Высотка на площади восстания известные жильцы. Жилой дом на кудринской площади

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.


Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.


Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.


Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.



О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.


Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.


Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.

На западной стороне площади Восстания, недалеко от зоопарка в 1954 году закончилось строительство высотного здания по проекту М.В. Посохина и А.А. Мндоянца. Это был прекрасный замок со шпилем и множеством окон, высотой в 24 этажа, где располагались 456 двух-, трех- и четырехкомнатных квартир со всеми удобствами.

В стилобате, в основании здания для удобства жильцов был открыт крупнейший тогда продовольственный магазин «Гастроном», кафе, предприятия бытового обслуживания. Под зданием помещались два кинозала, детские учреждения и даже автоматическая телефонная станция на 10 тысяч номеров, там же располагались складские помещения и гаражи.

В XIV‑XVII веках на месте невероятно огромного строения было село Кудрино. Оно принадлежало внуку Ивана Калиты Владимиру Андреевичу. В 1680 году здесь располагался двор В.В. Голицына, приближенного царевны Софьи, когда последний попал в опалу, двор перешел к А.Л. Нарышкину – двоюродному брату Петра I. Через село проходила важная дорога из Кремля на Волоколамск и дальше до Великого Новгорода.

К 1940‑м годам место мало отличалось от сельского. Хотя площадь и пережила революционные бои, стала «воротами Красной Пресни», площадью Восстания, она оставалась старой московской окраиной. Площадь и район за ней плавно стекали к Пресненским прудам.

Именно площадь Восстания и выбрали для постройки еще одной высотки. Для этого площадь пришлось выравнивать и насыпать. Склон и площадку со сквером перед высотным домом укрепили гранитными стенками. Домишки снесли, а в 1937 году исчез громоздкий дом, отделявший площадь от Новинского бульвара.

Красавица-высотка была одной из семи высотных зданий, построенных в Москве за десятилетие после Великой Отечественной войны, и одним из двух жилых высотных домов. Для послевоенной Москвы, ютившейся в коммуналках, бывших монастырских кельях и особняках и просто в бараках, дом был волшебным дворцом.

Здание в стиле советского ар-деко венчал 30-метровый шпиль с пятиконечной звездой. Выразительные пилястры, протянувшиеся во всю высоту здания, делали его еще выше. Сад украшали скульптурные группы, символизирующие труд, творчество и оборону (скульпторы Н.Б. Никогосян, М.К. Аникушин, М.Ф. Бабурин).

Мраморные лестницы с ковровыми дорожками поднимались из вестибюля, двустворчатые дубовые двери открывали вход с лестниц в рекреации этажей. Квартиры с высокими потолками, скоростные лифты, да и сам стиль «сталинского ампира» делали высотку домом мечты многих москвичей. В доме и жили «небожители», недаром он получил имя «Дома авиаторов». Квартиры в нем заняли космонавты, летчики-испытатели и авиаконструкторы, а также актеры и высокопоставленные чиновники.

Вся советская Москва гордилась домом, а С.Михалков даже «поставил» около него своего великана дядю Степу:

Там где дом стоит высотный,

Есть высотный постовой.

Сейчас дом продолжает быть жилым, постепенно меняя советскую роскошь на современную. В стилобате расположен боулинг.


В Пресненском районе расположена еще одна «сталинская высотка» - жилой дом на Кудринской площади (с 1925 по 1992 года - площадь Восстания). Дом был построен в 1948-1954 годах по проекту авторов Нового Арбата, архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца и и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание высотки состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем - 156м) и боковых корпусов, составляющих единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж.



Всего в доме на Кудринской площади более 450 квартир.


Вид с зоопарка.


Боковые корпуса значительно ниже центрального и имеют по 18 этажей. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных, в основном - для размещения аппаратуры связи. Ведь под боком как-никак, «заклятые враги» американцы сидят.


Немного ниже боковые корпуса - 18 этажей. В оформлении здания использовались национальные русские традиции: шатрообразное завершение высотки напоминает памятники московского барокко.



Кроме того, на здании разместилось множество скульптур и барельефов, среди их авторов - знаменитый скульптор Михаил Аникушин.



Так как сам Михаил Посохин намеревался в дальнейшем поселиться здесь, то можно сказать, что и спроектировал жилье под себя любимого, просторное, удобное и функциональное.



Местонахождение: г. Москва, Кудринская площадь, д. 1, метро: Баррикадная. Венчает здание 30-метровый шпиль с пятиконечной звездой.



Дом этот по праву носит название «дом авиаторов». И по сей день жить в этом здании очень престижно. В этом доме жили известные летчики-испытатели С. Анохин и М. Громов. Здесь получил квартиру герой Советского Союза А. Сабуров, командовавший крупным партизанским соединением.




В соответствии с проектом в доме предусматривалась телефонная связь квартир с вестибюлем; газовая или электрическая плита, автоматическая электромойка, мусоропровод, автоматическое регулирование температуры в пределах каждой квартиры; центральная пылесосная установка; радиофикация телефонизация, мусородробилки под мойками, электрические мельницы, размалывающие бытовой мусор, который после этого спускался в канализационную сеть.


Позади здания виден Новый Арбат.

Итого: в доме жилых всего 3 больших и 4 маленьких подъезда. В лифтах высотки, где на высоком стульчике из красного дерева восседала лифтёрша, можно было повстречать таких людей как Микулин, Бакулев, Чередниченко, Переверзев, выдающихся лётчиков, таких как Анохин, Галлай, Громов, Коккинаки, известных актёров - Абрикосовых, Алейникова, Мирова и Новицкого.



В каждом корпусе - свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах.


