Фирменным стилем баухауза стали. Будь проще: что такое баухауз и как он повлиял на современность. Баухауз в интерьере: каноны стиля

Сегодня мы расскажем, что собой представляет стиль Баухауз в интерьере. И начнем, пожалуй, с того, что возник он в Германии, в начале XIX века в 1919 году. Ну а основателем этого нетривиального направления является архитектор Вальтер Гропиус. Он ловко объединил простоту линий и доступные индустриальные ресурсы в единое целое. Иначе выражаясь, он создал функциональный и минималистичный интерьер, применяя новые средства создания пространства (подробности далее в обзоре).

Баухаус (также Баухауз, а по нем. «Bauhaus») — это школа художественного конструирования и строительства. Известно, что данное учебное заведение существовало в Германии с 1919 года по 1933 год. В рамках этой школы и возникло одноименное художественное направление, которое снискало славу также в дизайне и архитектуре.

Характерные черты стиля

Особенностями стиля являются:

  1. Применение геометрических форм и асимметрия.
  2. Использование всей площади помещения в полной мере.
  3. Предметами декора являются не привычные статуэтки, картины, и разные мелочи, а качественная бытовая техника и разнообразные светильники.
  4. Правильно спроектированное освещение, за счет точечных подсветок и больших окон.
  5. Применение техники ловкого зонирования.
  6. В интерьере применяют кованые элементы и изделия из стекла.



История стиля

Основателем стиля является Вальтер Адольф Георг Гропиус, который был немецким архитектором, а также сооснователем и директором школы Баухаус, о которой мы упоминали ранее. После Первой мировой войны мистер Гропиус стал основателем данной школы, которая была образована в Веймаре в 1919 году, здесь преподавались принципы архитектуры и прикладного изобразительного искусства. Ну а отрыл эту школу Хенри ван де Велде, который выдвинул на роль руковдителя ни кого иного, как молодого архитектора из Берлина – Вальтера Гропиуса. Именно он со своей легкой руки принял решение создать новую эпоху архитектуры, и объединил в дизайне помещений функциональность, современность, технологичность и экономичность. Так и зародилось рассматриваемое в данном обзоре стилевое направление.




  1. В 1931 году бывший директор училища Баухаус — Ханнес Мейер со своими учениками посетил Москву. Они внесли серьезный вклад в строительство зданий в разных городах России, в Магнитогорске, Орске, Перми и т.д.
  2. В 1930 годах данный стиль очень активно начал развиваться в Палестине, а все благодаря эмигрировавшим туда архитекторам-евреям.
  3. В Тель-Авиве находится наибольшее количество зданий, построенных в таком стиле.
  4. В 2003 году ЮНЕСКО объявило «Белый Город», расположенный в Тель-Авиве всемирным наследием культуры за пример новейшего градостроительства и яркой архитектуры начала XX века.



Подходящая цветовая гамма

В оформлении помещений применяют нейтральные и светлые оттенки: бежевые, белые, серые и черные. Эти цвета визуально увеличивают пространство, что очень хорошо сказывается на площади небольших комнат. Ну а чтобы сделать какой-то явный акцент, используют яркие блики красного, синего, желтого и зеленого цвета.




Выбор отделочных материалов

На самом деле для отделки помещений применяются самые разнообразные материалы: различной ценовой категории, фактуры и цвета. В связи с чем используется:

  • пластик и краноспан;
  • металл;
  • стекло;
  • дерево;
  • кожа.




Все работы по отделке комнат характеризуются простотой.

Отделка помещений в стиле Баухауз

Пол

Напольным покрытием может быть ламинат и линолеум, ловко имитирующий дерево и металл. Ну а вообще, здесь нет каких-то четких ограничений, вполне можно постелить и плитку, причем не только в ванной комнате, но также на кухне, гостиной, коридоре и прочих проходимых помещениях. Оттенок напольного покрытия должен перекликаться с тоном стен, допустим светло-серым, бежевым или белым.



