Экологический уголок в детском саду оформление. Материал (средняя группа) на тему: Презентация «Уголок природы в средней группе

1. Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

2. Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.

Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.

В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).

Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.

Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время - зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы - канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную или сухопутную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

3. Уголок природы в младших группах

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Оформление любого уголка в детском саду должно быть красочных и привлекать внимание

Дети, посещающие детский сад, проводят много времени в группе, поэтому обстановка в ней должна быть максимально комфортной и оказывать на них положительное влияние. Оформляя помещение группы, создавайте доброжелательную атмосферу, а также учитывайте пожелания и интересы детсадовцев. Особую атмосферу в группе вам помогут создать красочные стены, мягкая уютная мебель, зоны для игр, занятий и отдыха, информационные стенды, образовательные уголки.

Оформление уголка природы в детском саду

Знакомиться с окружающей средой дети начинают с младенческого возраста, но осмысленно это происходит лишь в возрасте постарше. Начав посещать детский сад, малыши начинают учить различные явления природы, смену времен года, также у них формируется бережное отношение к растениям и животным. Оформление уголка природы в детском саду поможет деткам не только познакомиться с природой, но и полюбить ее. Также это поможет развивать в них любознательность и наблюдательность. В уголке природы можно разместить комнатные цветы, домашних животных, предметы для ухода за ними, а еще сюда можно поставить дидактический материал по теме.

Прежде чем заняться оформлением уголка природы, тщательно все продумайте. В процессе его оформления нужно не только учитывать санитарные нормы, возрастные особенности детей, учебно-воспитательную программу, а еще и проявлять фантазию и творческий креатив.

Советы по оформлению уголка природы:

  • выбирайте самую светлую и солнечную часть комнаты для уголка;
  • в уголок выбирайте неприхотливые комнатные растения, категорически запрещается ставить колючие или ядовитые цветы;
  • если у вас есть разрешение санэпидемстанции на размещение животных в уголке природы, то можно порадовать ребятишек яркими и неприхотливыми в уходе рыбками, красивым и пестрым попугаем, черепахой, морской свинкой или хомяком;
  • уместно будет разместить в уголке природы муляжи соответствующих сезону овощей и фруктов, поделки из природного материала, тематические рисунки, букеты;
  • повесьте там календарь погоды, благодаря ему дети научатся наблюдать за переменами погоды и делать соответствующие выводы;
Видео об оформлении уголка природы в детском саду

Оформление уголка для родителей в детском саду

Родительский уголок в детском саду – это одна из форм общения между воспитателями и родителями малыша. Контакт между садом и семьей имеет большое значение. Доносить к мамам и папам нужную информацию нужно как можно лучше, поэтому оформление уголка для родителей в детском саду очень важно.

В родительском уголке можно больше узнать о занятиях и успехах свои чад, о важных событиях в детском саду, получить полезные рекомендации по воспитанию детей. Ну и, конечно же, правильно оформленный уголок с полезной информацией способствует уважительному отношению родителей к педагогическим работникам и их труду.

Родительский уголок должен находиться в доступном для посетителей месте, чтобы они без препятствий могли читать и воспринимать информацию. Лучше всего прикрепить его на уровне глаз на самой освещенной стене недалеко от входа, лучше всего в правильно оформленной приемной в детском саду .

Чтобы вызвать интерес родителей к жизни группы, где воспитывается их ребенок, информация должна быть интересной, правильно оформленной и грамотно размещенной.

Шрифт при оформлении родительского уголка стоит выбирать такой, чтобы родителям не пришлось прищуриваться, а было удобно читать, четырнадцатый размер шрифта – минимально допустимый в этом случае. Информация, написанная шрифтом мельче, останется без родительского внимания. При написании статьи на уголок не пишите много педагогических фраз, статья должна быть написана на доступном для родителей языке.

Требования к родительскому уголку в детском саду:

  • краткий, четкий и удобный для восприятия материал;
  • эстетичное оформление;
  • периодически сменяемая актуальная информация;
  • доступное место размещения;
  • вся информация должна носить рекомендательный характер.

Примеры разделов стенда для родителей:

  • режим дня;
  • ежедневное меню;
  • график воспитательных мероприятий;
  • расписание занятий;
  • контроль здоровья детей;
  • уровень умений и навыков ребенка;
  • важные объявления;
  • фотоотчеты с праздников и других мероприятий в детском саду;
  • телефоны горячих линий – соц.служб, службы доверия, экстренных служб.

