Урок онлайн. Корни. Корневые системы. Разновидности измененных структур. Транспорт воды в корне

Многие из нас в детстве мастерили озорных поросят и ёлочные игрушки из яичной скорлупы, а также цветочки из картонных ячеек из-под яиц - используя мастер-классы в журналах «Мурзилка» и «Пионер». Думается, что эти забавные поделки и сейчас не потеряли своей актуальности. Кроме них, здесь можно найти множество вариантов не менее интересного применения яичной скорлупы и упаковки от куриных яиц. Великолепные букеты; поражающие воображение объёмные панно и аппликации; всевозможные животные и сказочные персонажи, сделанные из «яичного» материала, придутся очень кстати на Ваших творческих занятиях с детьми. Все мастер-классы проиллюстрированы фотографиями. Отдельное внимание в публикациях раздела уделено искусству декупажа с использованием яичной скорлупы.

Яйца и упаковка от них - прекрасный материал для творчества. Убедитесь сами!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 147 .
Все разделы | Поделки из яичной скорлупы, яиц и упаковки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Цветы из яичных лотков » Цель : изготовление цветов (композиции) из бросового материала. Для выполнения работы потребуются следующие материалы : - яичный лоток ; - трубочка для коктейля; - ватная палочка; - гуашь; - зелёная гофрированная бумага; -...

«Коллаж из яичной скорлупы». Конспект занятия по ФГОС в старшей группе Конспект занятия по ФГОС в старшей группе Тема «Коллаж из яичной скорлупы » Цель : выполнить аппликацию из яичной скорлупы Задачи : Образовательные : познакомить детей с понятием аппликация; совершенствовать знания об окружающем мире; расширить представления о видах природных...

Поделки из яичной скорлупы, яиц и упаковки - Аппликация «Яичница на сковороде»

Публикация «Аппликация «Яичница на...» Аппли акция “Яичница на сковороде.” Задачи: Учить детей создавать сюжетную композицию из отдельных предметов. Совершенствовать изобразительную технику-закреплять умение вырезать по кругу,обрывать бумагу мелкими кусочками. Формировать навыки работы с кистью и клеем. Развивать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Предлагаю заняться новогодним творчеством и создать красивые елочные игрушки. Сделанные собственными руками новогодние игрушки не только украсят дом, но и придадут ему особую атмосферу. Для изготовления игрушек не нужно особых материалов. В этот раз предлагаю изготовить...


Для работы нам потребуется скорлупа яиц. Для этого дома на кануне помыть и высушить достаточное количество яиц. Показываю детям контур дерева." Какое дерево? Можем нарядить дерево,добавить листья?А какие листья осенью? Правильно: оранжевые, желтые,красные. Только листья у нас...

Мастер-класс для педагогов по декорированию предметов в технике «декупаж» с использованием яичной скорлупы Мастер-класс для педагогов по декорированию предметов в технике «Декупаж» с использованием яичной скорлупы Цель: Повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционной техникой изобразительного искусства – «Декупаж» Задачи: 1. Познакомить педагогов с техникой «Декупаж». 2....

Поделки из яичной скорлупы, яиц и упаковки - Сценарий мастер-класса «Волшебный картон» (поделки из яичных упаковок)

«Не запрещай себе творить, Пусть иногда выходит криво – Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить» Марина Цветаева Сегодня мы с вами узнаем, как ненужный материал можно использовать для творчества. А все, что нам для этого потребуется, - немного краски, яичные лотки, а еще...

Презентация к детско-родительскому проекту «Мозаика из яичной скорлупы и круп» Если ваш ребенок является творческой личностью и любит создавать разного рода поделки из подручных средств, предложите ему сделать мозаику из яичной скорлупы. Данное занятие развивает мелкую моторику, воображение и вырабатывает у детей привычку быть усидчивыми, что, несомненно,...

Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве

2. Виды корней

3. Типы корневых систем

4. Зоны корня

1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве . Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.

2. Его вторая важная роль - это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами . Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.

3. У некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением-хозяином ценными минеральными веществами . У клевера, гороха и их родственников в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота.