Потолок

Для начала стоит сказать, что приветствуются высокие потолки. Их оштукатуривают и окрашивают в светлые тона. Не многие знают, но именно в этом стиле впервые сделали многоуровневые потолки, которые очень популярны и сейчас. В наше современное время актуальны натяжные потолки, можно выбрать матовое покрытие или присмотреться к глянцу.


Стены

Для оформления стен используют обои, окрашивание или интерьерную декоративную штукатурку. Очень популярны обои с фигурами или мелкими рисунками, которые хаотично разбросаны по всему полотну. За счет мелких узоров, создается впечатление более широкой комнаты. Оттенок обоев подбирается в нейтральном исполнении, допустим, отлично смотрится белая гамма, серая, бежевая, какие-то пастельные тона (нежно-розовые, светло-зеленые или бледно-голубые).



Освещение

Свет играет очень большую и безусловно важную роль. Его должно быть не просто много, а очень много: большие окна, через которые попадает много света и множественные светильники.

Раздельное освещение – изюминка этого стиля. Каждая из зон в помещении имеет индивидуальное освещение, которое можно использовать отдельно, то есть у каждой зоны свой выключатель. В центре должна быть подвесная люстра, которая считается основной изюминкой помещения, традиционно она выполнена в виде шара. Остальное освещение принято делать встроенным – точечные светильники или споты в нужных местах. Нельзя забывать про освещение углов, ведь чаще всего именно они кажутся темными и неприветливыми, их помогут высветить светильники на потолке или настенные бра.



Декоративная часть

На окна вешают полупрозрачные шторы и невесомые гардины. Также подойдут римские шторы и жалюзи. В принципе шторы могут выступить акцентной деталью, поэтому их цвет может быть сочным и ярким, но так чтобы в итоге они смотрелись гармонично на фоне стен, пола и мебели. Целостную композицию помогут воссоздать статуэтки и декоративные подушки, выполненные в единой цветовой гамме. Из прочих милых вещиц стоит выделить функциональные газетчицы, шкатулки для мелочей, цветочные вазы. По сути, каждый предмет в этом помещении должен быть полезным, а не просто симпатичной безделушкой для поддержания уюта.



Выбор мебели

Интерьер баухауз не сможет существовать без подходящей мебели. Качественная и доступная по цене мебель является важным показателем данного стиля. Ее выбирают по простоте в использовании и функциональности.

Этот стиль открыл миру мебель с применением металла. Так возникли столы с металлическими ножками и стулья со спинками из гнутой металлической трубы. Модульная и трансформируемая мебель, также появилась в это время.

В отделке мебели не было декоративных элементов. Поэтому и в наши дни все должно быть просто и главное — комфортно. Важную роль играет лаконичность и четкость геометрических форм. Допустим, может использоваться диван строгой формы с ровными деревянными подлокотниками, которые не позволят мебели портиться от постоянного соприкосновения человеческих рук. К тому же на деревянные подлокотники можно положить пульт от телевизора или поставить стакан с водой.



Дополнительная подборка фото

Интересный документальны фильм о стиле Баухауз (видео)

Главная идея этого стиля — «красиво то, что просто». Именно это делает Баухауз актуальным и в наше время. Здесь нет эксклюзива, используются общедоступные материалы и мебель широкого производства. Но при всем этом, если все правильно и умело сочетать, то получиться индивидуальный и уникальный дизайн интерьера Баухауз, который вызовет восторг не только у вас, но и у ваших гостей. Этот стиль словно специально создан для практичных людей, у которых все должно быть просторно и свободно.

Баухауз - самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века.За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925


Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования - Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».


Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник - лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора

Иоханнес Иттен, 1919–1923 - заместитель директора

Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 - преподаватель

Герхард Маркс, 1919–1924 - преподаватель

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом - занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.


Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.


Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Иттен разработал «форкурс» - новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

Композиция из разных по конрасту форм, Веймар 1920

Упражнение на контраст форм и контраст светлого и темного, Веймар 1920

Упражнение с круговыми формами, Веймар 1920

Белые и черные круги. Ф. Дикер, Веймар, 1919

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 - художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.


Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн - пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.


Жилой дом Хауз-ам-Хорн
Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.


Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927
Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы - все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.


Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям - голышом), боксирование - все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима - это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.

«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен - как аморфный монстр, Фейнингер - как два правильных треугольника, Мохой-Надь - отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус - Ле Корбюзье…»

Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» - более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.

Баухауз в Дессау 1925-1931


Здание школы со стороны входа
Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа

Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год - к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.


Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау
Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало - в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.


Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения - всемирное культурное наследие ЮНЕСКО - носят название «Белый город».

Почему Баухауз так важен?

Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.

  1. Баухауз смело принимает машины, как инструмент, достойный художника;
  2. Баухауз решает проблему хорошего дизайна для массового производства;
  3. Баухауз собирает на своих факультетах больше выдающихся художников, чем любая другая школа искусств;
  4. Баухауз преодолевает пропасть между художниками и промышленностью;
  5. Баухауз ломает систему, которая разделяет «изобразительное» и «прикладное» искусство;
  6. Баухауз понимает, что можно обучить технике, но нельзя обучить творческой изобретательности;
  7. Здание Баухауза в Дессау - главное архитектурное сооружение 20-х годов;
  8. Методом проб и ошибок Баухауз придумал новый и современный вид красоты;
  9. И, наконец, потому что влияние Баухауза распространилось на весь мир и особенно сильно сегодня в Англии и Соединенных Штатах.

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика - этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше - лучше» - принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2», посвященная директору Баухауза Вальтеру Гропиусу:

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

на английском

Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза « » Éva Forgács

Посетить

События 2019 года, посвященные 100-летию Баухауза , от Strelka mag;

Официальный сайт, посвященный

Современная дизайнерская мода в интерьере и архитектуре находится на этапе пересмотра классических, формировавшихся веками стилей. Пересматривается взгляд на функциональность жилья, его эргономичность и эстетическое выражение. При этом существует довольно узкий пласт направлений, появившихся сравнительно недавно. К таким относится стиль баухауз, который зародился в начале прошлого столетия и по-прежнему сохраняет базовые принципы организации жилого пространства в условиях индустриальной эпохи.

Общие сведения о стиле

Формирование истоков стиля происходило в Германии в 20-х годах. Идеологом направления считается Вальтер Гропиус, который в 1919 году занимал кресло руководителя школы конструирования и строительства. На ее базе и был организован круг дизайнеров и архитекторов, которые выработали концепцию стиля.

Надо отметить, что оттенок индустриализма - не единственное, что к тому моменту было отражено в новой концепции. Основоположники направления стремились воплотить в нем потребности нового человека того времени. Как ни странно, многое из заложенного в первоначальных принципах актуально и на сегодняшний день. В то же время баухауз - архитектурный стиль, который выходит далеко за рамки интерьерного дизайна. И это касается не только стилистических черт, но и конструкционного исполнения, форм и материалов.

Принципы стиля

В основе стиля лежит принцип сращивания ремесла и прикладного искусства. Это значит, что художник становится творцом и мастером на одном уровне с ремесленниками, предлагая свои произведения для рядовых потребителей. Иными словами, стиль предлагает создание не сугубо практичных форм и предметов, а подлинных произведений искусства, которые занимают место в архитектурном ансамбле или же интерьере частного дома.

Для объединения искусства и ремесленничества был сформулирован принцип координации усилий специалистов разного профиля, которые бы могли вместе решать художественные, технические и экономические задачи, неизбежно возникающие на разных этапах строительства. На текущий момент баухауз - стиль в дизайне, который можно характеризовать как функциональный, простой и в то же время современный. Концепция направления в отличие от многих стилей не отбрасывает идеи обустройства жилья с привнесением технологичности. И если для направления хай-тек подобные решения во многом выглядят как элементы эстетического выражения, то баухауз использует их в практических целях.