Каждый из больших подъездов оснащен тремя лифтами.


Внутреннее убранство высотки красноречиво свидетельствует, что набравшие силу в период войны автономные системы намереваются жить по-царски, с размахом, собственным государством в государстве.



Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками.Боковые лестницы с чугунным ограждением и дубовыми перилами имели стильные бронзированные таблички с указанием этажей.

Пожарные гидранты находились в строенных дубовых шкафах за фигурным дымчатым стеклом. Все этажи украшались бронзовыми светильниками с матовыми плафонами авторской работы в гипсовых лепных розетках.


Дубовые двери с прорезью почтового ящика. Каждый этаж украшен зеркалами из мореного дуба. В жилой части здания перед квартирами - дубовый паркет.



Витражи в интерьерах вестибюлей и торговых залах магазинов сделаны по эскизам П.Д. Корина, которые сами по себе становились яркими художественными произведениями.



Цокольная часть здания отделана розовым гранитом, доставшимся нам в «наследство» от фашистской Германии. Дело в том, что сей камень предполагал использовать прогитлеровский архитектор Альберт Шпеер, после триумфальной победы нацисткой армии, в строительстве памятных знаков на завоеванной советской территории.






И уже после победы Советских войск, заготовки этого камня оказались на территории восточной Германии. Этот камень был «экспроприирован» и перевезен в Москву, повторив путь завода Опель.



Кудринская площадь.

Что касается места постройки этого здания.

Кудринская площадь существует с конца 18 века. Здесь когда-то давно находилось село Кудрино. В переводе с литовского означает – лес на болоте. Но более правдоподобно все же выглядит происхождение от слова КУДРА, КУДРЯ или фамилии Кудрин. В XIV-XVII веках на месте невероятно огромного строения было село Кудрино. Оно принадлежало внуку Ивана Калиты Владимиру Андреевичу. В 1680 году здесь располагался двор В.В. Голицына, приближенного царевны Софьи, когда последний попал в опалу, двор перешел к А.Л. Нарышкину – двоюродному брату Петра I. Через село проходила важная дорога из Кремля на Волоколамск и дальше до Великого Новгорода. После революции в 1919 году площадь была переименована в Восстания в память о общеизвестных революционных событиях.

К 1940-м годам место мало отличалось от сельского. Хотя площадь и пережила революционные бои, стала «воротами Красной Пресни», площадью Восстания, она оставалась старой московской окраиной. Площадь и район за ней плавно стекали к Пресненским прудам.


Кудринский тупик. 1914 год. На этом месте построили высотку.

Именно площадь Восстания и выбрали для постройки еще одной высотки. Для этого площадь пришлось выравнивать и насыпать. Склон и площадку со сквером перед высотным домом укрепили гранитными стенками. Домишки снесли, а в 1937 году исчез громоздкий дом, отделявший площадь от Новинского бульвара. Всего на строительство здания было потрачено почти 650 млн. рублей.


1950 год.

Красавица-высотка была одной из семи высотных зданий, построенных в Москве за десятилетие после Великой Отечественной войны, и одним из двух жилых высотных домов. Для послевоенной Москвы, ютившейся в коммуналках, бывших монастырских кельях и особняках и просто в бараках, дом был волшебным дворцом.


Вся советская Москва гордилась домом, а С.Михалков даже «поставил» около него своего великана дядю Степу:

Там где дом стоит высотный,
Есть высотный постовой.

А окружена она с разных сторон домами разных эпох, стилей и направлений. Вот как, например, этот "Вдовий дом".


Из окон высотки можно увидеть и Московский зоопарк.





Весь комплекс здания представлял собой что-то типа мини-городка со своей инфраструктурой.
Первый и цокольный этаж занимали магазины, парикмахерская, почта, телефонная станция, ателье, сберкасса, химчистка, и кинотеатр «Пламя».



Фото 1994 года.

Кстати, первым кинофильмом, показанным в к/т "Пламя" была кинокомедия "Укротительница тигров" с Людмилой Касаткиной, Павлом Кадочниковым, Сергеем Филипповым и Леонидом Быковым в ролях.

Но кинотеатр закрыли, и вот что сейчас там.




Здесь в советское время находился не менее известный, чем Елисеевский, Гастроном №15 с богатейшим для тех дефицитных времен ассортиментом.



Теперь на его месте (уже два года как) расположен ресторанный комплекс "Центральный", который включает в себя столовую, ресторанчик и банкетный зал. Столовка бюджетная, еда свежая и вкусная, чувства при этом восторженные и немного странные. Наверное, похожим образом чувствовали себя советские люди, впервые попадая в недавно построенный метрополитен: залы вроде как для простого трудового народа предназначены, а какой шик - натуральные камни, помпезный стиль, огромные люстры...

Так и тут: берешь подносик, ставишь на него всяких блюд, платишь на кассе рублей эдак триста (а комплексный обед обойдется еще дешевле), а потом сидишь за деревянным столиком и поедаешь это - в роскошном интерьере, рассматривая массивные светильники, мраморные колонны, позолоченную лепнину и яркие витражи с изображенными на них гроздьями овощей и фруктов. В общем, обед в музейной обстановке за приятную сумму денег.


Обслуживающий персонал одет в старую форму.



Вот такие колоны.





Части декора.






Люстры.








Огромные зеркала увеличивают пространство.



В нишах стоят светильники.




Коридорчик в банкетный зал.

И сам банкетный зал.








Ну ладно, что-то увлеклись. Выйдем на улицу. Также рядом с высоткой находятся Белый дом и мэрия.



Говорят, что, когда рядом открылось посольство США, два верхних этажа были расселены. Там КГБ установил аппаратуру для прослушки, и оттуда же «присматривал» за американцами.