Оформление спортивного уголка в детском саду

В детском саду ребята получают новые навыки и умения: они учатся общаться, обслуживать себя, у них формируется культура поведения. Для разностороннего развития ребенка в систему воспитания включена и физическая культура, поэтому кроме зоны для игр должен быть спортивный уголок в детском саду, оформление которого должно быть красочным и соответствовать возрастной группе детей.

С помощью занятий физкультурой дети укрепляют мышцы своего тела, тренируют координацию движений, развивают моторику и силу рук, ритмику движений и т.д. В основном в таком случае используют шведские стенки, маты, кегли, гантели, батуты, наборы для игр, различные мячи, коврики для гимнастики. Одним из требований к мини-урокам физкультуры является музыкальный фон занятия, поэтому важно, чтобы в спортивном уголке была аппаратура для музыкального сопровождения.

Также в спортивном уголке могут быть нестандартные материалы для игр: дорожки здоровья (тканевая беговая дорожка с нашитыми пуговицами), ленточки с бумажными фигурками на концах (для тренировки органов дыхательной системы), кольцеброс, детский дартс, флажки и ленты разных цветов и т.д.

Оформление уголка творчества в детском саду

Уголок детского творчества должен стать не только настоящим его украшением, но и гордостью учреждения за своих воспитанников. Эстетические работы детсадовцев носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем.

Зачастую оформление уголка творчества в детском саду заканчивается выставкой детских поделок. Но можно пойти дальше и устроить познавательные уголки творчества, посвященные известным творческим людям – художникам или композиторам. Или же сделать «комнату творчества», украсив ее перед Новым годом вырезанными снежинками или балеринами из салфеток. Также можно сделать новогодние игрушки своими руками, тогда получится «елка детского творчества». Или же повесить эти игрушки на елку на улице – это будет отличным оформлением детской площадки в детском саду .

Оформление патриотического уголка в детском саду

Одним из направлений работы детских образовательных учреждений является воспитание патриотического гражданина своей страны. Для реализации этой цели важен патриотический уголок в детском саду, оформление которого поможет воспитателям познакомить воспитанников с историей, государственными символами (флаг, герб, гимн, портрет президента), достопримечательностями и традициями своей страны.

Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей младшей группы:

  • семья;
  • дом, в котором я живу;
  • я и мои сверстники;
  • мои эмоции;
  • как себя вести в общественных местах.

Видео об оформлении уголка ПДД в детском саду

Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей средней группы:

  • те же, что и в младшей группе;
  • край мой любимый и самый родной;
  • правила дорожного движения;
  • государственная символика родного города.

Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей старшей группы:

  • те же что и в средней группе;
  • герб моей семьи (рисунки детей);
  • семейное дерево (детские проекты);
  • народные традиции;
  • все профессии нужны, все профессии важны;
  • гордое звание «защитник Отечества»;
  • столица нашей Родины – Москва.

Обязательным атрибутом патриотического уголка является государственная символика России:

  • текстовый вариант гимна размещается на стенде, музыкальная версия должна находиться в доступном для детей месте;
  • флаг РФ – прямоугольное трехцветное полотно (белый цвет символизирует чистоту и мир, синий – веру и стабильность, красный – символ энергии, силы и пролитой крови за родную землю). В уголке возможны несколько вариантов размещения государственного флага – маленький флаг на подставке, большое настенное полотно или полотно на древке, стоящее во флагштоке;
  • герб Российской Федерации – четырехугольный щит, на котором изображен двуглавый орел с державой и скипетром. На груди орла – изображение святого Георгия Победоносца.

Также на стенде должен быть размещен портрет президента. Преимущественно его размещают по центру или слева.

У Вас есть свои предложения, как оформить тот или иной уголок в детском саду? Поделитесь своими мыслями в

Елена Кандакова

Доброго времени суток, всем, кто заглянул на страничку!

В октябре 2015 году я загорелась идеей по оформлению нового уголка природы .

Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Для достижения этой цели, я создала условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы .

Покупать готовый уголок нет средств , бюджет не позволяет, поэтому я сделала его из подручных материалов. Администрация нашего детского сада помогла купить потолочную плитку, я её наклеила на стену между двух окон и занялась оформлением. С интернет ресурсов скачала подходящие картинки для календаря, распечатала, заламенировала (при помощи скотча, вставила стрелочки, которые я взяла от старых часов и игр. Получился календарь природы , который учитывает сезонность, время суток и дни недели.


Нарисовала дерево на листе ватмана, раскрасила и вырезала. Дерево приклеила на готовую стену из потолочных плит. Теперь мы с ребятами можем менять «наряд» дерева по сезонам.

Наше дерево осенью

Дерево зимой


Дерево весной

Летнее оформление уголка будет оформлено по сезону.

Так же определять время года и сезонные изменения помогают детям бумажные куклы, которые мы «одеваем» по сезону.

Кукла «Осенинка»

Кукла «Зимушка»

Кукла «Веснянка»

В уголке имеется подборка картин по сезонным изменениям, которые мы закрепляем на леске при помощи скрепок.




Все картинки собраны и распределены по конвертам и альбомам, с соответствующей надписью.


В календаре природы есть подборка загадок, примет, пословиц и поговорок о каждом времени года.

Все съёмные предметы (листочки, цветочки, животные, птицы и т. д.) с уголка природы складываются в коробку.


Для каждого времени года мы с моими воспитанниками изготавливаем композиции из природного и подручного материала.






Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы . Ежедневно беседуем вместе с детьми об изменениях погоды, выясняем, почему они происходят. Дети старшей подгруппы отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.



Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по ФЦКМ и то, что они не могут увидеть сами. В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно все показано в красочных иллюстрациях. В свободное время дети рассматривают данную литературу. Если у них возникают вопросы, я помогаю найти на них ответы.




В уголке природы находится небольшое количество комнатных растений : бегония, глоксиния, кактус (неколючий, так как группа у нас расположена с северной стороны, мало солнечного света. За остальными растениями мы с детьми ухаживаем в небольшом мине-цветнике. Цветник располагается в переходе, возле бассейна.

На протяжении всего учебного года, мы проводим с детьми уход за комнатными растениями. Дети учатся ухаживать за растениями, поливают, протирают, рыхлят, опрыскивают. Чтобы ребёнок понимал свою неотрывность от природы , важно окружить его ею.

Поливка цветов – один из сложных приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы не любят влагу, другие страдают от её недостатка. Так же дети учатся учитывать время года : во время усиленного роста – поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают.



Учимся протирать пыль с листьев растений.



Дети учатся опрыскивать комнатные растения с помощью пульверизатора.



Собирают сухие листья и рыхлят землю.


Учимся сажать цветы.



Учимся измерять (при помощи мерки) и вести наблюдения за ростом растений, все изменения записываем и зарисовываем.




На окошке располагается мини огород, который каждый год имеет разное название. В этом году дети назвали наш огород «Огород тётушки Розы» . Почему мы так назвали огород? Да, потому что мы с ребятами сделали тётушку Розу из природного материала , и она поселилась у нас на огороде!

Вместе с детьми мы выращиваем в группе лук и чеснок на «перо» , рассаду уличных цветов и овощей (петрушку, салат, огурцы, свеклу) . Создание огорода способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Помогает лучше узнать растительную жизнь, формирует исследовательские навыки. Способствует расширению представлений у детей о растениях, как о живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития. Развивает эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Дети учатся посадке семян и овощей. Для рассады мы использовали тару от киндеров, йогуртов, сметаны и др. Для почвы использовали как землю, так и опилки (при наблюдении дети отметили, что лук лучше и быстрее растет в опилках) .





Вот и посадили наш лучок и чесночок! Теперь будем ждать и наблюдать.



Примемся за посадку семян уличных цветов и овощей.






Посадили огород! Теперь будем поливать, за росточками станем наблюдать!


Ребята ждут с нетерпением первые всходы…


В свободное от занятий время дети рассматривают собранные природные «сокровища» , так они называют природный материал (ракушки, камешки, шишки, орехи и т. д.)




Является местом систематического труда и наблюдений. Где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у моих дошколят воспитывается познавательное отношение к природе , желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность, гуманность.

Спасибо, всем за внимание! Всего доброго!

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6--8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки -- вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.

Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы -- время, обстановку.