Урок оп биологии на тему "цветок". VIII. Домашнее задание. Закрепление изученного материала

Урок-игра по теме:

Цветок.

6 класс, Биология.

МОУ СОШ №3

Чапайкина Т.П.

2009 год.

Тихорецк

Цель:

Проверить и закрепить знания учащихся по изученному ранее материалу,

Развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку,

Воспитывать бережное отношение к цветам.

Задачи:

Прививать интерес к предмету­­­­ ­­­­­­­­­ биология,

Развивать коммуникативные способности подростков.

Здравствуйте ребята! Мы с вами изучили одно из самых прекрасных созданий природы- цветок. Сегодняшний урок не совсем обычный –урок-игра который мы начнем с Вами с загадок о цветах. (Демонстрация цветов с помощью м-/м проектора)

На воде увидел ты

Это жители реки

На ночь прячут лепестки. (водяная лилия)

Синенький звонок висит

Никогда он не звенит. (колокольчик)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (кувшинки)

Есть один такой цветок

Не вплетешь его в венок

На него подуй слегка

Был цветок и нет цветка. (одуванчики)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все обижают шкуру тонкую сдирают. (липа)

Эй звоночки

Синий цвет

А звону нет! (колокольчик)

На травинке солнцем бьется

С ветерком на небо рвется

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи. (ромашка)

Будто нарисован мелом

Из под снега наконец

Вылез он в берете белом

Хоть и мал да удалец. (подснежник)

Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданием а теперь давайте поиграем в игры.

Игра Догадайся

В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих местах а вот буквы в них переставлены.Поставьте перепутанные буквы на свои места.

Котцев- воздымниейне урокчонейны пегбо.Цветок-видоизмененный укороченный побег.

Игра ТРИ НОТЫ.

С помощью трех нот здесь зашифровано биологическое понятие.Расшифруйте.

Цветодокре-ормиган седоменреномиго раздомнорежеминия.

Цветок-орган семенного размножения.

Игра ЦВЕТОК.

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так чтобы получились названия частей цветка.

1.- - вяз - -

Лепесток

3.- - - - -нож - -

Цветоножка

4.лобикст

5.чеклитос

Листочек

7.ок –л-цв-тн-к

Околоцветник

8.- - чин - -

9.киньпыл

11.Шечкача

Игра-Путаница.

В предложениях слова перепутались.Помогите предложениям вернуть первоначальный вид;а для этого расставьте слова в нужном порядке:

1.цветочек чтобы маленький жить и нужно свобода солнце.

Чтобы жить нужно солнце свобода и маленький цветочек.

2.Планеты нашей цветам любым к бережно относиться.

Бережно относиться к любым цветам нашей планеты.

4. Растения, жизнь, с, вами, нашей, залог, и, земле, на, жизни, источник.

(Растения- источник жизни на земле и залог нашей с вами жизни).

5.Цветы, тот, кто, выращивает, радость, и, людям, себе, приносим.

Тот, кто выращивает цветы, людям и себе радость- приносит).

КРОСВОРД «Строение цветка»

    Совокупность чашечки и венчика? (околоцветник).

    Самая красивая часть цветка? (лепесток)

    Расширенная осевая часть цветка? (цветоложе)

    Часть стебля, на котором расположен цветок? (цветоножка)

    Мужской орган цветка, содержащий пыльцу? (тычинка)

    Удлиненная часть пестика? (столбик)

    Верхняя часть тычинки цветка, содержащая пыльцу? (пыльник)

    Нижняя растительная часть пестика цветка? (завязь)

    Часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков? (венчик)

    Составная часть чашечки цветка? (чашелистик)

    Женский орган цветка, из которого образуется плод, после оплодотворения пыльцой? (пестик)

Головоломка «надо подумать»

В клетки вставьте названия частей цветка, которые оканчиваются на букву «К».

Учитель : А теперь ученики нашего класса расскажут нам о значении цветов.

1-ый ученик : Некоторые цветы люди употребляют в пищу, например, цветную капусту, капусту брокколи. Чтобы придать салатам особый аромат, в них иногда кладут лепестки настурции и ноготков. Из цветов получают и некоторые специи; ярко окрашенный шафран (это тоже специя) делается из высушенных цветов крокуса. Из цветов ромашки делают лечебные настои.

В лепестках казанлыкской розы содержится розовое масло, его ценят на вес золота, так как для одного литра масла нужно 500кг лепестков, но всего 2-х капель достаточно для приготовления целого литра духов.

Восхитительные духи получаются из благородных цветов кананги душистой. Это дерево произрастает на маленьком острове в Индийском океане у побережбя Мадагаскара, поэтому остров получил название «благоуханный остров».

2-ой ученик : Цветы могут быть символами могущества и королевской власти. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с 10, С 12 века изображается на гербе и флаге французских королей.

Изображение лилии было также на королевской печати и монетах. До сих пор во Франции любят лилии, поэтому страну часто называют королевской лилией.

Учитель : Ребята, наш интересный урок-игра подошёл к концу. Вы молодцы!

Биология 6 класс.

Урок по теме: «Цветок и его строение ».

