Методика определения энергии прорастания картофеля. Определение всхожести семян. Подготовка к анализу

Теоретическое сообщение с элементами тренинга:

«Психологическое здоровье педагогов»

Подготовила:

Педагог- психолог

Акулова А.С.

2016 г.

Надо знать секрет жизни: « Лечите

Душу ощущениями, а ощущения

Пусть врачует душа».

Б. Пруст

Итак, что же такое психологическое здоровье?

Психологическое здоровье – это субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А. И. Аверьянов).

Критерии психологического здоровья.

  1. Гармония человека с окружающей средой.
  2. Гармония человека с самим собой.
  3. Способность к самореализации.

Современный мир предъявляет к человеку довольно жёсткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил.

Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребность одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.

Продуктивные оптимисты кажутся сверхлюдьми. А порой вызывают зависть, усугубляя и без того невесёлое настроение.

На самом деле, секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить, знать секреты успеха и побороть свои страхи.

Профессия педагога относится к духовно опасным. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку даёт ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведёт педагога к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание несовершенства и готовность к изменениям.

Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

Как показывают исследования, большинство педагогов – эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоционально негативные состояния обостряются при наличии заниженной самооценки.

Психологический дискомфорт педагога имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.

Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

Физическая и психологическая напряжённость труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

Высокий уровень ответственности;

Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников;

Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении педагога с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.

К. В. Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:

Диктаторский, безапелляционный тон;

Штампованные назидания;

Издевательские обращения;

Угрозы, запугивания.

Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье воспитанников. Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.

Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога.

Крепкие ли у вас нервы?

Есть две формы нервного напряжения. Одна из них является результатом внутренних конфликтов; вторая возникает вследствие действия внешних барьеров, мешающих человеку в достижении поставленной цели. Но любая форма хронического нервного напряжения губительна для нашего ума и тела. Следующий тест поможет определить, насколько вы устойчивы к нервному напряжению.

Ответьте «Да» или «Нет».

№ п/п

Вопросы

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Заняты ли вы обычно одновременно несколькими делами, которые вряд ли удастся завершить в ближайшем будущем?

Ложась спать, вы сразу засыпаете?

Часто ли вы страдаете от несварения желудка или тошноты?

Вы можете легко забыться, читая хорошую книгу, увлёкшись своим любимым занятием?

Бывает ли у вас сильное сердцебиение, когда вы лежите?

Вы довольны своей работой и коллегами?

Часто ли вы злитесь на неодушевлённые предметы?

Вам нравится большинство друзей с которыми вы знакомы?

Есть ли у вас привычка скрипеть зубами или сжимать губы?

Вы знаете очень многое помимо того, что связано с вашей работой?

Часто ли вы накручиваете на палец свои волосы?

Вы говорите тихо, заранее всё обдумав?

Вы постоянно стремитесь что-то улучшить в себе?

Ваши сновидения чаще всего приятные, а иногда они даже смешными?

Способны ли вы рассмеяться, когда переживаете кризис или вам грустно?

Вам легко обсуждать свои проблемы и чувства с другими людьми?

Кажется ли вам, что вы всегда виноваты в том, что ваша жизнь не совсем удачно складывается?

Предусматриваете ли вы в своих планах на неделю достаточное время для отдыха?

Вы часто испытываете злость, ненависть или ревность?

Вы относительно удовлетворены своим материальным достатком?

Ответы

Правильным ответом на каждый нечётный вопрос (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19) будет «Нет».

Правильным ответом на каждый чётный вопрос (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20) будет «Да».

Результаты

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

0 – 5: Вы на пределе и в любой момент можете сорваться.

6 – 10: Вы постоянно на нервах. Смотрите просто на жизнь. Отдохните.

11 – 15: Ваш результат можно классифицировать как «средний». Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, нервы дают о себе знать.

16 – 18: Вы хорошо контролируете свои нервы. Иногда бывают периоды напряжения, но мы готовы поспорить: вы не подвержены заболеваниям на нервной почве.

