Оформление интерьера детского сада интересные идеи. Оформление группы и приемной в детском саду своими руками. Интерьер комнаты гигиены

Оформление группы в детском саду является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Различные варианты зависят от возможностей учреждения, размера помещения, предпочтений и творческих идей педагогического коллектива, участвующего в этом. В результате для воспитанников создаётся комфортная развивающая среда.

Теоретические аспекты оформления группы в соответствии с ФГОС

Оформление группы в детском саду по ФГОС должно быть направлено прежде всего на то, чтобы пространство помогало индивидуальному развитию ребёнка, учитывая особенности и интересы каждого воспитанника.

Принципы оформления

При подготовке к оформлению педагог должен учитывать следующие принципы:

  • Каждая зона должна быть ориентирована на помощь в образовании, воспитании и развитии коммуникации ребёнка (например, зона рисования будет иметь полезные элементы для развития воображения, творческого мышления, представленные картинки помогают развитию эстетического вкуса).
  • Среда должна располагать ребёнка к самостоятельной деятельности (ведущая роль отдаётся игровой).
  • Необходимо учитывать интересы и увлечения воспитанников: все дети разные, и в определённых зонах они смогут заниматься любимыми делами, при необходимости объединяясь в группы. Например, кто-то любит больше строить конструкции из Лего, кому-то больше по душе рисование, а другой любит двигательные игры.
  • Различные предметы должны быть безопасными для детей в соответствии с их возрастом (например, в младшей группе рекомендуется использовать мягкую мебель, исключить острые предметы).

Оформление должно быть гибким, чтобы при необходимости можно было легко сменить элементы (декорации, предметы дизайна, стенды), подстраиваясь под возраст и особенности развития группы.

Обстановка в детском саду должна быть комфортной для детей и способствовать их развитию

В младшей группе основным является безопасное оформление среды. Так как в этом возрасте у детей активно развиваются движения, но достаточной координации пока нет, лучше для предметов использовать 2/3 площади комнаты. В возрасте 3–4 лет активно идёт сенсорное развитие, предметы должны быть простыми в понимании и ознакомлении с ними, но в то же время различаться по цвету, фактуре, материалу (вкладыши, пирамидки, шнуровки, коробки). Активному познанию окружающего мира будут помогать игры с песком, глиной. Ребят младшей группы привлекает рисование. В таком возрасте для занятий хорошо подойдут восковые карандаши, а также пальчиковые краски.

В средней группе начинают преобладать сюжетно-ролевые игры. У ребят в большей степени развивается фантазия, это помогает им в осуществлении различных игровых замыслов. Поэтому будет полезно в оформление среды внести атрибуты, помогающие развить сюжет в игре (магазин, приём у врача, праздники). Куклы различного вида и игрушки в виде животных помогут в этом. Познавательная активность активизируется в средней группе, помимо знакомства с различными материалами (песок, дерево, глина, вода), можно проводить небольшие эксперименты с ними. Развитие речи должно сопровождаться большим количеством книг, картинок, а также технических средств (диктофон, микрофон, проектор).

В старшей группе оформление зоны усложняется. Используется больше деталей, которые способны различать дети в этом возрасте. К сюжету в играх добавляется дополнительный материал (больше деталей одежды, предметов). Это же касается и изобразительной деятельности (фломастеры, карандаши). В книжном уголке, помимо художественной литературы, могут быть представлены справочные материалы, энциклопедии.

Какие могут быть зоны

Чтобы создать благоприятную атмосферу в детском саду для ребят, педагогу следует продумать актуальность и полезность создаваемой зоны (в соответствии с возрастом детей, их предпочтениями, временем года, праздниками). В зависимости от условий детского сада и от возраста детей могут быть оформлены разные зоны, или уголки.

Уголок чтения

Зона чтения должна быть оснащена детской библиотекой с подобранными книгами по теме, актуальным проблемам. Хорошо, если ребята смогут постоянно иметь доступ к литературному уголку: в свободное время просмотреть книги, различные энциклопедии, детские журналы. Уголок чтения должен находиться рядом с окном для правильного освещения и оснащён настольной лампой для вечернего чтения. Состав книг целесообразнее всего менять раз в 2–2,5 недели.

