История, мифы, легенды растения фиалка душистая. Фиалка (сенполия) - комнатное растение

Фиалка или сенполия , как ее еще называют, занимает первое место в мире среди комнатных растений .

Цветы - самые совершенные творения природы . Фиалка, олицетворяющая приход весны, оживление природы , - любимый цветок у многих народов. Эти нежные маленькие цветы полны изящества, неземной красоты и совершенства

Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года, не вызывает аллергических реакций. Это комнатное растение совершенно не прихотливо, не требует яркого освещения, хорошей земли, крупных горшков. Запах фиалок оказывает великолепное действие одновременно на тело, интеллект и душу, настраивает на оптимистическую ноту, снимает напряжение, активизирует защитные силы организма, помогает от бессонницы.

Это замечательное комнатное растение было обнаружено в Восточной Африке бароном Вальтером фон Сен-Паулем, а от него семена попали к Герману Венланду, директору Ботанического сада в Германии. Он изучил и описал растение , дав ему название сенполия фиалкоцветковая (Saintpaulia ionantha). Именно этот вид лежит в основе большинства гибридных комнатных сортов.

В 1950-х годах сенполии появились в Прибалтике, откуда быстро распространились по территории нашей страны. Сейчас в мире зарегистрировано более 8500 сортов сенполий.

Фиалка травянистое растение с укороченным стеблем, несущим розетку волосистых сильноопушенных листьев. Листья широкоовальные или круглые, форма края волнистость варьируют в зависимости от сорта. У разных сортов диаметр розетки способен варьировать от 7 до 40 см и более. Цветы простые пятичленные или махровые, различной окраски, собраны на цветоножках по 2-7 штук.

Выращивание фиалок

Купить фиалки очень просто, их очень много имеется в продаже. Для начала лучше всего выбрать промышленные сорта сенполий. Они дольше цветут, более устойчивы к цветочным болезням.

Для фиалок используют глиняные или пластмассовые горшки диаметром 5,7 или 9 см. Высота горшка, как правило, совпадает с диаметром. Есть общее правило подбора сосуда: диаметр розетки должен соотноситься с диаметром горшка 3:1. Чтобы фиалка нормально развивалась и обильно цвела, ее корневая система должна "оплести" весь горшок. Поэтому в слишком большом горшке это комнатное растение долго не цветет. Каждая фиалка должна расти в индивидуальном горшке.

Сенполии нуждаются в довольно сильном рассеянном освещении. Размещать растения нужно в местах, не доступных прямому солнечному свету, при температуре от +20 до +25 градусов с понижением ночью не более чем на 5 градусов. Фиалки не любят сквозняков, а так же резких охлаждений при проветривании.

Поливают комнатные растения равномерно водой комнатной температуры, отстоянной в течение 2-3 дней. Полив сверху наиболее рекомендуемый, но вода не должна попасть на точку роста и молодые листочки. Полив снизу в поддон выгоняет вредные соли в верхний слой почвы, который необходимо периодически заменять. Еженедельное опрыскивание фиалок мелко распыленной теплой водой способствует росту листьев, а так же увлажняет сухой воздух. Особенно это необходимо, если температура в помещении выше +25 градусов.

Пересадка и перевалка фиалок

Когда фиалка отцветает, ее можно пересадить или перевалить в новый горшок.

Перевалка растений в горшочки большего диаметра необходима, если размер кроны значительно превышает диаметр горшка, корни плотно оплетают ком земли, выглядывая наружу через донные отверстия. Важно сохранить на корнях фиалки как можно больше земли, тогда перевалка будет безболезненной и не вызовет даже кратковременной остановки роста. Свежую питательную земляную смесь, которая имеется в продаже, подсыпают до уровня нижних листьев. Растение поливают водой комнатной температуры и ставят в теплое влажное место.