Материалы для отражения стиля

Ограничений по выбору материальной базы стиль накладывает немного, но есть явный уклон в сторону тяжелых, долговечных и надежных конструкций. В частности, главным материалом можно назвать металл. Сегодня он практически не используется в интерьерах, но внешняя отделка вполне может быть выполнена с применением металлического сайдинга, профильных конструкций и балок.

В помещениях доминируют пластиковые и стеклянные поверхности. Но и в этом случае надо отметить, что оба материала должны пройти специальную обработку - пропитку или закалку для придания прочности и надежности. Есть место и для кожаных изделий, которые украшают собой дома в стиле баухауз, привнося также оттенки естественности. Что касается непосредственной отделки поверхностей, то штукатурка является главным средством оформления стен для этого стиля. По крайней мере, она выступает основой, на которой может быть применена и покраска, и оклейка обоями.

Цветовые решения

Пожалуй, это один из самых демократичных стилей в плане выбора цветов. Через оттенки поверхностей и декоративных элементов баухауз практически не выражается. В таких домах можно встретить и холодные, и теплые цвета. С другой стороны, можно выбрать тактику следования духу индустриального стиля. И тогда вновь на первый план выйдет тяжелая или как минимум нейтральная фактура, подчеркиваемая бежевыми, серыми и даже черными цветами.

Но при этом нельзя сказать, что консерватизм и аскетизм - главное, что должен отражать стиль в интерьере баухауз. Фото, представленное ниже, свидетельствует о том, что этому направлению также могут быть свойственны оттенки игры и контраста. Добавление синего, желтого и зеленого оттенков разбавят скучную палитру и едва ли сделают интерьер менее привлекательным и эстетически выразительным.

Требования к освещению

Если в выборе цветового оформления предоставляется определенная свобода, то для освещения существуют вполне конкретные правила. Прежде всего, организация размещения приборов должна быть разделенной. Для каждой функциональной зоны в помещении предусматривается своя группа источников. Причем упор делается на встроенные светильники, крупные люстры, торшеры и плафоны. И в этом контексте можно подчеркнуть сходство современной моды на светодиодное точечное освещение и стиля баухауз, который также тяготеет к функциональности и технологичности. Выбирать модели светильников следует по критериям мощности, массивности и яркости. Света должно быть много, но при этом надо помнить о комфортности для глаз. К примеру, LED-источники желательно использовать только в оснащении потолка. А для классических конструкций в тех же торшерах и люстрах применять обычные лампы накаливания.

Подходящие предметы мебели

В подходе к организации мебельной обстановки доминирует практичность. Иногда даже в ущерб эргономике. Так, дизайнеры рекомендуют отказываться от кресел с подлокотниками и дополнительными приспособлениями, повышающими комфорт. Оптимальным выбором будут компактные, трансформируемые предметы, которые не будут занимать много места и позволят рационально использовать свои функции. В плане материалов можно вспомнить, что баухауз - стиль в интерьере, который ориентируется на металл, пластик и стекло. Действительно, мода на экостили в данном оформлении не прослеживается, в чем, впрочем, есть свои положительные моменты. Корпуса из пластика и металла отличаются долговечностью и функциональностью, хотя и не всегда смотрятся эстетично, как мебель из натуральных материалов.

Элементы декора

К декоративным материалам и особенно украшениям как таковым стиль равнодушен. Полностью отказываться от подобного оформления не стоит, но желательно, чтобы оно носило определенную смысловую нагрузку. Это могут памятные картины, фотографии, фамильные подсвечники и т. д. В то же время стиль баухауз не накладывает ограничения на совмещение эстетической привлекательности и функциональности компонентов интерьера. Это значит, что вносить желаемые оттенки декора можно через текстиль, ковровые покрытия, ту же отделку стен и приборы освещения. Каждый элемент стоит выбирать исходя из общей стилистики помещения, на которую делается упор в рамках направления баухауз.