Представленная литература должна соответствовать возрасту и предпочтениям детей.

Уголок чтения в детском саду позволяет ребятам иметь постоянный доступ к книгам

В первой младшей группе в уголке чтения должно находиться 4–5 книг (и в запасе воспитатель должен иметь дополнительные экземпляры таких же изданий). Подойдут следующие элементы:

  • книги на плотной основе объёмом до 5 листов,
  • книги с динамическими элементами,
  • книги различного формата (половинки, четвертушки, малышки),
  • книжки-панорамы (с раскрывающимися декорациями),
  • музыкальные книжки,
  • книжки-раскладушки,
  • картинки с изображениями различных предметов.

Во второй младшей группе также должно находиться в доступе 4–5 книг:

  • книги с твёрдыми листами, как и в первой младшей группе;
  • книги с обычными листами;
  • эстампы на темы русских народных сказок.

В средней группе необходимо выставлять в зоне чтения 5–6 книг со знакомыми детям сказками, остальные издания должны находиться в шкафу. В оснащение уголка добавляются:

  • книги с одним и тем же произведением, но отличающиеся по оформлению (с иллюстрациями разных художников);
  • открытки по произведениям;
  • портреты известных писателей и поэтов.

В старшей группе должно быть представлено 10–12 книг. Помимо уже добавленных в средней группе атрибутов уголка вводятся:

  • книги-самоделки, составленные из рассказов и рисунков детей;
  • энциклопедии;
  • альбомы или иллюстрации на разные темы (Родина, космос, праздники и т. д.).

В подготовительной группе в зону чтения можно включить книги с юмористическими рассказами и увеличить количество познавательных материалов (о животных, растениях, с которыми детей знакомят на занятиях).

Фотогалерея: примеры оформления зоны чтения в детском саду

Сказки составляют основу всего детского чтения Начиная со средней группы, можно дополнять книжный уголок портретами известных писателей На стеллажах, помимо книг, можно размещать фигурки животных или героев сказок, игрушки В старшей группе в зоне чтения размещают книги-самоделки, составленные детьми В старшей группе книжная полка пополняется энциклопедиями и познавательными материалами В подготовительной группе ДОУ материал книжного уголка значительно расширяется

Творческие зоны

Зоны творчества можно размещать в любом месте - около окна, в шкафу, в приёмной. В уголке художественного творчества будут находиться краски, альбомы, пластилин, книжки-раскраски, кисточки и т. п. Музыкальный уголок хорошо оформить разнообразными инструментами, кассетами с песнями, портретами композиторов. В театрализованной зоне будут представлены различные маски, костюмы, материалы сказок, аудиозаписи.

Фотогалерея: примеры оформления творческих зон в ДОУ

В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества Важно оформлять готовые работы ребят в виде выставки В художественной зоне в доступе должны быть карандаши, фломастеры и другие предметы для рисования Музыкальный уголок наполнен различными инструментами, также можно добавить портреты композиторов

Развивающее пространство

Учебные зоны направлены на образовательную деятельность. Полезно сделать математический уголок с предметами в виде цифр, счётами, геометрическими фигурами. Для развития экологических познаний создают природный уголок, где можно проводить эксперименты с материалами: песком, водой, растениями, наблюдать за окружающей средой. Если позволяют условия, детей обрадует живой уголок, где можно разместить клетки с морскими свинками, хомяками или кроликами.

Фотогалерея: примеры оформления зоны обучения

Учебная зона располагается таким образом, чтобы свет падал на парты с левой стороны У стены следует разместить магнитную доску и обучающие материалы Напротив столов размещаются материалы для НОД Уголок природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей Центральное место в экологическом уголке занимает календарь природы Уголок природы знакомит детей с особенностями окружающего мира Одним из любимых видов деятельности у детей является экспериментирование В уголке экспериментирования находятся предметы из различных материалов: песок, металл, дерево и др

Игровой уголок

Игровая зона - обязательный элемент оформления. В младших группах, например, можно расположить в этой зоне машинки, каталки и другие двигательные игрушки. Для ребят постарше можно сделать уголок Лего, разместить фигурки животных, мягкие игрушки. В зонах «Магазин» и «Поликлиника» можно организовать всевозможные игры, которые будут формировать у ребят социально-коммуникативные навыки.

