Крепление бетонного каркасного свеса. Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу. Создание правильной вентиляции кровли через карнизы

После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:

  • она придаст дому законченный вид;
  • обеспечит вентиляцию крыши;
  • защитит фасад.

Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.

Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

  • фронтальным;
  • боковым.

Рассмотрим каждый из них.

Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.

Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.

Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.

Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

  1. Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.

  2. стоят меньше, поэтому и пользуются большей популярностью при подшивке свесов. У них незначительный вес и приятный внешний вид, тем не менее они эффективно защищают кровлю от влаги. Процедура монтажа достаточно проста. В результате получается бесшовное полотно, которое обеспечивает хорошую вентиляцию. Сегодня существует несколько типов виниловых софитов – сплошные на три полосы, перфорированные и перфорированные на три полосы.

  3. Оцинкованные софиты хороши тем, что не требуют постоянного ухода за собой. Они характеризуются прочностью, огне- и влагоустойчивост ью. Недостатком можно считать только большой вес, из-за чего процедура установки может быть достаточно трудоемкой.

  4. отличаются легкостью и эластичностью, в случае необходимости их можно легко отремонтировать. Кроме того, краска, которая наносится на алюминиевую поверхность, очень стойкая, из-за чего цвет не блекнет даже при длительном воздействии солнечных лучей. Единственным минусом софитов из алюминия является неразнообразная палитра, состоящая лишь из коричневого или белого цветов .

Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.

Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».

Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.

Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:

  • по стропилам;
  • по коробу из дерева.

Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .

Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.

С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.

Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.

Процедура установки состоит из следующих этапов.

Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.

Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.

Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.

Что нужно знать при установке софитов

  1. Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
  2. Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
  3. Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
  4. Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
  5. Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
  6. Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
  7. Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.

Технология подшивки профнастилом

Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.

Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.

Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.

Собственно, установка профнастила завершена.

Технология подшивки вагонкой

Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.

Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.

Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.

Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.

Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.

Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.

Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.

Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».

Заключение

В итоге хотелось бы отметить, что по окончании монтажа установленный материал обязательно нужно обработать антисептическим средством – оно будет дополнительная защита для него. Если следовать всем приведенным здесь инструкциям по выбору и установке, то карниз простоит достаточно долго и будет выглядеть великолепно.

Видео – Подшивка крыши софитом

Карнизный свес являет собой элемент кровельной конструкции, который выступает за границы стен здания. Он предназначается для обеспечения защиты от различных атмосферных осадков загородного дома либо дачи и всего пространства, которое прилегает к фундаменту.

Данный материал содержит информацию, как производится монтаж , какая длина выступа является оптимальной, какие разновидности свесов существуют в данный момент.

Список инструментов и материалов, которые понадобятся для того, чтобы произвести монтаж карнизных свесов кровельного покрытия:

  • специальные кронштейны-шаблоны из профилей;
  • доски, просмоленные либо обработанные антисептиком;
  • декоративная сквозная резьба;
  • доски;
  • декоративная штукатурка;
  • металлический каркас;
  • сетка;
  • шаблоны профильной доски с двойной оковкой;
  • гранитная либо мраморная крошка, размельченное стекло, кварцевый песок, слюда;
  • шпунтованная доска либо виниловый сайдинг;
  • листы оцинкованной стали;
  • дрель;
  • листовой алюминий;
  • древесина хвойных пород.

Общая информация об устройстве свесов крыши

В домах, которые выполнены из дерева, обустройство свесов происходит путем прибивания либо врезки специальных кронштейнов-шаблонов из профилей по периметру всех четырех фасадов при условии отсутствия пристройки в виде подворья с северного фасада.

К таким кронштейнам закрепляются просмоленные либо обработанные антисептиком доски. Первая доска может быть шире остальных на 3-5 см, потому как является заменой капельника. Здесь все будет зависеть от ширины полосы карниза.

Для того чтобы украсить доски, можно использовать декоративную сквозную резьбу.

Есть и более простой способ, с помощью которого можно выполнить монтаж свесов. Он заключается в обшивании тесом концов балок. В случае, если стропила не будут выступать за границы стен, понадобится произвести наращивание их длины с помощью прибивания к концам балок кусков доски.

