Значение чистого воздуха для человека. Экзамен по биологии - Раскройте механизм вдоха и выдоха, значение чистоты атмосферного воздуха как фактора здоровья. Почему отравление угарным газом опасно для здоровья? Как оказать первую помощь при отравлении угарн

УНИВЕРСИТЕТІ УНИВЕРСИТЕТ

ГИГИЕНА ЖӘНЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ

КАФЕДРАСЫ

Химический и биологический состав воздуха и его гигиеническое значение

Выполнил: Базилов.А 306 «А» ОМ

Преподаватель: Жунусова Гульшат Боранхановна

Алматы 2017 г.

Химический состав воздуха

Кислород

Озон

Двуокись углерода, или углекислый газ

2.Состав воздуха атмосферы

Азот

Окись углерода

Сернистый газ

Гигиеническое значение воздуха

Состав воздуха не является постоянным и может меняться: в крупных мегаполисах содержание углекислого газа будет немного выше, чем в лесах; высоко в горах обычно пониженное содержание кислорода, так как, кислород тяжелее азота, и по этой причине его плотность с высотой снижается гораздо быстрее. В самых различных частях земли химический состав воздуха может меняться в пределах нескольких процентов для каждого газа.

Чистый атмосферный воздух у поверхности Земли имеет следующий химический состав: кислород - 20,93%, углекислота -0,03-0,04, азот - 78,1, аргон, гелий, криптон и др. - около 1 %. Содержание указанных частей в чистом воздухе постоянно. Изменения происходят чаще всего за счет ее загрязнения различными выбросами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, выхлопными газами автотранспорта. В жилых помещениях изменения вызваны прежде всего газообразными продуктами жизнедеятельности людей и некоторыми бытовыми устройствами (газовые плиты). Так, в выдыхаемом человеком воздухе кислорода содержится на 25 % меньше, чем во вдыхаемом, а углекислого газа - в 100 раз больше.

1.1Кислород. Это важнейшая составная часть воздуха. Его биологическое значение для человека состоит прежде всего в обеспечении окислительных процессов в организме. Без него невозможна жизнь людей, животных и растений. Взрослый человек в покое поглощает в среднем 12 л кислорода в час, а при физической работе - в 10 с лишним раз больше. Значительное количество кислорода воздуха расходуется на окисление органических веществ, содержащихся в нем, воде, почве, и на процессы горения. В нормальных условиях концентрация кислорода у поверхности почвы практически постоянна.

Воздух представляет собой смесь, состоящую разных газов. В химический состав воздуха входят азот, кислород, водяной пар, аргон, двуокись углерода и множество других газов. Однако из каждых 100 частей, если говорить про абсолютно сухой воздух без водяного пара, на азот приходится 78 частей, а 21 часть приходится на кислород. Путем нехитрых вычислений получаем, что оставшаяся 1 часть приходится на все прочие газы.

В жилых и спортивных сооружениях количество кислорода почти не изменяется благодаря естественной и искусственной вентиляции.

При нормальном атмосферном давлении вдыхание чистого кислорода полезно и широко применяется в лечебно-профилактических целях. Для повышения работоспособности и ускорения восстановительных процессов у спортсменов иногда назначается вдыхание чистого кислорода по специальной схеме.

В крови человека кислород находится преимущественно в химически связанном с гемоглобином состоянии, образуя оксигемоглобин.

1.1Кислород это элемент, из которого хим состав воздуха состоит примерно на четверть. Именно он является важнейшей составляющей атмосферного воздуха. Именно этот газ поглощается легкими человека из всего вдыхаемого ими воздуха. Взамен кислорода выделяется углекислый газ (или двуокись углерода), совершенно непригодный для дыхания человека, но необходимый для фотосинтеза у растений.

