Эклектика, как сочетание исторических стилей. Эклектика в архитектуре

30-50 годы 19 века в Русской архитектуре стали временем разложения классицизма и оформления новых принципов эклектики. Симптомом упадка стиля явилось низведение ордера до уровня декоративных форм, потеря чувства пропорции за счет стремления к грандиозности. Это стало особенно ощутимо при возведении по проекту Монферрана Исаакевского собора в Петербурге.

Он строился в течении 40 лет 1818 по 58 год и стал самым высоким зданием России того времени, в нем сочетается классицизм с элементами итальянского ренессанса. Следствием новых тенденций стало распространение неостилей. Одним из инициаторов необарроко был Петербургский дворец Белосельски-Белозерских. Формы ренессансного палаццо, в здании архитектра Ефимова на Исаковской площади. Также в оформлении Московского вокзала по проекту Тонна.
Одним из самых заметных в составе неостилей был русско-византийский стиль, получивший развитие в неколаевское царствование.


Родоначальником этого стиля выступает архитектор Тонн. По его проектам были выстроены Большой Кремлевсий дворец и здание оружейной палаты, в которых причудливо сочетается регулярность планировки классицизма с декоративными мотивами древнего русского зодчества. Наиболее

помпезные формы этот стиль преобретает в культовых постройках, ориентирующихся на тип больших соборов 15-16 веков(Храм Христа Спасителя в Москве).
Во второй половине 19 века господствующим направлением была Эклектика. Стиль характеризуется произвольным соединеним элементов различных стилей, смешением исторических стилей. Одной из разновидности эклектики был псевдорусский стиль.
Его историзм связан с увлечение древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек относится Теремок в подмосковном Амбрамцеве, имитирующее деревянную избу.

Вскорее этот стиль получил широкое распространение и официальную санкцию под лозунгом возрождения национальных форм в Архитектуре. Из деревянной он был перенесен в каменную архитектуру. Фасады зданий украсились мраморными полотенцами и кирпичными вышивкой. Особенно популярны были шатры и узоры 17го века. Характерным примером подражания формам древнерусского зодчества является церковь Воскресения в Петербурге (Спас на Крови) архитектора Фарланда. К концу века вырабатывается стереотип здания национальных форм. Например здание исторического музея в Москве (). Здание Городской думы (архитектор ), верхние торговые ряды (Помиранцев). В этих зданиях наблюдается противоречие между национальными логичными планами и перенасыщенными пышным декором фасадами, что является типичным проявлением Эклектики. В архитектуре применяются новые материалы. Стекло, бетон. Возводятся здания железнодорожных вокзалов. Например Балтийский вокзал. И главным становится функция здания. Также строится торговые пассажи (в Петербурге между Невским проспектом и
Итальянской улицей). В комплексе с пассажем иногда возводились небольшие театры.

Большой кремлевский дворец, К.А.Тон

Источник публикации - журнал об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»

Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика возникает на рубеже между двумя преобладающими стилями, когда один уходит в прошлое, а другой еще только зарождается. Так, в 19 веке на смену барокко и классицизму, пришла эклектика, господствовавшая до появления модерна. И, в такое своеобразное стилевое межсезонье, проявляется свобода архитектуры, сочетающая в себе все то лучшее и актуальное, что было предложено в истории архитектуры.

Развивается российский капитализм, развивается общество, развивается архитектура. Гражданская архитектура выходит на первый план, а храмовое строительство несколько уступает свои позиции.

В эклектике форма и стиль здания прежде всего привязаны к его функциям. Эклектика – это гибкий стиль, он сочетает в себе решения разных стилевых школ, применяя их в зависимости от назначения здания – будь то общественные здания, частные дома, фабрики или храмы. Важную роль в облике зданий играют средства заказчика – богатый заказчик – богатый декор, заказчик победнее - краснокирпичная архитектура.

