Ландшафтный дизайн. Законы линейной и воздушной перспективы. Составление базового плана

Ландшафт - это часть территории, в пределах которой находятся основные составляющие элементы ландшафта (кора земли, вода, климат, растительный и животный мир), образующие связанное единство. Все виды ландшафта можно разбить на две большие группы: природный (нетронутый человечеством) и культурный (антропогенный).

Классификация и виды

Человек изменяет рельеф: в одних случаях выравнивает, в других - добавляет канавы и холмы, создавая определенный ландшафт.

Классификация ландшафтов:

  1. Географический. Это определенная часть поверхности земли, имеющая единую конструкцию и развитие. В принудительном порядке влияет на все живые организмы, заставляя перемещаться в другой ландшафт тех, кто не может приспособиться в том или ином месте. В результате этого образовались определенные этнические народности. Большинство народов адаптировались к ландшафту и не пытались его изменить.
  2. Природный. Связан с предыдущим типом. Он также не подвергался воздействию человечества либо испытал ее в наименьшей степени. К данному типу ландшафта относятся рельеф, вода, животный и растительный мир.
  3. Агрокультурный. Ландшафт, в котором природная растительность в большей мере заменилась посевами и сельскохозяйственными и садовыми насаждениями.
  4. Антропогенный. Этот вид был создан в результате целенаправленной деятельности человека. Его возникновение связано с прямым изменением природного ландшафта. Сюда относятся поселения городского и сельского типа. Это изменения, контролируемые человеком.
  5. Исторический. Это вид ландшафта, тесно связанный с определенными историческими событиями и личностями.
  6. Социальный. Это особые каналы, по которым осуществляется взаимодействие между людьми. Сюда можно отнести организацию рельефа таким образом, чтобы можно было построить мост через реку или другие постройки, позволяющие вести нормальную жизнедеятельность людей.
  7. Культурный. Это человеческое и природное взаимодействие, которое в ходе хозяйственной деятельности изменило ландшафт. В качестве примера можно привести оазисы в пустыне, засеянные поля и так далее. Культурный и природный ландшафт не имеют четкой границы, не меняются геологическое строение и рельефные черты.

Немного истории

История появления ландшафта и ландшафтного дизайна начинается с древних времен. Увидев природную красоту, человечество решило дополнить.

Около 200 лет назад в Америке впервые употребили понятие «ландшафтная архитектура».

Природные ландшафты, преобразованные человеком, начали появляться еще во времена селения древних землевладельцев. По мнению ученых, первые попытки возведения садовых участков появились именно в Междуречье.

В 8-10 веках до нашей эры в Древней Греции появилось искусство возведения парков и садов. Позднее сюда добавились садовые прямые дорожки, аллеи, вазы и различные скульптуры.

3000 лет назад ландшафтный дизайн появился в Китае.

В Японии формирование садов также относится к древним временам. В последнее время в Европе японский стиль ландшафта завоевал большую популярность. Отличие данного стиля заключается в идее соединения природы и человечества.

Огромную роль в формировании ландшафтного дизайна сыграла Эпоха Возрождения. Здесь присутствуют скульптуры, искусственные водоемы и большие кустарники.

В 19-20 веках нашего времени ландшафтный дизайн раскрывается в наибольшей степени. Основное правило - добавление новых композиций. В России главным основателем дизайна был живописец, имеющий профессию «устроитель садов и парков» (понятия «дизайнер» в то время не существовало).

Ландшафтный дизайн самостоятельно

Самостоятельно сделать дизайн ландшафта достаточно просто. При соблюдении основных правил обычная дача превращается в прекрасный участок.

Основные этапы создания дизайна включают в себя следующее:

  • продумать, что именно хочется и где это расположить;
  • создать газон;
  • подобрать растения и аксессуары.

Важно! Газон - неотъемлемая часть ландшафтного дизайна. Именно он придает участку красивый вид.

Стоит запомнить, что при первом посеве не всегда получается хороший газон, придется поработать над ним парочку сезонов. Уход предполагает регулярную косьбу в сухую погоду и поливку во время засухи. Не нужно давать газону сильно отрастать, так как в дальнейшем его сложно будет разровнять.