Дети больше всего любят играть, поэтому необходима специально отведённая зона для занятий

В обеденном уголке размещается игрушечная посуда. Дети будут здесь готовить обед, чай для своих кукол, печь пироги в игрушечной плите. Обеденный столик можно украсить пластиковыми фруктами и овощами.

Тематические зоны настроения помогут детям расслабиться, устранить скованность и беспокойство, отдохнуть и набраться сил. В соответствии с ФГОС оформление зон должно быть не только направлено на активную деятельность детей, но и обеспечивать психологический комфорт. Например, в зоне уединения может находиться маленький домик, шалаш, шатёр, где ребёнок может уединиться и побыть один, если ему это необходимо. Важно создать спокойную атмосферу: подобрать пастельные тона, сделать неяркое освещение, использовать мягкие предметы.

Примеры оформления группы

Как будет оформлена зона в детском саду, зависит от её назначения.

Например, при оформлении художественной зоны - уголка художественного творчества - используются такие материалы:

  • цветные карандаши;
  • краски;
  • бумага;
  • кисточки;
  • баночки для воды;
  • пластилин;
  • фломастеры;
  • декоративные элементы или готовые работы детей (в качестве примера).

Художественный уголок помогает развивать творческие способности детей, воспитывает эстетический вкус

При оформлении книжного уголка целесообразно использовать:

  • стеллаж для книг;
  • стол;
  • несколько стульев (2–4);
  • книги;
  • картинки.

Книги следует менять в зависимости от изучаемой темы, актуальности, интересов детей (например, по смене времён года, определённых дат). Оптимально ставить другой материал раз в 2–2,5 недели. В такой зоне ребёнок в спокойной обстановке сможет изучить интересующую его книгу, пообщаться с ней подольше, рассмотреть иллюстрации.

В уголке чтения выставляются книги разного назначения

Экологический уголок приучает детей любить природу, увеличивает знания об окружающей среде. Для зонирования будут использоваться:

  • комнатные растения;
  • фигурки животных;
  • животные (если позволяют условия учреждения: морские свинки, кролики и т. п.);
  • книжки про природу;
  • лейки;
  • бумага для поделок;
  • лопатки для земли.

Необходимо воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру

Средства оформления группы

Чтобы каждая зона в детском саду выглядела эффектно и привлекательно, важно использовать подходящие средства оформления. Чем больше информация будет заметна - тем лучше. Поэтому хорошо использовать яркие цвета, композиции, бросающиеся в глаза. Например, заголовок объявления или название стенда следует писать большими буквами. Можно сочетать различные цвета, текст сопровождать рисунками. Дети любят разглядывать картинки на стенах, изучать детали.

Можно разместить интересные изображения животных, которые будут радовать воспитанников.

Стенд своими руками

Самостоятельное изготовление стенда не требует больших финансовых затрат. Лучшими материалами будут фанера, картон и другие прочные материалы, которые обклеиваются бумагой.

Оформление стенда начинается с выбора подходящего фона. Его цвет должен гармонично сочетаться с помещением детского сада и с будущей размещаемой информацией. Из цветного картона вырезаются буквы для названия и подзаголовков. Также пригодятся краски, фломастеры, рисунки и фотографии (всё то, что полезно для красочного оформления). Декорировать стенд можно любыми деталями: пуговицами, листьями, кусочками ткани, блёстками и т. д.

Видео: стенды для детского сада

Рамки для расписания занятий

Сейчас в практику большинства педагогов вошло использование шаблонов, позволяющих оформить печатный материал быстро, качественно и стильно. Конечно, есть вариант сделать подобные рамки самостоятельно. В настоящее время можно найти множество шаблонов, отличающихся по размеру, тематике, изображённым героям, временам года.