Москва преображается просто на глазах, город развивается столь динамично, что удивляет обывателей и приезжих масштабами своего строительства. Увеличиваются размеры, этажность зданий. Реконструируется старинный исторический центр Москвы, рядами, словно грибы после дождя, выстраиваются административные здания, несущие новейшую, необычайно актуальную функцию – банки, пассажи, конторские здания, здание московской биржи.

История московской эклектики

В архитектуре России различают два этапа развития эклектики «николаевский», относимый к 1830-1860 годах и более поздний «александровский» 1870-1890 – их разделяла, прежде всего, важнейшая реформа той эпохи - отмена крепостного права в России.

«Николаевская» эклектика представляла собой отголоски предшествующих ей стилей – барокко и рококо, а «александровская» предопределяла живой, изящный с природно-растительными нотками стиль модерн.

С течением времени в эклектики Москвы стали различаться три направления-ветви:

  • Русско-византийская: ярчайшим примером служат фасады Большого Кремлевского Дворца, построенного по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, объединившего элементы древнерусской и византийской архитектуры;
  • Русского деревенского декора, использовавшего приемы русских орнаментов, вышивок и прикладного искусства. Например, здание Московского политехнического музея на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина;
  • Перекликающийся с архитектурой Москвы 17 века, но при этом достаточно сухой стиль; ярким представителем которого служит Исторический музей на Красной площади, архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов.

Эклектика современной Москвы

Прогуляемся по современной Москве, полюбуемся какие здания в стиле эклектика сохранились и до наших дней. На ряду с Большим Кремлевским дворцом, Московским политехническим музеем и Историческим музеем и по сей день радуют наш глаз следующие здания.

Москвоский политехнический музей на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина

Оригинал Храма Христа Спасителя , построенного по проекту архитектора Константина Тона. Храм был заложен в 1839 году, строительство его продолжалось 44 года. Во времена Сталина здание храма было разрушено, а в 1997 году отстроено вновь неподалеку от первоначального места.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Располагается в районе Китай-город, оно построено архитектором Александром Каминским в 1873-1875 в стиле поздней эклектики на месте постройки архитектора Михаила Быковского. Первое здание биржи было возведено Михаилом Дормидонтовичем Быковским еще в 1836-1839 годах, оказалось неудобным с точки зрения работы биржевых маклеров - они никак не хотели заходить в торговый зал, а вели свою деятельность на открытой террасе. Вследствие чего для улучшений условий работы биржи был выкуплен смежный участок, а здание расширено и перестроено.

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Изначально возведено М.Д.Быковским, перестроено А.С.Каминским

А.Каминский был одним из самых плодовитых архитекторов девятнадцатого века и в течение всей жизни являлся семейным архитектором Третьякова. Каминский - автор первого здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда, а также множества административных и частных домов в Москве. Каминскому принадлежит работа над домом С.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту и многие другие, всего несколько десятков работ.

Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту, архитектор А.Каминский

Дом Третьякова на Гоголевском бульваре, архитектор А.Каминский

Роман Иванович Клейн, один из самых востребованных архитекторов конца девятнадцатого века – начала двадцатого, подарил Москве здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ранее Музей изящных искусств, Клейн работал над ним двадцать лет), ЦУМа (ранее Мюр и Мерилиз) и Бородинский мост , возведенный как память к 100-летней годовщине победы в отечественной войне 1812 года.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств, архитектор Р.И.Клейн

ЦУМ, ранее Мюр и Мерилиз, архитектор Р.И.Клейн

Бородинский мост, архитектор Р.И.Клейн

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов Константина Михайловича Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году. Отличается большим количеством лепнины, колонн и очень высокими потолками.

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов К.М. Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году

Старое здание Московской городской думы , построенное архитектором Д.Н.Чичаговым в 1890-1892 годах, теремного типа в псевдорусском стиле, определившее облик площади Революции в центре Москвы. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея.