Важно учитывать и то, что при создании различных карнизных архитектурных профилей на кирпичных стенах толщина намета штукатурки должна быть не более 50 мм.

С учетом данного условия по необходимости понадобится нанести раствор на одну из следующих поверхностей:

  • дощатые конструкции;
  • металлический каркас, который должен быть обтянут сеткой;
  • выносы кладки, которые специально обустраиваются.

Для того чтобы выполнить профили штукатурных свесов, понадобится применить шаблоны профильной доски с двойной оковкой. Вторая оковка используется для того, чтобы вытянуть профиль по грунту, после чего снимается. Далее накрывка чистого профиля производится с помощью первой оковки.

В случае, если выполняется отделка свесов крыши, которые обладают значительным поперечным сечением, вместо полозка следует применять ролики, которые способны облегчить перемещение тяжеловесного шаблона. При этом необходимо тщательно следить за соблюдением правил.

Что нужно знать, выполняя монтаж свесов крыши

Карнизные свесы кровли можно украсить деревянными наличниками.

Карнизы, которые находятся во входящих углах, профилируются с помощью специальных шаблонов.

Стоит знать, что для того чтобы можно было обеспечить благополучное достижение профильной доской шаблона вершины угла, понадобится расположить ее под углом относительно стены, который составляет 45 градусов.

Прямоугольный треугольник, вдоль биссектрисы прямого угла которого крепится профильная доска, которая изготавливается из пары досок с предварительным снятием фасок с них, может использоваться в качестве салазок для шаблона.

Основа, которая изготавливается из металлического профиля, закрепляется между досками таким образом, чтобы фаски были обращены наружу.

Чтобы украсить различные профили свесов, следует применять декоративную штукатурку, заполнителем для которой может быть гранитная или мраморная крошка, размельченное стекло, кварцевый песок, слюда и так далее.

Чаще всего наносится 3 слоя штукатурки:

  1. Первый слой, который называется обрызгом, предназначается для того, чтобы сцепить намет штукатурки с основанием. Такой слой выполняется при помощи раствора жидкой консистенции. Толщина его выбирается от 5 до 9 мм, в соответствии с материалом основания.
  2. Второй слой (грунт) изготавливают из раствора консистенции по обрызгу, которую необходимо задать заранее. Этот раствор должен уже схватиться при этом. Толщину слоя следует выбирать от 5 до 12 мм.
  3. Третий слой (лицевой) наносится внакрывку. Толщина его не должна превышать 2 мм.

После того как будет нанесена штукатурка, следует приступать к лепным работам, которые включают профильные тяги непосредственно свеса.

Существующие основные виды свесов кровли

Типы карнизных (боковых) свесов крыши.

На сегодняшний день различают два основных типа карнизного свеса кровли:

  1. Фронтальный, который предназначается для обеспечения защиты фасада дома либо дачи. Выполняется в виде выступающих краев скатов кровли за границы стены фронтона. Они устанавливаются под наклоном.
  2. Боковой. Изготавливается в виде свесов кровли, расположенных по бокам здания.

Ширина свеса крыши напрямую будет зависеть от его расположения. Для боковых свесов чаще всего может быть достаточно выпуска конструкций на 40-50 см за границы стен здания, в то время как для фронтальных свесов такое расстояние может быть увеличено вплоть до 1 м.

Обустройство фронтального свеса двухскатной стандартной крыши необходимо производить путем выпускания доски конька на расстояние, которое должно быть определено заранее, за границы фасада. Далее таким же образом происходит выпускание несущих кровельных перекладин, которые закреплены на стропилах.

Далее необходимо производить монтаж карнизной доски с помощью закрепления ее к торцевым сторонам конька кровли и несущих брусьев. Необязательной является подшивка нижней части фронтального свеса карниза, однако достаточно часто ее все же выполняют для того, чтобы улучшить внешний вид строения.

Чтобы обеспечить наибольшую надежность фронтального свеса карниза, понадобится выбирать одинаковые значения сечений конструкций стропил и горизонтального бруса.

