Викторина «Растительный и животный мир земного шара. Портал образования Интересные вопросы о растениях и животных

Почему роса выпадает на растения больше, чем на почву?

Потому что растения охлаждаются ночью сильнее, чем почва, а роса осаждается в первую очередь на холодную поверхность. Оказывается, растения лучше усваивают росу, чем дождевую влагу. Часть выпадающей на растения влаги тут же поглощается листьями, а часть собирается в капельки и стекает по стеблям, увлажняя почву.

Почему на одном и том же кусте можжевельника можно увидеть зелёные, серо-бурые и иссиня чёрные ягоды?

Зелёными ягоды бывают только на первом году, на втором они становятся серо-бурыми, а на третьем чёрными и иссиня-чёрными. Они нежны и приятны на вкус.

Откуда у подснежника силы, чтобы зацвести ранней весной?

Раннецветущие растения с осени накапливают запасы питательных веществ — за счёт этих запасов они могут сформировать цветок, не распуская листьев и не дожидаясь условий для интенсивного фотосинтеза.

Какие деревья не слишком требовательны к чистоте воздуха и довольно хорошо растут даже на оживлённых магистралях, вблизи от фабрик и заводов?

Клён, тополь, берёза, липа, вяз.

Как влияет грязный воздух на хвойные деревья?

Загрязнение воздуха связано с образованием кислотных дождей и накоплением озона в приземных слоях атмосферы. Установлено, что кислотные дожди, озон и тяжёлые металлы в атмосфере образуют очень реакционные смеси, способные разрушать хлорофилл в клетках хвои, тем самым нарушается фотосинтез и, вызывая почти полное опадение хвои. Кроме того, способствуют вымыванию из почвы важных для растений минеральных составляющих — магния, калия и кальция. Это ещё больше ухудшает состояние ослабленного дерева.

Что это за растение? Если потереть руки соком листьев этого растения, то пчёлы не ужалят рук.

Почему чешуи луковицы лука не синеют от действия йодом?

В них нет крахмала, а имеющийся сахар не окрашивается йодом в синий цвет.

Как в горькой луковице обнаружить сладкий сахар?

Ошпарить её кипятком или сварить.

Какое «химическое оружие» имеет луковица лука?

Летучие вещества, вызывающие жжение при попадании на слизистые оболочки глаз, носа, рта. Их называют фитонцидами. Луковице эти вещества нужны для защиты от бактерий, плесеней и других врагов.

Из какого растения получают манную крупу?

Манную крупу получают на мельницах при размоле зёрен пшеницы.

Как получают геркулес?

Для приготовления геркулеса сплющивают пропаренное зерно овса.

Что надо вырастить на поле, чтобы сварить кашу из перловой крупы?

Чтобы сварить кашу из перловой крупы, людям необходимо вырастить на полях ячмень.

Что получают из сока гевеи?

Натуральный каучук получают из сока гевеи.

Чем богат чеснок?

Чеснок богат углеводами (10,5-21,1%), белками (36,7%), минеральными солями и витаминами. Содержание эфирных масел достигает в нём 150 мг%. Из витаминов особенно много аскорбиновой кислоты — 70 мг%, а в зелёных листьях — до 150 мг%. Имеются также соли калия, натрия, кальция, магния, молибдена, марганца, меди, фосфора, серы, мышьяка и йода. Богат чеснок и такими микроэлементами, как германий и селен, имеющими противоопухолевую активность.

Полезна ли мокрица?

Звездчатка средняя, или, как её ещё называют, мокрица, — трудновыводимый сорняк. Между тем растение это очень полезно. Богата она витаминами С и Е, редким для растительного мира витамином К, регулирующим свёртываемость крови. Человек, принимающий сок мокрицы, становится менее раздражительным, у него лучше работает сердце, «уходят» головные боли и другие недуги, которые сопровождают склеротические изменения сосудов головного мозга.

Кто такая «болидомонада»?

В Средиземном море французские биологи нашли одноклеточную водоросль, передвигающуюся с необычайной быстротой: клетка длиной 1,2 микрона проползает миллиметр в секунду, что в 800 с лишним раз больше её длины. Водоросль получила имя «болимонада».

Чем богат сельдерей?