Дизайн должен выглядеть гармонично. Это должно быть отражено в цветовой гамме. Цвета должны быть отражены не только в цветниках, но и в мебели и иных декоративных элементах. Отделка также занимает не последнее место. Например, если при оформлении используется белый кирпич, то он должен присутствовать в клумбах и дорожках.

Рассмотрим основные компоненты ландшафтного дизайна:

Опытные специалисты рекомендуют начинать с этого элемента. Дорожки можно разместить на месте, где уже были натоптаны тропинки. Для этого при помощи лопаты рисуются ровные линии, служащие гранями будущей дорожки. Затем выкапывается траншея, засыпается песком и заливается бетоном.

Это оригинальное украшение, напоминающее Альпы, отсюда и соответствующее название. Это небольшая насыпь, на которой высаживают разнообразные растения. Эту красоту легко сделать своими руками. На выбранном месте снимается верхний грунт и насыпается дренаж. Затем все необходимо засыпать грунтом и тщательно утрамбовать. Далее укладываются камни - снизу крупнее, сверху помельче. Отверстия между камнями засыпаются песком и поливаются водой.

Зеленые насаждения

Для создания клумб необходимо включить всю вашу фантазию. Отлично смотрятся старинные и ненужные предметы, засаженные цветами. Цветы лучше располагать по сезону цветения, начиная с весны.

Водоемы

Если есть лишнее место, то целесообразно использовать его под пруд. В специализированном магазине необходимо приобрести емкость, которая послужит основанием для водоема. Затем копаем яму, устанавливаем емкость и заполняем водой. Не забываем про растения. В воду можно поместить декоративные игрушки.

Беседка

Отличное место для беседки - рядом с водоемом. Ее можно построить или натянуть обычный тент.

Где взять оригинальные идеи?

Обязательно провести анализ участка, спланировать размещение объектов, а только потом начинать работу.

В настоящее время большую популярность имеют три стиля дизайна.

Кантри

Отражает простую сельскую жизнь - чистый воздух, тишина, природные материалы и природный комфорт. Этот стиль подойдет для тех, кто приезжает отдохнуть на дачу и заняться земледелием. Все постройки на участке отражают деревенскую жизнь. Это вносит необыкновенный уют и комфорт после городской суеты.

Пейзажный

Отражает природную красоту и естественность - густые заросли зелени, цветники, пруды, извилистые дорожки из камня. Впечатление, что все создано самой природой. Например, при обустройстве искусственного водоема проследите за тем, чтобы отличие от настоящего было минимальным - нечеткие каменистые берега, густая зелёная заросль, кувшинки и ряска на поверхности.

Модерн

Отражает порядок и функциональность - геометрические ровные формы, симметричность, множество строительных материалов. В таком саду нет зеленых джунглей. Каждое растение занимает свое место. Этот стиль не любит пестроту, поэтому в основном присутствует единая цветовая палитра.

Особое внимание следует уделить высаживаемым растениям. Представьте, какими вырастут деревья через несколько лет. Пройдет 15 лет, и пышная крона ели заслонит цветы от солнечного света, а корни разрушат систему водоснабжения. Также убедитесь, что у вас будет необходимое количество времени для обеспечения регулярного ухода за посаженной растительностью.

Таким образом, составляя самостоятельно дизайн ландшафтного участка, нужно учитывать все мелочи. В результате - полноценный отдых и непередаваемая красота.

Ландшафтный дизайн - это область ландшафтной архитектуры, которая отличается от ландшафтного проектирования тем, что по сравнению с последним ориентирована на меньшее пространство, проекты быстрее реализуются по времени.

Также существует понятие садового дизайна, но у нас в стране оно не прижилось: чаще всего под понятием ландшафтный дизайн подразумевают и сам ландшафтный дизайн, и садовый, а иногда и ландшафтное проектирование.