Пересаживают фиалку по мере необходимости. Если пересадка на данный момент не нужна, комнатное растение можно подкормить специальным удобрением, которое так же имеется в продаже. Но если вы решили пересадить цветок , удалите все оставшиеся цветоносы, чтобы фиалка использовала свои силы не на цветение, а на укоренение. День-два после пересадки комнатное растение поливать не надо, чтобы затянулись ранки на корешках. Рекомендуется накрыть ее пакетом.

Лучше всего не держать фиалку больше 3 лет, так как она теряет свои декоративные качества и становится более подвержена вредителям.

Размножение фиалок

Наиболее распространенный способ размножения фиалок – выращивание деток из листовых черенков. Лучше всего использовать хорошо сформированный, здоровый лист из второго ряда снизу розетки. Помещают его в сосуд с водой и ставят в теплом светлом месте, укрытом от сквозняков и прямых лучей солнца. Через 3-4 недели появляются корешки. Рыхлую земельную смесь насыпают в горшок, делают в земле небольшое углубление и помещают туда под углом 45 черенок с корнями. Засыпают его небольшим количеством земли.

Глубина посадки черенка фиалки - 1,5-2 см. Поливают отстоянной комнатной температуры водой и накрывают полиэтиленовой пленкой, вплоть до появления первых деток. Температура содержания не ниже 20 градусов. Рассаживают молодые комнатные растения тогда, когда хорошо различимы молодые розетки с 2-3 парами листьев.Через 2-3 недели рассаженные детки хорошо укореняются и начинают расти.

«Сказка про фиалку»

В доме переполох, неприятность в доме. Заболела фиалка! Фиалка заболела!

Та, что подарена маме на день рождения. Целый день стояла она в своей красивой вазе. И все любовались и радовались этому прекрасному цветку. Так было днем, а вечером фиалка заболела. Не верите, что цветы могут болеть? Могут к сожалению. Вечером, когда все сели за стол, фиалка стояла в центре стола, потом собрала свои нежные лепестки в комочек и чихнула. Все подумали, что им показалось, но она снова чихнула. Тогда все замолчали и посмотрели на фиалку, все ее лепестки опустились.

-«Наверное, поднялась температура» - сказала бабушка.

- «Это грипп» - сказала бабушка.

- «Продуло» - сказал папа.

А мама заплакала. Тогда маленький сын уверенно сказал: - «Вылечим!»

Еще была собака. Она ничего не сказала. Она просто внимательно посмотрела на цветок и как будто о чем-то задумалась.

Вся семья стала думать, как вылечить фиалку. Но так ничего они и не смогли придумать и легли спать. А собака ночью подошла к цветку и заговорила с ним.

- «Милая фиалка» - спросила собака,

- «Почему ты заболела, может быть, я сумею тебе помочь?»

- «Ах, собака», - ответила фиалка.

- «Разве ты не знаешь, почему болеют цветы. Ведь все живут и радуются друг другом, своими близкими и домашними животными. А меня подарили и поставили на стол, как украшение. Но ведь и цветы живут для того, чтобы ими радовались и восхищались. Если кому наша красота не приносит радости, мы цветы заболеваем».

- «Да», подумала собака.

- «Это серьезное заболевание. Но я смогу тебе помочь. Нужно взять несколько ярких солнечных лучей, сказать волшебные слова (цветы мы все очень любим вас и очень восхищаемся вами) и опустить эти лучи в воду, которой поливают вас. Утром вы непременно поправитесь».

Собаке очень хотелось помочь цветку. Очень рано утром она вышла на балкон поймала несколько солнечных лучей, еще некоторое время она лаяла на балконе (говоря волшебные слова), добавила эти лучи в воду для цветов. От лая собаки первой проснулась бабушка, она подошла к цветку и увидела, что его лепестки поднялись. Тогда бабушка разбудила маму, папу и мальчика. И все они поняли, что цветок поправился. И очень радовались и восхищались какой он стал красивый.

Вся семья долго гадала, что же помогло цветку выздороветь, но в конце концов решили, что это не важно, главное, что цветок здоров.

Но цветок так не думал. Ему очень хотелось узнать, что же его вылечило. Волшебное лекарство или? А может быть то, что собаке так хотелось помочь фиалке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...