Воличенко Ирина Герасимовна,

учитель биологии МОУ СОШ №5

г.Пыть-Ях, Тюменской области

Цели урока:

Образовательная:

Продолжить формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений;

Изучить строение цветка и выяснить биологическое значение цветка и его органов;

Развивающая:

Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, делать обобщающие выводы;

Создать условия для развития логических и мыслительных операций.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к дикорастущим растениям, окружающей нас природе, чувства восхищения красотой цветков растений.

Оборудование: таблица «Строение цветка», кодопроектор с проекциями строения цветка, живые цветки комнатных растений, муляжи цветов.

мультимедийный проектор, мультимедийное пособие «Ботаника 6 класс».

Слайдовая презентация.

Выставка книг « Все о цветах», плакаты «Цветочный календарь», « Цветы в легендах и мифах», «цветочный кроссворд». Учащимся было дано опережающее задание подготовить сообщение «Мой цветок».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Оформление кабинета.

Эпиграф урока: «Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле:

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный» Жак Делиль

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель . Здравствуйте ребята!

–Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят).Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение.

Цель, которую я поставила сегодня на уроке написана на доске.

А какую цель поставите вы перед собой на этот урок?

Учащиеся, обращая внимание на тему урока, ставят свои цели и записывают их в тетрадь.

2.Актуализация знаний .

Учитель.

Цветы украшают Землю уже 125 миллионов лет. Они вызывают разные настроения у человека. Так возник язык цветов. Например, астра стойкость и отвагу, гвоздика – страсть, васильки - доверие, лилия – чистоту дел и помыслов, незабудка – память, роза – любовь.

Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают жизнерадостность, хорошее настроение.

Как цветы связаны с жизнью человека?

В зависимости от числа и месяца рождения есть цветок - талисман. (Учитель, предлагает учащимся коротко рассказать о своем цветке-талисмане. Учащимся было дано опережающее задание: «Найти свой цветок-талисман». Приложение1)

Учитель. Все согласятся, что растения изобрели цветы не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них были другие цели, направленные на выживание.

Что же такое цветок? Как бы вы ответили на этот вопрос?

(Учащиеся высказывают свое мнение, что можно назвать цветком)

Цветок – видоизмененный укороченный побег.

Цветок - это генеративная часть побега покрытосеменных растений.

Цветы необычайно разнообразны, но есть набор структур, общий для всех цветков.

3.Изучение нового материала.

Каково же строение цветка?

Рассматривание схемы строения цветка.

С помощью рисунка учитель вместе с учащимися называют главные части цветка:

Главные части цветка – пестик и тычинки

Пестик состоит из 3-х частей.

(Учитель предлагает учащимся с помощью учебника с.125 найти из каких частей состоит пестик).

Тычинка состоит из двух частей (определить с помощью учебника).

Все, что окружает цветок, называется околоцветником – венчик и чашелистики

Венчик служит для защиты главных частей цветка и для привлечения насекомых. Чашелистики в совокупности образуют чашечку и защищают цветок снаружи

Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник

Цветок держится на цветоножке, а её верхняя расширенная часть образует цветоложе, куда крепятся все части цветка.

Работа с рисунком.

Околоцветник двойной и простой.

Если есть венчик и чашелистики, то такой цветок называется с двойным околоцветником

А если только лепестки венчика или только чашелистики – с простым околоцветником.

– Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.

– Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.

– Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.

Чашечка. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.

Цветки правильные и неправильные по форме.

Обоеполые цветы, тычиночные и пестичные.

Если растение имеет пестик и тычинки, то такой цветок называется обоеполым.

Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики – пестичные, а другие только тычинки – тычиночные. Такие цветки называются раздельнополые.

Подумайте и скажите, по какому принципу растения можно разделить

на однодомные и двудомные?

Тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а на других – пестичные

– Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики для мытья посуды». Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках.

Если на одном растении могут цвести сразу два вида цветов (пестичные и тычиночные), такое растение называется однодомным. (например, огурцы, кукуруза).

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их «пустоцветами».

4.Закрепление изученного материала

Индивидуальная работа. Учащимся раздаются рисованные модели цветка и задание, которое выполняют каждый самостоятельно:

  1. Обозначьте части цветка на схеме «цветок»

Работа в группах. Учащимся предлагают образовать группы, всего шесть групп. Распределить роли внутри групп. Каждой группе раздаются задания и оценочные листы.

Группа №1. Выполняет задание:

Соедините стрелками соответствующие термины и предложения

Задание для группы№2

Угадайте слова (название растения и частей цветка) по отдельным слогам.

1. Ты_ _ _ ка. 6. Цве _ _ нож _ _.

  1. Ва _ _ лек. 7. Ро _ _ _ ка.
  2. Цве _ _ ло _ _. 8. Ге _ _ гин.
  3. Оду _ _ _ чик. 9. Ле _ _ с _ _ к.
  4. Ми _ _ за. 10.Ши _ _ _ ник.

Задание для группы №3

Прочитайте зашифрованные слова и исключите «лишнее». Учащиеся записывают на доске правильные слова и зачеркивают лишнее слово с объяснением. (Ответ: рыльце, пыльник, завязь, столбик. Лишнее – пыльник, так как это часть тычинки).