Фотогалерея: средства оформления в детском саду

Яркие композиции привлекают внимание детей и поднимают настроение При оформлении можно использовать шаблон стенда Уголок творчества демонстрирует успехи ребят и повышает их самооценку В готовой рамке с новогодней тематикой можно разместить любой актуальный материал Стенд с праздниками будет полезен как воспитанникам, так и их родителям Расписание занятий должно быть оформлено привлекательно и ярко

Раздевалка, или приёмная, - лицо детского сада. Каждое утро дети здесь переодеваются, оставляют свои вещи, поэтому можно сказать, что от настроения, царящего в приёмной, будет зависеть и настроение дня.

На одной из стен приёмной можно изобразить большой рисунок. Например, солнце, радугу, природу или животных, которые будут повышать настроение, создавать ощущение гармонии. На противоположной стене можно разместить информационные стенды. Хорошо, если тематика будет сочетаться с общим фоном. Шкафчики для одежды можно окрасить в разные цвета, чтобы в комнате было ярче и ребятам было легче находить свой.

Фотогалерея: примеры оформления приёмной

Ящики в приёмной можно украсить разными картинками Приёмная должна создавать атмосферу комфорта и хорошего настроения При оформлении приёмной желательно использовать яркие цвета Ящики для раздевания можно подписать, тогда детям будет легче найти свой

Оформление физкультурного зала

Спортивный зал есть в каждом детском саду. Ребятам необходимы занятия по физкультуре, гимнастике, танцам. Спортивный зал должен быть просторным, безопасным и привлекательным. Оборудование должно быть подобрано по всем нормам и требованиям для детского сада. Обязательным элементов является гимнастическая лестница. Также неотъемлемой частью оформления спортивного зала в ДОУ выступают обручи - их можно подвесить рядом с лестницей. Батуты и маты - важные детали оформления зала. Должен быть отдельный уголок с раздаточным материалом: флажками, палочками, мячиками.

Можно расставить мягкие модули, которые будут полезны как для занятий, так и для игр. Детям понравится бассейн, наполненный шариками.

Для самых маленьких воспитанников желательно включить в оформление маски с героями любых сказок и мультфильмов, так детям будет заниматься легче и приятнее. Можно поставить стеллаж с мягкими игрушками, фигурками или же на стенах развесить картинки с этими персонажами. Обустроить зал можно мягкими кубиками, мячами, султанчиками.

Для средней группы полезно будет добавить различные информационные альбомы, описывающие разные виды спорта. В свободном доступе могут находиться некоторые игры: кегли, дартс, городки.

Для старшей группы можно добавить больше информационных материалов, касающихся видов спорта, включить правила игр, разместить на стенах схемы. Пространство расширяется за счёт ковриков для фитнеса.

Во всех группах ДОУ необходимо присутствие специальных дорожек для тренировок стопы.

Фотогалерея: физкультурный зал в детском саду

Батуты и маты - важная деталь оформления физкультурного зала Стены физкультурного зала можно расписать рисунками Спортивный зал должен быть просторным и безопасным Гимнастическая лестница является обязательным элементом спортивного зала В спортивном зале должен присутствовать уголок раздаточного материала

Видео: спортивный зал в детском саду

Организация выставочной зоны

Выставочный уголок в детском саду является неотъемлемой частью общего организационного процесса. Экспозиции могут приурочиваться к определённому событию, например, к празднику. Но чаще всего в детском саду создаются выставки авторских работ воспитанников: рисунки, фигурки из пластилина, поделки - для всего этого требуется специально отведённое место.

Выставку рисунков детей на космическую тему можно сделать, например, в рамках специальной недели, посвящённой космосу, в течение которой будут проводиться различные викторины, игры, представления. Выставку можно оформить следующим образом: на стенде разместить фото известных российских космонавтов, а также изображения космоса. Полезно будет добавить к экспозиции различные книги на космическую тему: стихи, рассказы известных писателей. Отдельной частью выставки должна быть демонстрация детских работ на данную тему. Сюда могут быть включены рисунки, поделки, созданные ребятами самостоятельно или вместе с родителями и педагогами.