Старое здание Московской городской думы, построенное архитектором Д.Н.Чичаговым. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея

Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, а первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», построено в 1894 г по проекту академика архитектуры Фомы Осиповича Богдановича. Дом был построен и содержался на деньги братьев Бахрушиных, входивших в пятерку богатейших людей страны конца 19 века. К началу 20 века в доме проживало более 2000 человек.

Штаб-квартира нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», архитектор Ф.О.Богданович

Подмосковная усадьба Марфино расположилась на высоком берегу реки Уча. Свой псевдоготический облик получила благодаря стараниям архитектора М.Быковского и её последней владелице графине С.В.Паниной. Сегодня в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий.

Петропавловская церковь в Марфино, М.Быковский

Усадьба Марфино, архитектор М.Быковский

Не только Москва, но и Санкт-Петербург, а также многие другие города России украшены архитектурой 19 века в стиле эклектика. Но это уже тема отдельной истории.

Примерно с середины XIX века в России появляется стиль эклектика. В архитектуре он выразился наиболее контрастно. Это направление приходит на смену классицизму. Но если прошлый стиль дал городам регулярную планировку, положил начало центрам, то эклектика заполнила жесткую структуру кварталов и завершила городские ансамбли.

Как зарождалось направление

На заре XIX века по всей стране началось бурное развитие капитализма, оно сопровождалось активным строительством железных дорог, появление которых возрождало к жизни небольшие города. Именно так произошло, например, с Челябинском и Курганом, а что касается их ближнего региона Екатеринбурга, то он к концу XIX века стал крупным железнодорожным узлом. То же самое происходило и в других частях страны.

Конечно же, все это создало предпосылки для дальнейшего развития городов, начинают появляться новые жилые и коммерческие здания. Все больше и больше строилась магазинов. Дома, которые изначально были созданы для того, чтобы сдать их внаем, начали передавать в аренду частным предпринимателям под магазины. Стоит отметить, что такая ситуация была только с нижними этажами. Что касается верхних квартир, они все так же были предназначены для жилья либо для каких-то мелких контор.

Архитектурный стиль эклектика, характерные черты

Благодаря тому, что число зданий постоянно росло, их старались украшать как можно разнообразие, чтобы привлекать внимание. Делали это, конечно же, в рекламных целях.

Архитектура в стиле эклектика отличается от своих предшественников обилием и разнообразием декоративных элементов. Это давало творцам большую свободу действий и широту творческой мысли. Эклектика допускала одновременное использование элементов самых разных стилей: готики, барокко, ренессанса, византийского, финского, псевдорусского и так далее.

Усадьба Севастьянова

Один из самых ярких представителей стиля эклектики в архитектуре расположен в Екатеринбурге. А также этот дом еще и один из самых первых сооружений в данном направлении на Урале. Здание принадлежало гордому чиновнику Севастьянову, которой построил его в 1860-1863 гг.

Основу дома составила угловая постройка с круглой ротондой. Она была выполнена в классическом стиле. Интересным фактом является то, что изображения первоначального образа дома Севастьянова сохранилось и по сей день, только с некоторыми изменениями. Позже архитектор перестроил здание, очень сильно изменив, и украсил строение всеми возможными стилями.

Городская легенда гласит, что Севастьянова спросили, в какой эпохе он предпочитает дом. Он показал на несколько стилей и сказал, что ему нравится все.

Конечно, совместить все и сразу не получилось, но в современном доме каждый может увидеть признаки самых разных эпох. То есть человек видит все - от классики: оставшиеся колонны и круглую ротонду с небольшим куполом; от барокко: элитные фронтоны над окнами второго этажа, а часть только со стороны проспекта; до готического стиля, напоминающий Собор Саграда-Фамилия в Барселоне.

Особенность строения

Несмотря на то что все здание выполнено в различных эпохах, архитектор решил еще немного разнообразить строение. Все окна усадьбы разные, например, на первом этажа использован один размер и одна форма. На втором этажа все представлено в другом стиле. И по-другому оформлены окна третьего уровня, они почти квадратные.