Задание для группы №4

Подготовить сообщение о самом крупном и самом маленьком цветами на Земле. (Учащиеся готовят короткое сообщение о самом большом и самом маленьком цветах, пользуясь дополнительной литературой.)

Сообщение о результатах работы в группах. Подведение итогов группового задания.(работа с оценочными листами).

Учитель. Любовь к цветам понятна и естественна, но она не должна выражаться в истреблении растений. Надо уметь запечатлевать красоту в душе. Ведь цветок в вазе – пленник, приговоренный к скорой гибели. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть.

Слайд №20

На слайде «Медуница» растение нашей местности – на грани исчезновения.

Это ценное лекарственное и декоративное растение, замечательный ранний медонос. Интересная особенность её цветков – изменение цвета венчика в процессе цветения

Весной можно видеть картину, когда из леса выходят девочки с большими букетами цветов медуницы. Чаще всего эти букеты до дома не доносятся, так как быстро вянут цветы и их тут же выбрасывают. С каждым годом их становиться все меньше и меньше. Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому внесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко распространены в природе. Зачитать стихотворение В.Викторова «Цветок».

Что сделать, чтобы предотвратить исчезновение цветов медуницы?

Значение цветка.

А мы с вами приближаемся к концу нашего урока.

Скажите, какие термины вы запомнили сегодня на уроке?

(работа по запоминанию терминов).

Проводиться игра «баранья голова». Первый ученик называет один термин, второй – предыдущий и свой, третий – оба предыдущих и свой и так далее. Если учащийся ошибся, следующий не исправляет его, а говорит «баранья голова». Цепочка доходит до 20 и более слов.

«На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты». Герцен.

Скажите, достигли ли вы своей поставленной цели на уроке?

(Анализ учащимися своих целей и подведение к выводу урока).

Заключительный этап урока , на котором обычно спрашивается:

Что понравилось на уроке, что нет?

Какие будут пожелания, замечания, и в итоге обобщается пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Вывод урока: Цветок – это видоизмененный побег, служащий для семенного размножения.

Выставление оценок за урок - важный стимулирующий компонент урока.

Домашнее задание.

Изучить тему «Цветок» и ответить на вопросы в конце параграфа 28.

Подумать над вопросом: Изображенные на рисунках цветы представляют собой один цветок или группу цветков.

Приложение№ 1

Цветочный календарь

Дата рождения человека Цветок-талисман.

Язык цветов

Астра –печаль

Василек – изящество

Гвоздика красная – пылкая любовь

Колокольчик – болтливость

Лилия – символ невинности и печали

Пион – стыд

Сирень влюбленность

Тюльпан - признание в любви

Фиалка – скромность

Приложение№2 (Из книги «Занимательные материалы и факты по биологии» М.М.Бондарчук).

У какого растения самый большой цветок?

Ответ. Самым большим цветком является Раффлезия Арнольда, растущая в джунглях некоторых островов Индонезии. Гигантский цветок достигают в диаметре 1 метра, и весит 4-11 килограмм. Он состоит из пяти огромных красных мясистых лепестков толщиной 2 сантиметра, напоминающий по виду кучки сырого мяса.

Раффлезия издает очень сильный запах гниющего мяса, привлекающий ее опылителей – мух и жуков.

Это редкий цветок; описано всего не более 1000 растений. Крупнейший в мире цветок впервые обнаружил и описал в 1818 году немецкий ботаник Жозеф Арнольд во время своего путешествия по тропическим лесам острова Суматры вместе с губернатором Ост-Индийской компании Т.Раффлезом.

Известно 16 видов раффлезии, последний вид был открыт в 1988 году.

У какого растения самый маленький цветок?

Ответ. Самое маленькое цветковое растение – Вольфия бескорневая из семейства рясковых.

Это крошечное растение – обитатель пресных водоемов. Поперечник отдельного растения бывает меньше миллиметра.

Заросли вольфии похожи на плавающую в воде зеленую крупу. Примерно дважды в сутки от нижней её части отпочковывается новое растение.

Цветет вольфия очень редко, её цветы располагаются на верхней, выступающей из воды части и представляют собой углубление, в котором помещаются пестик и тычинки. Самое маленькое цветковое растение приносит самые маленькие в мире плоды.

Урок по технологии развития критического мышления в 6-ом классе по теме:

«Цветок»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями строения цветка и его значением в жизни растений.

Задачи урока:

Образовательная:

Изучить особенности строения цветка,

Показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

Развивающая:

Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная:

Прививать бережное отношение к природе,

Привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, натуральными объектами.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

Вид урока: урок- исследование с использованием приемов ТРКМ

Методы обучения:

1.По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

2.По характеру деятельности учителя – проблемные.

3.По характеру деятельности учащихся – проблемные, творческие, исследовательские.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения: Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация PowerPoint «Строение цветка», учебник Пасечник В.В. 2010г, гербарий, таблица «Строение цветка», натуральные объекты, карточки с заданиями.

