Дидактические игры с насекомыми старшая группа. Проект «Путешествие в мир насекомых» (2 младшая группа). А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что раст

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Проект

«Путешествие в мир насекомых»

(2 младшая группа)

Составила и провела: Федичкина Н.Н.,

учитель - логопед .

2016г.

Проект «Путешествие в мир насекомых»

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский

Актуальность:

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальней шее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Цель проекта : развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

По числу участников : групповой (14 человек)

Участники проекта : дети 2 младшей группы, учитель-логопед, родители.

По времени проведения : краткосрочный (с 07.06 по 22.06)

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

Знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

Находить сходства и различия;

Владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

    Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».

    Создание необходимых условий для реализации проекта.

    Перспективное планирование проекта.

    Подбор необходимой литературы по данной теме.

Выявление субъективного опыта.

«Что мы знаем?»

Насекомые маленькие (Женя В.)

Бабочки красивые (Вика У.)

Кузнечик может прыгать (Матвей Т.)

Насекомые кусаются (Карина П.)

«Что мы хотим узнать?»

Что ест бабочка?(Настя Б.)

Кузнечик укусит?(Вика У.)

Паук кусается?(Артем С.)

«Где мы можем найти информацию?

Спросить у мамы. (Настя Б.)

Спросить у бабушки. (Егор Д.)

Спросить у воспитателя (Вика У.)

Планирование совместной - образовательной деятельности:

Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.

- Наблюдения за насекомыми на участке.

Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.

Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.

Выполнение аппликации.

Сотрудничество с родителями:

Предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;

Посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Попробовать выполнить поделку.

II этап – основной этап (практический)

Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность учителя-логопеда и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Физическое развитие

Тематический модуль «Здоровье»

Артикуляционная гимнастика.

«Пчелки », «Зудит комар» и др.
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комарика», «Угадай, кто летит» и др.

Пальчиковая гимнастика

«Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок» и др.

Физкультурная минутка

«Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку» и др.

Дыхательная гимнастика

«Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы» и др.

Познавательное

развитие

Беседа «Что мы знаем о насекомых?»

Вопросы: - Назови насекомых, которых ты знаешь.

Кто из них летает? Ползает?

Какие они по размеру? По цвету?

Кто из них может укусить? Кто не кусается?

Кто приносит пользу?

Дидактические игры :«Найди такую же бабочку» «Найди по описанию», «Где живут насекомые» «Что изменилось» «Посади бабочек на красный цветок»

« Логическая цепочка из жуков» и др.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и др.

Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка», «Комариха» и др.

Загадки о насекомых.

Составление описательного рассказа:
« Бабочка – красавица», «Трудолюбивая пчелка».
Знакомство с потешками:
« Божья коровка улети на небо » и др.
Подборка детских произведений для домашнего чтения: чтение

А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»; С. Михалков «Академия наук»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» , К. Ушинский «Пчёлки на разведках» др.

Социально –коммуникативное развитие

Словесные игры: «Зеленая лужайка»(упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.

Дидактические игры: «Найди одинаковых бабочек», «Что лишнее на картинке?» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Улитка, со мною пройди по дорожке», «Прогулка по зелёному лугу» » и др..

Художественно-эстетическое развитие

«Раскрасочки» - раскрашивание насекомых (печатные раскраски);
« Узор для бабочки » - аппликация узора крыльев бабочки.

Коллективная работа: "Посажу букашку на цветок" (аппликация).

III этап – заключительный.

Итоговое мероприятие :

Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта "Путешествие в мир насекомых".

Анализ хода работы:

В ходе реализации проекта « Путешествие в мир насекомых » предполагаемые результаты были достигнуты:

Пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; - дети раскрасили насекомых по печатным картинкам; выполнили аппликацию «Узор на крыльях бабочки»; создали коллективную работу « Посажу букашку на цветок »;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;

Родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности (выполнили поделки совместно с детьми по теме проекта).

Уважаемые коллеги!

Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.

1.Игра «О чем сегодня будем говорить?»

Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.

(Выставляется картинка луга.)