1.2 Озон. Это химически неустойчивый изомер кислорода. Общебиологическое значение озона состоит в его способности поглощать коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию, губительно действующую на все живое. Наряду с этим озон поглощает и длинноволновую инфракрасную радиацию, исходящую от Земли, и тем самым препятствует ее чрезмерному охлаждению (озоновый слой Земли). Под воздействием ультрафиолетовых лучей озон разлагается на молекулу и атом кислорода. Озон используется в качестве бактерицидного средства при обеззараживании воды. В природе он образуется при электрических разрядах, в процессе испарения воды, при действии ультрафиолетовых лучей. В свободной атмосфере наиболее высокие его концентрации наблюдаются во время грозы, в горах и в хвойных лесах.

1.3 Двуокись углерода, или углекислый газ. Этот газ образуется в результате окислительно-восстановительных процессов, протекающих в организме людей и животных, горения топлива, гниения органических веществ.

Количество углекислого газа в атмосфере колеблется от 0,03 до 0,04%. В воздухе городов концентрация углекислого газа увеличивается за счет промышленных выбросов - до 0,045%, в жилых и общественных зданиях (при плохой вентиляции) - до 0,6-0,8%. Взрослый человек в покое выделяет в среднем 22 л углекислоты в час, а при физической работе - в 2-3 раза больше.

Признаки ухудшения самочувствия у человека появляются только при продолжительном вдыхании воздуха, содержащего 1,0- 1,5% углекислого газа, выраженные функциональные изменения - при концентрации 2,0-2,5% и резко выраженные симптомы (головная боль, общая слабость, одышка, сердцебиение, понижение работоспособности) - при 3-4%.

Гигиеническое значение углекислого газа заключается в том, что он служит косвенным показателем общего загрязнения воздушной среды помещений. Параллельно с увеличением его содержания повышаются температура, относительная влажность, запыленность воздуха, изменяется его ионный состав, главным образом за счет увеличения положительных ионов.

2.Состав воздуха атмосферы непосредственно вблизи земной поверхности напрямую зависит от сезона, текущей погоды и места расположения данного пункта относительно моря. Состав и концентрация присутствующих в воздухе примесей изменяются в довольно широком диапазоне. Однако соотношение между основными компонентами воздуха - кислородом и азотом является практически неизменным для всего Земного шара.

Гигиенической нормой содержания углекислого газа в воздухе жилых и служебных помещений, спортивных залов считается концентрация 0,1 %.

2.1 Азот. Азот атмосферы - индифферентный для человека газ, он служит как бы разбавителем других газов. Количество азота во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе одинаково. В условиях повышенного давления вдыхание азота может оказать наркотическое действие.

2.2 Окись углерода. Это газ, образующийся при неполном сгорании органических веществ, не обладающий ни цветом, ни запахом. Концентрация окиси углерода в атмосферном воздухе зависит прежде всего от интенсивности автомобильного движения. В свободной атмосфере ее источником служат выбросы промышленных предприятии и электростанций. Проникая через легочные альвеолы в кровь, она образует с гемоглобином карбооксигемоглобин, в результате гемоглобин теряет способность переносить кислород. Предельно допустимая среднесуточная концентрация окиси углерода составляет 1,0 мг/м3. Хронические отравления окисью углерода, возникающие при систематическом воздействии незначительных количеств этого яда, могут наблюдаться при дозах менее 0,125 мг на 1 л воздуха.

Первые признаки острого отравления у человека наступают при концентрации газа 0,125 мг/л после 6 ч пребывания в таком воздухе в спокойном состоянии и через 4 ч - при легкой физической работе. Токсичные дозы окиси углерода в воздухе составляют 0,25 - 0,5 мг/л. При длительном воздействии они вызывают головную боль, головокружение, сердцебиение, тошноту и обморочное состояние.

2.3 Сернистый газ. Он поступает в атмосферу главным образом в результате сжигания на электростанциях и других предприятиях топлива, богатого серой (каменный уголь). В городах это наиболее распространенное химическое вещество, загрязняющее воздух. На производстве сернистый газ образуется при обжиге и плавлении сернистых руд, при крашении тканей и пр. В жилых помещениях он может появляться только при топке печей каменным углем.