В гостях у феи фиалки - интегрированное занятие в средней группе

Интегрированное занятие в средней группе охватывает области познание (математика, окружающий мир), музыкальное, коммуникация. В занятии используется психогимнастика, музыкально-ритмические движения, л...

Она появилась ранней весной, маленькая, хрупкая девочка с синей скрипкой под мышкой. Когда девочка заиграла, птицы умолкли, прислушиваясь к чудесным звукам ее скрипки, пчелы и бабочки долго кружились вокруг, подпевая мелодиям, которые смычок девочки извлекал из крохотного инструмента.

Послушай, Фиалка, - сказала ей краснощекая девица, сестра хвастливого Мака, прозванная Ветрогонкой.

Ты могла бы выступать с концертами и получать огромные деньги.

Ах, у меня ведь нет никакой школы, - отвечала Фиалка-Скрипачка, - Я счастлива, что моя игра вообще доставляет кому-то радость.

Были бы у тебя деньги, ты могла бы приодеться, - поучала ее Ветрогонка, - А то ты и в будни, и в праздник ходишь все в одном и том же зеленом платьице.

Мне и так хорошо, я о роскошных нарядах и не мечтаю, - отвечала девочка.

Будь у тебя деньги, ты купила бы себе янтарное ожерелье и надела бы на свою тонкую шею, - вмешалась в их разговор красотка Тюльпанша.

Может приглянулась бы кому-нибудь.

Фиалка-Скрипачка засмеялась:

Говоришь, шея у меня некрасивая, тонкая? Так это мое ожерелье понравилось бы, а не я. В ожерелье он влюбился бы, а не в меня. Уж лучше остаться такой, какая есть.

Ты рассуждаешь, как ребенок, с тобой даже поговорить серьезно нельзя, - рассердилась Ветрогонка и, подкрасив губы, призывно улыбнулась, стоявшему по другую сторону дорожки Ирису. Ирис на ее улыбку не ответил, в это время Фиалка заиграла снова, пленив его чудесной музыкой. С замиранием сердца он слушал волшебную мелодию. Она лилась и лилась, как нежная песня любви и дружбы, которым нет конца и тогда, когда земля застывает объятая великим белым безмолвием.

Фиалка закончила играть, и синеглазая Незабудка, наклонившись к ней, шепнула.

Видела, как Ирис смотрел на тебя? Глаз не сводил! Он влюблен в тебя!

Да что ты, - тихо вздохнула Фиалка, - Ведь я некрасивая. Рядом с Ветрогонкой и Тюльпаншей, я просто Золушка. С чего это влюбляться в меня избалованному красотками Ирису? Наверное, он очень любит музыку и слушал мою скрипку, а ты морочишь мне голову, чтоб потом посмеяться надо мной: поверила, мол, дурочка.

Так отвечала Фиалка, но сердце ее все же затосковало. Она прижала к плечу синюю скрипку и излила свою тоску и мечты в тихой мелодии. Слушавшим ее казалось, что в жизни бесконечно много счастья, стоит только протянуть руку, и все, что ты пожелаешь – любовь, дружба, радость – упадет в нее, точно звезды с высокого голубого летнего неба. Скрипка Фиалки умолкла, и Ирис еще долго терзался бы и горевал, если бы Сирень не шепнула ему на ухо:

Ирис, не будь дураком, не упусти свое счастье. Неужели не видишь, что Фиалка играет только для тебя? Она в тебя влюблена, это и слепой видит.

Откуда ты знаешь? - возмутился Ирис, - Фиалка, такая артистка – она словно витает в небесной синеве вокруг самого Солнца. Земные чувства ей чужды, она живет своим искусством, и такой заурядный парень, как я, для нее не больше, чем простой стебелек.

Наступил теплый вечер, и Фиалка играла Лунную сонату. Вначале в музыке слышалась непонятная тоска, щемящая мольба, печаль отречения, но вот мелодия перешла в страстный шепот: она манила, звала и, все нарастая, кричала о счастье.