Ландшафтный дизайн сочетает в себе элементы как искусства, так и науки. Его результат - функциональное, эстетически приятное расширение внутреннего жилого пространства вовне. Одна из фундаментальных функций ландшафтного дизайна - гармоничное сочетание современных технологий (строений и зданий) и природного окружения. Чтобы сделать хороший дизайн, специалист по ландшафтному дизайну должен обладать достаточными знаниями в области дизайна, общих принципов искусства, и рабочего материала.

Элементы искусства в ландшафтном дизайне.

Основные элементы искусства (которые используются в ландшафтном дизайне) включают в себя: цвет, линию, форму, текстуру и масштаб. Безусловно, их нельзя рассматривать по отдельности, без отрыва друг от друга, но рассмотреть природу каждого из них в отдельности необходимо, т.к. только после этого можно приступать к их взаимодействиям между собой.

У каждого из нас свой стиль и, в конечном итоге, свои требования к жизни. И каждый стремится к идеалу, тому образу, который рисуется мыслями, планами, ритмом жизни и уровнем финансов.

Хочется, чтобы участок был красивым. Может быть даже хочется, чтобы чувствовался дизайн пространства, интерьера, ландшафта.

Представление о красивом обустроенном жилище мы уже имеем, но представление о ландшафтном дизайне сложилось еще не у всех.

Еще не у всех существует представление о том, как должен выглядеть участок земли, прилегающий к дому, представление о модных направлениях и классических, представление о ландшафтной архитектуре.

Нет ничего лучше, чем выйти летним или осенним вечером в беседку: солнце скрывается за горизонтом, наступает особое время суток- время таинственной умиротворенности. Длинные тени, размытые силуэты... Поистине время для романтиков!

Все, что Вас окружает, должно вызывать чувство необыкновенной легкости и тихой радости.

Шикарный зеленый газон, нежный шелест листвы и цветов на клумбе, журчание маленького ручейка, может быть, плеск рыбок, успокаивающие глаз и божественно пахнущая живая изгородь из роз, цветущих почти все лето, или хвойных, не теряющих свой цвет зимой.

Ландшафтный дизайн - это разработка и внедрение мероприятий по преобразованию и оформлению земельного участка. Существует множество решений обустройства территории земельного участка. Это и возведение альпийских горок, и оформление газонов и клумб, организация освещения и полива, включение малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое. От того, насколько профессионально разработан и внедрен проект ландшафтного дизайна, зависит, будет ли на участке уютно и комфортно.

Процесс разработки проекта включает в себя несколько этапов. Прежде чем приступить к работе, дизайнер обговаривает с заказчиком его предпочтения и сумму, которой заказчик располагает. Если это значительная сумма, то клиент может стать обладателем реального произведения искусства ландшафтного дизайна, которое прослужит довольно долго.

Некоторые пожелания клиента могут оказаться невыполнимыми по ряду причин. Например, земельный участок недостаточно просторный или характеристика почвы не позволяет проводить те или иные работы на участке. Поэтому грамотному дизайнеру необходимо обладать внушительным багажом знаний в самых разнообразных областях: геологии, физике, фен-шуй, биологии, химии, геометрии и т.д.

На следующем этапе дизайнер осматривает территорию земельного участка, фотографирует его и берет пробу почвы для химического анализа. На основании проведенных осмотров и исследований готовится эскиз, охватывающий все составляющие элементы проекта. В некоторых случаях на рассмотрение заказчику предоставляется, по его желанию, объемный бумажный макет будущего ландшафта.

На современном этапе выделяют разные стили ландшафтного дизайна: регулярный, сельский, пейзажный, природный, японский, китайский, смешанный. Воплощение того или иного дизайнерского решения зависит не только от платежеспособности клиента, но и от характеристик его участка. К примеру, в зависимости от особенностей почвы на участке и назначения будущего искусственного водоема разрабатывается технология его создания и обустройства. Холмистый земельный участок – идеальный вариант для возведения альпийской горки.

СРЕДСТВА

Закон простоты

Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств. Это аксиома любого художника-прикладника. Оговорюсь сразу: речь не идет о минимализме как художественном направлении. (Убеждена, что в России он прижиться не может. Менталитет у нас не тот.)

Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.

Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко. В борьбе с собой можно предложить такую уловку. Сделать заново какой-нибудь кусочек по всем правилам, не жадничая, не подсаживая то, что не посадить невозможно, да больше некуда. Потом следующий кусочек. Так, метр за метром, участок будет преображаться в сад, а мировоззрение меняться.

Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.

Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеленых комнат», о чем неоднократно писали все цветоводческие журналы. А японский садик устройте где-нибудь возле гаража, в невидимой зоне.

Столь же вредно смешивать разномастные камни и деревяшки. Из случайных, найденных в окрестностях или привезенных на участок друзьями, которые завершили свои проекты, создать что-нибудь приличное удастся вряд ли. Такой «вынужденный набор» подчеркнут скорее нашу бедность, чем фантазию. Хорошие камни приходится покупать, и в достаточном количестве.

Жесткая геометрия (круги, прямые и острые углы) создает излишнюю напряженность, как и всё то, что не встречается в дикой природе (например, валунчики одного размера, бусами лежащие по краю водоема. К тому же они зрительно съедают и без того небольшую площадь.)

Прямые параллельные линии также являются врагом художественного беспорядка. Тем большим, чем меньше размер участка. Четкий ряд одинаковых растений вдоль забора больше акцентирует его, чем маскирует. Дорожка от калитки до крыльца, проходящая поблизости от забора, смотрится особенно тягостно, если забор попытались закрыть зеленой стенкой. Простейший выход из положения – сделать дорожку извилистой, обыграв ее изгибы. Например, посадить кустик, который придется обходить. Или сделать дорожку переменной ширины за счет окружающих ее цветов. И не важно, что ходить вы будете все равно по прямой. А можно высадить плавно изогнувшейся линией настолько яркие цветы, что они возьмут на себя основную зрительную нагрузку.

Главное правило садовой геометрии гласит: кривая линия должна быть осмысленной. У нее должны быть начало, конец и логика. Об этом стоит вспоминать не только прокладывая по клумбе технологическую дорожку, но и высаживая весной рассаду. Кстати, располагать ранние бордюрные цветы непосредственно вдоль дорожки совершенно не обязательно, и, может быть, даже вредно. Они вполне могут поддерживать свою игру линий и пятен в глубине клумбы. На фото 1 показан пример членения клумбы размером 24×5,5 м. Для масштаба рядом стоит человек ростом 1,78 м. Дорожки образуют один рисунок, примулы другой, более вытянутый. Луковичные тоже посажены линиями и пятнами. Получается как бы сетка, наброшенная на сетку. Летом цветоносы высоких растений смыкаются, образуя свой красочный ковер, и первого «этажа» становится не видно.

Закон доминанты

Или, точнее, закон соподчинения и доминанты. Тема царя и его подданных. В любом художественном произведении есть главное и второстепенное. Любое действо разыгрывается в определенных декорациях. В саду это вертикали и горизонтали.

Планировка сада начинается именно с определения доминантных мест. Монотонность утомляет. Мы разбиваем ее вертикалями деревьев и пергол, яркими пятнами цветочных групп. Но и напряженность утомляет не меньше. Восклицательных знаков не должно быть слишком много. Планируя доминанту, следует учесть простое, но важное правило. Чем ярче пятно, тем больше должна быть вокруг него нейтральная территория. Размеры подбираются экспериментально.

Причем доминантой может быть и не самое дорогое, что у вас есть. У нас на участке, расположенном в зоне заказника, где запрещена посадка деревьев и кустарников, в роли доминанты успешно выступают самые заурядные подсолнухи (фото 2). Все гости очень любят фотографироваться возле них.

К слову, в практике градостроительства на Руси доминантами всегда были церковные колокольни. Когда их снесли в двадцатые годы, Москва стала плоской, как сковородка, и разрушить эту пространственную монотонность были призваны сталинские высотки.

На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.

Природа дарит нам три основополагающих природных компонента сада – земля, вода, растения. Под землей понимается не только ее количество и качество, но характер ландшафта тоже. Поэтому, основой садово-паркового ландшафта выступает рельеф. Именно форма рельефа подсказывает дизайнеру, какие принципы ландшафтного дизайна применить, как выстроить композицию и какое стилевое решение выбрать.