Вот такое вот разнообразие деталей можно увидеть. Все это смесь эпох, в которой можно увидеть и черты барокко, и классические детали. А готические мотивы придают свободу игре разными стилями.

Доходный дом Уваровых

Эпоха эклектики - это когда становится можно строить все что хочешь и оформлять здания как хочешь. И вот в конце XIX века, в России начинается расцвет данного направления.

Но стоимость создания архитектуры в стиле эклектика, слишком большая, поэтому самыми красивыми домами были только общественные здание, церкви и постройки самых богатых жителей.

Рассматривая дом Уваровых, городских чиновников, который был построен в первой трети XIX века, в стиле классицизм, можно понять, какие изменения в облике городов произошли. При переходе между стилей, косметика дома, изначально, была предельно простой. Оформлялись дома просто и лаконично. До появления эклектики, классицизм был четко регламентированным.

Предполагалось, что здания должны были выглядеть лаконично, в фасадах домов не допускалась вольность, как и в украшении зданий. Поэтому дома простых горожан имели в основном строгие фасады, практически без архитектурного декора.

Когда в архитектуре проснулся период эклектики, каждый владелец дома мог украсить здание так, как он этого хочет. Теперь можно сделать строение такой формы, какой хочет владелец, такой этажности какую хочет использовать он сам. Любые элементы декора, какие ему нравятся, в общем, можно делать все что угодно.

Города расцветают и приобретают индивидуальность отдельных зданий. Происходит это потому, что они строятся непохожими один на другой. Именно такие изменения и случаются с усадьбой Уваровых.

Особенные строения

Еще одно примечательное здание — это дом Загайнова. Он был небольшим чиновником в Горном ведомстве, потом оставил службу и начал заниматься торговлей выпечки на хлебном рынке. Загайнов не стал перестраивать свой дом по велению моды. Но усадьба все же была изменена, и произошло это в 1872 году благодаря архитектору Реутову. Это один из самых эклектики.

Данное здание особенное. Дом Загайнова — это уникальная разновидность эклектики, заметно, насколько строение отличается от предыдущего варианта усадьбы невооруженным глазом.

Архитектор Реутов для оформления здания использует разнообразные варианты лепнины, каждый элемент очень детально и качественно проработан. Благодаря такому видению дом получается очень нарядным.

с 1910 по 1916 год в доме Загайнова располагалась библиотека имени Белинского, первая публичная общедоступная библиотека Екатеринбурга. "Белинка" была основана в 1899 году по инициативе частных лиц и получила название в честь литературного критика Виссариона Белинского в 1916 году. Из дома Загайнова она переехала в собственное здание, построенное на вознесенском проспекте. Несмотря на то что зданием активно пользовались, оно осталось в своем прежнем виде.

Современная эклектика

Интерьер в стиле смешанной эпохи сделать очень легко. Осматривая дома, которые относятся к эклектике, можно выделить определенные образцы для подражания.

Если речь заходит о допустимых красках, то в пример лучше всего привести Спас-на-Крови, который создал великий архитектор Альфред Александрович Парланд. Несмотря на то что в основе создания храма стоит русский стиль, искусствоведы находят много смешений во внешнем виде. Именно красочность Спаса-на-Крови и привлекает многих туристов. И это не удивительно, ведь данное здание является образцом идеального сочетание цветов.

Одно из лучших сочетаний множества стилей можно обнаружить в центре Москвы — это особняк Лопатиной. Архитектором данного строения был Александр Каминский.