Рядом с Ирисом страстно вздыхала Ветрогонка. Ее дыхание опьяняло, как вино. Ирис хмелел и терял рассудок. Образ Фиалки перевоплотился в звуки, а Ветрогонка льнула к нему всем телом, целовала его, нашептывала нежные слова, и Ирису начало казаться, что Ветрогонка – его счастье. Может быть Ирис на другое утро опомнился бы, пожалел бы о мимолетном увлечении, но не успела еще сойти роса, как Ветрогонка раззвонила всем подружкам о своей предстоящей свадьбе. Жениха и невесту, как водится, поздравляли, желали им счастья, согласной жизни богатой потомством. Ветрогонка самодовольно вертелась, только красная юбка развевалась, а Ирис стоял неподвижный и безучастный, словно это и не он женился на Ветрогонке. После свадебного пира должны были начаться танцы, и Фиалке предстояло играть вальсы и польки. Гости построились парами, и посаженный отец Тюльпан сделал знак скрипачке, но наступила неловкая тишина. В свадебной сутолоке никто не заметил, как Фиалка исчезла. Только теперь Ирис сообразил, что это она, уходя, сказала:

Будь счастлив. Спасибо тебе за то, что встретился мне. Мои страдания родят новые песни, которые принесут счастье другим.

Елена Кучина
Конспект НОД «Комнатные растения. Фиалка - наш друг» для детей средней группы.

Цель : Формирование трудовых навыков у детей по уходу за комнатными растениями .

Задачи :

1. Поддерживать интерес детей к комнатным растениям , показать новые способы ухода за ними (обработка листьев кисточкой, поливка растений в поддон ).

2. Побуждать детей к использованию слов : ухаживать, поливать, опрыскивать, рыхлить, листья, стебель, цветок, корень.

3. Закрепить умение детей составлять из частей целое.

4. Воспитывать любовь к комнатным растениям , видеть их красоту и пользу.

Материал и оборудование : Дидактическая игра «Посади цветок в горшок» , кисточки для обработки листьев, лейки, пульверизатор, палочки для рыхления земли, карточки - схемы с разными способами ухода за комнатными растениями , цветы фиалки , письмо от Незнайки, фартуки для работы, картинки с изображением комнатных растений .

Ход занятия:

Загадываю загадку : Очищают воздух, создают уют.

На окнах зеленеют, круглый год цветут.

(Ответы детей )

Правильно, это комнатные растения . Они окружают нас в детском саду и, наверное, есть у каждого дома. Сейчас мы узнаем, какие растения вы знаете . (Показываю картинки – дети называют комнатные растения )

А как вы думаете, эти растения живут в нашей группе ? (Ответы детей )

(Предлагаю поиграть в игру «Найди цветок» . Детям раздаю картинки, они находят цветы в группе ).

Ребята, для чего нам нужны комнатные растения ? (Ответы : для красоты, выделяют кислород и т. д.)

Чтобы растения были красивыми , мы за ними ухаживаем. Давайте вспомним, как мы ухаживаем за нашими цветами. (Показываю карточки схемы : поливка цветов, рыхление, протирание листьев, опрыскивание листьев). Задаю вопросы к карточкам :

Для чего мы поливаем цветы?

Для чего рыхлим землю?

Для чего опрыскиваем листья?

Для чего протираем листья?

Как вы думаете, о чём говорит нам эта карточка? (На карточке нарисовано солнышко) . (Ответы детей : цветы любят свет и тепло) .

Правильно, про цветы, которые любят свет и тепло можно сказать, что они светолюбивые. (Прошу детей повторить - какие цветы) .

Когда мы правильно ухаживаем за цветами, они растут красивыми , дарят людям радость.

Предлагаю детям игру «Посади цветок в горшок» . (Составление цветов на фланелеграфе из частей. Хлорофитум и Герань) .

Из каких частей состоят эти растения ?

Чем отличаются друг от друга ? (У хлорофитума нет стебля) .

Вот такие разные цветы растут в нашей группе .