План урока

    Организационный момент.

    Этап вызова (актуализация знаний обучающихся)

    Этап итогового осмысления и закрепления ранее изученного материала

    Рефлексия

Ход урока

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем свое удивительное путешествие по загадочному миру растений. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Для того чтобы выяснить в конце урока кто же из вас был самый активный на уроке я предлагаю вам вырастить цветок. У вас на партах у каждого лежат кружочки это центр цветка, за каждый верный ответ вы будите получать лепесток цветка и приклеивать его на листочек. У кого получиться вырастить цветок тот получит отличную оценку. (лепестки из самоклеющейся бумаги)

2.Этап урока «Вызов»

- На протяжении нескольких уроков мы знакомились со строением и особенностями различных органов растений.

Давайте вспомним.

- Что изображено на доске?

(растение)

- Назовите и расскажите о тех органах растений, которые нам уже известны.

(дети отвечают и показывают на схеме те органы которые им известны)

Мы знаем о строении корня, строении листа, о строении почек, а какая часть растения осталась нами не изучена?

(цветок)

- Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке у нас есть возможность насладиться красотой удивительного мира цветов и заглянуть во внутренний мир цветка.

Запишите в тетрадях число и тему урока «Цветок»

- Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое ЦВЕТОК.

На данном этапе урока используется прием корзинка идей (на доске записывается вся информация которую дети говорят на тему цветок)

(Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть как индивидуальной, так и групповой 1-2 мин). Идет обсуждение понятия , отмечаются самые удачные определения.

- Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках (можно предложить учащимся найти определение и зачитать).

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений.

Изучение темы мы начнем с заполнения таблицы «ЗХУ» таблица заполняется в течении урока.

Что вы уже знаете о стебле, запишите в графу «знаю»

Хочу узнать

Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.

А как вы думаете ваших знаний достаточно?

Что бы вы хотели узнать о цветке, запишем в графу «Хочу знать»

Учащиеся записывают то что бы они хотели узнать о цветке во вторую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.

Это и есть цели нашего урока. Мы узнаем о строении цветка, узнаем о роли цветка в жизни растений и познакомимся с разнообразием цветов.

2. Осмысления

Многообразие растений поражает. У каждого есть свои особенности свои загадки. И у каждого есть особенности в строении цветка.

(на доске размещены фотографии различных цветов)

Действительно, цветы отличаются друг от друга размером, цветом, формой.

Я предлагаю вам заглянуть во внутренний мир цветка. У вас на партах лежат тексты. Этот текст не простой в нем спрятаны части (органы) цветка. Ваша задача их найти и отметить на схеме строения цветка.

Прием верно не верно!

Текст

Цветок

цветоножки цветоложа -

чашечка, чашелистиков

Выше чашелистиков расположен венчик свободнолепестные и срост нолепестные. околоцветник.

Главными частями цветка является – пестик и тычинки . Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника Пестик состоит из завязи, столбик, рыльца

(После выполнения задания(7мин) дети подходят к доске и отмечают составные части цветка, при это характеризуют их)

А теперь проверим внимательны ли вы были.

Прием верно не верно!

Цветоножка - имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе - женский орган размножения.

Тычинки - прикрепляет к стеблю.

Чашелистики – похожи на листочки, имеют зеленую окраску

Физкультминутка:

Гимнастика для глаз. (на стене около доски расположены разного цвета цветы, дети ищут из глазами)

Гимнастика дыхательная. Давайте представим что мы на цветущем лугу давайте попробуем ощутить запахи этих растений (дети делают глубокие вздохи)

Не смотря на то, что все цветки имеют сходную схему строения, у каждого есть свои особенности в строении. Выделяют правильные и не правильные.

Как вы считаете какие цветки будут правильными, а какие не правильные?


Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей)

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.

    Как называются такие цветы? – пестичные цветки .

    А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки .

Эти цветы называют раздельнополыми.

Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.

Формула цветка:

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

У вас на партах лежат карточки на которых изображены различные цветки. Ваша задача



(цветок вишни) (цветок лилии)

(дети выходят к доске и записывают формулу своего цветка)

3.Рефлексия

Продолжите предложение

Цветок это…..

Главные части цветка это………

Цветы бывают………..

Если бы не было цветов то……

Знания о цветке мне пригодятся в жизни……….

Закрепить знания о цветке нам поможет синквейн

Тема – Цветок

Что вы узнали о цветке?

Заполните графу «Узнал» в таблице «ЗХУ».

Домашнее задание: п.28, творческое здание составить кроссворд на тему цветок или подготовить сообщение на тему удивительные цветы.

Выставление оценок:

Итог урока:

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Хочу узнать

Карточка№1

Текст

Цветок - простой видоизмененный укороченный побег, являющийся репродуктивным органом, в котором протекает половой процесс, вследствие чего развивается плод и семена.

Подобно вегетативному побегу, цветок состоит из стеблевой части-цветоножки , с помощью которой он крепится к растению (если она отсутствует, то цветок называется сидячим) и цветоложа - основания, где расположены все части цветка.