Начинайте оформление своего участка только если вы действительно «загорелись». Теоретические познания мало что значат, пока нет огромного желания воплотить свои идеи

Рельеф является наиболее стабильным элементом садового ландшафта. От того, какой он есть, будут выстраиваться остальные компоненты. Занимаясь воплощением ландшафтного дизайна на своем участке, мы имеем дело с фрагментом природного ландшафта, в который сознательно вносим искусственные изменения.

Берем ограниченную определенными размерами природную территорию, внешний облик которой формируем, с учетом характерных особенностей рельефа, имеющихся посадок, качества почвы. В садах, которые расположены на наклонной местности, в склон встраивают крупные камни, валуны, имитирующие скальную поверхность. Высаживают вьющиеся многолетние растения с мощной корневой системой.

В ландшафтном дизайне всё должно соответствовать друг другу, чтобы выходил цельный образ. Выберите одну основную идею и ориентируйтесь лишь на неё

Отталкивайтесь от реальных нужд вашей семьи. Не стоит возводить античные колонны как у соседа, если они вам не нужны

Благодаря этим действиям, сад приобретает выразительный художественный образ и замечательный внешний вид. В таком случае видно, что дизайнер нашел удачное сочетание функциональности и внешней красоты.

В каждом виде искусства есть свои средства выражения творческого замысла. Если это живопись, то основным средством найти образ является цвет, в скульптуре — форма. В садово-парковом искусстве, где применены основы ландшафтного дизайна, заключающиеся в совместном творении природы и человека, диапазон элементов создания художественного образа более обширный. Такими элементами выступают:

  • объекты живой природы – деревья и кустарники, цветы, водоемы;
  • объекты искусственной среды – малые архитектурные формы (садовые скульптуры, дорожки, арки, беседки).

Само наличие этих элементов на участке не обеспечит создание художественного образа. Чтобы получилась целостная, гармоничная картина, все должно быть сделано с применением правила ландшафтного дизайна и найдены определенные художественные способы ее воплощения.

Сделайте ставку на натуральные материалы, позволяющие максимально почувствовать сопричастность к природе

Спроектируйте сначала место для отдыха, а затем наполняйте площадки зелеными насаждениями. Так вы получите удобную структуру, которая позднее станет ещё и красивым садом

Основные принципы ландшафтного дизайна

Прежде чем принять решение по планировке и композиционных моментов, следует детально ознакомиться с особенностями территории. Если ваш участок имеет сложную форму, существенно облегчить себе работу возможно, воспользовавшись одним подходом — разделить на несколько простых зон. Они могут иметь прямоугольную, полукруглую, треугольную или иную форму.

Сад смотрится лучше, если в нем есть несколько четких линий. Например, дорожка или аллея с постриженными кустами

Единство стиля – если дом оформлен в деревенских мотивах, то и сад должен ему соответствовать

Этот подход помогает проанализировать особенности каждой из зон территории и, сделав выводы, гармонично скомпоновать объекты. Объединить все воедино следует придерживаясь определенных проектно-художественных принципов ландшафтного дизайна.

Принцип симметрии, совместно с принципом ритмического контраста. В этом случае, крупные и более мелкие по размеру объекты сада чередуются между собой в геометрической, заданной дизайнером, строгой последовательности. Создавая дизайн, проектировщик всегда ищет «стержень» композиции, ее композиционный центр и «доминантные точки». Опираясь на данный принцип, возникает, к примеру, следующий вариант решения – стержнем становится аллея, размещаемая по продольной оси прямоугольного участка. Центр композиции – круглая беседка, с декоративными элементами. По углам сада – четыре стройных кипариса. Они будут доминантными точками, замыкающими композицию.
Ритм. Простым проявлением ритма, является повторяемая через одинаковые промежутки линейная посадка кустов, деревьев. От умело найденного ритма и размещения акцентов, зависит легкость, полнота восприятия композиции сада. Сделать рисунок сада интереснее, можно с помощью возведения альпинария, террас, беседок, создания динамичного узора мощения дорожек.
Плавные формы. Для тех, кто устал от прямолинейных форм городских построек, при проектировании своего участка, используйте этот принцип. Согласно ему, площадки, клумбы, дорожки, живые изгороди имеют свойственные природе мягкие очертания и изгибы.
Нюанс, контраст. Это противоположные по форме проявления, принципы. Действуя по принципу нюансов, обеспечивается плавный малозаметный переход, от созданных дизайнером форм к природному ландшафту. При использовании контрастов все наоборот. Подчеркиваются различия форм, противопоставляются силуэты, очертания. В отличие от нюанса, контраст имеет свои выразительные особенности.