19 – 20: Всем иногда нужна некоторая встряска, чтобы не потерять ощущение жизни.

Справляемся со стрессом.

  1. Комплексный подход, смена обстановки и вида деятельности.
  2. Активный отдых.
  3. Увеличение разнообразных физических нагрузок.
  4. Нормализация сна.
  5. Психотерапия, направленная на коррекцию поведения, построения психологической защиты и снижения агрессии.
  6. Натуральные седативные фитопрепараты и ароматерапия, снимающие тревогу и восстанавливающие нервную систему.
  7. Освоение методик по релаксации Цигун, ушу, йога и кинезиологические упражнения.
  8. Самомассаж:
  9. Музыкотерапия, цветотерапия, литотерапия.

Ароматерапия

Успокаивает нервную систему - герань, жасмин, мелиса, кипарис, апельсин горький, пихта.

Расслабление – роза, лаванда, сосна, апельсин сладкий, мандарин.

Устраняет неврозы, страхи – петитгрейн, розмарин, роза, сандал.

Семейные масла для радости – роза, лимон, грейпфрут, апельсин, мандарин, апельсин горький, сандал, кипарис.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.

Фитотерапия - лечение с помощью лекарственных растений

Способы саморегуляции и релаксации для гармонизации эмоционального состояния:

  • воздействие аутогенной тренировки на организм человека;
  • способы саморегуляции с помощью синхронизации дыхания;
  • метод краниосакрального дыхания для установления когерентных волн головного мозга.
  • психологическая релаксация для снятия тревожности и напряжения.

Кинезиология – лечение движением.

Использование кинезотерапевтических методов как разновидности психотерапии, направленные на коррекцию психического состояния.

  • Метод двигательной ассиметрии и координационных упражнений;
  • Танец и Биопластика;
  • Парадоксальная гимнастика А.С. Стрельниковой;

Комплекс кинезиологических упражнений для активации гормональной системы, снятия утомления и питания головного мозга.

Упражнение №1. « Горячие ладошки»

Растереть ладони до горячего состояния. Энергично промассировать каждый палец руки (на ладонях заложены все аккупунктурные точки, соответствующие внутренним органам).

Упражнение №2. « Дотянуться до неба »

Руки взять в замок перед собой. Вывернуть, сделать вдох, поднять вверх и потянуться руками вверх и назад (обратить внимание на растягивание грудных позвонков). Выполнить пружинящие движения 6-8 раз. Опустить руки вниз, сделать выдох (повторить 3 раза).

Упражнение №3. « Поцеловать облачко»

Руки взять в замок за спиной. Сделать вдох, потянуться руками назад - вверх. Подбородок поднять вверх, вытянуть губы трубочкой, раскрыть грудной отдел и область солнечного сплетения, прогнуться. Выполнить пружинящие движения руками 6-8 раз. Отпустить руки вниз, сделать выдох (повторить 3 раза). Активизируется вся гормональная система.

Упражнение №4. « Колючий ежик »

Руки взять в замок перед собой. Вывернуть, сделать вдох, слегка согнуть колени, потянуться руками вперед – вниз, округлить спину. Шею вытягивать вперед (растягиваются: область между лопатками, плечи, поясница, локтевые суставы и запястья).

Упражнение №5 .»Между небом и землей »

Поднять левую руку ладонью вверх (давит на небо) (вдох), правая внизу за спиной, мизинец вдоль спины (давит на землю) потянуться левой рукой вверх. Из этого положения энергично сделать 3 скручивания вправо назад, одновременно выдыхая. Повторить то же в левую сторону. Почувствовать скручивание позвоночника.

Упражнение №6. « Гибкий ум »

Руки взять в замок и положить на затылок. Потянуться локтями вперед. Голова слегка сопротивляется, мягко растягиваем мышцы задней поверхности шеи. Медленно с сопротивлением поднять голову вверх, слегка прогнуться; повернуть голову вправо, надавить на ладонь. Тоже влево. Повторить 3 раза. Упражнение укрепляет заднюю поверхность мышц шеи, для активации сосудов головного мозга.