Ниже всего на цветоложе размещается чашечка, состоящая из зеленых листочков- чашелистиков (свободных или сросшихся). Они защищают все остальные части цветка.

Выше чашелистиков расположен венчик - совокупность отдельных лепестков. Чаще всего они ярко окрашены для привлечения насекомых-опылителей и защищают главные части цветка. По строению венчика цветки разделяют свободнолепестные и срост нолепестные. Чашечка и венчик вместе образует околоцветник. Околоцветник характерен для насекомоопыляемых растений. Ветроопыляемые цветки «голые», околоцветника, как правило, у них нет.

Главными частями цветка является – пестик и тычинки . Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника , в котором развиваются – пыльца. Пестик состоит из завязи, столбик, рыльца , на который попадает и прорастает пыльца. «Отец» систематики растений- Карл Линней, назвал этот комплекс – женской репродуктивной системой, а тычинки – мужской. Это органы размножения.

Если посмотреть на все цветы, то они редко расположены по одиночке, а чаще группами, называемыми соцветиями.

Карточка №2

Определить формулу данного цветка.



(цветок вишни) (цветок лилии)

обозначения:

.

Определить формулу данного цветка.



(цветок вишни) (цветок лилии)

обозначения: Ч – чашелистики, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестик, – неправильный цветок, * - правильный цветок, - пестичные (женские) цветки, - тычиночные (мужские) цветки, - обоеполые цветки, () – сросшиеся части цветка обозначают в скобках,

количество частей цветка обозначают цифрой, а если число частей цветка больше 12 то ставят - .

Определить формулу данного цветка.



(цветок вишни) (цветок лилии)

обозначения: Ч – чашелистики, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестик, – неправильный цветок, * - правильный цветок, - пестичные (женские) цветки, - тычиночные (мужские) цветки, - обоеполые цветки, () – сросшиеся части цветка обозначают в скобках,

количество частей цветка обозначают цифрой, а если число частей цветка больше 12 то ставят - .

Определить формулу данного цветка.



(цветок вишни) (цветок лилии)

обозначения: Ч – чашелистики, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестик, – неправильный цветок, * - правильный цветок, - пестичные (женские) цветки, - тычиночные (мужские) цветки, - обоеполые цветки, () – сросшиеся части цветка обозначают в скобках,

количество частей цветка обозначают цифрой, а если число частей цветка больше 12 то ставят - .

цветоножка

цветоложе

чашелистик

венчик околоцветник

пестик

тычинки

тычиночная нить

пыльник

завязь рыльце

ЦВЕТОК.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и закрепить знания о строении и функции цветка, как генеративном органе покрытосеменных растений.

Воспитательные: воспитать умения видеть прекрасное в простом и обыденном; умения ценить красоту и многообразие окружающего мира;сообщить детям интересные сведения о цветах,способствующие развитию эстетического воспитания и вызывающие желания поближе познакомиться с удивительным миром цветков;воспитание и пропаганда разумного и бережного отношения подрастающего поколения к природным богатствам родного края.

Развивающие:развивать творческие способности через фантазию и выдумку;умение мыслить,оценивать,сравнивать.

Тип урока: обобщающий.

Ход урока:

I . Организационный момент

А)приветствие

Б)фиксация отсутствующих

В)проверка подготовленности учащихся к уроку

Г)организация внимания.

II . Актуализация знаний в виде фронтального опроса.

1.Что такое орган?

2.Какие органы растений вы знаете?

3.Какие органы относятся к вегетативным,а какие к репродуктивным?

4.Какие растения называют цветковыми?

5.Что такое цветок?

6.Какое строение имеет цветок?

7.Какие части цветка являются главными?

8.Какое строение имеет пестик?

9.Из чего состоят тычинки?

10.Что называются околоцветником?

11.Какие цветы называют тычиночными,пестичными,обоеполыми,раздельнополыми?

12.Какие растения называют однодомными,двудомными?

13.Что такое пустоцветы?

14.Что называется соцветием?Какие вы знаете соцветия?

Познавательно-активная часть:(викторины,конкурсы)

Конкурс 1«цветок»

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах, чтобы получились названия частей цветка.Отгадав слово,назвать функцию этой части цветка и показать её на макете

Вязь(завязь)

Л-п-ст-к(лепесток)

Лобикст(столбик)

К-л-цв-тн-к(околоцветник)

Чин--(тычинка)

Ц-т-л-же(цветоложе)

Ыл-а(рыльца)

Конкурс 2«смекалка»

1.Какая главная часть цветка может лаять (пестик)

2.Какая удлинённая часть пестика может находиться на кухне (стол-бик)

3.Какая часть цветка может резать (цвето-нож-ка)

4.Какие части тычинки поднимают пыль (пыльник, пылца)

Конкурс 3 «Опыление цветков»

Учитель читает признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков. А ученики поднимают на каждый названный признак карточку В (ветроопыляемые) или Н (насекомоопыляемые).