Физминутка «Цветы» . (Дети превращаются в цветы)

Наши алые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают. (Превращаются обратно в детей ) .

Ребята, совсем забыла, когда я шла в детский сад, встретила почтальона. Он мне передал письмо для вас. Давайте, прочитаем письмо. (Пишет Незнайка, ему подарили цветок. Он не знает, как ухаживать за ним. Просит помочь ему. Показываю фото цветка.)

Как называется цветок? (Фиалка )

А в нашей группе растёт фиалка ? (Да)

Давайте рассмотрим её. Из каких частей она состоит? (Листья, корень, цветок)

Какого цвета листья?

Какой они формы?

Какие листья по величине?

Какие они на ощупь? (Предлагаю потрогать - бархатные, с ворсинками)

Как вы думаете, можно их протирать тряпочкой? (Нет)

Почему? (Ответы детей ) .

Чтобы убрать пыль с листьев фиалки , можно использовать кисточку. (Показываю и объясняю, опрыскиваю листья) .

Ребята, вы сегодня узнали ещё об одном способе ухода за комнатными растениями , к нашим карточкам-схемам добавляется ещё одна. (Ставлю рядом с другими ) . Я предлагаю вам тоже поработать кисточками, поухаживать за фиалками . (Дети выполняют работу) .

- Фиалки не любят много солнца, от солнечных лучей они получают ожоги. Фиалку неудобно поливать , у неё нет стебля, листья закрывают землю в горшке и если вода попадет на растение , то оно гниёт и может погибнуть. Ребята, а вы как думаете, как можно полить фиалку , чтобы не причинить ей вред? (Предположения детей ) .

Поливают фиалку в поддон (показываю и объясняю, запомните - это один из способов поливки цветов (показываю карточку, добавляю к другим ) .

А сейчас выберем те карточки, которые подходят для фиалки . Их так много. Я предлагаю на одну карточку наклеить такие же, только меньше размером. (Наклеиваем) . В будущем, мы сделаем такие карточки для всех наших растений , чтобы вы знали, как ухаживать за нашими растениями .

Ребята, мы забыли про просьбу Незнайки, как помочь ему? (Если дети не ответят, сама предлагаю отправить в письме новую карточку, со всеми способами ухода за фиалкой , для группы сделаем новую ).

Мы сегодня помогли Незнайке.

Что нового узнали? (Узнали новые способы ухода за комнатными растениями ) .

Чему научились?

Вспомнили, как ухаживать за цветами. Поиграли. Молодцы! Награда – наклейки с цветами.

Проснувшись, она раскрыла свои лепестки и стала с удивлением и восторгом осматриваться. Сначала она увидела нежно-голубое небо с плывущими по нему облаками. Потом долго смотрела на теплое яркое солнце, проглядывающее через деревья. И вдруг рядом с собой она заметила прекрасный белый цветок.
– Как тебя зовут? – спросила она своего соседа.

Белый цветок повернул свои лепестки. Он увидел Фиалку и был изумлен ее красотой.
– Я Подснежник, – ответил белый цветок и тут же добавил, – ты такая красивая, давай дружить!
– Давай! – согласилась Фиалка. И с этой минуты они стали неразлучными друзьями.

Каждый день теперь для них обоих был радостным и счастливым. Подснежник и Фиалка часто шелестели о чем-то друг другу, любили вместе пить капли дождя и подолгу дышали теплым весенним ветром. По ночам, когда становилось прохладно, Подснежник травинками укрывал Фиалку и старался согреть ее своими листочками. А Фиалка одаривала друга нежным ароматом своих лепестков.

Но однажды рано утром, когда солнце еще не успело взойти и пробудить цветы, произошла одна неприятная история. Фиалка проснулась от какого-то хруста и непонятного шелеста. Рядом с Подснежником она увидела большую прожорливую Гусеницу, которая медленно подползала к листьям Подснежника, чтобы ими полакомиться.
– Что же мне делать, – думала Фиалка. Не зная чем помочь своему другу, она сильно волновалась и переживала.
И вдруг она, обрадовавшись, наклонилась к Гусенице и быстро протянула ей навстречу свои листочки. Было очень больно, а Фиалка терпела. Она не пыталась убрать лепестки, а мечтала лишь о том, чтобы Гусеница поскорее наелась и не стала трогать ее друга.