Упражнение №7. « Дотянуться до неба »

Руки взять в замок и положить на затылок. Отвести голову назад. Замок слегка сопротивляется. Сделать вдох. Потянуться локтями вверх и назад (задержка дыхания 3 секунды). Из этого положения выпрямить руки вверх, потянуться. Сделать выдох и опустить руки через стороны вниз (повторить 3 раза).

Упражнение №8. «Купание в чистой воде» (ликворной жидкости).

Отвести голову слегка назад, сделать мягкие вибрационные движения, представить, что затылок купается в чистой, хрустальной воде. Усталость и утомление смываются.

Упражнение №9. « Золотой дождик». Для активации энергетических меридианов на голове.

Твердые пальцы, расслабленные кисти: выполнить 30 ударов по голове, словно на голову падает сильный золотой дождь.

Упражнение №10. Массаж ушей и Массаж аккупунктурных точек на лице.

Упражнение №11. « Сильная память » . Постукивание зубами 100 раз.

Упражнение №12. « Рубить капусту». Для улучшения памяти и зрения.

Ребром ладони поочередно быстро простучать об угол стола 100 раз.

Упражнение №13 « Журавль, пьющий воду »

Выполнять волнообразные движения шеей и верхней частью туловища, имитируя журавля, пьющего воду.

Упражнение №14 « Птичка чистит перышки »

Вытянуть шею вверх, потянуться к правому плечу и подбородком выполнять круговые движения назад над плечом. (то же влево).

Упражнение №15 « Играющий клоун »

Мысленно надеть на голову обруч с желтым шариком на пружинке и выполнять маятниковые движения головой в разных направлениях. Шея при этом вытягивается вверх.

Все упражнения выполняются по 6-8 раз.

Комплекс кинезиологических упражнений составила доцент кафедры психологи и коррекционной педагогики БелРИППК К.П.Н. И.М. Резниченко.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древне Греции и в других странах.

Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся под знаком Рыбы, Рака, Скорпиона, чья стихия-вода.

Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.

Цветотерапия

Хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, замечено благотворное или отрицательное действие на человека.

Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Хромотерапией восстанавливали зрение, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Педагогам, психологам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Крупнейший русский невропатолог В.М.Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие .

Зеленый цвет успокаивает, повышает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремиться попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благоприятное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Розовый цвет тонизирует при подавленном состоянии.

Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Литотерапия

Литотерапия – это лечение минералами. Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями - гемматерапия (от латинского слова «гемма» - драгоценный камень). История знает немало примеров, когда народ обращался к забытым методам, казавшимся почти нелепыми, наивными, и…убеждался в том, что они эффективны.

Рубин - врачует сердце, мозг, силу и память человека. По типу светового излучения рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет. Он благоприятно действует на характер людей слабовольных, способствуя проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству.

Сапфир - оказывает положительное действие при лечении почек, диабета; делает более эффективной терапию при поражениях костной системы, параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно нервозах, помогает избавиться от бессонницы.

Сердолик - при ношении на теле укрепляет зубы, благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, угнетение. Он дарит ораторскую силу, процветание.

Топаз голубой - положительно влияет на щитовидную железу, обеспечивает эмоциональное равновесие.

Турмалин - благотворно влияет на эндокринную систему, улучшает состояние нервной системы, сон, снижая чувство страха и беспокойства, рассеивает страхи. Сильное лечебное средство при онкологических процессах.

Шунгит – « камень здоровья», редкий минерал. Снимает боль, спазмы, структурирует воду, оберегает от отрицательного энергетического воздействия.

Хрусталь - улучшает свойства крови, благотворно влияет на работу мозга (гипофиз, эпифиз),способствует эмоциональному равновесию, снимает негативность окружающей среды по отношению к носящему человеку, воспроизводит, активизирует, сохраняет энергию.