В процессе изготовления бокового свеса карниза понадобится выпустить балки кровли за пределы внешней плоскости стенки на расстояние, которое определяется шириной отмостки фундамента и высотой здания, которое строится.

После того как будет произведен монтаж материала покрытия кровли, понадобится произвести крепление торцов балок при помощи дощатой обвязки, которая будет выполнять функцию карниза, скрывающего черновую подложку настила кровли, ее край.

Пространство свеса, которое останется в результате открытым, нужно будет подшить специальным материалом с помощью паза, который нужно оборудовать в нижней части карнизной доски. Наиболее часто для подшивки применяют шпунтованную доску или виниловый сайдинг.

Подобные материалы необходимо закреплять к дому под углом 90 градусов.

Монтаж вентиляции карнизного свеса

Независимо от того, какой будет выбран тип свеса и его размеры, обязательно понадобится произвести монтаж вентиляции, особенно в случае, если планируется оборудовать мансарду в чердачном помещении.

Виды софитов для подшивки свесов: с вентиляцией (перфорацией) и без нее.

Суммарная площадь вентиляционных отверстий должна быть в диапазоне от 1/600 до 1/400 полной площади здания, для которого планируется устроить вентиляцию.

В подшивке свеса карниза нужно изготовить зазоры, которые будут пропускать свежий воздух во внутреннее помещение. После этого воздух выводится оттуда через специальные отверстия, которые имеются в коньке крыши.

Важно заметить, что вентиляционные отверстия понадобится обязательно закрывать сеткой для того, чтобы избежать проникновения мелких птиц и насекомых в помещение.

Для того чтобы обшить карнизы, чаще всего используется доска любой длины и ширины. Ее толщина в обязательном порядке должна будет составлять от 17 до 22 мм.

Закреплять доски, которые имеют небольшую длину, можно только на концах. При этом доски, которые имеют длину более 6 м, закреплять нужно на каждом метре их длины.

Самым подходящим материалом для того, чтобы создать свес такой конструкции, как четырехскатная вальмовая крыша, является древесина разных хвойных пород (ель, сосна, лиственница и так далее). Для того чтобы изготовить доски, следует использовать сухой материал, не способный вызвать линейную деформацию после усушки, которая может привести к появлению зазоров, которые испортят внешний вид подшивки.

Помимо использования досок, можно применять листы оцинкованной стали, толщина которых 0,6-0,8 миллиметров. Помимо того, можно использовать различные перфорированные листовые материалы, при их использовании длина волны не может превышать 20 мм.

Чтобы работать с подобными материалами, понадобятся специальные навыки и оборудование, помимо того, нужно будет покрыть обработанные фрагменты защитным слоем краски после подгонки.

Другим материалом, который может быть использован для подшивки свесов, является листовой алюминий, покрытый защитным слоем напыления. Его ширину нужно выбирать исходя из параметров карнизного свеса. При этом стоит знать, что наиболее распространенной является толщина, которая равняется 0,6 мм.

Длина листов при этом должна быть максимум 6 м, потому как крепление обшивки будет производиться при помощи специальных защелок. В результате этого листы, которые имеют слишком большую длину, могут начать провисать.

На сегодняшний день во многих специализированных магазинах предлагается достаточно широкий ассортимент декоративных изделий, которые предназначаются для того, чтобы улучшить внешний вид карнизных свесов.

Процесс обшивки карнизных свесов

В зимний период времени на кровельном свесе достаточно часто скапливается масса снега. Стоит понимать, что это может привести к разрушению сперва непосредственно самого свеса, а затем стен и карниза.

В случае, если имеется минимальный свес кровли вальмовой крыши, некачественное изготовление либо отсутствие карнизного свеса способно вызывать разрушение кладки и наружной поверхности стенок. Это вызывает сперва гниение верхних бревен венцов сруба, а потом и нижних в деревянных домах.

Если бревна регулярно намокают и высыхают, будет происходить их растрескивание, расшиваются швы и выпадает конопатка.

Помимо того, обшивка сруба, которая покрывается масляной краской, может портиться в случае отсутствия гидроизоляции либо плохой чеканки стыков обшивочных досок.