Отражение стиля в архитектуре

Данное направление в архитектуре изначально ориентировалось на строительство многоквартирных домов. Это были трех-четырехэтажные дома, формировавшие целые поселки для рабочих. Соответственно, речь могла идти только о квартирах малой площади, из чего и происходит определенное стремление к минимализму. Например, стиль баухауз в архитектуре предполагает устройство монохромных гладких поверхностей. Если же переносить этот жанр на современную почву строительства частных домов и коттеджей, то он может органично уложиться в концепцию оптимизации пространства. Это будет дом, в сооружении которого рационально использовались недорогие стройматериалы. Близка этому направлению также идея каркасного строительства на базе домкомплектов. В данном случае и сам процесс возведения здания будет оптимизирован.

Заключение

С точки зрения современного жителя мегаполиса, данный стиль предлагает немало интересных и оригинальных решений. За счет минимальных ресурсов он позволяет организовать самобытный неповторимый интерьер. Но также следует учитывать ограничения, которыми отличаются дома в стиле баухауз - как во внешнем оформлении, так и во внутреннем устройстве. В частности, придется отказаться от повышенной комфортабельности и декоративности. Эти качества обеспечиваются уже по остаточному принципу, а первое место отводится функциональности и простоте. При этом нет ограничений в части использования современных коммуникаций, технологичного оборудования и аппаратуры. Как и в период своего зарождения, так и в наши дни этот стиль идет навстречу техническому прогрессу и приветствует новые средства, расширяющие возможности эксплуатации жилого пространства.

Баухауз – возник в начале XX века в Германии. Его основоположником стал юный талантливый архитектор, Вальтер Гропиус.

Баухауз произвёл настоящую революцию: благодаря этому направлению дизайн перестал быть элитарным понятием, и стал работать на потребности общества.

Главные принципы:

  • Урбанистичность. Баухауз - стиль, рассчитанный на темпы городской жизни.
  • Технологичность - все предметы интерьера в стиле баухауз просты в производстве и ремонте.
  • Эргономичность. Удобство в использовании - пожалуй, главный принцип при выборе мебели в баухауз.
  • Доступность. Этот стиль себе может позволить каждый.
  • В 1933 году Гитлер запретил продвижение концепции Баухауза в Германии, но к тому времени, стиль уже набирал популярность в мире. Современные офисы – яркое тому доказательство.

Каноны стиля

В интерьере баухауз стремится к практичности, современности и функциональности. Минимальное количество вещей, встроенная мебель, которая освободит пространство, простые формы – отличительные черты стиля. Идея баухауза в конвейерном производстве мебели, красота которой заключается в лаконичности и удобстве.

Материалы

Дома в стиле баухауз легко узнать: стеклянные поверхности, пластик и металлические хромированные элементы. И это сочетается с натуральным деревом, кожей и плотными натуральными тканями.

Цветовые решения

Баухауз – это светлые нейтральные оттенки: белый и серый, которые разбавляются элементами теплых цветов или черными деталями интерьера. В небольших количествах допускаются яркие цветовые акценты: красный, синий, желтый, зеленый.

Требования к освещению

Даже малометражная квартира, оформленная в стиле баухауз, выглядит просторной благодаря обильному освещению. Холодный яркий свет, светлые стены и стеклянные двери призваны визуально расширить пространство.

Подходящие предметы мебели

Мебель в интерьере проста и функциональна. Стиль баухауз побудил к созданию модульной мебели: стулья, которые легко складываются и занимают мало места, складные столы, меняющие форму, модульные диваны, положение и форма которых изменяется в зависимости от потребностей, шкафы-купе.

Дизайн отличается простыми геометрическими формами, хромированными металлическими ножками, горизонтальными плоскостями. У стульев и кресел в стиле баухауз отсутствуют подлокотников и другие элементы, визуально утяжеляющие мебель.

Элементы декора

Красота в простоте: баухауз кардинально изменил подход к декорированию помещений. Стиль призывает находить красоту в простых формах, геометрических линиях, металлических рамах. Круг, квадрат и прямоугольник – лучшие помощники в декоре.