Плавный изгиб садовой дорожки, ведущей к липовой аллее

Пышный миксбордер кругового обзора на лужайке

Это не все, а только основные принципы ландшафтного дизайна. Стоит отметить принцип масштабности – одна и та же архитектурная форма, будет смотреться по- разному, в зависимости от того, в каком саду расположена. С существующими размерами участка, соизмеряйте масштабы планируемых построек, высоту и форму деревьев, кустарников и клумб.

Смешанная посадка высокорослых деревьев для защиты участка от ветра

Центр композиции – сухой ручей из камня

В сад всегда можно добавить что-то новое и интересное. Чем больше различных уголков и оригинальных идей, тем лучше он выглядит

Как оформить входную зону

Условно, участок делиться на 3 зоны:

  • переднюю часть (входная зона и палисадник);
  • боковые;
  • заднюю (включает в себя внутренний двор).

Разделение участка на зоны создает чувство порядка и аристократизма, подобно комнатам в доме

Входная зона не должна быть перегружена лишними деталями

Входная зона – лицо дома, по которому судят о вкусе жильцов, их образе жизни. Основными функциями этой части сада является создание декоративного эффекта, защита внутренней территории сада и дом от пыли, шума, идущего с улицы.

В этой зоне чаще всего размещают разные функциональные строения: навес под автомобиль, дорогу к гаражу, трансформаторные ящики, колодцы для сточных вод, прочие коммуникационные устройства. При правильном размещении и необходимости, эти элементы декорируются с помощью живой изгороди, решетки с вьющимися растениями.

Простой, но очень красивый заборчик перед входом на садовый участок

Шикарное оформление парадной зоны в восточном стиле

Хвойные растения перед входом в дом стабильны, не требуют сложного ухода, солидно выглядят в любое время года

В передней части принято высаживать декоративные кустарники, хвойники. Располагаются они с таким учетом, чтобы посадки не мешали проникновению солнечного света в окна дома. Симметрично посаженные ели или пихты, могут обрамлять вход в сад, а дополнят композицию фактурные валуны.

Еще необходимо позаботится о том, чтобы входная зона была красиво оформлена в любое время года. Для этого разбивается палисадник с растениями и цветами, дополняющими друг друга по оттенкам и периоду цветения. Живая изгородь из самшита, послужит прекрасным обрамлением дорожке и гаражному подъезду, мощеным природным камнем.

Опирайтесь на своё вдохновение, в нём ключ к созданию действительно потрясающего ландшафта

Участок с уклоном. Недостаток превратим в достоинство

Внутри сада часто встречаются перепады уровня, но это не является недостатком. Мастера ландшафтного дизайна полагают, что сад выглядит привлекательнее, чем многообразнее его рельеф. Дизайнеры помогут связать друг с другом разные уровни, изменить существующий рельеф (убрать или увеличить уклон), сформировать террасы.

Террасы – популярный способ придания наклонному участку ступенчатый вид, но работает до тех пор, пока уклон не слишком большой

При воплощении преобразований, следует учесть несколько важных моментов:

  1. Гармонично вписать природные переходы с созданными вертикальными и наклонными линиями лестниц, откосов, подпорных стен.
  2. При формировании горизонталей, стараться обеспечить такой уклон поверхностей, при котором, не будет происходить смыв плодородных слоев почвы. Важно, чтобы уклон был достаточным, способствовал удалению лишней дождевой воды, не давать ей собираться в лужи посреди сада.
  3. Произвести земляные работы – создать основу. Нужно сделать планировку местности, создать основной слой под засыпку или выемку земли, заняться выкапыванием ям и канав, сформировать откосы, засыпать или убрать землю.