Сельдерей — один из древнейших видов овощных растений. Корни его и, особенно листья, содержат эфирные масла, аминокислоты, витамины, минеральные соли калия, кальция, железа, фосфора. Сок сельдерея способствует пищеварению, его используют при лечении ожирения, диабета, при нарушениях функции сердечно-сосудистой системы, неврозах, анемии и многих других заболеваниях.

Почему цветочные почки древесных растений не замерзают зимой?

Многие цветочные и листовые почки древесных растений покрыты смолой или опушены, имеют тёмную окраску, предохраняющую от морозов; цветочные почки имеют воздушную прослойку, а воздух — плохой проводник.

Что заставляет раннецветущие растения только с приходом весны начинать цвести, иногда и под снегом?

В каждом растении есть биологические часы, звонком для начала роста, цветения является продолжительность дня. Увеличение долготы дня до определённого времени — сигнал раннецветущим растениям: трогайтесь в рост.

Почему у раннецветущих растений утолщены корни?

В них накапливаются питательные вещества, необходимые растениям для быстрого роста и развития весной.

Что служит сигналом к началу цветения растений?

Увеличение продолжительности дня способствует выработке у растений специальных веществ (гиббереллин), которые поступают в верхушку побега, после чего он зацветает.

Почему все травянистые раннецветущие растения имеют небольшие размеры и низкорослы?

За короткое время активного развития да ещё при неблагоприятной весенней температуре нельзя накопить достаточно питательных веществ, необходимых для образования высоких, мощных стеблей и крупных листьев.

Что произойдет, если исчезнут пчёлы?

Если бы пчёлы исчезли с лица Земли, погибло бы свыше 100 тыс. видов цветковых растений.

Где у банана семена?

Многие виды растений образуют семена и плоды только в том случае, если они были опылены, и произошло оплодотворение. У некоторых плодовых культур, например бананов и ананасов, плоды образуются без оплодотворения и поэтому не имеют семян. Эти растения размножаются вегетативно.

Сколько семян у тополя?

Обычно растения образуют большое число семян, что является приспособлением к выживанию. Например, одно растение белой лебеды образует около 100 тыс. семян в год, белены — около 500 тыс., тополя — 27 млн. семян.

Сколько весит плод пальмы?

Размеры семян большинства растений обычно невелики. Очень мелкие семена имеют растения из семейства орхидных. Крупные семена имеют многие бобовые, конский каштан, некоторые тыквенные и ряд пальм. Так, плод сейшельской пальмы с одним семенем достигает 50 см. в диаметре и весит 15-20 кг. Созревает семя около 10 лет.

Сколько хлоропластов в клетке растения?

Число хлоропластов в клетках растений варьирует от 1 до 40 на клетку. Форма, размер и число, распределение хлоропластов постоянны для каждого вида растений.

Почему берёзу называют «пионером»?

Берёза первая из деревьев осваивает открытые пространства.

Самое высокое растение из семейства злаковых?

Сколько времени цветёт баобаб?

Всего одну ночь, а опыляют его цветы лемуры галаго и летучие собаки крыланы.

У кого рекорд по пищевым качествам?

Микроскопическая сине-зелёная водоросль спирулина обладает рекордно высокими пищевыми качествами. Среди продуктов животного и растительного происхождения ей нет равных по количеству белка — его в клетках водоросли содержится до 75-80% (для сравнения: в говядине 18%). Количество витаминов и фитогормонов в спирулине больше и состав их лучше, чем в корнях женьшеня. И что важно — весь этот замечательный комплекс веществ хорошо усваивают животные и человек, поскольку оболочки спирулиновых клеток тонкие и легко разрушаются ферментами пищеварительных систем.

Почему грибы называют санитарами леса?

Грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, стволы, упавшие сучья, отмершую листву.

Почему съедобные грибы, вырастая вблизи промышленных предприятий, химических комбинатов, автотрасс, становятся опасными для здоровья?

Съедобные грибы при неблагоприятных экологических условиях накапливают токсические вещества, особенно тяжёлые металлы: ртуть, свинец, кадмий.

Грибница каких грибов образует микоризу с корнями берёзы, сосны, лиственницы?

Красных мухоморов.

Какие грибы едят животные?