1.Цветки мелкие, слабо развиты околоцветник (В)

2.В цветках имеется нектар (Н)

3.Пыльца крупная, сочная (Н)

4.Пыльца сухая, мелкая (В)

5.В цветках нектар отсутствует (В)

6.Цветки имеют сильный запах (Н)

7.Цветки без запаха (В)

8.Цветки крупные, яркие (Н)

9.Цветки липкие, но собраны в крупные, заметные соцветия (Н)

IVХудожественная часть

1.Ребята, вы любите цветы?

2.Дарили вы когда-нибудь цветы? А вам дарили?

3.Какое чувство вы испытывали, когда получали прекрасный букет (дети отвечают)

Цветы дарят нам красоту, помогают человеку исцеляться от болезней, предсказывают погоду. Мир цветов удивителен. У каждого цветка свой характер, свое назначение, своя тайна красоты. Каждый цветок - как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни, и поэтому мы, чувствуем эти тонкие вибрации, тянемся к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и наполнить ею себя.

Цветы украшают нашу жизнь, и оставшуюся часть урока мы посвящаем им, попробуем узнать много нового и интересного о цветах.

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять следующие цитаты.

«Я шел вперед,

Но всюду замедлялись

Мои шаги при взгляде на цветы».

«Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих их тайну разгадать».

Но цветы не только украшение! Каждый цветок из букета хранит свою тайну, а иногда забавные или поучительные истории, о которых интересно знать тем, кто любит цветы, т.е. о цветах сложены легенды и предания. (Дети рассказывают легенды.)

Согласно древней легенде, прекрасному юноше Нарциссу было предсказано, что он будет жить до тех пор, пока не увидит себя. Беспечный Нарцисс охотился в лесах, предавался развлечениям. Красивого юношу полюбила нимфа Эхо, но он отверг ее любовь. Тогда обиженная нимфа обратилась с просьбой к богам, чтобы они наказали человека с черствым сердцем.

В жаркий полдень истомленный зноем молодой охотник прилег на берегу звонкого ручья и в чистых струях вдруг увидел собственное отражение. Юноша так влюбился в него, что ни голод, ни усталость не могли заставить его покинуть это место. От любви к самому себе Нарцисс зачах и умер. А на берегу ручья появился цветок с шафранными лепестками- нарцисс.

Само название «пион» происходит от греческого слова «целительный». Известна древнегреческая легенда о том, как ученик врача Эскулапа (Асклепия) Пеон успешно исцелял этим растением людей и даже вылечил от ран бога подземного царства Аида. Добыть это растение было нелегко. Пеон получил его с Олимпа из рук Лето, матери Аполлона и бабушки Эскулапа. Эскулап позавидовал своему ученику и приказал тайно отправить его. Аид же в благодарность за исцеление не дал Пеону погибнуть окончательно и превратил его в красивый цветок, который в дальнейшем получил название пион, что было созвучно с именем этого героя.

«Вообще в древности, - пишет Н.Ф. Золотницкий, - это растение славилось своим чудодейственными свойствами и считалось одним из чудес творения. Люди верили, что злые духи исчезают из тех мест, где растет пион, и что даже небольших кусочков его, надетых на нить, обвязанную вокруг шеи, достаточно, чтобы защититься от всякого дьявольского наваждения».

Сложено много загадок о цветах, давайте попробуем их отгадать

    Синенький звонок висит,

никогда он не звенит (колокольчик)

    Холод. Все сады кусты,

Ну какие тут цветы?

Но у вас на зло морозу

В марте продают (мимозу)

    Стоят в поле сестрички,

золотой глазок, белые реснички (ромашка)

    Название цветка –

кондитерское изделие (Ирис)

    Название какого цветка состоит

из частицы «не», предлога и

названия сторожевого

помещения (не- за- будка)

    Первым появляется в

проталине (подснежник).

Цветы не только восхищают нас своей красотой, но и удивляют необычностью, огромными размерами, продолжительностью жизни и многим другим.

Знаете ли вы?

1.Самым большим цветком является раффлезия Арнольда, растущая в лесах Суматры. Цветок имеет в поперечнике 1м и весит 10кг.

2.Самая короткая в мире жизнь цветов у амазонского лотоса. Его нежные желтые цветы распускаются на рассвете, но через полчаса уже увядают.

3.Самое продолжительное время- 80 дней - живет цветок орхидеи.

4.Самое крупное соцветие у одной из индейских пальм. Оно достигает в высоту 14м, его диаметр 12м. В нем до 100тыс. цветков.

5. Для получения 1кг розового масла требуется 500кг лепестков роз.

Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы,наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем.

Еще за 3тыс. лет садовники Египта и Сирии разводили розы, маки, ландыши.

Когда в XX в. Была вскрыта гробница египетского фараона Тутан-хамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшающие мумию.

Но поверх всех украшений лежал скромный букет увядших полевых цветов. И, казалось, они сохранили свой аромат. Ни золото, ни рубины, а цветы были последним знаком любви молодой вдовы к ушедшему супругу.

В Риме есть гробница С. Рафаэля. Писатель Паустовский рассказал о старике-стороже, который, имея скудный заработок, каждую неделю покупал цветы и возлагал на гробницу художника.

Ребята, а у вас есть любимые цветы? Расскажите нам о них.

Ландыш. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется- его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы… и цветы…

Давай послушаем! А вдруг

Услышим- я и ты.