Архитектурный ансамбль главного фасада здания представлен поясом филенок под окнами первого этажа, чередой архивольтов на широком фризе, простенками между окнами и сохранившимися в первозданном виде изразцами. Полуциркульные окна встроены в ампирную аркаду. Колонки, углы ризалита и фасада, сандрики в виде трехчастных кокошников оформляют окна второго этажа. Килевидные кокошники завершают оконный ряд третьего этажа. Высокая пирамидальная крыша с ажурным возвышением на коньке подчеркивает центр дома и выделяет здание на фоне общего ансамбля улицы. В единой с домом стилистике выполнена сохранившаяся в первоначальном виде кованая ограда XIX века.

Стены из разноцветного облицовочного кирпича составляют ключевой орнамент главного фасада. Двухцветные керамические вставки имитируют узор вышивки крестом. Парадные двустворчатые двери с арочным завершением расположены со стороны Большой Никитской улицы. Внутреннюю планировку здания отличают цилиндрические и парусные своды с распалубками в подвале и гостиной на первом этаже.

Дом Лопатиной выделяется отсутствием стилевого единства между внешним обликом здания и его эклектичным интерьерами.

Интерьер в стиле эклектика

Точно подобранные приглушенные колористические акценты на материальных формах. Дизайнерам удалось подружить несколько стилей. Эклектика — это и есть смешение. Обычная люстра, обрамляющая окно, с современной яркой кухней. Или черный лак нержавейки и зебрано. Или стальная кожа в интерьере в сочетании со стенами цвета увядшей розы. Все это примеры эклектики.

Красивое сложное сочетание вместе с декоративной штукатуркой слегка фиолетовых оттенков может также создать незабываемое сочетание в стиле ар-деко.

Один из интересных приемов, способных объединить разные стилистики — это деловой тон в интерьере. При этом в дополнении должна быть какая-то необычность. Например, в одном известном здании просто поставить стену архитектору казалось не очень интересно, поэтому он создал целый кинотеатр, не использовав огромную технику. Был сделан акцент на глубину аппаратуры, света и подсветки. Именно это все и дало различные ощущения от фильмов, да и от самого вида мини-кинозала.

Дополнение в интерьере

Считается, что зарождению эклектики способствовали, в частности, те места, где пересекались торговые пути и разные народы. Сплав культур и национальных традиций находил выражение в архитектура и интерьере. Вначале была популярна тема Востока. Именно она и прослеживалась в убранстве многих зданий. Например, восточные мотивы звучали в интерьере спален и в зазеркалье коридоров ведущих в гостиные. Которые завершали интерьер в разных оттенках, в разных материалах. Такие мелочи, как, например, стол, который, выполненный в золоте, сделает картину богаче и еще более стильной.

Строя здание в стиле эклектика, можно быть уверенным, что интерьер будет по-своему уникальным. Но стоит помнить, что лучше всего подходит игра на контрастах.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 23.08.2017 18:57 Просмотров: 2401

В период правления императора Наполеона I и в течение трёх первых десятилетий XIX в. в архитектуре Франции и других странах Европы получил развитие стиль ампир .

Затем ампир сменился эклектическими течениями в архитектуре, они доминировали в Европе и России фактически до конца XIX в.

Ампир в архитектуре XIX века

Ампир – завершающий этап эпохи классицизма . Причём этот стиль являлся официальным имперским стилем (от фр. empire – «империя»), насаждавшимся для особой торжественности и парадности мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

У Наполеона были свои придворные архитекторы (Шарль Персье, Пьер Фонтен), которые и являлись создателями этого стиля.

Шарль Персье (1764-1838)

Робер Лефевр. Портрет Шарля Персье (1807)
Шарль Персье был французским архитектором, художником и декоратором, педагогом. Среди его учеников – Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Став придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I, он совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, например, арку на площади Каррузель в Париже (1806-1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме.