В связи с этими и многими другими причинами для свесов кровли небольших размеров (приблизительно от 15 до 25 см) понадобится подумать над изготовлением карнизов, которые позволят:

  1. Придать фасаду здания законченный вид и обеспечить дополнительной защиты поверхностей стен загородного дома либо дачи.
  2. Надежно заделать линию, которая соединяет верхнюю часть несущей стенки и внутреннюю конструкцию кровельного ската.

Совершенно любая крыша имеет карнизы. Даже плоская, которая выполняется из рулонных материалов, обязательно оснащается карнизом. Исключением могут быть крыши, на которых оборудуются парапеты. Правильно выполненная подшивка карнизного свеса крыши способна обеспечить более длительный срок ее службы.

Подшивка карнизных свесов выполняется после того, как будет завершен монтаж конструкции стропил, однако перед тем, как будет происходить оборудование обрешетки покрытия кровли.

Перед тем как производить подшивку свесов крыши, понадобится утеплить стенки здания снаружи. Такая необходимость связана с тем, что должно произойти утепление всей стены. В случае, если сперва выполнить подшивание, верхняя часть может остаться неутепленной.

Если монтаж подшивки произвести неправильно, свес может через несколько лет привести к возникновению грибка.

Свес крыши зачастую планируют отделать потом или вовсе упускают этот этап. Однако такая несложная манипуляция не только придаст крыши эстетический завершенный вид, но и поможет надежнее зафиксировать другие элементы конструкции. Если нет желания слишком заморачиваться, тогда можно прибегнуть к одной из наиболее простых и доступных операций – подшивке свесов крыши.

Очень быстро, без особых усилий и специальных навыков можно самостоятельно закончить отделку всего дома. После чего преобразится как крыша, так и дом в целом. К тому же вся конструкция станет более крепкой, а фасад будет защищен от лишних солнечных лучей и осадков. Ниже подробно рассмотрим: что такое подшивка свесов крыши, как она делается, и какие понадобятся материалы.

Свесы крыши: основное предназначение

Свес или стреха – это нижняя часть крыши, обязательно выступающая за стены дома. Другими словами, дополнительный козырек над домом. Они выполняют защитную функцию. Во-первых, свесы защищают от летних солнечных лучей. При этом зимнее солнце прогревает помещения. Во-вторых, они защищают внешние стены и фундамент от затекания. Да и снег или сосульки не упадут на голову. Как правило, их ширина варьируется 40 см до 1 метра.

Считается, что эта часть дома не нуждается в обязательной подшивке. Но стоит учесть, что в таком случае увеличиться парусность конструкции, сильный порыв ветра может сорвать стреху. И еще это зависит от того, как устанавливались свесы. В некоторых случаях их специально не подшивают, чтобы было видно декоративные опоры, которые служат частью экстерьера. Тогда работа делается максимально аккуратно. А вот грубую работу лучше запрятать под подшивкой, чтобы друзья и соседи каждый раз не тыкали пальцем в сторону крыши. Также подшивка улучшит теплоизоляцию дома.

Разновидности свесов: карнизный и фронтальный

Всего существует два вида стрехи: это могут быть карнизные или фронтальные. Карнизным принято называть вариант конструкции, когда свес формируется нижней частью уклонной крыши. Фронтальный свес формируется боковой частью ската.

Свес крыши карнизный

Данный тип конструкции дополняет нижнюю часть уклонной крыши. Он разработан таким образом, чтобы воздух мог попадать выше под крышу. Как правило, это срабатывает на чердачных вариантах крыши. У мансардных типов крыши воздух просачивается через воздушную прослойку кровельного пирога (система из нескольких слоев кровельного материала), вплоть до конька, вентилируя всю кровлю.

Если не предусмотреть каналы для воздуха, то процесс вентиляции будет вовсе невозможным, что крайне плохо. Подшивка не должна делаться «наглухо». Но сделать ее все же стоит. В противном случае есть риск, что под кровлю проберутся мыши, птицы, насекомые или другая живность. Да и стропила тогда придется тщательно обработать водоотталкивающей краской, иначе со временем влага подпортит их.