Янтарь - успокаивает нервную систему, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце, оберегает от «дьявольского глаза». Янтарная кислота является прекрасным стимулятором нервной системы, укрепляет мышцу сердца, улучшает работу органов дыхания, почек, кишечника, способствует увеличению гемоглобина в крови при анемии.


Любовь Ирниденко
Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей

«Психологическое здоровье педагогов , как необходимое условие психологического здоровья детей , способы снятия нервно-психического напряжения »

Воспитатель – представитель стрессогенной профессии. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, высокая плотность межличностных контактов, преобладание авторитарного стиля работы воспитателя, возможность конфликтов – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом , социальном здоровье воспитателя , становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Задачи охраны и укрепления здоровья дошкольников могут успешно решаться только в том случае, если педагоги сами будут обладать психическим и самотическим здоровьем .

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней.

Психологическое здоровье – связанно с особенностями личности, является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.

Критерии психического здоровья :

Психическое равновесие , гармоничность психики и ее адаптивные возможности; способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность; уверенность в себе, необидчивость ; независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке, самообладание и способность радоваться.

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу взрослым надо решать сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Ребенок-дошкольник с возрастом становится активен и самостоятелен, но во многих сферах жизнедеятельности и не может обходиться без контроля со стороны взрослых. Семейное воспитание ребенка, посещающего дошкольное учреждение, не теряет своего значения, если оно согласованно с воспитателем, осуществляемым детским садом. Оно не подкрепляет требования воспитателя, но и дополняет дошкольное воспитание, расширяет его. Большую роль в формировании и совершенствовании духовного мира дошкольника играет семья. В семье дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире. У детей вырабатываются вкусы и привычки здорового образа жизни , манера безопасного поведения. Ребенок с большим удовольствием выполняет задачу, когда знает что ему нужно. Перед школой важно выработать у ребенка стремление к самостоятельности, нужно приучать его выполнять какие-то действия без посторонней помощи, например, убирать сои игрушки.

Психическое здоровье ребенка является важной предпосылкой здоровья физического . Обеспечить гуманное отношение к детям с учетом личностных особенностей, формировать навыки доброжелательного общения со сверстниками и в дальнейшем – успешному обучению в школе, является одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов . Для снятия эмоционального и психофизиологического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие минутки, на которых специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

Именно в дошкольный период формируется здоровье ребёнка , и закладываются основы личности. Основным условием обеспечения комфортного психологического состояния детей , посещающих детский сад, является организация рационального двигательного режима. Необходимо вовлекать ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности, чтобы пребывание его в детском саду было интересным.

Дошкольный период детства формирует у ребенка основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Общение со сверстниками - необходимое условие психологического развития ребенка , формирования у него коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития .

Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для педагога период - 35-45 лет . С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции. Заслуживает внимания то, что состояние здоровья иногда зависит и от специализации педагогов .

Большинство педагогов , даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с воспитанниками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств : "Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел".

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Риску выгорания подвержены :

*люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

*стремящиеся к непременному успеху;

*не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

*уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания :

Стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности;

Беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость;

Не всегда разумная организации труда;

Невнимание к своему здоровью .

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы : общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе) .

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы "вернуться", ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию.

Выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Можно выделить два основных пути его профилактики :

Помоги себе сам. Педагог , используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал , что его труд будет оценен, причем оценен объективно.

За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов :

премия по итогам года;

благодарность в приказе;

ценный подарок;

направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;

творческий отпуск в каникулярное время;

дополнительные дни к отпуску;

представление к награждению.

Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит - восстановить эмоционально-психологический баланс .

Как его восстановить?

1. Ограничить степень "рабочей" заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом - таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.

2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.

3. Разнообразить спектр деятельности : как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной - еще одной причиной профессионального выгорания.

