3

на рекультивируемые площади вдоль дороги - 1720 м3

на откосы насыпи - 1260 м3

на рекультивируемые площади вдоль дороги - 1120м3

на откосы насыпи - 1150 м3

на рекультивируемые площади вдоль дороги - 850 м3

на откосы кюветов и выемки - 1260 м3

на откосы насыпи - 540 м3

на рекультивируемые площади вдоль дороги - 2130 м3

Устройство съездов на АЗС ПК5+26 и ПК6+96

под насыпью

обратная надвижка плодородного грунта: на откосы насыпи - 490м3;

Примыкание ПК29+51

под насыпью

обратная надвижка плодородного грунта: на откосы насыпи - 1825м3;

примыкания на ПК22+76

обратная надвижка плодородного грунта на откосы насыпи - 120м3;

Грунт на откосы насыпи - 7145 м3;

грунт на дно и откосы кюветов и выемки - 7659 м3;

на засыпку ям после корчевки - 150м3;

на посадку деревьев при рекультивации - 1112 м3;

на восстановительное (компенсационное озеленение - 3253 м3

на рекультивируемые площади разбираемого участка существующей дороги - 5654 м3

на рекультивируемые площади вдоль дороги - 9917 м3;

Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. До снятия слоя почвы необходимо выполнить разбивку, заключающуюся в выноске в натуру срезки и контуров валов складирования.

Для снятия и перемещения плодородного слоя почвы организуют специальное звено, оснащенное бульдозером на тракторе класса тяги 100 кН, экскаватором с ковшом объемом 0,5-1,25 м 3 , погрузчиком грузоподъемностью 2 т и автомобилями-самосвалами грузоподъемностью не менее 7 т. Число автомобилей зависит от расстояния, на которое перемещают почву до места использования.

Толщина снимаемого слоя в Центральном районе ЕЧС на задернованных участках примерно 8-12 см, на пахотных 15-18 см, на залесенных 15-20, реже 25 см. Дополнительно толщину снимаемого слоя уточняют непосредственно на месте работ.

Различают следующие схемы срезки и перемещения плодородного слоя почвы: а) челночную с валами срезанной почвы, расположенными в шахматном порядке; б) поперечную с валами по обе стороны земляного полотна; в) поперечно-участковую; г) продольно-поперечную.

Первую схему применяют при односторонней срезке плодородного слоя на полосе шириной до 25 м. Срезанную почву укладывают в виде продольных валов на расстоянии от подошвы насыпи (при ее возведении из привозных грунтов), обеспечивающем проезд дорожных машин и грузовых автомобилей. Бульдозером зарезают плодородный слой с одного края полосы срезки и перемещают на противоположный край, где укладывают почву в продольные валы. Скорость движения бульдозера в обратном направлении в 1,5 раза больше, чем при зарезании. Для повышения производительности бульдозера зарезать грунт следует под уклон.

Длину продольного вала рассчитывают исходя из его объема и потребности в почве для укрепления одной половины земляного полотна. Излишек почвы укладывают на противоположной стороне, недостаток восполняют привозным торфом или илом.

Вторая схема, т. е. поперечная с валами, расположенными по обе стороны земляного полотна на всем его протяжении, применима, если ширина срезки более 25 м. В отличие от первой схемы плодородный слой почвы срезают и перемещают бульдозером только от оси улицы, вначале в одну, а затем в другую сторону.

Рис. 8.1. Поперечно-участковая схема снятия плодородного слоя почвы бульдозером с неповоротным отвалом при строительстве глубоких выемок или высоких насыпей n - толщина снимаемого плодородного слоя почвы; А - валы плодородной почвы по обе стороны от оси улицы; m - полоса для проезда землеройных машин и строительного транспорта; L - ширина отвала бульдозера; 1-26-проходы бульдозера


Рис. 8.2. Продольно-поперечная схема снятия плодородного слоя почвы с применением бульдозеров с универсальным и обычным отвалом Б - валик срезанной почвы; в - бульдозер с универсальным отвалом; г - то же, с обычным; остальные обозначения те же, что на рис. 8.1

Третью, поперечно-участковую схему (рис. 8.1), применяют при ширине срезки до 40 м или значительной толщине срезаемого плодородного слоя. Почву срезают и перемещают по длине поперечной полосы срезки в 3-4 приема.

Четвертая, продольно-поперечная схема целесообразна при полосах шириной более 44 м, значительной толщине плодородного слоя и наличии универсального бульдозера. Продольными проходами бульдозера с отвалом, установленным под углом к оси улицы, срезают плодородный слой по всей длине захватки; образуются промежуточные валики почвы (рис. 8.2). В дальнейшем возможно использование и обычного бульдозера, который перпендикулярно оси улицы переместит почву за пределы полосы срезки. Если объем почвы в пределах поперечной полосы перемещения превышает объем, забираемый бульдозером за один проход, то изменяют направление его движения: почву перемещают под углом к оси дороги более 45°, забирая ее столько, сколько в состоянии сдвинуть бульдозер.

Длина захватки зависит от мощности отвала бульдозера, толщины срезаемого плодородного слоя, его влажности и плотности, а также от дневной выработки, не допускающей укладки в валы пересушенной почвы. Участок зарезания обусловлен толщиной срезаемого слоя и объемом почвы, перемещаемой бульдозером за один проход. При хорошо задернованной поверхности объем забираемого почвогрунта тяжелым бульдозером достигает 4 м 3 (в рыхлом состоянии). Если срезают гумусированную почву, например тучный чернозем с размером грунтовых частиц менее 25-30 мм, то объем снижается до 3 м 3 .

При недостатке почвы для отделочных и укрепительных работ в валы добавляют торф и минеральные удобрения, чтобы получить компост высокого качества. Расходы, связанные с его заготовкой, всегда окупаются; при этом слой плакировки земляного полотна с успехом можно уменьшить на 20-30 % по сравнению с действующими нормами.

Рабочим циклом бульдозера считают срезку плодородного слоя поперек проектной расчищенной полосы на суммарную ширину отвала и дополнительную ширину полосы (0,5-0,6 м), на которой срезают с одновременной зачисткой и подборкой оставшийся грунт.

Снижения потерь почвогрунта при перемещении бульдозером и тем самым повышения коэффициента Кп достигают использованием отвала с открылками и козырьком, а также производством работ по траншейной схеме (см. гл. 12).

Пользуясь вычисленными значениями производительности при расчистке полосы для строительства проезжей части и тротуаров, составляют линейный график для каждого конкретного участка улицы (городской дороги).

61. Ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы

Правонарушения, предусмотренные ст. 8.6 КоАП РФ, посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в РФ. ЗК РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной земли в части обеспечения ее плодородия и возможности использования как природного ресурса.
Объективная сторона ч. 1 данной статьи заключается в самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы.
Снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч. 1 указанной выше статьи) производится в процессе рекультивации почвенного слоя, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» определялось, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесовидные и покровные суглинки) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий.
Плодородный слой почвы - это верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агротехническими свойствами.
Нарушение почвенного слоя земли может происходить при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, при добыче торфа;
- проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы;
- строительства, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;
- прокладки трубопроводов, проведения строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, проектноизыскательных и иных работ. Использование плодородного слоя для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения этих земель.
Под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом:
- нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых;
- нарушения установленного режима использования земель;
- хищения;
- невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов. Объективная сторона ч. 2 данной статьи выражается в уничтожении плодородного слоя почвы и порче земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные и юридические лица.
Субъективная сторона ч. 1 может быть выражена в форме умысла, а в ч. 2 совершена как умышленно, так и по неосторожности.