Арка на площади Каррузель. Архитекторы Ш. Персье и Ф.Л. Фонтен
Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже – монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг. От арки на северо-запад была проложена 9-километровая историческая ось, которую составляют площадь Согласия, Елисейские поля с масштабной Триумфальной аркой и Большая арка Дефанс.
Сюжеты скульптурного убранства для арки отбирал лично Виван-Денон, основатель и первый директор Луврского музея, который сопровождал Наполеона в Египетском походе 1798 г. Рельефы Клодиона изображают Пресбургский мир, триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и в Вену, Аустерлицкое сражение, конгресс в Тильзите и падение Ульма.

Архитекторами Персье и Фонтеном создано одно из крыльев Лувра (Павильон Маршан)

Персье принимал участие в восстановлении Компьенского дворца, создании интерьеров Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло, занимался проектированием мебели, убранства интерьера, оформлением торжеств и празднеств.

Мальмезон – усадьба в 20 км от Парижа, известная как частная резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне

Бильярдная в стиле ампир в Мальмезоне

Дворец Фонтенбло

Один из интерьеров замка Фонтенбло

Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762-1853)

Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве.
С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора.
Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа.
Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Дворец французских королей Тюильри в центре Парижа был построен в XVIII в., а во дни Парижской коммуны был сожжён и больше не восстанавливался. С приходом к власти Бонапарта он стал его официальной резиденцией, тогда и было начато сооружение северного крыла. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир). Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).

Галерея в Тюильри
Дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III также предпочёл остаться в Тюильри. При нём было достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи. К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
В это же время (в эпоху Александра I) ампир был господствующим стилем и в России.

Эклектика в западноевропейской архитектуре XIX века

Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. было доминирующим. Популярно оно было и в мире.
Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). Эклектике присущи все черты европейской архитектуры XV-XVIII вв., но в ней есть принципиально другие свойства.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Например, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но почти не применялся в частных постройках. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа.

Примером эклектики в архитектуре можно назвать церковь Святого Августина в Париже (Сент-Огюстен) . Строилась она 11 лет (1860-1871).
В архитектуре церкви просматриваются черты романского и византийского влияния. Главный фасад церкви украшен тремя арочными проходами в нижней части с символами евангелистов над ними и гигантской розой в верхней части. Между ней и аркадой создана галерея скульптур 12 апостолов. Купол церкви расписан известным художником А. В. Бугро.

Церковь Святой Марии (Брюссель)
Её также называют Королевской церковью Святой Марии и Собором Девы Марии.
Церковь спроектирована в эклектическом стиле, сочетая влияния византийской и древнеримской архитектур. Проект принадлежит архитектору Луи ван Оверстратену. Строительство церкви продолжалось 40 лет (1845-1885).

В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария) . Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта.
Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Вот примеры использования некоторых форм эклектики.
Необарокко – одна из форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурные формы барокко. Это направление существовало недолго и отразилось в архитектуре менее определенно, обычно сочетаясь с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики , маньеризма и соединялся с элементами рококо . Поэтому в XIX в. необарокко приобрело эклектичный характер.
Наибольшее распространение необарокко получило после 1880 г. и за пределами Европы: в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.

Опера Гарнье в Париже (1862). Эклектика (форма необарокко)
Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину.
Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.

Церковь Святого Петра в Галликанту. Иерусалим (Израиль)

Хотя две эти последние церкви находятся за пределами Европы, мы решили показать их, чтобы вы увидели, насколько масштабным было эклектическое направление в архитектуре XIX в.
Неоренессанс – одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX в., воспроизводившая архитектурныерешения Возрождения . Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну).
В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.

Центральный вокзал в Амстердаме

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Времена так называемых "НЕО" или "ПСЕВДО"... Использование элементов «исторических» архитектурных стилей (нео ренессанс, нео(псевдо) барокко, нео рококо, нео(псевдо) готика, нео(псевдо) русский стиль, нео(псевдо) византийский стиль, индо-сарацинский стиль, нео мавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляется термин - романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем строительства храмов, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

В России Эклектика получила естественное разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. Это связано не только с различием в политических режимах, но и с социальной эволюцией общества России и Европы в целом. Причиной стало возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город снова меняется. Городская застройка также трансформируется, здания увеличиваются в размерах и этажности, появляется все больше банков, конторских зданий, пассажей – примет нового капиталистического времени.