Кабаны любят боровики, подосиновики, мыши — сыроежки, подберёзовики, медведи — боровики, лоси, сороки — мухоморы.

Почему грибы считаются популярной пищей у славян?

Помимо вкусовых качеств, они считаются постной пищей, а православие требует 200 дней поста.

Какие народы на Руси совсем не употребляли грибы в пищу?

Татары, якуты, ненцы.

Кем и в каком году был установлен симбиоз грибов с деревьями?

Русским учёным Ф.М.Каменским в 1881 году.

Какой гриб пахнет пшеничной мукой?

Вешенка. Его ещё зовут булочкой.

Как отличить сатанинский гриб от боровика?

У сатанинского гриба нижняя сторона шляпки розовая, а у боровика белая или зеленоватая.

Когда грибы в нашей стране стали особенно популярными?

В 10 веке с принятием на Руси христианства.

Почему большинство грибов растёт в лесу?

Потому что, во-первых, для успешного развития грибам необходимо достаточное количество кислорода в приземном пространстве. А во-вторых, им нужна ещё и влага. Большинство шляпочных грибов живут в симбиозе с корнями высших растений и в первую очередь — с корнями деревьев, растущих в лесу.

Викторина «Мир растений» (5 класс)

Цели:

  1. Повторить и расширить знания учащихся о растениях;
  2. Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Форма: внеурочное мероприятие.

Методы и приемы: викторина.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней,»- писал Л.Н. Толстой.

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.

Сегодня мы проведем викторину «Мир растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

  1. Вопросы викторины.
  1. Назовите растения, которые не цветут. (папоротники, водоросли, мхи, плауны, хвощи, голосеменные)
  2. Банан – дерево? (нет, трава)
  3. У какого овощного растения съедобны цветки? (цветная капуста)
  4. У каких растений цветки ныряют под воду? (кувшинка, кубышка)
  5. Название какого растения означает «человек – корень»? (жень - шень)
  6. Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
  7. У какого цветка множество названий: ветродуйка, пустодуйка, летучка, пухлянка… (одуванчик)
  8. Какое растение индейцы называли «след белого человека»? (подорожник)
  9. Где мочало берет начало? (в липе)
  10. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит (крапива)
  11. Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
  12. Какое растение называют цветком Солнца? (подсолнечник)
  13. Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
  14. Чертово яблоко (картофель)
  15. Второй хлеб человечества (рис)
  16. Самый сладкий злак (сахарный тростник)
  17. Абрикос сушеный с косточкой (урюк)
  18. Половинки сушеного абрикоса (курага)
  19. Земляной орех (арахис)
  20. Детская конфета и растение (ирис, барбарис)
  21. Символ России (береза)
  22. Дерево, из которого изготовлена палица Геракла (олива)
  23. Медовое дерево (липа)
  24. Северный шелк (лен)
  25. Самое высокое дерево (эвкалипт)
  26. Царский желудь (грецкий орех)
  27. Что означает «плачь» берез весной (начинается сокодвижение)
  28. На зеленом шнурочке белые звоночки (ландыш)
  29. Сушеный виноград без косточек (киш- миш)
  30. Этот цветок – отличный медонос, из корней его варят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье (одуванчик)
  1. Подведение итогов.

Объявляются и поощряются учащиеся, давшие наибольшее количество правильных ответов.

Викторина

«Удивительная жизнь растений нашего региона»

Отряды готовят название команды и эмблему

«Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства».

Конкурс «Загадки о лекарственных растениях».

Был рыжий Ванёк,

Кудрявый паренёк,

Стал седой, белобрысый,

Ветер дунул - глядь, лысый.

(Одуванчик)

Обожжёт без огня

И тебя и меня,

А живёт у плетня.

(Крапива)

Трава сродни петрушке

И с зонтом на макушке,

Нужна та травка пекарю,

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы - коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (календула)

Каждой команде по 2 загадки

Конкурс «Шуточная викторина о растениях».