4. Частокорень служит хранилищем запасов.

5. Иногда корень может служить для размножения . У некоторых растений, например у тополей, серой ольхи от корней могут отрастать побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.

Дыхательные корни таксодиума или болотного кипариса поднимаются над поверхностью почвы. Их задача - проведение воздуха к глубже лежащим корням.

Функции корней
Почвенное питание Закрепление Накопление веществ
Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды). Корни могут выполнять функцию вегетативного размножения (например, корнеотпрысковые растения).

2. Виды корней

  • Корень , развивающийся из зародышевого корешка семени , называется главным .
  • От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
  • Корни могут формироваться также на надземных частях растений - стеблях или листьях; такие корни называются придаточными .

Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.

3. Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем:

  • стержневую , имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
  • мочковатую , в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.

Стержневая корневая система характерна главным образомдля двудольных растений , мочковатая - для большинства однодольных.

4. Зоны корня

Зона корня Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Функции
Корневой чехлик Покровная ткань Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня.
  • Защищает зону деления,
  • облегчает продвижение корня в почве,
  • обеспечивает ориентацию корня в пространстве.
Зона деления Образовательая ткань - меристема Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм.

Обеспечивает рост корня .

Туника - дает начало корневому чехлику, ризодерме. Корпус: средний слой – периблема - дают начало первичной коре, внутренний слой – плерома – образуют стелу. Закладываются элементы первичной флоэмы.

Зона роста Образовательная ткань Клетки зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы.
Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли.

Обеспечивает рост корня растяжением.

В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы.

Зона всасывания

(зона корневых волосков)

Покровная ткань

Длина зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы.

Корневые волоски - это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы.

Корневые волоски выделяют в почву различные вещества.

Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм.

С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.

По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней

Участвует в поглощении воды и минеральных веществ.

Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков.

Зона проведения Проводящая ткань

В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:

  • сосуды - по ним вода с минеральными веществами поступает в стебель и листья;
  • клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.
Проведение поглощенных веществ в надземную часть

{spoiler title=Ткани растений. Повторение}

Растительные ткани
Покровные
ткани
Защитная функция Живые и мёртвые клетки, плотно прилегают друг к другу, могут быть с утолщёнными оболочками. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
Механические
ткани
Придают прочность Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.
Проводящие
ткани
Осуществляют передвижение питательных веществ Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Запасающие
ткани
Запасают воду и питательные вещества В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.
Образовательные
ткани
Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся.
Основные
ткани
Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр. Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.

{spoiler title=Текстовый материал по теме урока}

Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу.

  1. Корнеплод - видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).
  2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
  3. Корни-зацепки - своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.
  4. Ходульные корни - выполняют роль опоры.
  5. Воздушные корни - боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
  6. Микориза - сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб - органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
  7. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений - сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями - представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
  8. Дыхательные корни - у тропических растений - выполняют функцию дополнительного дыхания.

Задачи : сформировать у школьников понятие о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; прививать практические умения по их определению и распознаванию.

Оборудование : проростки фасоли, гороха, кукурузы, пшеницы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, окоренившиеся черенки тополя, смородины, традесканции, пеларгонии и других растений; гербарий "Типы корневых систем"; фильм "Строение и рост корня", проростки для закладки опытов; таблицы, тушь, линейки, лабораторное оборудование.

Методические рекомендации . В начале урока следует повторить, как развивается главный корень из зародышевого корешка семени, какое значение имеет корень для растения. При этом необходимо подчеркнуть, что корень - один из важнейших органов растения. Учитель демонстрирует стержневые и мочковатые корневые системы и предлагает учащимся объяснить, чем они различаются. Сообщение учителя о корневых системах, особенностях их развития и формирования стержневого и мочковатого корня сопровождается демонстрацией живых объектов и гербария. В процессе рассказа учитель уточняет понятия: главный корень, боковые и придаточные корни, объясняет, из чего они образуются, а также обращает внимание на особенности развития корневой системы двудольных и однодольных растений. С целью углубления знаний и выработки практических умений по определению типов корневых систем проводится лабораторная работа.