Фиалка. На солнечной опушке

Фиалка расцвела, лиловые ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмет.

Одуванчик. Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

Ромашка. Я - белая ромашка,

В середине желтый цвет.

Возьми меня с собою-

Украшу твой букет.

А вам знаком язык цветов?

Мало, кто знает что существует язык цветов. А ведь символика цветов была известна людям с давних пор. Даже один единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое писание, выражение уважения и любви.

Давайте услышим что говорят нам цветы.

«Язык цветов»

Астра-печаль.

Георгин-признательность.

Жасмин-любезность.

Колокольчик-болтливость.

Лаванда-недоверие.

Мак-утешение.

Маргаритка-невинность.

Мимоза-стыдливость.

Нарцисс-эгоизм.

Незабудка - вспоминайте обо мне.

Пион-стыд.

Фиалка-скромность.

Шиповник-поэтичность.

Роза белая - молчание.

Роза желтая - неверность.

Роза красная - любовь,страдание.

В сетке по вертикали и горизонтали спрятаны названия 8 цветов.

Попробуйте отгадать их?

Заключение

К природе надо относиться с исключительной бережливостью, однако порой беззаботно, расточительно ведем себя мы по отношению к ней. Иной раз бывает, как попадутся нам на глаза цветы-спешим сорвать их. Отправились дальше,а на поляне есть еще цветы, кажется красивее прежних, сорвем и их. Мы уничтожаем природу своим отношением к ней. А вот к чему приведет такое отношение, мы узнаем. (Дети читают стихи).

Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат наполнит воздух ада!

Они так красят сад!

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давай сохраним ромашки на лугу,

Кувшинки на реке.

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в садах припас,

Но мы их рвать не будем-

Пускай цветут на радость людям!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Не могу обойти вниманием и растения, произрастающие на территории нашей родной Тульской земли. В Тульской области насчитывается приблизительно 1150 видов высших растений. Из них 13 видов занесены в Красную книгу РФ, 8 видов включены в региональные списки редких и исчезающих видов. Катастрофически сокращается численность красиво цветущих растений из-за сбора в букеты, выкопки для посадки клумбы, где они большей части гибнут, т.е. лишаются привычных условий обитания.

В завершении нашего урока, Я хочу, чтоб все сделали вывод из этих строк:

Стали люди сильными, как боги

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Судьба Земли, наше будущее в наших руках.

Домашнее задание: 1. Выполнить тесты. 2. Составить кроссворд на тему: «Цветок»

Презентация, которая была использована на уроке.

Тип урока: объяснение новой темы.

Цель урока: дать знания о цветке как о генеративном органе растения.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • раскрыть
  • особенности строения цветка и его биологическое значение в жизни растения;
  • проверить
  • усвоение понятий и новых терминов: венчик, чашечка, околоцветник: простой или двойной, завязь, обоеполые и однополые цветки, пестичные и тычиночные цветки, двудомные и однодомные растения;
  • совершенствовать
  • умения работать в парах и группах, направленные на активизацию познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

2. Развивающие:

  • развивать
  • творческое мышление и познавательную деятельность учащихся через тестовые задания, слайдовые задания и творческие задания;
  • продолжить
  • формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно работать с текстом учебника.

3. Воспитательные:

  • продолжить формирование естественно-научного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с новой темой.

воспитывать:

  • культуру речи через поэзию;
  • бережное отношение к природе.

Методы обучения:

  • Словесные: элементы объяснения, описание и беседы с учащимися.
  • Словестно-наглядные: работа с рисунками и схемами, со слайдами презентации, работа с текстом учебника.
  • Словестно-наглядно-практические: текстовые задания, групповая работа и работа в парах, проверка полученных знаний по слайдам и устным вопросам.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • коллективная (в группах и парах);
  • работа с текстом.

Оборудование: живые цветы, модели цветов, гербарные экземпляры растений, слайдовая презентация.

Структура урока:

Этап урока Методы Номера слайдов
Организационный момент (5мин) Показ слайдовой композиции, беседа 1-22
Изучение нового материала (25-30 мин) Объяснение, описание, работа с биологическими рисунками и схемами, работа в группах и парах 23-34
Закрепление (5-7 мин) Работа с текстом, тестами и слайдами 35-41
Итоги урока (1-2 мин) Беседа и выводы по теме
Домашнее задание (1-2 мин) Работа с параграфом и творческие задания по теме 42-44

Ход урока

1. Организационный момент.

Проводится слайдовая презентация “ Цветы земли” с использованием звуковой композиции (2-3 мин).

Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? Правильно, речь пойдет о самом прекрасном творении на земле – это цветок!

“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Цветы открывают перед человечеством возможность познать прекрасное, ощутить полному жизни!

Очень интересны афоризмы известных людей о цветах: Марк Шагал “Исскуство есть непрестанная попытка соперничать с красотой цветов – и всегда безуспешно”; Генри Уорт Бичер “Цветы – самое лучшее из всего, что Господь создал, но забыл наделить душой”; Ралф Уолдо Эмирсон “Земля смеется цветами”

Берегите цветы!