Фотогалерея: оформление выставочной зоны на тему «Космос»

Познавательный плакат о строении космоса можно разместить на стенде, который всегда будет доступен детям для ознакомления В экспозицию выставки добавляются всевозможные информационные материалы: фото известных космонавтов, книги и интересные картинки Ребятам интересно будет рассматривать изображения космоса в разных видах Космическая карта и список планет могут заинтересовать ребят в дальнейшем изучении темы Космические ракеты - один из самых распространённых видов детских поделок Важно дать детям свободу творчества, их собственная фантазия поможет в создании интересных работ Ракеты могут быть разных размеров, цветов и видов Рисунки воспитанников являются неотъемлемой частью выставки Дети вместе с родителями или педагогами могут делать более сложные работы, например, макет телескопа

Оформить группу в детском саду можно различными способами. Важно располагать детали интерьера так, чтобы они были безопасны для малышей. Также приветствуется наличие привлекающих внимание детей предметов: игрушек, ярких и красочных букв, картинок, шариков и т. д. Создать комфортную обстановку необходимо для гармоничного развития личности воспитанников ДОУ.

Лена Новикова

Фото отчёт на тему : «Дизайн помещений детского сада » .

Это изостудия, где занимаются дети. Стена с работами детей.

Это задняя стена изостудии с полками, где расположены образцы художественных промыслов и другие пособия.


Так оформлен потолок и окна.


Это оформление стены в одной из раздевалок.


Это стена в коридоре, на которой размещается информация для педагогов.


Так я решила разрисовать стену в одной из спальных комнат.


Раздевалка в старшей группе.


Это стена в подготовительной группе.


Уголок природы в средней группе.


Речевая зона в группе "Пчёлка".


это переход в спальную.


Уголок для родителей в раздевалке.


Центральная лестничная площадка.


Это спальная другой группы.

Простенок в младшей группе.


Угол в раздевалке.


Стена около кухни с "менюшками".


Это тоже раздевалка.


Это родительский уголок в младшей группе.


Это стена коридора к яселькам. Рисунки сделаны на потолочных плитах.


Это лестничная клетка.


Это панно на лестничной клетке при переходе на второй этаж.


Это стена в коридоре около медицинского кабинета.


Стена в учебной зоне старшей группы.


Стена в учебной зоне в подготовительной группе.


Стена в спальной.

Ещё Много работ могу представить вашему вниманию, но только в следующей папке.

Публикации по теме:

Все хотят определить своего ребенка в дошкольное учреждение, где царит атмосфера тепла, уюта, комфорта и душевного равновесия. Наш детский.

Тема: “Осень” Задачи: 1. Активизировать использование в речи названий цветов 2. Учить отвечать на вопросы полными ответами; 3. Учить согласовывать.

В г. Норильске Красноярского края открылся один из трех новых детских садов, под названием "Северок". состоялось торжественное открытие.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Отрадненская средняя общеобразовательная школа" Брянского района / дошкольная ступень.

Воспитатель МАДОУ№203 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.

Данная работа предназначена для педагогов ДОУ, это оформление группы и приемной.

Детский сад - особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым. Нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества воспитателей.

В своей группе работаю второй год. Группа досталась неухоженная. Но я постаралась сделать все возможное, чтобы детям было комфортно и интересно, чтобы они получали удовольствие от каждого прожитого дня в нашей группе.

Оформление «Наша группа». Белочка и зонтик выполнены из потолочных плит, покрашены водоэмульсионной краской с добавлением разноцветных колеров.

Так же в приемной изготовлен стенд для детей и родителей «Нельзя приносить в детский сад» (как показывает практика очень полезная информация).

Для поздравления детей с днем рождения изготовила торт со свечками из гофрированной бумаги.

Алгоритм одевания (одежду вывешиваем по сезонам) и складывания одежды в шкафчик.

Это оформление «Веселые карандашики» для уголка художественного творчества.

Очень много пособий делаю из бросового материала. Карандашница в уголок ИЗО (из рулончиков от туалетной бумаги).

Это атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Магазин», «Дочки - матери: вареники, пельмени, глазунья, тортики, пирожные, сардельки, сосиски, лапша, морковь.

Оформление игрового уголка также сделано из потолочных плит и покрашено водоэмульсионной краской.

Уголок по изучению и закреплению ПДД.

Уголок «Мы дежурим» и «Учимся сервировать стол».

Уголок «Ряженье» и «Парикмахерская».

Это наша «Больница».

Оформление уголка «Природы».