Здание имеет много скульптур, посвященных труду и детству. Скульптуры на фасаде здания символизируют творчество, оборону и труд советских граждан.






Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности - с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.
Поговаривают, что однажды какой-то местный житель, заблудившись в подземных лабиринтах, в результате блужданий оказался перед путями метро недалеко от станции Краснопресненская. Ещё у здания имеется внушительный стилобат площадью 16,5 тысяч м. Но я его уже выше показывала.



По старому фото можно судить, насколько глубоко стилобат уходит под землю. На самом деле он двухэтажный.
В верхней части располагались магазины, гаражи и кинотеатр Пламя, а на нижнем уровне было убежище, поделённое на сотни мелких комнаток. К сожалению, они заброшены и имеют плачевный вид.


Ноу-хау при строительстве заключалось в бомбоубежище под зданием. Здесь можно было разместить всех жителей дома и обеспечить им автономное существование в течение как минимум трех месяцев. Потом бомбоубежище законсервировали.



Убежище рассчитывалось на всех жителей дома и было невероятно огромным.



Однако, из-за неглубокого залегания оно не могло служить в условиях атомной войны, поэтому в плане оборудования сравнительно скромное.



Небольшая часть отведена для руководителей ГО.



Сохранились остатки мебели и даже закрытый сейф.

Современное творчество в одной из комнат, где диггеры встречали Новый Год.



Из оборудования были обнаружены фильтры ФВУ.



А также несколько компрессоров, раскиданных по разным частям убежища.



Рядом с каждым компрессором находился испаритель.



Баки для хладагента.



Под потолком - трубы в термозащите. Всё это было нужно для охлаждения воздуха в убежище.



В новые времена некоторые комнаты убежища стали могилой для папок документов.



Для старых кассовых аппаратов.

Для инвентаря и просроченных огнетушителей.



Старый плакат.

И фото того парня, что провел нас по подвалам. Это сколько же площади там заброшено? Но вернемся к самому зданию.

Как я уже говорила выше, квартиры в высотке получали работники авиационной промышленности, летчики-испытатели и номенклатура ЦК КПСС и Совмина СССР. На этаже расположено от 4 до 8 квартир. Вестибюли каждого этажа отделаны дорогостоящими материалами, украшены изысканными зеркалами и люстрами. Имеется возможность изолировать этаж от лестниц и площадки перед лифтом. Квартиры отличаются прекрасными видовыми характеристиками.



На первом и цокольном этажах здания первоначально размещались магазины и кинотеатр «Пламя» (сейчас не работает), в подвальном помещении (почти весь стилобат) занимали подсобные помещения гастронома. Там находились холодильники , склады, там был кулинарный цех в котором выпекали знаменитые на всю Москву пирожки с мясом по десять копеек, а вытяжка из пекарни скрывалась за решёткой на лестнице. Часть цоколя была переоборудована под казино, которое прекратило работу в 2004г. Сейчас на его месте - боулинг-клуб.

Дом сохраняет престижный статус и сегодня, после реконструкции он оснащён всеми благами цивилизации, которые требуются в элитном жилье 21 века. Это здание – одна из визитных карточек столицы. В наши дни любой желающий может поселиться в доме на Котельнической набережной или на Кудринской площади были бы на это деньги. Жилплощадь в сталинских высотках продаётся и сдаётся в аренду. А ведь раньше получить квартиру в таком доме можно было лишь за выдающиеся заслуги перед страной, без права последующей продажи или обмена.



Первоначально боковые корпуса представляли собой технические этажи, однако план модернизации здания предусматривал превращение их в жилые квартиры.



Доступ к этому престижному жилью осуществляется через отдельные подъезды или из центральной башни по открытым переходам. Значительная реконструкция здания требовала не только перепланировки и модной декоративной отделки, но и повышения прочности всей конструкции.



"Кудринский" фонтан.
Скульптор Александр Рукавишников, архитектор Марина Морина.
Открыт 7 сентября 2008 года на День города.



До недавнего времени сталинские высотки считались в нашей стране образцом жилищного комфорта: скоростные лифты, высокие потолки, огромные встроенные шкафы, мусоропроводы и «звёздные» соседи…

– Бум на покупку квартир в сталинских домах пришёлся на начало 90-х. Покупателей не останавливало даже то, что многие квартиры требовали капитального ремонта с заменой всех коммуникаций. В конце 90-х, когда начали строить элитные жилые комплексы со свободной планировкой и подземными паркингами, спрос на «сталинские» квартиры начал падать, – говорит руководитель отделения «Тургеневское» компании «ИНКОМ-Недвижимость» Олег Канке. На Кудринской площади, д. 1, в продаже три двухкомнатные квартиры стоимостью от 28 до 35 млн руб. В аренду сдаётся 12 квартир (от 40 до 160 тыс. руб. в месяц). Риелторы пророчат, что с годами квартиры в высотках будут дорожать. Поэтому, полагают эксперты рынка, нынешним владельцам выгоднее сдавать, а не продавать свою жилплощадь. В высотке на Кудринской площади даже имеется собственное агентство, которое занимается сделками по аренде квартир в этом доме.


Несмотря на дороговизну, изношенные коммуникации, планировку, уступающую новостройкам, на квартиры в легендарных «сталинках» всегда есть спрос. Находятся люди, которые готовы жертвовать удобствами, лишь бы можно было сказать: «Я живу в сталинской высотке». Среди покупателей есть поклонники сталинского ампира, да и просто практичные люди, которые хотят жить в центре, в конкретном месте – например, рядом со специализированной школой для детей, – такие клиенты видят в знаменитых домах единственную приемлемую для себя альтернативу современным элитным комплексам. И ещё многие понимают, что, покупая квартиру в сталинской высотке, совершают выгодное вложение, как в случае с покупкой ценного антиквариата, который со временем лишь дорожает.