Посмотри на летний луг,

Приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

Назови одним словом тех, кто изображен на картинке. (Это насекомые.) Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? (Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т.д.)

Логопед: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.

2.Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда перестает.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит-стрекочет.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(Муравьи)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать …

(Сверчок)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.

Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока?

(Божья коровка)

О ком были загадки?

3.Игра «Угадай кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала.

Порхает (кто?) - …. (Бабочка)

Прыгает (кто?) - … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.

4.Игра « Один - много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.

Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.

5.Игра: « Что делает, что делают?»

Цель: образование формы множественного числа глаголов.
Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)

6.Игра «Подбери признак»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Бабочка (какая?)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой?) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие?)- полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая?) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).

7.Игра « Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комар - комарик, стрекоза – стрекозка,пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко.

8.Игра « На полянке»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над ) .

Выставляется большая картинка с изображением колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок (жук, муравей, паучок, бабочка, стрекоза, гусеница). Для того чтобы дети использовали разные предлоги, рекомендуется приклеить «липучки» над колокольчиком, в чашечке, колокольчика, на стебель колокольчика, под листок, на паутинку.

Логопед просит детей сказать, где находятся насекомые.

Жук на колокольчике.

Бабочка над колокольчиком.

Паучок под листочком.

Муравей бежит по травинке.

Стрекоза в чашечке колокольчика.

Гусеница на стебле колокольчика.

А теперь поиграем в игры:

9 . « Кого не стало?», « Что изменилось?», «Кто появился?»

Цель: развитие зрительного внимания.

(С использованием этой же наглядности).

10.Игра «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Логопед сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

11.Игра «Бывает - не бывает »

Цель: понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

12.Игра: «Кто как передвигается?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Жук ползает, а стрекоза…

Оса летает, а гусеница …

Паук ползает, а пчела …

Кузнечик прыгает, а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Бабочка порхает, а муха …

13.Игра « Насекомые-великаны»

Цель: употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.

Это не жук, а жучище.

Это не муравей, а муравьище.

Это не комар, а комарище.

Это не шмель, а шмелище.

Это не таракан, а тараканище.

14.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

15 . Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

16. Игра « Сколько насекомых на цветке»

Цель: согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья.»

17. Игра « Мой рассказ о насекомом»

Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Инструкция: «Посмотри внимательно на схему» Ответь на вопросы:

1.Кто это?

2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

3. Какие части тела у него есть?

4. Где живет?

5. Как называется его дом?

6. Как развивается?

7. Какую роль играет в окружающем мире?

На примере насекомого: пчела.

18. Игра «Кто улетел с полянки?»

Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)


Потапова Людмила Михайловна

В настоящее время все большую популярность среди родителей завоевывают уроки пальчиковой гимнастики. И неудивительно: ведь именно гимнастика, воздействуя на определенные точки на руках ребенка, дает мощный стимул для активности головного мозга. Такая гимнастика позволяет не только улучшить моторные функции кистей рук и пальцев, но и развить речь, внимательность, память, а также творческие способности. Поэтому регулярное выполнение различных пальчиковых упражнений является прекрасной возможностью для общего интеллектуального развития малыша, выполняются и другие задачи пальчиковой гимнастики — развитие речи и аналитических способностей.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пальчиковую гимнастику на тему «Насекомые». Как и все другие упражнения, ориентированные на детей младшего возраста, пальчиковая игра должна сопровождаться короткими стишками и потешками - они помогут заинтересовать ребенка, придав смысл движениям. Не забывайте, что ребенок должен видеть наглядный пример упражнений, поэтому необходимо выполнять их вместе с ним: сжимать и разжимать кулачки, хлопать в ладоши, поднимать и опускать руки и т.д. Длительность гимнастики не должна превышать пяти минут, иначе малыш устанет и начнет капризничать.

Пальчиковая игра на тему «Насекомые» познакомит ребенка с названиями насекомых, их повадками, поможет крохе запомнить, какие звуки издают комары, пчелы, чем питается гусеница и т.д.