Лабораторная работа. Стержневые и мочковатые корневые системы

1) Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называют стержневыми, какие - мочковатыми. 2) По строению корневой системы определите, к какому классу относится растение. Зарисуйте в тетради. 3) Рассмотрите корни на черенках тополя, смородины и традесканции. Из чего они образовались?

После выполнения и оформления лабораторной работы можно предложить учащимся поупражняться в распознавании типов корневых систем по дидактическим карточкам, на которых смонтированы различные корневые системы растений: путем сравнения найти в них общие признаки, определить тип корневой системы, данные записать в таблицу:

Учитель сообщает, что благодаря многочисленным боковым корням образуется развитая корневая система, боковые корни могут быть первого, второго и последующих порядков. Учитель дает определение видов корней, объясняет, из чего состоит стержневая корневая система, показывает на гербариях примеры растений с различными стержневыми системами (нитевидной, веретеновидной, репчатой, ветвистой). Важно отметить, что у некоторых растений корень уходит в глубину до 10 м, например у люцерны. Особенности строения корневой системы связаны с условиями внешней среды (климатом, почвой и др.). При изучении материала используются знания, полученные на уроках природоведения IV класса и сельскохозяйственного труда о том, как рост корня связан с почвой и другими условиями среды. При изучении придаточных корней следует обратить внимание школьников на их отрастание от стебля (убедиться в этом школьники могут при рассмотрении окоренившихся черенков традесканции, тополя, смородины). Учащимся необходимо усвоить, что благодаря образованию придаточных корней многие двудольные растения размножаются вегетативно, что вегетативное размножение имеет большое практическое значение и т. д. Учитель знакомит учащихся с агротехническим приемом окучивания. При окучивании создаются условия для наилучшего питания и роста корней. Учащиеся приводят примеры растений, которые окучивают на учебно-опытном участке. Для закрепления знаний демонстрируется фрагмент фильма о распространении корней в почве и образовании боковых и придаточных корней. После просмотра фильма учитель предлагает учащимся самостоятельно сделать выводы о том, что изучено на уроке, как связать знания о строении корней и о строении семени, какие виды корней изучили и каковы их особенности, каково значение придаточных корней для повышения урожая. При подведении итогов урока учитель подчеркивает значение знаний о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений. Учащиеся сообщают по дневнику результаты наблюдений за опытами. Во внеурочное время закладывают опыты к 7-му и 8-му урокам.

Опыт 1 . Определение зоны роста корня. Для опыта используются проростки фасоли, гороха, кукурузы, пшеницы, подсолнечника, редиса с хорошо развитыми зародышевыми корешками (проростки можно сохранить после изучения темы "Семя"). Берут широкогорлую банку, создают влажную камеру. На корень тушью наносят деления от кончика до середины корня на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда тушь высохнет, проростки осторожно помещают между фильтровальной бумагой и стенкой банки. Сверху банку прикрывают стеклом и оставляют при температуре около +20°С. Крупные проростки (фасоль, горох) можно прикрепить к крышке энтомологической булавкой.

Опыт 2 . Прищипка главного корня. Готовят влажную камеру. Берут 4 проростка фасоли или гороха, с корешками длиной 3-5 см. У двух проростков отщипывают главный корешок; два проростка (контроль) оставляют без прищипки. Прикрепляют к банке (влажной камере). Учащиеся ведут наблюдения за опытами.

Опыт 3 . Значение воздуха для роста и развития корней. Для опыта берут две широкогорлые банки с крышками. В крышках делают по три отверстия. В обе банки до половины наливают кипяченой воды. В два отверстия вставляют одинаковые проростки фасоли или гороха. В третье отверстие первой банки вставляют стеклянную трубку с резиновой грушей для продувания воздуха. В другую банку через свободное отверстие при помощи пипетки приливают слой растительного масла. Банки следует обвернуть плотной темной бумагой и поставить на свет при температуре около +22°С. Опыт можно варьировать, для того чтобы выяснить состав выделяемого воздуха. Тогда в одну банку наливают кипяченую воду, а в другую - водопроводную. В банки через свободное отверстие приливают тонкий слой масла.