Дизайнерские решения в стиле баухауз подойдут любителям элегантной простоты. Если вы мечтаете об удобной, стильной и свободной от лишних вещей квартире – это то, что вам нужно. Баухауз учит экономить на ненужных вещах, отдавая предпочтение комфорту.

В современных домах зачастую наблюдается нехватка пространства и это в значительной степени затрудняет работу оформителя при выборе стиля. Оформление должно быть красивым, практичным и удобным для владельца дома. Всем этим требованиям отвечает стиль баухауз, название которого в переводе с немецкого означает «строительство дома».

Основные черты стиля

Это направление в дизайне стало сочетанием истинно немецкой практичности и при этом, простоты окружения. Все предметы меблировки имеют незамысловатые строгие линии, отдавая большую дань практичности, но, при этом, оставаясь достаточно привлекательными с точки зрения эстетики. Главные формы, используемые дизайнерами при отделке дома в стиле баухауз – квадрат, круг, овал и другие простые геометрические фигуры.

Смешение натурального дерева, стекла, кожи и одновременно искусственных материалов – яркая черта, присущая этому стилю. Диваны имеют прямоугольные подушки и лишены подлокотников, а столы часто выполнены со стеклянной столешницей, и опираются на металлические ножки.

Встроенная мебель появилась в интерьере именно тогда, когда миру был представлен стиль баухауз. Шкафы – купе стали одной из характерных особенностей этого вида оформления. Такой громоздкий предмет интерьера занимал слишком много места и его убрали в стену. Больше пространства для жизни и меньше – для мебели. Эта идея стала одним из основных девизов данного направления в дизайне.

Цвета и декор

Отделка поверхностей сочетает в себе одновременно холодную и тёплую цветовую гамму, а декоративных украшений почти нет. Если декор все же присутствует, он обязательно выполнен в общей идее и предельно функционален. Нередко, в качестве декоративных элементов используются не дополнительные аксессуары, а светильники или бытовая техника.

Основной палитрой здесь будут бежевые, серые, черные и другие нейтральные тона. Однако, они часто разбавляются довольно ярким пятном желтого, синего или зеленого цвета. Главное, чтобы яркие цвета не превалировали над основной нейтральной гаммой оформления.

Материалы

Основным материалом отделки стен стала штукатурка. Если это обои, то они, как правило, имеют четкий мелкий рисунок, напоминающий фактуру ткани. Тоже самое относится и к потолочным поверхностям – преобладают однотонные покрытия спокойных расцветок.

Несмотря на некоторую «искусственность» всего окружения, в таких интерьерах часто встречаются натуральные материалы. Однако, ни один из них не занимает главенствующую позицию. Стекло соседствует с металлом, натуральное дерево и кожа – с искусственным или натуральным камнем.

Мебель

Эстетика здесь уходит на второй план. На первом месте всегда будет функционал. Вся используемая в подобных интерьерах мебель должна быть удобной, практичной и не слишком дорогой. Нередко стулья и диваны лишены подлокотников, а в качестве основного материала основания может выступать пластик или металл.

Внешний вид такой мебели прост, обычно, это сочетание горизонтальных и вертикальных плоскостей. Так как одной из главных идей является экономия пространства, предметы меблировки нередко выполнены трансформируемыми. Стулья легко вкладываются один в другой, а корпусная мебель зачастую представлена модульными решениями.

Свет

Освещению в том дизайне, который подразумевает стиль баухауз, отводится отдельная роль. Именно этот вид оформления стал основой идеи раздельного освещения. Каждая функциональная зона имеет свой источник света, который можно включать отдельно от остальных. Кроме того, яркими световыми пятнами заменяется привычный декор в виде дополнительных аксессуаров.

Для такого оформления характерно обилие света, падающего в комнаты из больших окон и дополненного множеством светильников. Осветительные приборы по большей части встроенные, а выполнены в виде шара или тарелки.