Токсическое действие сернистого газа выражается в раздражении слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей. При хронических отравлениях наблюдаются конъюнктивиты и катары верхних дыхательных путей и бронхов. Порог ощущения сернистого газа по запаху лежит в пределах 0,002-0,003 мг/л, концентрация 0,02 мг/л и больше вызывает раздражение слизистых оболочек. Сернистый газ вредно действует на растительность, особенно на хвойные породы деревьев.

Легкие состоят из пузырьков, которые оплетены тончайшей сетью сосудов и капилляров, через которые моле­кулы кислорода очень легко проникают из воздуха, который попадает в легочные пузырьки прямо в кровь. Вот именно по этой причине почему. выдыхаемый воздух в покое содержит всего око­ло 17% кислорода, что приблизительно на 4% меньше, чем его содержится во вды­хаемом воздухе.

Строить спортивные сооружения в местах с загрязненным воздухом недопустимо, так как в связи с повышением легочной вентиляции при выполнении физических упражнений усиливается поступление в организм ядовитых газов.

Механические примеси воздуха. В воздушную среду они поступают в виде дыма, копоти, сажи, измельченных частиц почвы и других твердых веществ. В совокупности все это и формирует то, что называют воздушной пылью.

Химический состав выдыхаемого воздуха человеком из лёгких довольно сильно отличается от вдыхаемого. Выдыхаемый из легких воздух содержит всего лишь около 16% кислорода, что на 5 процентов менее. Количество же углекислого газа в выдыхаемом из легких воздухе увеличивается до 4%, и куда больше становится в нем водяных паров. Неизменным остается лишь количество азота в воздухе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Значение чистого воздуха для здоровья человека.

Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать определённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Когда мы появляемся на свет, первое, что мы делаем, - это вдох. Жизнь человека полностью зависит от дыхания, от воздуха. Дыхание - такая же функция нашего организма, как кровообращение или пищеварение.

Человек может дышать и не очень чистым и свежим воздухом - такого воздуха достаточно, чтобы жить и не умереть. Но вот чтобы быть здоровым и прожить долгую жизнь, такого воздуха недостаточно. Для этого нужен воздух свежий, насыщенный кислородом.

Но человеку недостаточно кислорода, получаемого при дыхании. Природой же предусмотрено было, чтобы кожа наша была открыта, чтобы она дышала. И именно поэтому так важно детям и взрослым чаще бывать на воздухе. Особенно летом, когда можно наслаждаться теплым, свежим и чистым воздухом, находясь за городом. Человек должен дышать всем телом, всей кожей. Вместо этого современный человек работает в помещениях, где мало свежего воздуха. Человек ест искусственно приготовленную пищу, лишенную природного кислорода. Все это заставляет клетки человеческого организма испытывать кислородное голодание, им не хватает света, воздуха, кислорода.

Макеев Александр

Учеьно- исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зиминская средняя общеобразовательная школа»

Крутинского муниципального района Омской области.

Детское объединение «Друг»

Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского

творчества «Белая береза»

Тема: «Чистота воздуха – залог здоровья»

Учебно – исследовательская работа

Выполнил:

ученик 3 класса

МКОУ «Зиминская СОШ»

Макеев Александр Алексеевич

Руководитель:

учитель начальных классов

МКОУ «Зиминская СОШ»

Исаева Елена Геннадьевна

2013

Введение…………………………………………………………3 - 4……

Основная часть

1.Воздух

1.1. .Воздух и его значение………………………………………5…..

1.2. Загрязнение воздуха ……………………………………… 6….

1.3. Температура и влажность воздуха…………………………7…..

2.Практическая часть

2.1. Методика проведения……………………………………….8 – 9

2.2. Результат исследований…………………………………….10 - 11

Выводы…………………………………………………………… 12

Список литературы……………………………………………… .13.

Приложение 1………………………………………………………14…..