В Москве выделились три основных направления эклектики :

Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца , где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры.


На примере фасада Московского политехнического музея (архитекторы И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства.


И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века , но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, архитекторы В. Шервуд и А. Семенов).

Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице...


Международный торговый банк на Кузнецком мосту...


В начале 1800-х годов на углу с Рождественкой стоял дом купца В. Деллавоса, затем перешедший Ф. Шмиту, а после него П. Маскле. В 1820-х годах в доме размещались модные магазины Фало и Ришара, магазин стальных вещей Андрюса, пенковых трубок Якобсона, токарная мастерская Копривы. В 1830-х — 1860-х годах участок принадлежал владельцам магазина столовой посуды Гарднера, отцу и сыну Комаровым. Позднее здесь разместились магазины: музыкальный Эрлангера, «Гаванский магазин» колониальных товаров К. Мальмерга, «Депо папирос и табака». В 1875 году владение перешло крупному московскому предпринимателю И. Г. Фирсанову, а затем его дочери В. И. Фирсановой-Ганецкой. В середине 1890-х годов угловой с Рождественкой участок приобрёл основанный Л. С. Поляковым Московский международный торговый банк, являвшийся одним из самых крупных банков России.

И после того, как эта земля была куплена Банком старые строения были снесены, а на их месте архитектор С. С. Эйбушитц построил здесь современное здание. Архитектурным прототипом дома послужило здание банка Святого Духа в Риме — первого в истории архитектуры сооружения, построенного специально для банковских нужд. Монументальное банковское здание облицовано радомским песчаником и украшено орнаментом из цинка, первый этаж выделен крупной рустовкой и тёмной окраской. В настоящее время в доме размещается головной офис Банка Москвы

Ещё одно здание в стиле Эклектика - Сандуновские бани.. .


Название происходит от фамилии русского актёра екатерининских времён Силы Николаевича Сандунова (1756—1820), в 1800-е годы выкупившего участок земли по реке Неглинной и устроившего там бани. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). Помимо гостиницы и ресторанов, в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».

При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.


(фото из интернета)


(фото из интернета)
В 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи . Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику.


Основными биржевыми товарами были хлопок-сырец, хлопчатобумажная пряжа, миткаль; позже список дополнили нефть, каменный уголь и минеральное сырье. Из финансовых активов на бирже первоначально обращались только государственные облигации. Начиная с 1870-х гг., в котировальные списки стали включать акции и облигации частных предприятий, но даже в 1913г. государственные бумаги оставались основой фондового рынка. Оборот биржи может быть оценен только косвенно, так как биржевые сделки не регистрировались.
При этом Московская биржа долго работала по уставу Петербургской; только в 1870г. Московская биржа получила собственный, отличный от петербургского, устав. Управлял делами биржи биржевой комитет, избираемый на 3 года. Выборщиками, то есть членами биржи, могли быть московские купцы и общества, обладавшие минимальным имущественным цензом и оплатившие взносы на содержание биржи. Их количество не превышало пятисот.
Биржевые маклеры выбирались купцами 1-ой и 2-ой гильдий из своей среды, преимущественно из «невинно падших», то есть обанкротившийся не по своей вине, и утверждались правительством. В числе прочего от маклера требовалось русское подданство, свидетельство о зачислении в гильдию или об управлении делами купца 1-ой гильдии. Возрастной ценз был равен 30 годам.

А теперь подробней рассмотрим отдельные направления Эклектического искусства.

Нео(псевдо)готика

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века.

В России больше была принята приставке "ПСЕВДО" вместо "нео". Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Именно в этом стиле построен Царицынский Дворец, о котором я рассказывала в статье - Готика, Псевдоготика и Романский стили.


В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко.