Это важно! Подшивка карнизного свеса должна иметь систему вентиляции.

Существует несколько способов вмонтировать вентиляционную систему:

  1. Элементарнее всего оставить мелкий зазор между стенами дома и подшивкой. Для профнастила минимальная толщина щелей составляет 6 мм, максимальная – 12 мм. Зазор под вагонку или сайдинг должен быть 10-15 мм.
  2. Существуют специальные решетки, обеспечивающие попадание воздуха, которые вставляются непосредственно в обшивочный материал. Их можно использовать практически со всеми видами подшивки.
  3. В тех случаях, когда свес обшивается досками, просто оставляет небольшие щели (5-10 мм) между ними.
  4. В софитовой панели можно проделать небольшие отверстия, которые будут служить для проветривания всей крыши.

На заметку мастеру. Совет 1: совокупность отверстий для проветривания должны быть не менее 1/500 от общей продуваемой площади. При работе с кровлей из битума или фальцевого типа, ширина отверстий должна быть больше, чем для глиняной черепичной кровли, так как она имеет способность «дышать».

На заметку мастеру. Совет 2: вентиляционные отверстия нужно обязательно прикрывать решеткой (в случае со щелями – сеткой). Иначе отверстия быстро забьются насекомыми, мелкими животными, пылью или чем-либо еще.

Свес крыши фронтальный

При использовании фронтальной системы, свес формируется боковой частью ската, находящейся под уклоном. Что выключает проблемы с вентиляцией. Зато сильный ветер или влага могут повредить конструкцию. Чаше всего в таких случаях страдает утеплитель. Если он пропитается влагой, то не будет выполнять свою функцию.

Это важно! При работе с фронтальным навесом необходимо все делать герметично.

Свес крыши: обработка кромки

Оба вида свесов имеют открытые элементы со стороны торцов. У фронтального свеса незащищенными являются торцы обрешетки, а у карнизного это торцовые части стропил. Чтобы надолго пролить жизнь всей конструкции эти части следует обработать. Карнизные свесы еще нуждаются в установке дополнительных дорожек водостока вдоль них. В предоставленном случае защита торцевой области и будет отделкой кромки. Защитный слой изготовляется в зависимости от используемого материала кровли. Обычно производители помещают в упаковку специальный набор для защиты кромки.

Перед установкой подшивки необходимо провести еще одно действие: все выпирающие стропила и кобылки следует вертикально обрезать (строго по одному контуру). При этом дистанция от стены должна быть одинаковой, это важно. После торцы стопил нужно соединить обвязочной деревянной панелью, на которой после прибивается лобовая доска. Чаще всего применяют металлическую доску. Металлическая, керамическая или битумная черепица, включают в комплект лобную доску. Если такой нет под руками, тогда можно изготовить ее самостоятельно из дерева. Только доску придется тщательно обработать водоотталкивающим составом, поскольку на нее будут устанавливать водосточные дорожки.

Процедура обработки фронтального свеса происходит следующим образом:

  • Вначале все торчащие доски обрешетки нужно обрезать. Важно, чтобы контур обреза был поперечным стене.
  • Следующим этапом будет монтаж торцевой панели. Доску из дерева или металла прибиваем к торцу бруса конька и выровненным кромкам обрешеточной конструкции.
  • В конце торцовую область доски следует накрыть материей для кровли. Длина листа кровли должна соответствовать длине карниза.

Самые популярные варианты подшивки стрехи

Свес крыши можно подшить по-разному. Для этого придумали очень много способов: параллельно или перпендикулярно стрехе, с использованием цельных листов или отельных планок, применить те или иные материалы, крепежные системы. Но это все вариации двух основных методов подшивки.

Свес крыши: подшивка непосредственно по стропилам

Этот способ является самым легким. Только есть один нюанс: нижние концы стропил должны иметь одну общую плоскость. Как правило, этим методом подшивают конструкции для крыш с небольшим уклоном (до 30 градусов) и вынос должен быть 40-50 см. Крепим к стропильным стойкам обрешетку. Для ее изготовления подойдут любые деревянные дощечки или брусья. Подшивочные панели можно прикрутить поперечно стене, по торцовой части стропил, либо перпендикулярно поверхности стропил. Смотреть нужно по ситуации.