Введение

На уроках окружающего мира мы изучали тему «Воздух». Мы выяснили, что воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, жить. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха - самое большое пять минут. Ежедневно, ежеминутно мы вдыхаем огромное количество воздуха. Вот только каким воздухом мы дышим? Насколько он чист и свеж в школьных помещениях, дома и на улице? Во время школьных занятий мы очень много времени проводим в помещениях, поэтому насколько воздух чист и свеж, зависит наше самочувствие и здоровье в целом. Меня заинтересовали эти вопросы, и я решил провести свое маленькое исследование и выяснить состояние воздуха в школьных помещениях, дома и на территории школы. Я думаю, эта тема актуальна для меня и окружающих, так как здоровье – это самое важное и главное для человека. О сохранности здоровья мы говорим на классных часах и на уроках.

Проблема : очень много времени мы проводим в закрытых помещениях. На сколько воздух чист и свеж? Как сохранить своё здоровье?

Цель: определить состояние воздуха внутри здания школы, квартиры и прилегающей территории школы.

Задачи:

1.Изучить научную литературу.

2. Провести исследование состояния воздуха внутри школы, дома и прилегающей территории школы.

3. Сравнить уровень чистоты воздуха в школьных помещениях, дома и на школьной территории.

4.Обработать полученные данные и сделать вывод.

Мы предполагаем : если воздух в помещениях чист и свеж, то это способствует сохранению нашего здоровья.

Из Большой Советской Энциклопедии, энциклопедии Дорохова А., Куценко Т. «Что такое? Кто такой?», толкового словаря Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» и статьи Пименовой О. Г. «Воздух. Свойства воздуха» журнал «Начальная школа» мы узнали, что такое воздух, какое значение он имеет для нашей планеты и о свойствах воздуха.

Детская энциклопедия Чижевский А.Е. «Я познаю мир» рассказывает нам о значении влажности и температуры воздуха для человека, о проблеме загрязнения воздуха, что «квартирный» воздух в 4-6 раз грязнее и в 8-10 токсичнее уличного.

Статья Кропочевой Т.Б. журнал «Начальная школа плюс До и После» помогла нам определить методы исследования, провести свои наблюдения и исследования за состоянием воздуха в помещении и на прилегающей территории.

Место исследования мы определили нашу школу МКОУ «Зиминская средняя общеобразовательная школа».

Срок проведения исследования – февраль.

Методы исследования:

  • анализ;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • сравнение.

Основная часть

1.Воздух

1.1.Воздух и его значение

Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, но чувствуем. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – это смесь многих газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Каждый из газов выполняет свою роль. Кислород обеспечивает процессы дыхания и горения

Воздух, окружающий нашу Землю – это удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от космических снарядов-метеоритов. Они попадают воздушные слои Земли. Здесь они так сильно раскаляются, что, не долетев до земли, сгорают.

Воздушная оболочка защищает нас и от космических лучей - невидимок. Они давно бы уничтожили на Земле всё живоё, да воздух их не пропускает.

Воздух выполняет ещё одну важную работу - следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Воздухом дышит всё живое на Земле. Воздух необходим всем. И только благодаря ему на Земле единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

1.2. Загрязнение воздуха

Наше здоровье напрямую зависит от окружающей среды, и в первую очередь от воздуха, которым мы дышит. Качество воздуха влияет на нашу жизнь, на работоспособность и общее самочувствие. Очень много времени мы проводит в помещении до 80%. В воздухе закрытого пространства летает огромное количество микроскопических частиц различного происхождения, а так же содержится огромное количество пыли.

Пыль проникает в помещении через двери, окна, образуется в результате нашей деятельности. Она состоит из частиц шерсти и кожи животных и людей, микроорганизмов. Вместе с пылью мы вдыхает пылевых клещей, споры грибков, микрочастицы вредные для здоровья.

Очень модно сейчас украшать квартиры, школьные коридоры и классы и другие помещения цветущими цветами. В воздухе таких помещений содержится пыльца растений. Она тоже может быть опасной для человека. Вызывает различные аллергические реакции.

Экологи определили, что «квартирный» воздух в 4-6 раз грязнее и в 8-10 токсичнее уличного.