Познавательная зона и мини - музей «Буренушка».

Оформление центра познание.

Спасибо за внимание!

О том, как сделать оптимальным пребывание малыша в детском саду, шла речь на вебинаре «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО - новые подходы в соответствии с ФГОС ДО». 64 участника из разных уголков России собрались, чтобы в ближайшем будущем обновить своё дошкольное учреждение, в соответствии со стандартами и потребностями детей.

Вебинар провела кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития педагогики ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания "Российской академии образования» Анна Борисовна Теплова. Эксперт организовала настоящий диалог между участниками. Она задавала вопросы, а участники отвечали в чате. Кроме этого, на вебинаре было множество наглядных примеров: фотографий удачного и неудачного оформления детского сада и игрушек.

Нередко взрослые, оформляя интерьер, руководствуются только своим вкусом и мнением. Мол, нам виднее. Но это в корне неправильно.

Часто мы, взрослые, понимаем пространство детского сада, как пространство своё, - говорит Анна Теплова, - нужно присесть на корточки и посмотреть, как себя будет чувствовать ребенок.

Предметно-пространственная среда должна охватывать не только детский сад, но и дом ребёнка. Воспитатели не смогут создать комфортную развивающую среду в детском саду, не давая рекомендации родителям.

Вся предметно-пространственная среда должна соответствовать той программе, по которой детский сад работает. Когда входишь в комнату группы, по самой среде должно быть видно, по какой программе здесь работают. Входя, мы должны понимать, что эта группа такого-то возраста, направление - экология.

У меня есть вопрос к участникам, - сказала Анна Теплова. - Что должна обеспечивать предметно-пространственная среда?

Ответы участников были примерно одинаковыми:

  • Всестороннее развитие детей.
  • Свободное комфортное развитие.
  • Доступность и безопасность.

- На самом деле, она должна обеспечивать общение, - прокомментировала эксперт. - У нас в сознании этого нет. Мы говорим о развитии, комфорте. За словом «развитие» мы скрываем большой комплекс тем, но конкретики не видим.

Кроме общения, ребенку нужно место, чтобы побегать, поиграть с друзьями. И третья потребность, которую должен обеспечивать интерьер - уединение. Малышу нужно уединение для того, чтобы подумать, побыть наедине с самим собой, посмотреть книгу.

Есть определённые требования, которым должны соответствовать интерьер и мебель дошкольного учреждения. Очень часто, глядя на их список, мы не понимаем, как их объединить. К примеру, мы удивляемся - как совместить такие разные понятия как, к примеру, трансформируемость и безопасность? Благодаря современным разработкам мебели, материалов, игрушек это возможно.

Поговорим о принципах немного подробнее.

  • Насыщенность - один из самых простых и ясно понимаемых принципов. Предметно-пространственная среда должна соответствовать возрасту группы. Она обязана обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. Иными словами, ребенку должно хватать оборудования для игры, обучения и активного отдыха.
  • Трансформируемость пространства.

Когда мы слышим это слово, то сразу представляем себе трансформеров, - говорит Анна Теплова. - Чтобы обеспечить трансформируемость, мы не должны двигать стены и производить сложные действия.

Группы в детских садах, обычно, небольшой площади. В маленьком пространстве не так просто сразу устроить все необходимые зоны для детей. Здесь на помощь приходит мебель, которую можно складывать и перемещать. Пример детского сада в Московской области: мы видим здесь мебель на колесиках и 2 стола разного уровня. Один из них входит в другой, и оба этих стола можно задвинуть под шкафчик и освободить пространство.

  • Полифункциональность материалов. Этот принцип «граничит» с предыдущим. Мебель в группе должна не только трансформироваться, но и выполнять различные функции.

Раньше, когда мы входили в группы, где появились игрушечные кухни или магазины, мы были счастливы, - поясняет Анна Теплова. - Радовались за детей и говорили: «А в наше время этого не было. Мы играли только с палочками и камушками». Но потом мы поняли, что эти игрушки монофункциональные. Детям они быстро надоедают. Они поиграют и бросят, а кухня потом стоит и просто занимает место. Поэтому мы возвращаемся к палочкам и камушкам.