4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья но свойственных только образовательным учреждениям :

Увеличение объема двигательной активности

Рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.

Включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни .

Повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

Организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами , направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья .

В последние годы все больше говорят о необходимости внедрения в школе здоровьесберегающих технологий. Почему эта проблема так актуальна? Что может сделать учитель в своей педагогической практике и что должен он изменить в своей индивидуальной методической системе?

По данным Всероссийского съезда педиатров здоровье каждого ребенка ухудшается по мере обучения в школе минимум в 5 раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80 % школьников. Факторов, негативно влияющих на здоровье школьника достаточно много. Но не смотря на значимость материальных, санитарно-гигиенических и психологических условий, ключевую роль в решении задач сохранение здоровья детей играет, прежде всего, личность учителя, педагога. Задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут успешно решаться в том случае, если учитель сам будет обладать хорошим здоровьем.

Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и в информационном поле преподаваемого предмета, - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Психологическое здоровье - это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Действие многочисленных объективных факторов вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и эмоциональному «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Поэтому, важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок, совладение с негативными последствиями работы по обучению и воспитанию учащихся.

Особенно остро встает вопрос о профилактике нарушений психологического здоровья, на формирование у педагогов характеристик психологически здоровой личности.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие основные характеристики психологически здоровой личности учителя:

1) принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;

2) принятие коллег и учеников, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;

3) хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

4) стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды.

Основными факторами, проводящими к нарушениям психологического здоровья педагогов является:

внешние факторы

Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение);

Нечеткая организация и планирование труда;

Повышенная ответственность за выполняемые функции и операции (режим постоянного внешнего и внутреннего контроля);

Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель-подчиненный» и «коллега-коллега»);

Психологически сложный контингент лиц в общении;

внутренние факторы

Склонность к эмоциональной сдержанности;

Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности;

Слабая мотивационная отдача в профессиональной деятельности;

Нравственные дефекты личности специалиста.

Стресс (англ. - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Распространенные симптомы, проявляющиеся в ответ на стресс:

- физические : мигрени или головные боли, бессонница, утомляемость, потеря аппетита;

- психические : неспособность сконцентрироваться, навязчивое беспокойство, восприятие себя в качестве жертвы;

- поведенческие : попытки проявлять заботу, но несоответствующие этому чувства и действия, уклонение от учеников, коллег и трудных ситуаций, избыточное употребление алкоголя, табака, переедание;

- эмоциональные : резкие колебания настроения, приступы тревоги, ненависть по отношению к ученикам.

Профессиональная деятельность учителя имеет особое влияние на структуру его психических характеристик. Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 15-20-летним стажем характерны педагогические «кризы», «истощение». Так, у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю важно уметь регулировать собственное поведение, анализировать педагогическую деятельность с позицией личности ребенка, осознавать значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья, уметь диагностировать проблемы в собственном здоровье. Практикуя стратегию профессионального роста, учителю необходимо продумывать усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.

Факторы, влияющие на поддержание психического здоровья педагога.

  1. Умение радоваться . Яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья дают единодушный совет - «радоваться!» Радость одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье. В психологическом плане жизнерадостность обусловлена рядом факторов:
  2. Разнообразие впечатлений . Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Академик П.К.Анохин писал, что никакой «сумасшедший» режим жизни, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонии, если периоды наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. Любая работа не может продолжаться бесконечно, без отдыха. В целях сохранения «здоровья» мозга полезно помнить, что люди, которые спят в среднем 7-8 часов, живут дольше, чем те, которые спят менее 5 или более 10 часов в сутки. Желательно иметь интересное хобби.
  3. Обращение к музыке . Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Как писал В.М.Бехтерев, она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.
  4. Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры так же эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в т.ч. и на педагогов.
  5. Общение с природой . Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.
  6. Культура общения . В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения - соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.
  7. Самоободрение - преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации, физических упражнений.
  8. Самоорганизация труда - рациональное распределение рабочего времени, рациональное оборудование личного рабочего места, профессиональное выполнение своих функций.
  9. Самоконтроль и саморегуляция - это хорошо налаженный здоровый образ жизни: соблюдение личной гигиены, гигиены труда и отдыха.
  10. Самоценность личной жизни - трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.