Для подпорной стенки из камня высотой в пределах полуметра фундамент не нужен, достаточно правильной укладки и скрепления раствором

Подпорная стенка высотой в метр и выше требует определенной компетентности в строительном деле

Их внешний вид способен повлиять на эстетику сада. Строят их там, где есть откосы, присутствуют большие перепады рельефа, созданы разно-уровневые террасы. Чаще всего воздвигают подпорные стены между террасами.

Материал, из которого выполняют опоры – натуральный камень, сборные бетонные элементы и кирпич, если высота стены небольшая. Выбор материала понятен, так как позволяет создавать интересные архитектурные композиции, прочен и долговечен.

Каменные конструкции отлично вписываются в природный ландшафт и служит многие десятилетия

Деревянная подпорная стенка весьма интересна с точки зрения дизайна, но менее долговечна даже при условии использования твердых пород древесины

Кроме подпорных стен, для закрепления грунтовой поверхности откосов, используют несколько приемов: засев травой, укладка дерна, высадка кустарников. Невысокие подпорные стенки могут заменить садовые скамейки. Следует избегать воздвижения чрезвычайно высоких подпорных стен, из-за возможного нарушения гармоничного восприятия целостности пейзажа и во избежание дополнительных расходов.

Совет! Высокую стену лучше заменить двумя, тремя более низкими. Это облегчит переход между уровнями и не внесет диссонанс в естественность рельефа участка.

При выборе насаждений отдавайте преимущество растениям, растущим в естественных условиях на склонах и камнях

В ландшафтном дизайне существует много принципов и методов, как правильно оформить свой участок. Одна статья не в силах отразить всю информацию. Если у вас небольшой участок, воплощать все на нем, будет неуместно. Выберите несколько правил, которым будете следовать, подходящим вашему мировоззрению, количеству средств и времени, которое вы можете потратить. Этого будет достаточно для создания вашего оазиса!

Не хотите возится с газонами, рокариями и альпийскими горками? Обустройте дикий склон из камня и растений, которые не дают грунту разрушаться своими корнями

Видео: пример удачной реализации собственного ландшафтного проекта

тема 4 Ландшафтный дизайн

Ландша́фтный диза́йн - искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Задачи ландшафтного проектирования участков - это, прежде всего, создание гармоничных и красивых ландшафтов, а также оптимизация пространства и реализация возможностей функционально использовать территорию. Грамотное ландшафтное проектирование, которое выполняют опытные специалисты, учитывает назначение территории, ее размер, экологические условия. Более того, удачный ландшафтный дизайн способен во многом изменить к лучшему и исходные данные: создать более благоприятный микроклимат, видоизменить рельеф, сделав его более интересным и привлекательным, улучшить экологию, за счет посадки растений, дающих кислород и фильтрующих атмосферу, устройства искусственных водоемов, увлажняющих воздух.

История ландшафтного дизайна

Как известно, начало ландшафтного дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, «замки», «крепости», «дворцы» или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.

XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафтном дизайне. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Рассматривая садовые строения из кирпича и камня, мы упоминали роль стилизованных животных в ландшафтном дизайне Фэн-Шуй. Но этим искусство Фэн-Шуй не ограничивается. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Многие считают, что процветание Тайваня и Гонконга связано именно с Фэн-Шуй, так как каждый уважающий себя бизнесмен в этих странах пользуется услугами специалистов данного искусства. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности - вот отличительная черта Фэн-Шуй. Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта.

Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой горожанин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу - «небесные врата» и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла.

Размещение дома на участке тоже имеет очень важное значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.

Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.

Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веко в. до н.э. Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру. Из Европы архитектура беседок перекочевала, а Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.

Виды ландшафтных работ

    Декоративное покрытие садовых дорожек

    Живая изгородь

    проектирование ландшафтного дизайна

    строительство заборов

    дорожки и площадки

    выбор газона

    подпорные стены

    строительство прудов и бассейнов

    водонапорные сооружения

    системы полива

    посадки крупномеров

    посадка хвойных растений

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Рассмотрим основные правила создания ландшафтной композиции, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.