1. Назовите овощ для закидывания плохих актеров? (Помидор)

2. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту? (Горох)

3. Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки)

5. У кого есть кисти, но нет рук? (рябина)

6. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Календула – ноготки)

Конкурс «Красная книга»

Человек бездумно уничтожает огромное количество растений. И у нас в Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области вышла Красная книга, на страницы которой занесены редкие растения. Ваша задача знать и охранять эти растения. А поэтому наш следующий
конкурс - Красная книга. В предложенном вам списке растений, необходимо подчеркнуть те, которые занесены в Красную книгу Иркутской области.

Список растений для каждого отряда

Конкурс «Назови растения»

Мы пошли с друзьями в лес
Через луг и поле.
И растений на пути
Повстречали море.
Вот ромашка, василёк,
Лютик, ну а дальше
Всех названий, мой дружок,
Мы не знали раньше.
К нам на помощь ты приди
Рассмотри картинки
И растенья назови
Без одной запинки.

Вам выданы карточки с рисунками и фотографиями растений, произрастающих Иркутской области. Определите названия этих растений и подпишите их.

Конкурс «Весёлые художники»

Я предлагаю нарисовать растение. Но рисовать его нужно по очереди в определенном порядке. Каждый рисует только одну какую-то часть растения. Вы в команде посовещайтесь, что будите изображать и выберите 5 человек. Оценивается скорость и качество выполненного рисунка.

(на стене приготовлены листочки)

Игра со зрителями

Нужно пропеть один куплет из песен, в которых говорится о растениях (по очереди.) За каждый куплет - 1 балл, который зрители могут подарить своей команде.

Конкурс капитанов

Я думаю, что наши капитаны знают лекарственные растения. Всем нужно на каждый шаг, по очереди, называть по одному лекарственному растению. Кто в течение 5 сек. не называет растения – выбывает из игры.

Конкурс «Вопросы на засыпку»

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

Конкурс «Особый вопрос»

«Стоит дерево, цветом зелено,

в этом дереве – четыре угодья:

первое – больным на здоровье,

второе – людям колодец,

третье – от тьмы свет,

а четвертое – дряхлым пеленанье.

Что это за дерево?»

Ответ на эту загадку я бы сама никогда не отгадала. А отгадка у этой загадки очень простая. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.

За этот ответ 5 баллов

Конкурс «Вопрос – ответ»

Карточки с цифрами 1, 2, 3 каждой команде

1. Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднимается высоко в небо. Что это за дерево?

- сосна;

2. Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло.

Лиственница;

- кедр.

3. Народ с любовью называет это дерево «кудрявой, белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем - листочки.

- береза;

Вороний глаз;

Медуница;

- волчье лыко.

5. Это растение растет на лугу, является кормовым и медоносным. Цветы бывают красного и белого цветы.

Тимофеевка;

- клевер луговой;

6. На болоте растет невысокий кустарник с мелкими плоскими листьями. Он выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Какой это кустарник?

- багульник;

Сфагнум.

7. «Стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи». Какое это растение?

- подсолнечник;

Василек полевой.

8. Это растение называют живительной ягодой и янтарной чудесницей. Какое это растение?

Смородина;

- облепиха.

9. Расположите указанные хвойные деревья в порядке увеличения высоты ствола.

- сосна (3)

- ель (1)

- кедр (2)

- листвиница (4)

10.Кедровые орехи – это семена…

а) ели обыкновенной;

б) сосны приморской;

в) сосны сибирской;

11.На ветвях ели иглы живут…

а) 1-2 года;

б) 3-4 года;

Левашова Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-викторина " Эти удивительные растения"
Дата публикации: 02.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Игра-викторина «Эти удивительные растения»

Введение

Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические

игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность

полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.

познавательные

сообразительности,

ориентировки

определенных условиях и большой наблюдательности.

Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,

организация досуга.

Задачи:

Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.

Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.

Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия

живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.

Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и

учащихся

Методическая

разработка

закреплении

пройденного

занятиях

материала

«Декоративные

растения»,

«Лекарственные

растения»,

«Ядовитые

растения»,

«Растения-хищники»,

«Луковичные

растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет

организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.

В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся

на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два

помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).

Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,

конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.

Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к

этим соревнованиям.

Оборудование для проведения игры – викторины:

Мультимедийный проектор, ноутбук

Листочки, два карандаша

Карточки с изображением декоративных растений

Два мяча или два воздушных шарика

Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения

3 этапа соревнования «Собери букет».