Сейчас, наверное, мало что известно о жильцах дома. Поскольку хозяин квартиры сам её показывал по ТВ и указал точный адрес в единственной на весь дом 1-комнатной квартире - вход слева от входа в почтовое отделение 123242, проживает пародист Песков. Раньше в этом помещении была как бы дворницкая, там хранились духмяные валенки с галошами, лопаты и скребки и переодевались в мощные кудрявые тулупы дворники-татары, почему-то именно они обслуживали этот дом.



Жил также в доме народный артист СССР Евгений Весник, земля ему пухом, интересный такой дядька был, когда ему по телефону звонишь он знакомым до невероятности голосом значимо так отвечал:

"Народный артист СССР Евгений Весник слушает!"



Проживал в доме и Николай Сологубов с семьей, капитан сборной СССР по хоккею, многократный Чемпион Мира и Олимпийских игр, жил в подъезде, который смотрит на американское посольство и Мэрию. Его жена Нина работала секретарём в знаменитом "Елисеевском" у расстрелянного Ю.Соколова.






Вот что описывает про жильцов жительница этого дома в своем блоге в ЖЖ:

«В 4-м подъезде проживал Василий Васильевич Смыслов, чемпион Мира по шахматам. Он был высокий, худой, а жена его - ну почти как Пахмутова, маленькая такая. Это тот подъезд, который "Москва слезам не верит" помните кадр, где героиня Алентовой выводит гулять профессорского кобелька Чапу? Он смотрит на м. Баррикадная, правое крыло. В этом же подъезде жила Элина Быстрицкая, потом переехала на Тверскую.

Всех можно перечислять долго, основная масса мега-звёзд времён СССР уже ушла на постоянное место жительства на Ваганьково и Новодевичье, а наследники, в большинстве своём, квартиры продали или сдают в аренду.

Не поверите, но в Доме было очень много коммунальных квартир, а на 19-м этаже боковых подъездов
было общежитие обслуживающего персонала Дома: жили дворники, сантехники - почему-то сплошь татары.

Огромный коридор на 20 комнат, в одном конце туалет "типа сортир" М и Ж, в другом - кухня и душ. Лифт ходил до восемнадцатого, а на девятнадцатый нужно было подниматься по лестнице, потолки там значительно ниже, чем в отдельных квартирах.

Дом переполнен подозрительными личностями, есть даже офисы в жилых квартирах, а бывшие общаги давно каким-то невероятным образом приватизированы. В одной общаге расположилась какая-то контора. Снующие туда-сюда клерки и посетители надоели хуже горькой редьки. Вторая общага куплена каким-то не бедным гражданином - почти 700 квадратных метров, и он перекрыл доступ на общую площадку между центральной башней и боковой, лишив всех жильцов возможности эвакуироваться в случае пожара, не дай Бог.

У нас в доме жил гражданин Лесючевский, который практически убил Николая Заболоцкого и Бориса Корнилова. Личность одиозная в истории, но такой приятный в повседневной жизни дедушка. Мой дед с ним не здоровался и они с Эренбургом злостно материли товарища Лисючевского у нас на кухне, под водку. У Лесючевских, как мама рассказывала, в начале 70-х уже были всякие заграничные чудеса техники, а его сын, Лёша, учился в одной школе с моим братом. Так вот в этой "нехорошей" лесючевской квартире я впервые слушала The Prophets Song, ну и всех Queen собственно тоже, на хорошей японской вертушке. Кстати, первый в доме цветной телевизор тоже вроде у них появился продвинутый такой был дядя Коля, земля ему пухом, в доме многое из интерьерных чудес разворовали, особенно великолепные люстры на каждом жилом этаже холла, у лифтов настелен паркет, за которым тщательно ухаживали, натирали мастикой два раза в год к Первомаю и к 7 ноября при помощи огромного рычащего полотёра тёмно-синего цвета. Теперь махнёт грязной тяпкой Зухра из Таджикистана раз в квартал - и довольно!

Перед домом был почти уничтожен сквер, недавно всё расчистили, на месте клумбы установили фонтан.
В этом скверике я делала первые шаги, ещё там была т.н. "группа" карапузов от 5 до 7 лет со всего дома пасла в скверике какая-нибудь матрона из бывших работниц райкома КПСС или заслуженная учительница на пенсии, проживающая в коммуналке в шаляпинских домах, они вкладывали нам в головы основы политесу, любви к родине и партии, следили, чтобы мы не подбирали окурки и не приближались с расспросами к алкашам, в тени растительности распивающим горячительные напитки из гранёных стаканов, потыренных из магазинного отдела "Соки".

Помню росли кустистые яблони на которых каждый год было навалом яблок которые мы, дети, начинали употреблять уже в начале лета, как будто дома жрать нечего.

Много, очень было сирени, возле клумбы стояли стенды со свежими газетами, которые внимательно читали пенсионеры.

Теперь фасад изуродован пластиковыми окнами, не соответствующими по форме и цвету, а раньше коробками кондиционеров, спасибо убрали, чуть ли не под дулом пистолета в приказной форме.

Шикарные интерьеры квартир в стиле сталинский ампир напрочь снесены, заменены на уродские евроремонты. Дошли до того, что роскошный дубовый наборный паркет меняют на ламинат, срезают лепнину. Если б вы знали, как больно всё это видеть, дом просто гибнет на глазах, то же самое в жилых подъездах "Украины" и Дома на Котельнической. И что удивительно, никому ничего не надо, хотя Дом имеет статус памятника архитектуры!»