Трудовая жизнь - это 90 тысяч дней и от того, как эти дни будут прожиты, зависит не только физическое и душевное благополучие учителей, но и детей, с которыми они ежедневно общаются. Вот почему так важно каждому педагогу овладеть способами оптимизации учебно-воспитательной и собственной индивидуальной методической деятельности.

Цель:

  • Укрепление психологического здоровья ребенка.
  • Осознание важности и значимости личности педагога в жизни ребенка.

Материал:

  • Набор карточек с изображением сказочных героев.
  • Сосуд с большими и мелкими «камнями».

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование (презентация из 12 слайдов).
  • Стулья – 9

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о психологическом здоровье ребенка.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Термин «Психологическое здоровье» был введен Дубровиной Ириной Владимировной.
(Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, сотрудник кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ.)

Если составить портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека. Он принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей

Этот человек находится в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Т.е. термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо его нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение. Эксперты всемирной организации здравоохраниения на основе анализа результатов многочисленных исследований в разных странах убедительно показали, что нарушения психологического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Условия для здорового развития детей – это целостная медико-психолого-педагогическая система, включенная в социальный и культурный контекст эпохи. Основной характеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития (Л.С.Выготский) . Ее основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде.

В качестве основных приоритетов в работе с детьми выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком и родителя с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Взрослые признают право за ребенком на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, видов деятельности, партнеров по игре и избегая принуждения. В повседневном общении обращаются к ребенку по имени, вежливо, ласково и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам, поддерживают стремление детей к самостоятельности в играх, занятиях, при проведении режимных процедур, не прибегают к физическому наказанию или другим дисциплинарным методам, которые унижают, пугают или обижают детей.

Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и базируется на любовном отношении к ребенку близких, составляет основу человеческих взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внимании побуждает ребенка к эмоциональным контактам со взрослыми.
Работа по сохранению и укреплению психологического здоровья ведется по трем направлениям: С детьми, с родителями, с педагогами.

А что же еще нас объединяет, что у нас общего? Предлагаю вам поиграть в игру:

«Я такая же как вы потому что…..» (на экране слайд) я педагог, я веселая, я люблю детей и т.д.

Ответы участников

Предлагаю вам посмотреть на экран. Вы видите картинки (солнышко, дом, книга, дети и взрослые, открытые ладони рук, улыбка). Подумайте, что объединяет все эти картинки???..... подсказка – в контексте нашего мероприятия сегодня.

ЭТО МЫ – ПЕДАГОГИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС! Дом – это учебное заведение, в котором мы работаем. Дети и взрослые – это участники педагогического процесса. Книга – это знания, которые мы даем ребенку. Открытые ладони рук и улыбка – это наше настроение, внутренняя установка с которой мы идем к детям. Солнце – это символ единства и тепла.

А сейчас я попрошу выйти на сцену 8 человек. Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.

Мы с вами только что играли в игру и поняли, что у нас много общего. Но, все же, мы люди разные. И Я вам предлагаю следующее упражнение: «Выбор» .

Перед вами лежат три обруча (раскладываю обручи), я буду называть три понятия из разных категорий (слайды демонстрируются так же на экране). Ваша задача почувствовать, что для вас ближе и занять соответствующее место.

Коллеги в зале мысленно также делают свой выбор.

  • Воздух
  • Земля
  • Драматический спектакль
  • Мюзикл
  • Телевизор
  • Спорт
  • Книга
  • Легковой автомобиль
  • Велосипед
  • Скутер
  • Пустынный пляж
  • Шумная набережная
  • Небольшая прибрежная бухта

Прошу вас садиться на стулья.