О храмах в псевдоготическом стиле я также рассказывала ранее. В первую очередь сюда относится Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла


И Англика́нской церкви Свято́го Андре́я в Москве́...


Нео(псевдо)мавританский стиль.

Маврита́нский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз, Ликани), но и в центральной части России.

Яркий пример стиля — дом Арсения Морозова на Воздвиженке .



Особня́к Арсе́ния Моро́зова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом № 16), построенный в 1895—1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетает в себе элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения. Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него.



Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.

В моду так же вошли и мавританские интерьеры. Один из ярких примеров такого интерьера видела я в 2004 году в Юсуповском Дворце на Мойке в Санкт-Петербурге.

Мавританская гостиная


(фото из архива 2004 года)
Источники стиля в интерьерах - стиль Мудехар. Искусство Мудехар (стиль испанского зодчества 11—16 вв., в котором композиционные приёмы готики (а позднее ренессанса) сочетались с чертами мавританского искусства). Родиной мавританского стиля принято считать Европу конца ХIХ века. Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время. Мавританский стиль можно смело отнести к нео-стилям, потому, что он вобрал в себя черты различных культур. В нем можно увидеть многое от изобразительного искусства Сирии, Индии, Египта. Современные европейцы считают мавританский стиль детищем, созданным под влиянием мусульманских культур, а также Ислама.

Псевдо(нео)русский стиль

Древнерусский стиль или русский стиль (включает и русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль» , которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и русских выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х год.

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Одним из примеров особняка в "Русском стиле" является - Дом Пороховщикова на Арбате.


Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик.



Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным — архитектор А. С. Каминский).

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора. Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.

Ансамбль Красной площади в Москве

Ярким примером эклектических направлений, как я уже говорила выше, является ансамбль Красной площади в Москве. Оформлена целиком и полностью в стилях эклектики. Кра́сная пло́щадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Современная Красная площадь — сплошной камень, но этот вид она приобрела только в 19 веке, а до того была преимущественно деревянной. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 году.

Исторический музей - построен так же в "псевдорусском" стиле, характерном для периода эклектики, оно является типичным примером русской архитектуры к ХIХ в.


Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года. Экспонаты отдела последней, посвящённого Крымской войне, составили первоначальную коллекцию музея. Также в ведение музея была передана историческая Чертковская библиотека.

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век). Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века, чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся к тому времени архитектурному ансамблю Красной площади. Здание возведено на Красной площади, на её правой, противоположной собору Василия Блаженного, стороне, на месте разобранного здания Главной аптеки. Мотивы древнерусского "узорочья" в обработке фасадов и всего объёма здания - формы перекрытий, наличников окон, проёмов дверей, фризов, лопаток - заимствованы из сооружений XVII в.

Сама Дума помещалась в здании Центрального Музея В.И.Ленина - которое тоже относится к эклектике.


Верхние Торговые ряды - ныне ГУМ - спроектировал архитектор А.Н. Померанцев.


Фасады всех этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях XVII века по канонам современной архитектуры (тех времён) не соответствовали внутренней функциональной архитектурно-пространственной организации. Наступал новый век - век машин и технологий - стекло и металл всё больше завоёвывали сердца и умы архитекторов. Становилось всё более очевидным несоответствие псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению архитектуры.

И вот конце XIX века начал сформироваться новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Стали проводиться Съезды русских зодчих и архитекторов. Первый Съезд состоялся в 1892 году, Второй Съезд - в 1895 году. Здесь звучали выступления о большом интересе к техническим аспектам зодчества, металлическим конструкциям и их эстетической роли в формировании архитектуры. Считалось, что отныне техника и конструкция должны служить источником художественных форм, а цель и значение зданий - источником художественного представления. Это было утверждением - рационализма.

Таким образом и были созданы реальные предпосылки для нового, решительного поворота архитектуры. О стиле "модерн" поговорим в следующей статье.