Пошивка горизонтальным способом

Этот способ идеально подходит для крыш с крутым уклоном. Процесс установки занимает значительно меньше времени и материал экономней используется. Для этого понадобится несколько кусков брусьев, из которых нужно скрутить небольшую конструкцию, именуемую коробкой. Далее, она крепится к стропилам и стене (вверху и внизу). Для того чтобы брызги воды, попавшие на свес легки стекали. Брус, который на стене должен быть на 1 см выше от бруса на стропилах. После чего между углами крыши и дома прибиваются доски. Здесь есть важный нюанс: если свес более 45 см, тогда в середине нужно будет установить дополнительный продольный брус. Другие продольные брусья нужно усилить брусками, закрепив их гвоздями перпендикулярно поверхности стены.

Фронтовой свес подшивается исключительно по обрешетке

Свес крыши может отделываться любым способом. Дощечки или брусья крепятся непосредственно на обрешетку. После этого к ним крепятся обшивочные планки.

Выбираем материал для подшивки

Материал можно выбрать под свое усмотрение. Единственное, что нужно выбирать его под стиль дома. Потому что белый пластик никак не будет сочетаться с деревянным домом.

Какая доска лучше подойдет?

Предпочтение лучше отдать строганной доске хвойной породы, а если такой нет, то можно использовать и обрезную любой породы. Ширина доски должна быть в пределах 50-250 мм и толщиной 17-22 мм. Не помешает обработать доски краской или лаком. В идеале перед монтажом доски должны полежать 25-30 дней под навесом на улице. Тогда они будут иметь оптимальную степень влажности.

Во время обшивки важно не забыть оставить зазоры (10-15 мм) между досками, чтобы воздух мог циркулировать. При перпендикулярном монтаже доски крепятся с двух сторон. Когда свес больше обычного, можно добавить по центру третий шуруп. Если монтаж параллельный, тогда доски фиксируются через 1 метр.

Доска – материал относительно недорогой. Кубометр будет стоить от 6000 руб.м3.

Вагонка деревянная

Вагонка имеет одно большое преимущество перед доской – она обработана антисептиком. Существует влагостойкая разновидность вагонки. Учитывая, что она будет использоваться на улице, лучше выбрать именно такую. Перед монтажом вагонка тоже должна пробыть 25-30 дней под навесом на улице. В остальном установка вагонки проходит так же, как доски. Только воздушные зазоры оставлять не придется. При работе с вагонкой можно использовать специальные вентиляционные решетки. Ставятся они с промежутком в 1,5 м.

Вагонка стоит от 300 рублей за м.кв.

Поливинилхлоридный (ПВХ) сайдинг

Сайдинг обязательно должен быть влагостойким. Делать подшивку, используя сайдинг очень удобно. Поскольку к нему можно приобрести различные крепежные системы, уголки, воздушные решетки и все что может понадобиться.

Свес крыши отделывается планками, установленными перпендикулярно стенам. В зависимости от ширины стреха, крепятся они в нескольких местах (2-3-4). Монтировать планки вдоль стены не желательно, так как материал этот не такой грубый, как дерево, поэтому они могут прогибаться, либо понадобиться значительное количество креплений.

Квадратный метр ПВХ планок – от 250 рублей.

Профнастил (профлист)

Главным преимуществом этого материала есть то, что процесс монтажа занимает немного времени, поскольку он кладется большими листами, а крепится по тому же принципу что и доска. Высота профиля профнастила может разниться от 8 мм до 20 мм. Во время подшивки следует оставлять зазор 6-12 мм. Для вентиляционной системы существует специальная решетка.

Квадратный метр обойдется в 500 рублей.

Листовой металл

Состав металлических листов может отличаться. Среди них встречаются листы из оцинкованной или полимерной стали, медные и алюминиевые. Длина таких листов до 6 метров. Вентиляцию сделать можно с помощью специальной решетки либо перфорированных кусочков металла. Стальные листы необходимо обработать антикоррозийным покрытием в местах разрезов. Алюминий и меди в этом не нуждаются. Недостатком металлических листов является то, что их достаточно трудно резать. Понадобиться специальный инструмент.