1.3. Температура и влажность воздуха.

Качество воздуха зависит от его температуры, чистоты и влажности. Всегда приятно дышать свежим воздухом.

Огромное значение ещё имеет влажность воздуха. Средняя температура свежего воздуха должна быть в пределах 18 – 20 градусов, а влажность должна составлять около 40 – 60 процентов, также в помещении должна быть небольшая вентиляция. Если эти параметры нарушаются, то наш организм немедленно реагирует на эти изменения. Повышается утомляемость, замедляется реакция, наступает сонливость. Если же воздух недостаточно влажный, это приводит к чувству усталости и начинает першить в горле. Чаще всего это происходит в зимний период, так как отопительные приборы очень сушат воздух. Многие не придают этому большого значения, не заботятся об увеличении влажности воздуха.

Итак, мы выяснили, что воздух необходим всему живому на Земле, чтобы дышать, жить. Он следит за климатом, защищает от метеоритов и космических лучей. Благодаря ему существует жизнь на Земле единственной планете во вселенной. Качество воздуха влияет на наше здоровье. Воздух в закрытых помещениях не всегда чист и свеж. В нем содержатся различные микрочастицы, пыль, пыльца. Значит, необходимо заботиться о своем здоровье. Следить за температурой, чистотой и влажностью воздуха.

2. Практическая часть

Исследовательская работа проводилась по направлениям:

1. Определение состояния воздуха в доме, в школе и на прилегающей школьной территории.

2. Наблюдение за температурным режимом в школе и дома.

3. Сравнение результатов.

2.1. Методика проведения.

Эксперимент 1. Изучить состояние воздуха в школе, дома и на улице. 1. Намазали вазелином кусочки ваты, cфотографировали [Приложение 1].

2. Прикрепили кусочки ваты в классе, в коридоре, раздевалке, а так же в своей комнате и на кухне.

3. Через 5-6 дней посмотрел на вату через лупу.

4. Сравнил все кусочки ваты.

Эксперимент 2.

1.Взяли чистый кусочек ваты.

2. Провели в конце рабочего дня по поверхности мебели и подоконников.

3. Рассмотрели кусочки ваты под лупой. На кусочке ваты мы увидели небольшое количество пыль. [Приложение 3]


Эксперимент 3. Изучить степень загрязнение воздуха на прилегающей территории школы.

  1. Собрал снег на разных участках, растопил его.
  2. Рассмотрел на свет. Для сравнения использовал кипячёную воду из-под крана.
  3. Пропустил воду от растаявшего снега через фильтр. В качестве фильтра брал бумажную салфетку белого цвета.
  4. Сравнил салфетки между собой. [Приложение 4]

Наблюдение. Температурный режим.

Каждый день мы измеряли температуру в классе, в коридоре, в комнате и на кухне, данные заносил в таблицу.

Таблица 1.

Помеще-

ния

Дни недели

Класс

Коридор

Комната

Кухня

2.2. Результат исследований

2.1 Сравнение состояния воздуху в доме, в школе и на прилегающей школьной территории.

Взяв, все кусочки ваты, рассмотрев их под лупой, мы увидели различные частички пыли и грязи. Самыми чистыми оказались кусочки ваты в доме. Наверное, потому что количество людей меньше, каждый день мы протираем пыль, проводим влажную уборку и проветриваем комнаты. Средний уровень загрязнения имели кусочки ваты в классе, коридоре и раздевалке.[Приложение 2]. Это объясняется тем, что очень много детей находится в школе, на переменах бегают. Сейчас зимнее время года, нет большой грязи и пыли. Каждый день в школе проводят влажную уборку: 2 раза после второго урока и в конце рабочего дня. И тем не менее пыль в воздухе есть.

В воздухе содержится пыль, она оседает на мебель, стены, подоконники.