Сталинские высотки увековечены в нескольких любимых россиянами фильмах. Откроем маленький секрет знаменитой советской кинокартины. Знаете ли вы, что героини Ирины Муравьёвой и Веры Алентовой из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», заселяясь в квартиру уехавшего на отдых дядюшки-профессора, открывают дверь подъезда высотки на Кудринской площади, а заходят в холл высотки на Котельнической набережной?



А помните ли вы выражение лица Костика из «Покровских ворот», когда красотка Рита показывает ему дом, в котором живут её родители? Легкомысленный герой Олега Меньшикова, мягко говоря, озадачен, ведь это дом на Котельнической, где в то время предоставляли квартиры только знаменитостям и сильным мира сего.

Дом частенько в кино показывают, вот например в фильме "Старик Хоттабыч" (1956 год) есть кадр в котором Волька и Хоттабыч сидят на крыше ресторана "София", а впереди наш дом.



Вот ещё один кадр из этого замечательного фильма, справа гостиница "Украина", а слева - наш дом.



Несмотря на то, что технологии строительства ушли далеко вперёд, и по многим показателям памятники сталинского ампира уступают элитным новостройкам, высотки всё ещё конкурентоспособны на современном рынке жилья. У них есть ряд преимуществ, на которые указывают риелторы.

Во-первых – прочность стен и перекрытий, хорошая шумо- и теплоизоляция, высокие потолки и большие квартиры.
Во-вторых – месторасположение в центральных и прилегающих к центру районах, транспортная доступность. У высоток закрытые дворы с большими пространствами для детских площадок и зелёных насаждений.
И наконец – каждая из высоток уже является легендой и памятником архитектуры.

– Основные недостатки «сталинок» тоже хорошо известны, – говорит Алла Вишневская, управляющий партнёр офиса «Университет» холдинга «Миэль». – Это отсутствие современной инфраструктуры прилегающих территорий, в том числе подземного паркинга, высокий износ коммуникаций и неоднородный социальный состав жильцов. До сих пор в таких домах встречаются коммунальные квартиры. Значительная часть жителей высоток – это в прошлом «советская аристократия», а ныне «нищие миллионеры», которые даже на ремонт подъезда скинуться не могут.

Высотки – это небольшой сегмент рынка недвижимости, который не увеличивается по понятным причинам. Но здесь всегда имеется некоторое количество предложений. На сегодняшний день в высотке на Котельнической набережной выставлено на продажу восемь квартир: двух-, трёх-, четырёх- и пятикомнатных, стоимостью от 21,5 млн до 115 млн руб. Столько же квартир сдаётся в аренду по цене от 50 до 120 тыс. руб. в месяц.

Холл первого этажа высотки на Кудринской , фото 1950 года.

Интересный факт .

Как считают историки архитектуры, на строительство восьмой высотки в Зарядье попросту не хватило денег, поскольку аналогичное здание решили подарить братьям-полякам. В апреле 1952 года между СССР и Польшей было заключено соглашение, по которому Советский Союз обязался бесплатно построить Дворец культуры и науки в Варшаве высотой 120 метров (в итоге возвели целых 167 метров, не считая высоту шпиля). Польскую высотку достроили в 1955 году, а восьмую московскую советский бюджет уже не «потянул».

Говорят, что...
"...почти у всех «семи сестер» есть старшие братья двойники в США. Так, дом на Кудринской площади похож на Terminal Tower".
"...когда возле высотки на Кудринской площади разбили парк, то на образовавшемся возле ее правого крыла холме жители дома выгуливали собак, а детвора зимой каталась на санках, вылетая часто прямо на проезжую часть".

По данным руководителя департамента вторичного жилья компании «Азбука Жилья» Андрея Банникова, в мае 2012 года в трёх жилых сталинских высотках предлагалось на продажу 48 квартир. Средняя удельная цена составила 393,6 тыс. руб. за квадратный метр.

Самым дорогим было предложение на Котельнической набережной – 457,6 тыс. руб. за «квадрат». В доме на Кудринской площади удельная стоимость квадратного метра составила 411,3 тыс. руб. Самая низкая цена квадратного метра оказалась в доме на Садовой-Спасской (высотка на Красных воротах) – 305 тыс. рублей. В общем, говорят риелторы, этот уровень цен соответствует элитному сегменту московской недвижимости. Вот такие-то новости. А сейчас хочу показать несколько интересных фото.



Крыша.



Башня со шпилем.



А это внутри шпиля.

Идея написать о "высотках" г.Москвы Крылатой Ники

Несколько фотографий добавлено в пост с легкой руки Пафии.

«Сталинские высотки» — семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.(Википедия)

Я выбрала это здание, связанное с детскими воспоминаниями...

Худ.Ю.Коровин

Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья, Вдруг глядят — стоит Степан, Их любимый великан! Все застыли в удивленье: — Дядя Степа! Это вы? Здесь не ваше отделенье И не ваш район Москвы! Дядя Степа козырнул, Улыбнулся, подмигнул: — Получил я пост почетный!— И теперь на мостовой, Там, где дом стоит высотный, Есть высотный постовой!

Сергей Михалков. Дядя Степа - милиционер


Кудринская площадь, д.1 (рядом станция метро "Баррикадная")

Жилой дом на Кудринской площади — высотное здание в Москве, одна из « Сталинских высоток »

Район «Пресня» (где находится здание) входит в состав Центрального административного округа г Москвы.

Вот он этот дом, во всей красе!

Здесь можно поинтересоваться архитектурными подробностями здания:

Очень интересно! Материалы книги Николая Кружкова

На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работающий), в подвальном помещении — подземные гаражи.