Проведение игры-викторины

1 этап «Разминка»

Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в

которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»

«Золушка»

«Принцесса

горошине»

«Двенадцать

месяцев»

(подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.

Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем

передают их педагогу для оценки.

За правильно названное произведение и указанное растение команда получает

2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»

При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы

должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший

руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос

задается

правильный

поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.

Правильные ответы

оцениваются в два балла.

Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?

(Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).

Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?

(Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).

Назовите медоносные растения.

(Липа, гречиха, клевер, донник и др.).

Приведите примеры насекомоядных растений.

(Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).

Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?

(Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).

Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?

(Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)

Из каких цветов варят варенье?

(Из розы, одуванчика).

Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?

(Анютины глазки. Родина их Англия).

Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.

(Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).

10. В названии какого цветка заключено название государства?

(Настурция).

11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?

11. Какая ягода заменяет лимон?

12. Какое растение называют северной мимозой?

(Кислица)

13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.

(Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).

14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?

(Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).

15. Можно ли без часов определить время?

распусканию

некоторых

распускаются

закрываются

определенное время суток).

16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?

(Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).

17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?

(Шиповника).

Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?

(Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).

19. У какого растения плод похож на якорь?

(Водяной орех – чилим).

20. Какое растение может заменить йод и вату?

(Мох – сфагнум).

3 этап «Игра «Собери букет»

Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.

раскладывает

игроками

например,

участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой

окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете

окажется больше синих цветов.

За каждый синий цветок присуждается два балла.

4 этап «Назови растение»

При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений

(Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды

и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае

неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.

Правильные ответы оцениваются в два балла.

5 этап «Загадки»

зачитывает

представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам

из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из

команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог

демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.

1. Весной я красный, как кумач,

Летом похож на мяч,

А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)

2. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

3. Я и в поле, и в саду

У прохожих на виду.

Голова моя бела,

Лепестками поросла. (Ромашка)

4. На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

5. Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна, нежна,

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

6. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

7. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки. (Земляника)

8. Ягоды зеленые,

А всеми хваленые,

Растут с костями

Висят кистями. (Виноград)

9. Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Ягоды сорвешь -

Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

10. В сенокос – горька,

А в мороз сладка,

Что за ягодка? (Калина)

11. Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит. (Крапива)

12. Выросла травка -

К пище приправка;

Ее пожитки -

Душистые нитки. (Укроп)

13. Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки. (Горох)

14. Лоскуток на лоскутке -

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

15. Круглый, а не кочка;

Есть дно, а не бочка;

Есть перья, а не птица;

Есть горечь, а не горчица. (Лук)

16. Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис)

17. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягод черна. (Черемуха)

18. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

19. Стоит он задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнечник)

20. Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки. (Кукуруза)

6 этап «Игра с мячом»

Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.

Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.

По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может

быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю

заканчивалось

Например,

«тюльпан»,

команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.

Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к

капитану, т. е. к первому игроку.

Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).

Капитаны

внимательно

противоположной

повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.

7 этап «Конкурс капитанов»

Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить

смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,

шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы

заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.

Литература

1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.

Журналы «Педсовет», подборка.

Приложение 1

Приложение 2

Оценочная таблица

Название

Разминка

Биологическая

викторина

«Из жизни

растений»

Определи

растение

Предварительный просмотр:

Познавательная игра-викторина

«Эти удивительные растения».

Задачи:

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к растениям, как части природы;

Формирование основ экологических знаний;

Развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём познавательную игру «Эти удивительные растения». Надеемся, что игра Вам понравится и быть может, вы узнаете ещё что-то новое об удивительном мире растений.

Ведущий:

Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Все мы - дети природы.

Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир природы. Проведём познавательную игру «Эти удивительные растения».

Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся растения?

(деревья, кустарники, травы)

Молодцы!

Ведущий:

Давайте представим наши команды.

(каждый команда называет класс и даёт себе название)

Ведущий:

Итак, первая игра называется «Узнай дерево по описанию».

Игра 1 «Узнай дерево по описанию»

Дуб

Команда 1.

Это дерево растёт медленно, сначала - сильнее в высоту, позднее - в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Команда 2.

Липа

Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Команда 3.