Взяв снег, с разных участков территории и сравнив его, мы увидели, что вода оказалась почти чистой во дворе школы. Вода в стакане была светлой, а фильтр – белый, но с мелкими частицами грязи. Наверное, потому что сейчас зимнее время года, транспорта по улицам ездит мало и наша школа расположена внутри двора, достаточно отдалена от дорог. Самой грязной оказалась вода, взятая у дороги, вблизи кочегарки.

2.2 Сравнение температурного режима в школе и дома.

Температурный режим в помещениях Таблица 2.

Помеще-

ния

Дни недели

Класс

Коридор

Комната

Кухня

Сравнив данные в таблице, мы видим, что т емпература в классе и в коридоре соответствует норме, а в доме – превышает нормы. В доме жарко, особенно в кухне. У нас в семье теперь есть маленькая сестрёнка, она сейчас ползает, ходит в «ходунках». Родители беспокоятся о её здоровье, поэтому стараются чтобы в доме было тепло.

Выводы

Для дыхания, для жизни нам необходим воздух. Без него нам не прожить и пяти минут. Для сохранения нашего здоровья необходим чистый и только чистый воздух. Мне небезразлично, каким воздухом дышу я, мои родные, близкие и друзья.

Проведя своё маленькое исследование, я увидел, что воздух в нашей квартире и в школе достаточно чист. Нет большого скопления пыли и грязи. Температурный режим в школе соблюдается, дома превышает норму. Значит, наше здоровье будет сохраняться.

Литература:

1. Большая Советская Энциклопедия.(В 30 томах). Гл.ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., «Советская Энциклопедия», 1971. Т. Вешин-Газли. 1971. 640 с.

2. Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов. М. Просвещение. 1996.

3.Дорохов А., Куценко Т. и др. «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, т. 1 М. Педагогика. 1975.

4. Кропочева Т.Б. проведение экологических исследований в начальных классах. Журнал «Начальная школа плюс До и После» №3, 2008 год

5.Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.

6. Чижевский А.Е. «Я познаю мир»: Дет. энцикл.: Экология/ М.: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997. – 432 с.

Приложение 1.

Эксперимент 1

Приложение 4

Эксперимент 3.

Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать определённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Когда мы появляемся на свет, первое, что мы делаем, - это вдох. Жизнь человека полностью зависит от дыхания, от воздуха. Дыхание - такая же функция нашего организма, как кровообращение или пищеварение.

Человек может дышать и не очень чистым и свежим воздухом - такого воздуха достаточно, чтобы жить и не умереть. Но вот чтобы быть здоровым и прожить долгую жизнь, такого воздуха недостаточно. Для этого нужен воздух свежий, насыщенный кислородом.

Но человеку недостаточно кислорода, получаемого при дыхании. Природой же предусмотрено было, чтобы кожа наша была открыта, чтобы она дышала. И именно поэтому так важно детям и взрослым чаще бывать на воздухе. Особенно летом, когда можно наслаждаться теплым, свежим и чистым воздухом, находясь за городом. Человек должен дышать всем телом, всей кожей. Вместо этого современный человек работает в помещениях, где мало свежего воздуха. Человек ест искусственно приготовленную пищу, лишенную природного кислорода. Все это заставляет клетки человеческого организма испытывать кислородное голодание, им не хватает света, воздуха, кислорода.

Недостаток кислорода очень часто бывает вызван и плохой циркуляцией крови и организм начинает отравляться ядами и углекислотой. Это может стать причиной многих заболеваний.

Кислород играет важную роль в обмене веществ, улучшает кровообращение, помогает лучше усваиваться питательным веществам. Он помогает очищать кровь. Свыше 90% энергии организма вырабатывается благодаря поступлению в организм кислорода. Нехваткой кислорода в организме чаще всего объясняется наша усталость. Когда кислорода мало, организм принимает свои меры: сохраняет энергию, снижая ее использование. В результате организм просто не дает вам воспользоваться всеми своими энергетическими ресурсами, и вы не в состоянии дать себе ни физическую нагрузку, ни заняться в полную силу работой. При малейшем напряжении вы чувствуете утомление.