Вид с территории Московского зоопарка

М., Московский рабочий, 1957







Вот такой вид открывается из дома в сторону Московского зоопарка, павильона метро "Краснопресненская", вдали Дом на Беговой и еще дальше районы Октябрьского поля и Сокола

Интересные факты


Нереализованный проект дома на площади Восстания

В 1947 году архитекторы В. Олтаржевский и И. Кузнецов готовят проект жилого дома на площади Восстания, в котором уделяют огромное значение конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения, не забывая при этом о торжественных монументальных формах. Но проекту не суждено было осуществиться.

Первым кинофильмом, показанным в к/т «Пламя» была кинокомедия «Укротительница тигров» с Людмилой Касаткиной, Павлом Кадочниковым, Сергеем Филипповым и Леонидом Быковым (в марте 1955 г.)

Здание на Кудринской площади возводилось в период с 1948 по 1954 гг. Всего за 6 лет строителям и архитекторам удалось создать сооружение высотой 156 метров. Высотка на Баррикадной состоит из трех корпусов: главный корпус со шпилем составляет 24 жилых этажа, два боковых корпуса – по 18 этажей.

В высотном здании 14 подъездов, оснащенных лифтами, пожарными лестницами, холлами для хранения вещей и переходами в подземную стоянку, подвалы и бомбоубежище. Только лифты центральных подъездов здания имеют функцию подъема до 24-30 этажи, которые ранее использовались для технических нужд и долго были заброшены. Сейчас здесь располагается оборудование главных столичных сотовых операторов.

На первом этаже высотки на Баррикадной, в стилобате располагался кинотеатр «Пламя». Два зала кинотеатра вмещали в общей сложности 550 человек. Фильмы на большом экране здесь смотрели по большей степени только жильцы небоскреба.

Большая часть нежилых помещений после Перестройки были переданы коммерческим предприятиям, не особо следившим за состоянием здания. До 2004 года часть подземного гаража и кинотеатр занимало казино. Сейчас в этих залах находится развлекательный клуб «Высотка» с рестораном, бильярдом и дорожками для боулинга.

Во внешних крыльях дома располагались залы Гастронома № 5, в честь которого высотка на Баррикадной получила еще одно неофициальное название «Гастроном». Убранству этого предприятия торговли мог позавидовать даже знаменитый Гастроном № 1, в народе «Елисеевский». Жильцы приходили сюда за продуктами, а простые москвичи больше на экскурсии, так как гастроном в основном обслуживал только представителей верхушки власти.

В центральной части гастронома располагался большой аквариум с деликатесными рыбами, которых покупатели успевали принести домой живыми и на забаву детям выпустить в наполненную водой ванну.

Здание богато украшено скульптурами по проектам Н. Никогосяна и М. Бабурина, которые во многом схожи со скульптурами установленными возле здания МГУ на Воробьевых горах.

Мощный фундамент здания, скрывавший бомбоубежище, должен был выдержать прямое попадание авиационной бомбы. Бункеры, защищавшие от атомного оружия, только возводились и требовали более глубокого размещения.

Высотное здание на площади Восстания формально не участвовало в съемках кинематографических картин. По сюжету фильма «Москва слезам не верит» главные героини, временно перебравшиеся из общежития в квартиру профессора Тихомирова, устраивали званный ужин как раз в высотке на площади Восстания. Однако в кадр попал подъезд .



История названия высотки на Баррикадной

Небоскреб возле метро Баррикадная был спроектирован сразу после окончания Великой отечественной войны. В 1948 году началось строительство железобетонного каркаса здания, которое по задумке архитекторов должно было стать одним из символов новой эпохи. были заложены в одни день и час в ознаменование 800-летия города: по одному сооружению на каждые сто лет.

Высотка на Баррикадной в проектных документах именовалась «Высотное здание на площади Восстания». Историческое название Кудринская площадь получила по названию деревни Кудрино, существовавшей на этом месте с 14 века. Вероятнее всего, название происходит от литовского слова kūdra – торф, болото, пруд.

Кудринская площадь с 1919 года в память о революциях 1905 и 1917 гг. стала называться площадь Восстания. В небольшой период времени с 1922 по 1925 года она именовалась в честь французского революционера Эжена Потье. Он был известным политическим деятелем, анархистом и членом первого интернационала.

В дни правления Парижской коммуны Потье написал текст международного пролетарского гимна «Интернационал», который был заимствован большевиками и до 1944 года был гимном СССР.

Здесь в 1905 году рабочие из Трехгорной мануфактуры, удерживая оборону промышленного квартала Красной Пресни, вступили в ожесточенное сражение с царскими войсками и казаками. В цехах завода действовали активисты большевиков. Высотка на Баррикадной стала памятником этим борцам за торжество социализма. Сейчас заводские корпуса переоборудованы под офисный центр, рестораны и магазины. На крыше расположилось одно из .

Высотка на Баррикадной стала именоваться москвичами так после открытия в 1972 году станции метро «Баррикадная». В одной из легенд о сталинских высотках упоминается, что из всех сооружений есть прямой выход в туннели городского метро и мифического «метро-2». Высотное здание на Баррикадной не исключение – цоколь здания от входа в вестибюль метро отделяют 110 метров. Логично предположить, что при глубине залегания станции 30 метров, соединить ее с подвалами дома для советских инженеров метростроя не составляло большого труда.



Проектирование небоскреба на Баррикадной

Конструктивные особенности

Архитекторы высоток рассказывали в своих мемуарах, что им в ультимативной форме было запрещено пользоваться иностранными изданиями, посвященными высотному строительству в США и Европе. В отсутствие информации о технологиях возведения высоток, применяемых на западе, советские инженеры изобретали новые методы и технологии строительства, которые превосходили мировые.