Они нужны.
Они – как нежность,
Как любовь, как дети.
Сильнее зла,
Сильней всего на свете,
Сильнее смерти
И сильней войны.
Цветы, как люди
На добро щедры.
И, щедро нежность
Людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Я славлю тех,
Кто вырастил цветы.
Я благодарна людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты.

И так, что же мы знаем о цветах? Все ли мы понимаем о цветах? Почему их так устроила природа и с какой же целью она их создала? На все эти вопросы сегодня на уроке мы и попытаемся вместе с вами ответить.

2. Изучение новой темы

А) рассказ учителя о строение цветка с элементами моделирования схемы. А сейчас мы с вами зарисуем цветок (схему), чтобы запомнить все его части.

1 – тычинка; 2 – пестик, 3 – венчик (все вместе взятые лепестки); 4 – чашелистики; 5 – цветоножка; 6 – цветоложе; 7 – завязь.

Как вы думаете, какие части цветка – самые главные ? Конечно же это пестик и тычинки.

1 – завязь пестика и семязачатки; 5 – столбик и рыльце пестика; 4 – тычинка (пыльник и тычиночная нить). А самые главные они, потому что из завязи пестика развивается плод, а из семязачатков - семена. Завязь выполняет роль женского органа, а тычинки – мужского органа, но об этом более подробно вы узнаете на другом уроке.

Венчик у цветка бывает раздельнолепестной и сростнолепестной (слайд). Чашечка бывает раздельнолистная и сростнолистная (слайд). Околоцветник (это венчик + чашечка). Если имеется только один венчик, то околоцветник считается простым , а если есть и венчик и чашечка-то околоцветник называется двойным (слайды). Цветки бывают обоеполые и однополые (сайд). Двудомные и однодомные (слайд) Пестичные и тычиночные (слайд).

Работа с текстом учебника: в тексте найти понятие (определения) о строение цветка и выписать в тетрадь, затем происходит проверка устно и письменно определений.

А сейчас давайте повторим новые термины, которые мы рассмотрели:

  • Венчик.
  • Чашечка.
  • Околоцветник.
  • Обоеполые.
  • Однополые.
  • Пестичные.
  • Тычиночные.
  • Двудомные.
  • Однодомные.

Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь (слайд).

Б) Работа в группах . 5-6 групп (по 4 человека в группе). Каждая группа получает по одному цветку из букета (это могут быть хризантемы, розы, ромашки, тюльпаны, лилии, бессмертники).

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите полученный цветок. Найдите все изученные части у цветка.
  2. Зарисуйте этот цветок и подпишите его части.
  3. Составьте формулу вашего цветка.
  4. Сделайте вывод.

По окончанию работы каждая группа зачитывает вывод групповой работы.

В) Работа в парах: на каждую парту выдается гербарий цветов. Школьники должны его рассмотреть и устно дать характеристику (описание своего цветка)

Неужели всю эту красоту создала природа, чтобы мы любовались ими, дарили их своим близким и любимым людям? А вы когда-либо видели, как цветочки посещают пчелы, шмели, бабочки, жуки и другие насекомые? Правильно, цветы нужны для привлечения насекомых, без которых невозможно дальнейшее образование плодов и семян. Но об этом вы узнаете на следующем уроке. И так, чем наделила природа цветы? (начинаем перечислять) ярким цветом, приятным запахом и сладким нектаром. Без этих приспособлений невозможно было бы к себе привлечь внимание. И это еще раз доказывает, что природа самая мудрая на Земле и все её создания ей нужны и важны. Поэтому давайте сделаем еще раз важные выводы :

1) Цветок – это видоизмененный побег, репродуктивный орган растения
2) Главные части цветка – пестик и тычинки
3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.

3. Закрепление новой темы

А) Дополните предложения:
1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник ).
2) Главные части цветка – (пестик и тычинки ).
3) Пестик состоит из трех частей – (рыльце, столбик и завязь ).
4) Тычинка состоит из – (пыльника и тычиночной нити ).
5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (из него образуется плод и семена ).

Б) Рассмотрите рисунок. Укажите, чем околоцветник цветка тюльпана отличается от цветка яблони.
В) Расшифруйте формулы цветков огурца:
А) Ч (5) Л (5) Т (5) П о Б) Ч (5) Л (5) Т (О) П 3
Г) Назовите (не меньше трех-пяти примеров) цветов опыляемых насекомыми. Какие приспособления имеют эти цветы для привлечения насекомых?

4. Домашнее задание

:

А) Прочитайте и перескажите параграф, ответьте устно на все вопросы после параграфа.
Б) Творческое задание: сделайте модель цветка (по желанию).
В) Сочините стихи о цветах (по желанию).
Г) нарисуйте цветок, подпишите все его части, ответьте на вопросы.

План ответа:

  1. Какой околоцветник у вашего цветка (простой или сложный)?
  2. Какой у него венчик (раздельнолепестной или сростнолепестной)?
  3. Определите количество и окраску лепестков венчика.
  4. Сосчитайте количество тычинок и пестиков.
  5. Составьте формулу цветка.