Сегодня я хочу рассказать вам притчу, послушайте (держу в руках прозрачный сосуд)

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее:

Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил:

- Полон ли сосуд?

Все ответили, что: - полон.

Тогда мудрец насыпал в сосуд мелкие камни и песок, которые плавно распределились в промежутках между большими камнями и заполнили его.

Он опять спросил:

- Полон ли сосуд?

Все опять ответили: - полон.

Теперь я хотел бы, чтобы вы распознали в содержимом сосуда важные составляющие жизни ребенка (что есть большие и маленькие камни)

Я хочу ненадолго приостановить свой рассказ.

У меня в руках есть карточки с изображением сказочных героев (Показываю, а затем переворачиваю) (на экране слайд с изображением сказочных героев).

Выберите себе одну карточку.

Каждый сказочный герой амбивалентен. Имеет, как и человек, набор положительных и отрицательных качеств. Выберете одно или два качества, присущее данному герою, которое необходимо, на ваш взгляд, при взаимодействии педагогов с детьми.

Подойдите к столу. Возьмите по одному камню и озвучьте это качество, в соответствии с характером героя. (Сосуд находится на столе, все участники стоят полукругом и по очереди опускают свои камни в сосуд).

Наш сосуд наполнен (на экране слайд). Возьмите по горсти мелких камней и опустите в сосуд.

Теперь я могу продолжить притчу. Мы с вами наполнили его важными составляющими жизни ребенка.

Крупные камни олицетворяют важность и значимость личности педагога в жизни каждого ребенка.

Мелкие камни и песок – это те качества личности ребенка, которые формируются у ребенка (коммуникативность, уверенность в себе и т.д.)

Если же в нашем сосуде не окажется крупных камней, то не будет опоры для более мелких и песка.

Поэтому, обращайте свое внимание на качество взаимоотношения с вашими воспитанниками, и тогда ребенок будет активным, уверенным в себе, самостоятельным, спокойным.

Следите за своими большими камнями, приумножайте их, цените! Ведь они имеют огромную силу!!!

Мы стремимся, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым!

У каждого из нас внутри талант таится и очень важно в детстве дать ему раскрыться!

  • 5.Вклад а.В. Запорожца и его научной школы в развитие педагогической психологии.
  • 6.Методы педагогической психологии.
  • 7.Эксперимент в педагогической психологии. Место формирующего эксперимента в системе методов педагогической психологии.
  • 8.Обучение и развитие. Взгляды л.С. Выготского и ж. Пиаже на соотношение обучения и развития. Учение л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
  • 9.Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
  • 10.Общая характеристика понятий «обучение», «научение», «учение».
  • 11.Научение, его типы и виды. Основные теории научения.
  • 12.Научение в младенческом возрасте и раннем возрасте.
  • 13.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • 14.Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
  • 15.Детское экспериментирование в научении и обучении дошкольников.
  • 16.Формирование психологической готовности к школе. Роль педагога-психолога в подготовке дошкольников к школьному обучению.
  • 17.Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности по д.Б Эльконину.
  • 18.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности.
  • 19.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • 20.Младший школьник как субъект учебной деятельности.
  • 21.Подросток как субъект учебной деятельности.
  • 22.Старший школьник как субъект учебной деятельности.
  • 23.Студент как субъект учебной деятельности.
  • 24.Психология педагогической оценки. Критерии эффективного педагогического оценивания.
  • 25.Типы неуспевающих учеников и оказание им психолого-педагогической помощи.
  • 26.Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • 27.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности. Проблема выученной беспомощности.
  • 27.Мотивация и учебные мотивы. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
  • 28.Индивидуально-типологические свойства нервной системы ребенка и трудности учения.
  • 26.Дифференциализация и индивидуализация обучения.
  • 29.Понятие о психологии воспитания. Предмет и задачи данного раздела педагогической психологии.
  • 34Особенности воспитания и обучения детей в раннем возрасте.
  • 36.Общение и его роль в воспитательно-образовательном процессе.
  • 40.Психологическое здоровье детей. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.
  • 41.Влияние педагога на развитие детского творчества.
  • 42.Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении.
  • 48.Развитие личности детей с разным уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте.
  • 49.Становление характера и проблемы подросткового возраста.
  • 50.Особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
  • 52.Воспитание школьников с девиантным поведением.
  • 53.Психологические проблемы образования одаренных и талантливых детей.
  • 55.Психология личности педагога. Субъектные свойства педагога.
  • 56.Специфика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
  • 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
  • 58.Профессионально-педагогические умения и пути их совершенствования.
  • 59.Индивидуальный стиль педагогической деятельности и его проявления у специалистов дошкольного образования.
  • 60.Психологическая характеристика педагогических способностей.
  • 61.Профессиональное психологическое здоровье педагога.
  • 66.Педагогическая направленность, ее структура.
  • 67.Педагогическое взаимодействие. Его функции и структура.
  • 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
  • 69.Социально-психологический климат в педагогическом коллективе и его влияние на продуктивность деятельности педагога, его удовлетворенность трудом.
  • 70.Роль руководителя дошкольного учреждения в повышении эффективности труда членов педагогического коллектива.
  • 61.Профессиональное психологическое здоровье педагога.

    Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит от многих факторов, прежде всего от самого учителя, для которого на современном этапе развития образования недостаточно функционального исполнения внешне заданных норм и обязанностей. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности и, конечно, к здоровью педагога. Учитель в своей деятельности может стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане.

    Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с классом и с коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными компонентами успеха учителя.

    Известно, что психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками . Первый - соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или, в соответствии с известной метафорой, стремление придерживаться золотой середины. Одно важное уточнение: эта зона оптимума для каждого человека своя и в нахождении ее в части психологических констант, поведения, образа жизни - состоит одна из задач психологии здоровья. Этот признак находит свое отражение и в критериях здоровья личности, и во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности до наших дней. Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь – социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой. Конкретизацией этих признаков могут служить различные критерии, позволяющие с разных сторон провести качественную и количественную оценку уровня психологического здоровья личности.

    Опираясь на содержание, соответствующее специфике педагогической деятельности мы выделили динамические характеристики-дихотомии, влияющие на психологическое здоровье учителя: 1) гибкость (учитель быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается с одного вида работы на другой, часто изменяет первоначальный план урока) - традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее составленного плана урока); 2) импульсивность (учитель часто импровизирует на уроке, многое делает аффективно) - осторожность (учитель заранее продумывает свои действия на уроке, тщательно анализирует их результат); 3) устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (учитель в своей деятельности ориентируется не на ситуацию, возникающую на уроке, а на собственные цели) - неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (поведение учителя в большой степени зависит от ситуации, возникающей на уроке: настроения и подготовленности всего класса и отдельных учащихся); 4) стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) - неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся (учитель легко выходит из равновесия, отличается ситуативностью в оценке деятельности и свойств личности учеников); 5) наличие личностной тревожности (учителя характеризуют эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) - отсутствие личностной тревожности (перечисленных выше симптомов нет); 6) в неблагоприятной ситуации: направленность рефлексии на себя (при анализе неудачного урока учитель берет вину за случившееся и ответственность за исправление положения на себя) - направленность рефлексии на обстоятельства (учитель рассматривает неудачу таким образом: «Бывает. Обойдется») - направленность рефлексии на других (за неудачу учитель винит учащихся, коллег, перекладывает ответственность за исправление положения на других). Рефлексия рассматриваемая нами как умение или неумение учителя адекватно анализировать особенности и результативность своей деятельности, влияющие на психологическое здоровье, определяется также и как саногенная – патогенная, о которой мы будем говорить ниже. Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личностного развития. Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных. Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки педагогов как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя, направленная на повышение стрессовоустойчивости педагога, его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.