- Единство и соподчиненность . В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

- Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части 3:5: При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый темный, большой маленький, высокий низкий, гладкий шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная плакучая, шаровидная колоновидная; по фактуре: шероховатая глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Законы линейной и воздушной перспективы

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

    все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точки

    вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;

Воздушная перспектива -изменение цвета,яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя. Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Построение пейзажной картины.

Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.

Искусство ландшафтного дизайна, находящийся на стыке разных направлений проектирования, архитектуры и строительства, с одной стороны, и философии, истории культуры и биологии, с другой.

На практике этот вариант дизайна проявляет благоприятное влияние на окружающую среду.

Подобные действия, заложенные в дизайнерский план, ориентированы на озеленение муниципальных и окрестных земель вашего приусадебного участка.

Ландшафтный дизайн. Краткий экскурс

Главной целью ландшафтного дизайна считается создание красоты, полной гармонии человека вместе с природой.

Курс настроен на то, чтобы попробовать смешать урбанистическую жизнь мегаполисов с большими многоэтажными домами, учреждениями и постройками современного размера с природной красотой различных цветов на клумбах, прелесть зелёных деревьев, высаженных в скверах и парках, аромат свежей весенней травки на муниципальных аллеях.

Ландшафтный дизайн переплетается с архитектурными комбинациями различных стилей, сплочённых с историческими эрами в стилях гуманизма и функционализма, эклектики и ар-деко, классицизма и конструктивизма, модерна и барокко. Эти принципы сменяют себя в разное историческое время, полностью изменяя не только сам стиль, но и курс дизайнерских мыслей.

Читайте также:

Замиокулькас

Архитектурный стиль возник в итоге освоения композиций построек и возведения зданий в эру конструктивизма. Он характеризует любую постройку с совершенно новой стороны, с личным определённым дизайнерским планом, который запечатлено на столетия в эпоху модерна и барокко.

Выходит в более общее определение - ландшафтное проектирование. Архитектурный стиль выражается в отличительных чертах конкретного времени и места.

Это идеи и мечты дизайнера, которые прекрасно воплощаются в жизнь и выявляется в использовании особенных отделочных материалов в строительстве роскошных дворцов и , памятников архитектуры определённого века.

Модернистские особенности такого восхитительного стиля отображаются на величии зданий, различающихся функциональностью зданий, конструктивностью дизайнерских планов и заключений.

Искусственной стороной есть направление зданий, используемые строительные и облицовочные материалы для образования определённой конструкции, а также дизайнерские приёмы архитектурной композиции.

Описанные факторы так либо иначе влияют на формирование архитектурного стиля.

Стили ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн любого приусадебного участка очень ярко отображает стиль жизни и предпочтения его хозяина. Это стало основной причиной появления разных стилей оформления территорий, примыкающих к дому.

Читайте также:

Аспидистра

Сегодня существует много стилей ландшафтного дизайна, но наиболее популярными являются следующие: кантри, прованс, китайский, японский сад.

Стиль кантри характеризуется применением натуральных материалов: дерева , и , созданием , и . Обязательно также наличие кустарников и плодовых деревьев.

В переводе с английского слово «кантри» означает «деревенский», поэтому данный стиль настолько сильно близок к природному пейзажу окружающей местности.

Здесь вовсе необязательно присутствие большого числа элементов , достаточно лишь гармонично поставить плетеную изгородь, садовые кувшины и колеса от деревянной телеги.

Стиль прованс. Этот стиль очень характерный для Франции, а отличается он наличием множества ярких цветов с сильным ароматом, пальметт, посаженных вдоль стены, и плетеной мебели.

Стиль прованс является очень изысканным и красивым, но для его создания нужно много средств и свободного времени. Кроме того, в этом стиле требует тщательного и довольно сложного ухода.

Китайский стиль сегодня очень популярен в Западной Европе, и объяснение этому достаточно простое. Основой китайского стиля является древняя философия учения фэн-шуй. Все элементы ландшафтного дизайна располагаются самым непосредственным образом, что отображается на самочувствии владельца данного участка.