  • Вариативность среды. В ДОУ должны быть различные пространства - для обучения, игры, конструирования, уединения. Мы живем в таких условиях, которые нужно использовать полностью, не закрывать детей в группе. Это касается и вертикального пространства в детском саду и горизонтального простора всего ДОУ.

У меня под окнами детский сад, - рассказывает эксперт. - Я туда недавно заходила, и воспитатели спросили меня: «А что нам сделать с большим коридором? Как использовать полезно всё пространство?»

Чтобы не терять ни одного полезного сантиметра, придумали технику «клубный час». Один раз в неделю 1 час дети свободно могут перемещаться по всей территории детского сада, заходят в гости друг к другу в группы, осваивают пространство самостоятельно. В одном из детских садов, когда эту технологию начали использовать, дети в первый раз боялись выйти из группы, они оказались психологически закрыты. Далее малыши привыкали, и уже через 2-3 раза свободно могли заглянуть и в любую комнату сада, в том числе, в техническое помещение.

  • Доступность среды. Далеко не во всех садах этот принцип воплощается в жизнь. Пренебрегали им и раньше. 2-3 десятилетия назад было распространено, что новенькие игрушки ставили в детском саду на видные места, но высоко, чтобы дети не достали их и не испортили. Почти каждый советский и постсоветский ребенок может вспомнить ту самую куклу или карету с лошадьми, в которую ему поиграть очень хотелось, но она была недосягаема. У многих остались психологические травмы из-за этого, и они до сих пор вспоминают ту самую игрушку, как нечто недосягаемое. В ДОУ для ребёнка не должно быть барьеров - по росту, по запретам. Он должен свободно доставать до любого необходимого предмета - захотел взять карандаши, достал и порисовал.
  • Безопасность. Этот компонент многогранный, так как необходимо учитывать психологическую, духовную и телесную составляющие ребёнка.

С точки зрения безопасности телесной, в наших садах всё высокого уровня и качества и соответствует нормам. Психологическая и духовная безопасность обеспечивается не везде. Чтобы контролировать психологическое состояние ребенка, нужно следить за тем, с какими игрушками он играет. А к современным куклам и машинкам у психологов есть множество нареканий. Вспомним, к примеру, негативно известных куколок в гробах.

Удачные примеры организации интерьера детского сада

Создание гибких, двигающихся стен - процесс дорогой, но возможный. На этом примере есть мебель на колёсиках, за столами - пространство для работы или уединения. Темным ковром маркировано игровое пространство. Дети могут перемещаться между группами.

Японцы используют крышу для расширения пространства. Деревья растут сквозь детский сад, и дети могут применять их во время игры.

В датском детском саду сделали специальную дверь, высотой именно с маленького человека, поставили мебель на колёсиках.

В этом детском саду удачно используют вертикальное пространство и игру цвета. Детям будет комфортно в красивом, сказочном интерьере.

На вебинаре участники увидели много креативно оформленных интерьеров в российских и зарубежных детских садах. Каждый педагог мог себе почерпнуть что-то для своего ДОУ и, наверняка, скоро воплотит это в жизнь.

Вопросы от участников

  1. Наталья: Насколько удобны для детей столы на колесиках?

Они очень удобны для воспитателей, в плане перемещения. А детям создают возможность находиться в различных пространствах. Помните, в детских садах можно размещать столы на колёсиках только с фиксаторами.

  1. Сташко Ирина: У нас в ДОУ все пространство группы заставлено столами, так как требуют СанПиН. Некуда поставить большой мягкий модуль для конструирования. Можно ли это как-то изменить?
  2. Олейник Екатерина Игоревна: Можно ли в групповых помещениях размещать уголки природы (растения, аквариумы и т.д.), если по СанПиН это запрещено?

Нет, СанПиН на сегодня - наш главный нормативный документ.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Дети - цветы жизни, однако для того, чтобы они выросли правильно, уже с самых ранних лет нужно прививать им чувство прекрасного и основные нравственные ценности. Зачастую трансляция главных морально-эстетических постулатов возлагается на воспитателей, которые порой с детьми проводят куда больше времени, чем родители. Однако больший эффект на наших чад производят не слова, а визуальные образы. Вот почему правильное оформление стен в детском саду - это не просто очередная возложенная инструкцией обязанность воспитателей, но еще и отличный инструмент прямого воздействия на формирующее сознание ребенка. Данный материал будет интересен не только работникам детских садов, но также всем родителям, неравнодушным к тому, чем в обществе своих сверстников живет и дышит их ребенок.