Решить в первую очередь необходимо было проблему раскачивания высотки. Первые небоскребы США были выстроены таким образом, что на последних этажах при сильном ветре отчетливо ощущалось отклонение здания от оси. Раскачивающиеся люстры и плескающаяся вода в графине должны были быть исключены в образцовом советском небоскребе.

Сложная конструкция арматуры из улучшенной стали проблему не решала, поэтому архитекторы все внимание обратили на устойчивость самого здания, за счет формы. Со времен древнего Египта известно, что пирамида одна из самых устойчивых конструкций.

Архитекторы, планируя высотку на Баррикадной, применили ту же пирамидальную форму, что и в проекте . Лаконичность, красота и стройность линий была основана на гармонии всех частей здания.

Вторая проблема – это освещенность квартир в высотках. Нью-Йоркские многоэтажки отличаются неприятной особенностью: в окна помещений расположенных, ниже 4-5 этажей, прямые солнечные лучи не попадают.

Решали эту проблему советские инженеры очень скрупулезно. В архивах сохранились упоминания о многочисленных таблицах, при помощи которых архитекторы считали сколько минут в день солнце будет в каждом окне. Исходя из полученных дынных, они корректировали конструктивные элементы высотки на Баррикадной.



Проект площади Восстания

Архитектурной основой проекта высотки на Кудринской площади стали классические русские мотивы. В завершающих элементах высотки отчетливо просматриваются архитектурные решения . Центральный объем сооружения завершают четыре небольшие башенки по углам и центральная шестиугольная башня со шпилем.

Площадка, выбранная для строительства высотки на Баррикадной, возвышается над уровнем Москвы-реки почти на 70 метров. Такое расположение позволяет зданию эффектно возвышаться над городом.

Приступая к проектированию сооружения, архитекторы сначала продумали концепцию всей площади, в рамках которой зелень зоопарка должна плавно переходить в парковую зону вокруг здания. Согласно тогдашнему генеральному плану зоопарк должен был переехать на юго-запад, ближе к проектируемому .

Огромное основание высотки проектировщики ювелирно и точно вписали в архитектурную композицию всего района. Строителям удалось уберечь от сноса многие памятники архитектуры на Баррикадной улице и на Садовом кольце, включая «Вдовий дом», построенный в конце 18 века по проекту архитектора Ивана Жилярди. Он предназначался для содержания вдов, чьи мужья прослужили на государственной службе более 10 лет. Сейчас в этом здании располагается Институт усовершенствования врачей.

Концепцию изменения всего района от Баррикадной до улицы 1905 года реализовать не удалось из-за смерти И. Сталина. Работа по развенчанию культа личности коснулась и архитектурных решений Москвы. Многие проекты остались завершенными лишь наполовину, а некоторые так и остались на бумаге, включая знаменитый и высотка в Зарядье.

В современных условиях изменение облика города происходит настолько стремительно, что от первоначального замысла архитекторов высотки на Баррикадной практически ничего не осталось. Здание обросло несуразными конструкциями, которые выглядят невероятно дешево и убого на фоне облицованных гранитом цокольных этажей. Соседство с Новинским пассажем размыло образ небоскреба в панораме Садового кольца.

Широкий резонанс вызвала замена брусчатки на Баррикадной улице. По мнению городских властей, неравномерное покрытие из гранитной брусчатки, когда-то снятой с красной площади, сильно тормозит движение в этом районе. Общественность и представители Архнадзора выступали категорически против еще одного улучшения Баррикадной улицы. Строительные работы были остановлены, и гранитная брусчатка вернулась к подножью высотки.



Внутреннее устройство жилого дома на Кудринской площади

Приметы роскоши

Проектом внутреннего устройства жилого дома на Кудринской площади предусматривалось применение лучших достижений советской промышленности. Во всех 450-ти квартирах был установлен городской телефон, в том числе, позволявший связаться с консьержкой в вестибюле. Квартиры оснащались холодильниками, автоматическими мойками для посуды, индивидуальными мусоропроводами, измельчителями для пищевых отходов и т.д.

В социалистической прессе мало упоминалось о тех предметах роскоши, которыми были укомплектованы квартиры в сталинских высотках. Обычной советской хозяйке в голову не могло прийти, что на кухне будет прибор моющий посуду. Первые посудомойки были изобретены еще в начале 19 века, но не получили широкого распространения.

В 1886 году американка Джозефина Кокрейн изобрела и внедрила в серийное производство посудомоечную машину с ручным приводом. В советский союз это инженерное решение пришло в послевоенные годы. Отечественные агрегаты были рассчитаны на промышленное использование в столовых и кафе.

Однако из каждого правила бывают исключения. Государство заботилось о наиболее достойных своих гражданах и выпускало ограниченное количество бытовых посудомоечных машин, которые естественно, не поступали в продажу. Именно такими, производства рижского завода «Страуме», была оснащена высотка на Баррикадной.



Специальный измельчитель, вмонтированный в сливную трубу, позволял выбрасывать бытовые отходы прямо в раковину на кухне. Картофельные очистки со свистом превращались в труху и смывались в канализацию. В программу званных ужинов всегда входила демонстрация гостям удивительных кухонных новшеств, заботливо проставленных в пользование жильцам.

В середине 50-х годов самым распространенным способом уборки все еще оставались веник и швабра. О существовании бытовых пылесосов знали многие, но для большинства они были несбыточной мечтой.