Бабочка, божья коровка, гусеница, жук, комарики

Бабочка
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела -
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает - держит кулачок, как яблоко)
Проснулась -
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь - крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны - «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Комарик
Не кусай, комарик злой!
(сжать кулачок, а указательный палец выдвинуть вперед - «хоботок»)
Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз - «лапки»)

Комарики
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились, в ушко вцепились,
В щечку вцепились, в носик вцепились!
Закусали нас комарики!
Давай прогоним их: «Кыш-кыш-кыш!»
(в этой игре взрослый складывает пальцы щепоткой, изображая комариков, и жужжит «Вз-з-з-з!» Когда комарик кусает, слегка пощипывает за щечку, ушко и т.д. На словах «Кыш-кыш!» машем кистями рук. Потом научить всем движениям ребенка)

Кузнечик, муравей, муха, насекомые, оса, паучок

Кузнечик
(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги)
Наш ку-зне-чик ма-лень-кий.
Зе-ле-нень-кий, у-да-лень-кий,
Ла-пка-ми стре-ко-чет,
Бить он в бу-бен хо-чет.

Муравей
(имитируем движения)
Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И ее домой несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.

Муха
Вот летела муха,
(правая рука машет четырьмя пальцами)
На варенье села,
(правая ладонь шлепается на левую)
Вымазала брюхо,
(ладони вращаются относительно друг друга)
Дальше полетела.
(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)

Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере - пчела,
Шмель - в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках - сверчок,
Муравьишка - у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(кладем руки под щеку)

Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем те же движения - пальцем левой руки)

Паук
(имитация движений паука)
У тебя скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Лапы вяжут паутинку
Будто руки ткут холстинку,
Если я крадусь за малинкой.
Мои лапы - это ножки, но!
Если попадутся мухи
Лапы цапнут их, как руки.

Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)

Пчелки, светлячок, с кем дружит цветок, сороконожка, стрекоза

Пчелки
Домик маленький на елке,
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка))
Дом для пчел, а где же пчелки?
(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
(сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают))

Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)

Пчела и жук
(во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)
Жу-жу-жу -
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу -
В цветке том жук:
Зря, пчела, жужжишь вокруг!

Светлячок-червячок
Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки) ,
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») -
Ползет светлячок,
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки)
Ведь он - червячок.

С кем дружит цветок
(для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчелами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками веселыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

Сороконожка
Вот бежит сороконожка
(пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони)
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.

Стрекоза
Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
(бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)
Вверх-вниз,
(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)
взад-вперед,
(меняем направление бега)
Как прозрачный самолет.
(свободно летаем по ковру)

Труженица пчела, улей, улитки

Труженица пчела
Пчелка трудится весь день
(дети руками обрисовывают перед собой круг)
И работать ей не лень.
(покачивают указательным пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(ритмично взмахивают руками-крылышками)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет -
(одну руку вытягивают вперед, затем - вниз, наклоняются)
За день много соберет.
(раскрывают перед собой все пальцы)
Унесет нектар в тот улей
(обрисовывают в воздухе треугольник)
И назад вернется пулей.
(резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(топают ногами)
Скоро ведь зима придет.
(ежатся)
Будет пчелкам чем питаться
(имитируют движения ложкой)
Летом надо им стараться.
(имитируют накладывание меда в соты)

Улей
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки - и их не видать.
(отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело - и пчелки летят,
(скрестить руки на уровне запястий, а пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Улитка
Улитка, улитка, высуни рога
Дам тебе, улитка, я пирога.
(кулачки на столе, появляются по одному пальцы, затем сжать руку в кулак)

Улитка
У улитки – крошки, подрастают рожки.
Научу ее ходить, если будут ножки.
(пальцы в кулаке, указательный и мизинец вытянуты вперед - шевелят усиками)

Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
(ладони лежат на коленях или на столе)
Червячки пошли гулять.
(сгибаем пальцы и подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы))
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони))
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: «Вот и обед!»
(раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь - а червячков уж нет!
(сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

8 кл

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “класс насекомые”.

Задачи урока:

    развивать познавательный интерес через игровые элементы,

    способствовать формированию навыков работы в группе,

    систематизировать знания учащихся об основных отрядах насекомых.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-игра).