Роспись

  • эффектный способ донести до сознания ребенка какую-либо информацию;
  • развивает эстетическое восприятие;
  • отлично вписывается в интерьер любого детского сада;
  • подходит для любой возрастной группы.

Понадобится: кисточка, краски.


Если вы обладаете хотя бы минимальными навыками рисования, то, определенно, этот способ для вас. Оформление стен в этом заведении не обходится без росписи (): на поверхность переносятся привлекательные и легко узнаваемые образы, элементы животного и растительного мира, известные персонажи из мультипликационных сериалов.


Правда, если вы не желаете ограничиваться исключительно эстетическим эффектом, то можете интегрировать в свое произведение какие-либо дидактические элементы. К примеру, проиллюстрировать известную пословицу, используя популярных среди детей персонажей.









Виниловые наклейки

  • идеальное сочетание с любым интерьером;
  • рекомендуется для средних и старших возрастных групп.

Понадобится: наклейки, ножницы.




В продаже присутствует немало уже готовых наклеек из винила , которые помогают разбавить чересчур скучный и невыразительный интерьер приятными изображениями на стенах. Выбирая такой способ оформления стен, обращайте внимание на цвет наклеек - желательно избегать однообразных темных тонов и отдавать предпочтения ярким вариантам . В таком случае по поводу настроения деток в саду можно не беспокоиться.



Бумажные аппликации

  • простой и очень эффектный способ "оживить" стены;
  • готовые шаблоны можно найти в Сети либо купить в магазине.

Понадобится: цветная бумага, клей, ножницы.





Этот способ примечателен тем, что к нему можно успешно подключить самих детей. Уже с самых ранних лет они любят возиться с бумагой и клеить, так почему бы не пустить этот энтузиазм на благое дело? Выбор аппликаций ограничен лишь вашей фантазией: можно задекорировать стену вереницей гирлянд, красивыми шариками, восхитительными объемными цветочками - словом, есть из чего выбирать. Популярные схемы и шаблоны последних вы можете посмотреть в статье о том, как делать объемные цветы из бумаги своими руками . И самое главное: такое оформление стен создаст в детском саду в целом и в сознании каждого ребенка в частности приятное ощущение праздника. А разве это не прекрасно?









Плакаты-инструкции и графические объекты

  • для всех возрастных групп;
  • визуализация важных действий и алгоритмов;
  • дидактический эффект.

Понадобится: картон, ватман, маркер, краски, цветные карандаши, фломастеры.


Маленькие дети не умеют читать, но они невероятно пристально порой всматриваются даже в самые простые изображения. Воспитатель в детском саду не будет воспитателем, если не научится использовать такой интерес к графике себе во благо. Поэтому смело облекайте в графическую форму самые разные инструкции, советы, наставления. Например, сложный для многих детей алгоритм одевания можно красиво и доступно изобразить таким образом, что вскоре ребенок благополучно освоит этот навык.




Другой пример - обучение детей навыкам рисования. Изобразите на стене в детском саду живые образы веселых карандашей - и увидите, с каким интересом ребенок будет в следующий раз брать карандаш в руку.



3 важных нюанса по отделке


Оформление стен включает не только декорирование поверхности, но также и его непосредственное цветовое оформление. Порой от стен в таких учреждениях веет чем угодно, но только не жизнерадостностью и добротой, поэтому обратите внимание на следующие рекомендации:

  1. долой однотонность - невзрачные и скучные однообразные стены могут отлично вписаться в любое техническое помещение, но в детском саду их быть не должно (идеи покраски стен в два цвета);
  2. будьте аккуратны с красным цветом - есть мнение, что этот цвет способствует повышению агрессии и возникновению гиперактивности у малышей;
  3. забудьте о темных оттенках - находясь среди своих сверстников, ребенок должен ощущать себя комфортно, а не испытывать давление со стороны угрюмых стен.