Цена одного квадратного метра от 300 рублей.

Фанера и ОСП

Выбирая листы фанеры для свесов, используют марки с водостойкими свойствами. Материал это достаточно жесткий, поэтому позволяет использовать для монтажа большие плиты. Однако придется собрать деревянную коробку из брусков, к которой через каждые 1-1,5 м будут прикручиваться листы фанеры. Для вентиляции в листы вшиваются готовые решетки. Фанера выглядит не слишком привлекательно, поэтому готовый свес желательно покрасить.

Фанера обойдется в 350 рублей за квадратный метр, ОСП от 600 рублей.

Подшивка свесов софитом – самый быстрый и долговечный способ

Софитами принято называть планки, изготавливаемые под подшивку свесов, поэтому работа с ними самая удобная. Их производят из различных материалов: металлические (медь, алюминий, сталь), ПВХ. Которые имеют широкую цветовую палитру и богатую фактуру, позволяя тем самым подбирать софиты под любое оформление дома.

Комплект софитов состоит из таких элементов:

  • Панели софитные.
  • Планки лобные (фаски).
  • Профили с пазами J-образной формы.
  • Конечные планки.

Многие производители занимаются выпуском софитов и их комплектующих, поэтому они могут отличаться по внешнему виду.

По характеристикам софитные панели бывают с одной прослойкой, двойной, тройной, перфорированные (карнизные) и сплошные (для фронтовых работ). Установить софиты сможет любой человек, имеющий минимальный опыт работы с деревом, крепежом и строительными инструментами. Нужно нарезать панели и установить их перпендикулярно стене дома.

Планки из ПВХ продаются по цене 600-700 рублей за метр квадратный. Остальные в несколько раз дешевле.

Таблица стоимости панелей для подшивки свесов

Подшивка софитов своими руками: подробная инструкция

Строго стандарта комплектации софитов не существует, поэтому процесс установки может немного отличаться. Перед монтажом обязательно следует ознакомиться с инструкцией. Ниже будет рассмотрен процесс установки на примере виниловых софитов.

Как правило, софиты устанавливаются горизонтально, однако в некоторых случаях используется продольное крепление по стропилам. Горизонтальный крепеж предполагает сооружение специального обрешеточного каркаса. Инструкция по ее изготовлению есть выше в тексте. После на обрешетку крепятся все остальные элементы для монтажа.


Видео Как сделать свес крыши софитами

Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.

К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Виды

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Способы формирования

Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:

  1. Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
  2. Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.

Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.

Материл для подшивки

Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:


Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.

Способы подшивки

Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:

  • Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
  • Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.

Видео-инструкция

Для защиты здания от разрушений нужно обеспечить ему должную изоляцию от агрессивных внешних факторов. Карниз крыши необходим для того, что оградить кровлю и стены частного дома от воздействия влаги, пара и снега.

Конструкция

Подшивка карнизов крыши может производиться профнастилом, вагонкой, металлопрофилем, деревянной доской, пластиком и сайдингом. Цвет и фактура подбирается по личным предпочтениям.

Это процедура облицовки, необходимая для получения плотной и утепленной крыши с определенным уровнем жесткости. Благодаря тому, что карниз является продолжением крыши, он обеспечивает не только определенную защиту этой конструкции от разрушения под воздействием влаги, но придает всей кровле нужной жесткости.

Зачем нужен карниз для двускатной и односкатной крыши:


Существуют разные варианты карнизов крыши. Они классифицируются по месту расположения и форме. По месту установки они делятся на фасадные и фронтонные. Фасадные располагаются на фасаде дома. Они являются лицевой стороной кровли, и от их часто зависит общая атмосфера и фундаментальность здания.

Фронтонные призваны защищать боковые (торцевые) участки дома и кровли от промокания. Они всегда превышают размер фасадных из-за того, что именно эти участки кровли нуждаются в особой защите от атмосферных осадков.