Оборудование: таблички с номерами команд, компьютерная презентация (2), мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: класс делится на 3 команды, готовятся жетоны для игры, дети готовят сообщения по темам: “редкие и исчезающие виды насекомых” и “интересные факты о насекомых”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Просмотр презентации.

Ребята, скажите, пожалуйста, что объединяет животных, которых вы только что увидели на слайдах? (ответы детей: они относятся к классу насекомых, немного общей характеристики класса насекомых).

Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме “насекомые”, закрепим полученные знания по данной теме в виде игры. Для этого вы поделились на 3 команды (раздать таблички командам: 1,2 и 3 команды), за правильные ответы вы будете получать жетоны, итог игры мы подведем в конце урока.

Насекомые – удивительные существа. Кому-то они кажутся красивыми, кому-то страшными, но всем без исключения интересны эти наши маленькие соседи. Но такие ли уж они маленькие? Существуют насекомые-великаны. Самый крупный жук в мире – африканский голиаф, длина его тела достигает 11 см, а весит он до 100гр. Южноамериканский жук-геркулес достигает в длину 19 см, правда, большая часть этой длины приходится на его рог (2 слайд).

Насекомые – самый многочисленный класс царства животных. Самые многочисленные отряды класса насекомых: жуки – 250 тыс. видов, бабочки – 140 тыс. видов, перепончатокрылые – 80 тыс. видов (3 слайд).

Давайте начнем нашу игру.

Первое задание : (4-5 слайд) нужно распределить насекомых по отрядам. (2 жетона за 2 правильных отряда, 1 – за 1 правильный 0 – за 0) (проверять начать с 1 гр).

1 гр.

    Кобылка, сверчок, медведка, кузнечик – прямокрылые.

    Слепень, овод, комар, кровососка – двукрылые.

2 гр.

    Плавунец, голиаф, скарабей, божья коровка – жуки (жесткокрылые).

    Пчела, пилильщик, наездник, шмель – перепончатокрылые.

3 гр.

    Щитник, водомерка, гладыш, вредная черепашка – клопы (полужесткокрылые).

    Лимонница, адмирал, аполлон, тутовый шелкопряд – бабочки (чешуекрылые).

Следующее задание(6 слайд) нужно отгадать насекомое (с 1 подсказки отгадали – 3 жетона, со 2 – 2, с 3 – 1 жетон, дается одна попытка, не отгадали или ошиблись, ход переходит к другой команде) (проверять начать со 2 гр).

1 гр.

    Питается кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий.

    Бескрылое насекомое.

    Прыгает на 50 см в длину и на 30 см вверх. (Блоха)

2 гр.

    В основном ночные животные.

    Любят влагу и тепло.

    Может повреждать бумагу, переплеты книг, изделия из кожи. (Тараканы).

3 гр.

    Имеют 2 пары крыльев.

    Яйца откладывают в воду.

    Взрослые особи не питаются. (Поденки).

А сейчас мы проверим ваше домашнее задание(7 слайд) интересные факты о насекомых, выходят представители, зачитывают по 5-7 фактов (мах 3 жетона).

Для следующего конкурса мне нужно по 1 представителю от каждой команды: вытягивают по одному вопросу – отвечают, получают жетон, сами если не могут ответить, то сначала их команда, а потом соперники)

    Как называется особый орган для захвата добычи у личинок стрекоз? (маска).

    У какого насекомого яйцеклад длиннее туловища? (наездник)

    Сколько грамм нектара может принести пчела за один раз в зобике? (0,06гр.)

Для следующего нашего конкурса вы сначала должны составить название насекомого, затем определить кто из 3 представителей лишний и почему? (8-9 слайд) (мах 2 балла, если составили и определили кто лишний и почему – 2 балла, только составили – 1балл). (Начать проверять с 3гр).

1 гр.

    Печал, вумрайе, апернци. Пчела, муравей – перепончатокрылые, репница-бабочка.

2 гр.

    Амкор, олкп, ахму. Комар, клоп – рот.ап. колюще-сосущий, муха – лижущий.