Сосна

Э то дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Команда 4.

Рябина

Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные.

Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов - чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку.

Команда 5.

Берёза

Это большое лиственное дерево. Единственное среди огромного мира дерево, обладающая белоснежной корой. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. На ветках листья округлой формы. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым.

Издавна считалось, что в мае она обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным и слабым людям.

Листья и кора её тоже не бесполезны. Любимое лакомство для коз и овец. Верхний слой коры - береста. Из неё люди научились делать различные поделки.

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды работают над заданием мы с вами отгадаем загадки.

Каждому классу нужно отгадать по две загадки. Каждый правильный ответ принесёт своей команде 1 балл.

Команда 1.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива)

Команда 2.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.

(Груша)

Команда 3.

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Команда 4.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)


Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)

Команда 5.


Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке…
(Репка)

Игра 2 «Узнай лекарственные растения»

Ведущий:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Среди них много лекарственных. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

В следующем конкурсе команды покажут нам свои знания о лекарственных травах.

Загадки для команды 1.

1. В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.

(ромашка)
Ромашка поможет больному при болях в горле и заболеваниях желудка.

Команда 2.

2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Команда 3.

3. Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – ...
(мята)

В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах.

Команда 4.

4. Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.

(крапива)

Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос.

Команда 5.

5. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь.

(лопух)

С помощью лопуха лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы.

Игра 3 «Укажи лишнее».

В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. В следующем конкурсе ребята нам покажут знают они опасные растения или нет.

  1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника. Команда 1.
  2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик. Команда 2.
  3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник. Команда 3.
  4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана. Команда 4.
  5. Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек. Команда 5.

Игра со зрителями

"Деревья, кустарники, травы".

Ведущий:

Ребята, я буду называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие), травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.

(Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза).

Ведущий:

С древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков. История их возникновения уходит далеко в прошлое и начинается, как свидетельствуют археологические раскопки, 3000 лет назад в Древнем Египте.

Ребята, перед вами фрагменты комнатного растения. Вы должны собрать и сказать его название. Команда, которая полностью выполнит задание поднимает руки.

Команда 1.

Герань

Команда 2.

Кактус

Команда 3.

Фикус

Команда 5.

Бегония

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды заняты, мы будем разгадывать загадки о кустарниках.

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует...

(сирень)

Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.
(Орешник.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

(Шиповник.)

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,
Другая - чернеет.

(Смородина)

Игра 5 «Продолжи фразу».

Команда 1.

Наука, которая изучает растения, называется….(ботаника)

Команда 2.

Лучше всего на Земле очищают воздух… (растения)

Команда 3.

Природное сообщество, в котором преобладают деревья называется … (лесом)
Команда 4.

Рожь, овёс, пшеница, ячмень - это …(злаки)
Команда 5.
Растения, которые считаются редкими или исчезающими заносят в ….

(Красную книгу)

Ведущий:

В настоящее время некоторые растения находятся на стадии исчезновения и стали чрезвычайно редкими.

Игра 6 «Готовим блюда».

Ведущий:

Из каких растений можно приготовить:

Команда 1.

Иван-чай

Щавель

Ромашка

Суп картофель

Морковь

Сосна

Лук

__________________________________________________

Команда 2.

Щавель

Одуванчик

Варенье Репей

Малина

Крапива

Клубника

Команда 3.

Помидоры

Груши

Салат сливы

Огурцы

Облепиха

Редис

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 4.

Чеснок

Слива

Морс Ежевика

Пшеница

Кукуруза

Смородина

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 5.

Картофель

перец

Морковь

Винегрет Свёкла

Помидор

Огурец

Лук

крыжовник

Соедините стрелками возможные варианты.

Ведущий:

Пришло время подвести итоги.

(Жури называет количество заработанных очков. Вручаются грамоты.)

Игра 2 ««Узнай лекарственные растения»

Игра 3 «Укажи лишнее».

Игра 4 «Собери комнатное растение».

Загадки для зрителей.

Игра 5 «Продолжи фразу».

Игра 6 «Готовим блюда».

Итого

За каждый правильный ответ 1 балл.

На этом наша игра подошла к концу. Спасибо за активную работу.