Инженеры, продумывая оснащение высотки на Баррикадной, пошли еще дальше. Шланг для сбора пыли можно было вставлять непосредственно в стену в каждой комнате или коридоре. Мощная промышленная пылесосная установка, размещенная в подвале, по системе металлических труб вытягивала из квартиры всю пыль.

Архитекторы с особым вниманием подошли к проектированию вентиляции. Приток в каждую комнату свежего воздуха, прошедшего многоступенчатую очистку, обеспечивался мощными установками, смонтированными в цокольном этаже высотки.

В кухне и коридорах предусматривалась принудительная вытяжная вентиляция, исключавшая попадание неприятных запахов в другие помещения в высотке. Индивидуально регулировалась температура отопительных приборов в каждой комнате для обеспечения комфорта в любое время года.

Удобство и безопасность в высотке на Баррикадной

Удобство и безопасность для лучших представителей социалистического общества чувствовалось даже в самых мелких деталях. Вестибюли подъездов высотки на Баррикадной были оборудованы швейцарскими (так называли комнату под кладовую) для хранения детских колясок и велосипедов. Отапливаемая подземная автостоянка исключала доступ посторонних.

В подвалах высотки располагалось большое бомбоубежище, выходившее далеко за периметр самого здания. Окончание Великой отечественной войны ознаменовало начало холодной войны, поэтому противоборствующие стороны США и СССР в спешном порядке возводили оборонительные сооружения.

Бомбоубежищами оборудовались все сталинские высотки, государственные объекты, жилые и административные здания, и конечно самым главным бомбоубежищем было метро. Возможность незаметно перемещать по городу главных лиц государства, военных, технику и многое другое, сделало метро важным стратегическим объектом. До сих пор его многие участки остаются засекреченными.



Архитекторы высотки на Баррикадной

Главными зодчими высотки на Баррикадной были выбраны М. Посохин, и А. Мндоянц. Оба архитектора учились в мастерской Архитектурного института под началом А. В. Щусева. Удивительно, но авторы высотки на Баррикадной, являются также авторами Кремлевского дворца съездов, изуродовавшего облик Московского кремля.

Дворец Съездов одно из первых панельно-каркасных сооружений Москвы. По большому счету, с него начинается хрущевская эпоха панельных домов – коробок. Сейчас сложно себе представить, но для строительства Дворца Советов по указанию архитекторов и при активной поддержке Н. Хрущева на Красной площади Московского кремля снесли постройки 15-16 веков, в том числе старое здание Оружейной палаты.

Старинные русские пушки, защищавшие Москву, были как ненужный металлолом перенесены к стенам Арсенала в ряд к трофейным французским орудиям. Поговаривали, что Н. Хрущев даже задумывался о переплавке пушек для нужд Дворца Съездов.

Во время строительства высотки на Баррикадной тоже не обошлось без откровенного варварства. Возведение основания здания требовало, рытья огромного котлована для фундамента. Работы проводились в такой спешке, что обнаруженные археологические находки, относящиеся к 14 веку, никак не регистрировались и только часть из них дошла до музеев.

Итогом проделанной М. Посохиным работы стало его назначение в 1960 году на должность главного архитектора Москвы. Карьерный взлет позволил реализовать еще ряд странных, а подчас весьма спорных с точки зрения архитектурного стиля, проектов: Спорткомплекс «Олимпийский», здание Генерального штаба, Образцово-перспективный жилой район в Северном Чертаново и несколько других.



Большой критике, что не удивительно, подверглось еще одно «творение» М. Посохина и А. Мндоянц – проспект Калинина или Новый Арбат. Знаменитые дома на Новом Арбате москвичи прозвали «вставной челюстью» или «мишкиными книжками».

Строительство нового проспекта повлекло снос и уничтожение многих исторических зданий района. В официальной прессе советского времени указывалось, что концепция проспекта Калинина позволяет сохранить Арбат, как живописнейший уголок Москвы. Однако, как и при возведении высотки на Баррикадной, с историей Арбата строители не церемонились.



Жильцы высотки на Баррикадной

Жильцов из числа советских рабочих и крестьян, разумеется, не было. Право проживать в высотке на площади Восстания нужно было заслужить. Квартиры здесь предоставлялись заслуженным деятелям авиационной промышленности, инженерам и летчикам-испытателям. Среди московской элиты высотку называли «домом авиаторов».

В небоскребе на Баррикадной проживал советский учёный-механик, занимавшийся в долги годы газовой аэродинамикой, Г. Г. Черный. Посвятивший свою жизнь прикладной математике. Под его началом работало отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Академии наук СССР. Многие из работ Г.Г. Черного имеют гриф секретно, так, сделанные им открытия, применяются при разработки современных средств вооружения.

Н.С. Строев, начальник Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова (ЛИИ), включающего в себя аэродром «Жуковский», был жильцом дома на Кудринской площади. Н. Строев внес огромный вклад в развитие авиационной техники, в том числе сверхзвуковых самолетов. Много своих работ посвятил космической тематике.

Летчик-испытатель Б. К. Галицкий получил квартиру в небоскребе на Баррикадной за многолетний и опасный труд. Он, начиная с 1942 года, испытывал новые образцы авиационной техники и вместе с конструкторами участвовал в их доработке.



Б. Галицкий первым испытал первые советские бомбардировщики. Во время испытаний вертолета Ми-6 Галицкий установил два мировых рекорда. В 1955 году именно ему было доверено право возглавить военный парад над Красной площадью.

В высотке на Баррикадной проживали известные советские деятели не из числа ученых-авиаконструкторов. Семикратный чемпион мира по шахматам В.В. Смыслов и советский хоккеист Н.М. Сологубов были соседями по дому на Кудринской площади.