    Неопдак, срткеоаз, аарктан. Поденка, стрекоза -2 пары крыльев, таракан – нет крыльев.

3 гр.

    Лачпе, рошлекпдя, крстеоаз. Пчела, шелкопряд-одомашнены, стрекоза-не одомашнена.

    Псеельн, дово, рувйема. Слепень, овод – двукрылые, муравей-перепончатокрылые.

Существует в природе большое количество примет, в том числе и про насекомых, я вам сейчас предлагаю составить примету и объяснить её.

(10 слайд) (слова вразброс, чтобы собирали – мах 2 жетона) (начать проверять с 1 гр).

    Паук плетет сеть - к сухой погоде.

    Муравьи прячутся в муравейник - к ненастью.

    Много мошек - готовь лукошко.

Несмотря на то, что насекомые – самый многочисленный класс в царстве животных, среди них существует большое количество редчайших видов, которые, возможно, скоро совсем исчезнут с лица Земли. Мне бы хотелось, чтобы о некоторых из них вы сейчас нам рассказали. Это было у вас дом. задание (мах 3 жетона).

И в завершении нашего урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на мои вопросы: (11 слайд)

    каково значение насекомых в природе и в жизни человека? (положительная и отрицательная роли)

    если бы насекомых не было, возможна была бы жизнь на Земле?

Итог урока

(12 слайд) значение насекомых в природе и жизни человека.


Читаем сказки и рассказы о насекомых:
"Муравей и стрекоза"В. Бианки

"Муха-Цокотуха" К. Чуковский.
«Лесные хоромы». М. Михайлов.
«Как Муравьишка домой спешил». В. Бианки.
«Счастливый жучок». Г. Скребицкий.
«Три бабочки». Эстонская сказка.
«Обезьяны и бабочки». Сказка
«Смелый муравей». Сказка
«Он живой и светится». В. Драгунский.
«Сказка про козявочку». Д. Мимин-Сибиряк.
«Пусть будут и соловей и жук». В. Сухомлинский.
«Ласточка». Г. Снегирев.
«Что узнал дождевой червяк». Из книги «Подземный путешественник» Н. Романова
"Почемучкам обо всём на свете" - рассказы с красивыми иллюстрациями
reshetova.blogspot.com

П. г. "Насекомые"

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
Машут руками вверх – вниз.

А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек,
Два жучка и стрекоза,
Произнося название насекомых, загибают
по одному пальчику на обеих руках.

Как фонарики глаза
Делают «очки» из пальчиков.

Полетали, полетали
Машут руками вверх – вниз.

От усталости упали.
Роняют руки вниз, хлопая себя по бокам.

мнемотаблица:

лексическая тема
демонстрационный материал (12 карточек)
презентации
комплекты тематических занятий
таблица: насекомые : летаем/ не летаем, наши домишки
насекомые в картинках
карточки с названиями и заданием найти такое же насекомое среди других
насекомые фото
фотовыставка, посвящённая покровительственной окраске некоторых насекомых
моя коллекция идей для занятий и поделок
большая коллекция идей для занятий
пакет заданий
дид. игра "Кто как устроен"
Игра "Четвёртый лишний"


Чтение
раскраска с образцами и короткими предложениями
кроссворд и задания
карточки Домана

Поделки и рисование
трафареты бабочек
Букашки- очень красивые детские раскраски с образцами
задания по теме из тетради "Добро пожаловать в экологию!"
- коллекция идей в том числе и поделка с макаронами "Жизненный цикл бабочки"
симметричное рисование красками "Бабочка"
идеи для поделок
аппликации "Насекомые"

Наши поделки:

Подвижные игры
Игра "Гусеница"
"Гусеница с воздушными шарами"
Кузнечики
Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.
Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.
Игра «Мотылек» (www.superinf.ru)
Мотылек-витилек, (дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как крыльями) Принеси нам ветерок:
От ворот - поворот, (останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную сторону) Гнать кораблик в ручеек.
- Вей, вей, ветерок, (останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх - в сторону рукой)
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток, (не торопясь, бегут по кругу приставным шагом) (Народная песенка)


Математика и логика
Скачать игру " Поймай жука!"