Кислород избавляет наше тело от ядов. Только глубокое дыхание насыщенным кислородом воздухом помогает усилить кровообращение, чтобы яды не оседали в организме, а выводились оттуда.

Чтобы организм получал достаточное количество кислорода необходимо соблюдать личную гигиену, носить одежду из натуральных тканей, проветривать помещения, делать зарядку, чаще бывать на свежем воздухе.

Хозяйственная деятельность человека оказывает большое влияние на окружающую среду, особенно на атмосферу. К основным средствам борьбы с загрязнением воздуха можно отнести:

более широкое применение экологически чистого топлива, например:

    замена угля и мазута для теплоэлектростанций газом;

    замена вредного этилового бензина, загрязняющего воздух свинцом, на экологически менее опасный;

    внедрение ветровых электростанций;

    установка очистных сооружений;

    озеленение городов и поселков, особенно промышленных зон.

Основные последствия загрязнения атмосферы это:

    Парниковый эффект

    Кислотные дожди

    Озоновая дыра в атмосфере

    Смог

Чистый воздух - это одно из богатств родного края, поскольку мы им дышим, и от того, что мы вдыхаем, зависит наше здоровье и здоровье окружающих.

«Сколько можно дома сидеть (читать, смотреть телевизор, сидеть в интернете)? Пошел бы лучше, погулял на свежем воздухе». Вероятно тех, кто не слышал от родителей эту фразу еще в детстве или не говорил эти слова своим детям, можно по пальцам пересчитать (речь, разумеется, идет о горожанах). Увы, тех, кто сумеет выполнить благое пожелание, примерно столько же. Ибо назвать свежим тот воздух, которым мы дышим, можно лишь с большой натяжкой.

Что же это такое – настоящий свежий воздух?

Условие первое и необходимое- чистота . В воздухе не должно быть пыли, копоти, бензиновой гари. Избытка оксидов серы, азота, углерода (SO 2 , NO 2 , NO , CO 2 , CO ….) Всякого рода промышленных загрязнений. Разумеется, свежего воздуха не найти под чадящей фабричной трубой, на поле с распыленными ядохимикатами, около угольной шахты или асбестоцементного завода.

Впрочем, не подумайте, что портят воздух лишь зловредные детища человеческих рук. Отнюдь! Многие неприятные запахи (навоза например) имеют вполне естественное происхождение. И – повышают кровяное давление, нарушают газообмен и терморегуляцию, влияют на работоспособность. Цветочная пыльца у некоторых людей вызывает аллергию.

Но удалить из воздуха все перечисленное – только полдела. Как сказал кто-то из великих - «красота – это не просто отсутствие безобразия». Поэтому - условие второе : насыщенность воздуха легкими отрицательными ионами, озоном и радионуклидами в надлежащих концентрациях.

Легкие (или молекулярные) отрицательные ионы образуются в атмосфере под воздействием естественной радиации. Часть их может затем оседать на микроскопических пылинках или капельках воды, плавающих в воздухе. Такие массивные заряженные частицы называют тяжелыми ионами. Обычно в одном кубическом сантиметре воздуха несколько сотен легких и несколько тысяч тяжелых ионов. Легкие, участвуя в химических реакциях, протекающих в человеческом организме, отдают партнерам по реакции дополнительную энергию. От этого усиливаются обменные процессы в организме, и к нам приходит ощущение бодрости, свежести.

Дополнительную энергию выделяют и радиоактивные частицы. Если количество их в пределах нормы, они действуют на организм благотворно. В рассказе И.А. Ефремова «Обсерватория Нур-и-Дешт» герой и героиня, работая в экспедиции, постоянно испытывали душевный подъем. Как потом выяснилось, происходило это не только из-за тех чувств, которые они друг к другу питали, но и от увеличенного радиоактивного фона. А врачи прописывают пациентам радоновые ванны и ингаляции.

И, наконец, мы ощущаем воздух, как свежий, если он усиливает окислительные процессы в организме. А это бывает, когда в воздухе повышено содержание озона (но тоже в пределах гигиенических норм; если озона слишком много, он становится вредным, особенно для людей с сердечно - сосудистыми заболеваниями).