По форме бывают такие виды:

  1. Укороченные. Они являются универсальными, т. к. походят под абсолютно любые виды зданий. Кроме того, их можно использовать для неправильных, нестандартных кровель: шале, мансарда;
  2. Коробочные. Подходят для двухскатной и односкатной кровли, а также для вальмовой поверхности. Обшиваются изнутри рубероидом и утеплителем;
  3. Наподшитые. Являются продолжением скатов, поэтому представляют собой одно целое с поверхностью крыши. Они не нуждаются в дополнительной облицовке, за счет этого не всегда могут обеспечить должную защиту от воздействия атмосферных осадков;
  4. Подшитые. Также могут использоваться для вальмовых крыш. Наиболее часто устанавливаются на фронтон. Они представляют собой доски, которыми облицовываются выступающие стропильные балки. Они могут подшиваться как вертикально по отношению к стене, так и горизонтально.

Установка

Пошаговая инструкция, как сделать монтаж деревянного карниза скатной крыши своими руками:

  1. Первым делом нужно рассчитать ширину отвеса. Конечно, существуют стандартные параметры, но лучше всего производить расчеты индивидуально для конкретного региона и дома;
  2. Изначально оборудуется каркас для выбранного вида свеса. Для этого потребуется удлинить имеющиеся выступы стропильной системы или сделать дополнительные ребра жесткости. Если длин стропил недостаточно, то нужно прибить доски параллельно к системе. Ниже представлена схема каркаса;

  3. Края балок должны располагаться на одном уровне относительно друг друга. Для этого к концу свесов крепится веревка или уровень, по которому они подрезаются и выравниваются;
  4. Подшивка осуществляется только под прямым углом относительно дома. Перпендикулярность также дополнительно измеряется при помощи уровня. Узел перехода между фронтонным и фасадным карнизом укрепляется при помощи гвоздей или саморезов. Общий чертеж выглядит так;

  5. После этого все стропильные балки объединяются между собой при помощи досок. Нужно отметить, что если каркас крыши выполнен из металлических балок, то для соединения выступов нужно использовать профиль;
  6. Далее, обустройство карниза включает в себя утепление, гидроизоляцию и обшивку. Для обеспечения паро- и гидроизоляции карниза, как и конька, используется плотная ленка, которая настилается с нахлестом не менее 5 см. Примыкание изоляции к стене здания является обязательным условием – это поможет защитить кровлю от протекания;
  7. Обрешетка обязательно утепляется. Для этого можно использовать пеноизоляцию или геотекстиль. Специалистами рекомендуется делать устройство карниза общим с крышей. Такая технология обеспечивает долговечность и высокое качество получаемого свеса. Кроме того, это дополнительная защита здания от промерзания;

  8. После установки основного пирога остается только обшить свес крыши. Это не только важный конструктивный элемент, но и декоративный. Для того чтобы зашить карниз под скатную или плоскую крышу можно использовать виниловые панели, остатки металлочерепицы. Если применяется деревянная обшивка, то сечение резной доски должно быть не меньше 20 мм. Сейчас большой популярностью пользуется обшивка при помощи софитов. Это современное покрытие, которое является устойчивым относительно огня, воздействия солнечных лучей. Еще большой популярностью пользуется декорация карнизов при помощи наличников.

  9. От стены рекомендуется установить планку, которая предотвратит протекание системы. На этом оформление карнизов может считаться оконченным. Ремонт этой части кровли понадобится каждые 5 лет. В большинстве случае, поврежденные части конструкции просто подшиваются или заменяются металлом. Рекомендуется использовать материалы, устойчивые к воздействию воды и перепадам температур.

После на опоры карниза производится крепление водостоков для крыши. После строительство завершается установкой доборных элементов – обогрева, снегосборников.

Видео: пример монтажа карниза крыши GAMRAT.

Изготовление досок можно провести самостоятельно, либо купить готовые комплекты для обшивки. Расценки на готовые комплекты зависят от используемых материалов. Можно выбрать дешевые пластиковые панели, цена которых не превышает 5 долларов за 1 квадратный метр, или дорогие софиты для карниза крыши, стоимость которых от 10 у. е. Эти покрытия можно найти в строительных магазинах любого города (Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и т. д.).