Когда Подснежник проснулся, Гусеницы уже не было, наевшись, она уползла. Он повернулся к Фиалке и вдруг с ужасом увидел, что у нее не стало двух фиолетовых лепестков, а все ее листья наполовину изъедены.
– Какой ты стала безобразной и уродливой, ты, наверно, заболела, – прошелестел Подснежник. – Мне больше совсем не хочется с тобой дружить. Он отвернулся от нее и постарался поскорее о ней забыть.

Фиалка ничего не ответила. Посмотрев на остатки своих листьев, она лишь горько заплакала. Удивительно, но Фиалка совсем не обиделась на своего друга. Он по-прежнему был для нее самым лучшим на свете.
– Пусть лучше он не знает, что случилось, – думала она, – зачем я буду портить ему настроение своим видом.
Теперь она старалась расти рядом незаметно и не попадаться Подснежнику на глаза. Из травы она лишь молча глядела на своего любимого друга. Всякий раз, когда Подснежник поворачивался в ее сторону, она, чтобы его не испугать, поскорее наклонялась и пряталась среди травы.

Как-то раз на поляне появилась маленькая Девочка, которая собирала букет. Подснежник и все остальные цветы стали скрываться от девочки в траве и прижиматься к земле. Не пряталась только одна Фиалка. Она, наоборот, сильно вытянулась вверх и как можно шире раскрыла свои оставшиеся лепестки, закрывая собою своего друга.
– Не срывай моего друга, – изо всех сил шелестела она на ветру, – сорви лучше меня.
Девочка, напевая песню, прошла мимо. Все цветы вновь приподнялись к солнцу, а Фиалка тут же поспешила спрятаться от Подснежника и снова стать незаметной.

Через несколько дней к Подснежнику прилетела красивая многоцветная Бабочка, она села рядом и рассказала ему свою историю:
– Я летаю и ищу одну Фиалку, чтобы попросить у нее прощения, – сказала она. – Раньше, когда я была еще гусеницей, эта Фиалка ради своего друга Подснежника пожертвовала своими листьями и ими накормила меня. Не встречал ли ты, Подснежник, искалеченную Фиалку с изъеденными листочками и без двух лепестков.

Только теперь понял Подснежник, что Фиалка отдала свои листья и свою красоту для того, чтобы спасти его от Гусеницы.
– Эту Фиалку я знаю, она здесь, рядом, и прячется в траве, – радостно воскликнул Подснежник.
Он позвал Фиалку, но она не выглянула из травы. Подснежник позвал ее еще раз и еще, но Фиалка не отзывалась. Залетев в траву, Бабочка увидела увядшую и искалеченную Фиалку, которая лежала на земле и была сухой. Было слишком поздно, и помочь ей было уже ничем нельзя.

Много дней плакал Подснежник. Огромная тяжесть была у него на сердце, и чувство вины не покидало его еще очень долго. Но однажды Подснежник почувствовал, что кто-то его нежно гладит и успокаивает. Он обернулся и увидел рядом с собой красивую Бабочку с фиолетовыми крыльями. Он узнал в ней Фиалку.
– Не плачь, я совсем не сержусь на тебя, – сказала Бабочка, – Видишь, я опять стала красивой, давай дружить?

С тех пор многие цветы удивлялись странной Бабочке с фиолетовыми крыльями, которая почему-то никуда не улетала от самого обыкновенного белого Подснежника. А травинки даже посмеивались над глупой Бабочкой, которая в жару не пряталась, как все в тень, а заботливо обмахивала Подснежника своими крыльями.

Не вытерпел Ветер, пролетел он над насмешливыми травами, примял их немного и прошептал:
– Тише вы, бессердечные, тише. Она любит, ее сердце так красиво, не мешайте ей любить.