Надо упомянуть и растения. Некоторые из них концентрируют вокруг себя тяжелые ионы. Вспомните сладкий, несколько приторный запах магнолии, табака, гвоздики, черемухи. К этой же группе относятся мимоза, азалия, багульник, эвкалипт. Вокруг других растений, наоборот, больше легких ионов. Астра, сирень, белая акация, ромашка, сосна… Запах их очень полезен для человека.

Где же и когда мы можем насладиться этим редким гостем – свежим воздухом? На природе, естественно. В лесу, на лугу, в горах. Но, прежде всего - у воды. Особенно у воды летящей, будь то дождь, водопад или брызги морского прибоя. Потому что капли, во-первых, собирают пыль, а во-вторых, разбиваясь, образуют легкие ионы. Особенно ионизирован (и озонирован) воздух после грозы. Вспомните, как легко и радостно дышится, когда отгремят последние раскаты грома! Так что при первой возможности выбирайтесь на природу. И цените те редкие, счастливые мгновения, о которых можно сказать словами Лермонтова:

«Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше?»

Мазурова В.И учитель биологии высшей категории ГБОУ школа 589

, » Значение чистого воздуха

Значение чистого воздуха

         2712
Дата публикации: Август 11, 2013

    

Чистый воздух довольно трудно найти в эти дни, плохой воздух оказывает негативное воздействие на здоровье каждого из нас. Мы вдыхаем около 20 000 раз в день. Каждый раз, наше тело должно использовать кислород в каждом из этих вдохов и отфильтровывать все “остатки”. Это могут быть окись углерода и двуокись углерода, свинец или углеводороды, и многие другие. Это ставит дополнительную нагрузку на наше тело. Есть много источников загрязнения прямо в вашем доме. В первую очередь – курение. Это такая привычка, при которой токсичные вещества не только непосредственно вредят вам, но и вредят любым, кто вокруг вас. Большинство других форм загрязнения воздуха, как правило, непреднамеренные. Это включает в себя такие вещи, как чистящие средства, которые вы используете для вашего дома. Если вы можете чувствовать запах, они токсичны! Если вы работаете в ванной комнате отбеливателем, знайте, он токсичен! Всегда используйте системы очищения воздуха, например кондиционеры, вы можете посмотреть их вот здесь.

Угарный газ может быть проблемой внутри дома, выделяться он может от сигаретного дыма, нагревателях, сушилок, печей. И, конечно, это самый крупнейших загрязнитель воздуха – автомобили.

Формальдегид является еще одной большой проблемой в новых домах, трейлерах и передвижных домах. Многие элементы в доме связаны с формальдегидом, такие как изоляция, фанера, пластмассы и ему требуются годы для этого, чтобы полностью освободиться от материала.

Косметика является еще одним источником загрязнения воздуха в доме, особенно аэрозоли, такие как лаки для волос и дезодоранты.

Думаю расказывать о роли загрязнения воздуха от средств для борьы с грызунами и насекомыми не стоит.

И последний, но очень важный источник загрязнения воздуха, это ты! Люди выпускают токсины через свои легкие и кожу в течение всего дня и ночи. Это одна из причин, почему так важно, чтобы спать с открытым окном ночью. Если вы не получаете свежий воздух, вы в конечном итоге будете дышать своими ​​собственными токсинами!

Несмотря на то что открытый воздух также загрязнен, его меньше, чем в наших домах. Вы должны всегда держать ваш дом хорошо проветриваемым, открыв окна и двери. Вы также должны воздерживаться от любых из вышеупомянутых вещей, которые вызывают загрязнение воздуха внутри помещений. Вы должны регулярно менять фильтры в вашем доме, и даже можете поэкспериментировать с генераторами отрицательных ионов. Единственный истинный очиститель – деревья. Если вы живете на расстоянии от этих районов, планируйте прогулки в этих местах, как часто, как это возможно.